Модульная технология обучения как средство познавательной и личностной сферы учащихся на уроках русского языка

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


I. Введение

Руководящей основой дидактики пусть будет
исследование и открытие метода, при котором
учащие меньше бы учили, а учащиеся больше
бы учились, в школах было бы меньше шума,
одурения, напрасного труда, а больше радостей
и основательного успеха.

Ян Амос Коменский

Как воспитать свободную творческую личность? Эта цель педагогической деятельности имеет безусловный приоритет.

В любом учебно-воспитательном процессе учитель имеет дело с индивидуальностями, у которых свои интересы, возможности, потребности и мотивы. Отсюда следует, что обучение всех детей по унифицированным программам и методикам не может обеспечивать полноценное развитие каждого.

Целью педагогических систем является превращение человека из объекта управления (обучения, воспитания) в субъект управления, формирование у него самостоятельности и способности к самоуправлению (самовоспитанию, самореализации). Для этого необходим инструктивный стиль отношений между учителем и учеником, предполагающий апеллирование к личности ученика, учет его индивидуальных способностей и ориентацию на них.

В связи с предъявляемыми новыми требованиями к организации учебно-воспитательного процесса мне пришлось обратиться к поиску инновационных технологий, форм и методов обучения.

Одной из технологий, дающих ключ к решению указанных проблем, является модульная технология обучения.

В 2008-2009 учебном году я работала в 9 классе, где обучались дети с разными учебными возможностями. Из 27 ребят 17 учились на "4" и "5", остальные - на "3". Поэтому передо мной встала задача активизировать деятельность всего класса, включить в учебный процесс каждого ученика. Я поняла, что для успешного выполнения поставленных задач наиболее приемлема именно эта технология. Прежде всего, меня в этой методике привлекло то, что каждый ученик должен не только получать знания, но и "добывать" их, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно, помогать товарищу, учить общаться с одноклассниками и отвечать за результаты своего труда. Я решила опробовать данную технологию на уроках русского языка.

В 2009-2010 году продолжаю работу по модулям в 8 классе.

В данной работе отражены особенности применения модульной технологии на уроках русского языка с использованием модульных карт, компьютерных средств обучения для развития личностной и познавательной сферы учеников.

II. Основные преимущества модульной технологии

Технология модульного обучения, как личностно-ориентированная, позволяет одновременно оптимизировать учебный процесс, обеспечить его целостность в развитии познавательной и личностной сферы учащихся.

Цель модульного обучения - содействие развитию самостоятельности учащихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.

Модульное обучение базируется на деятельностном принципе: только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий обучающегося, причем не эпизодических, а системных. Модульная технология строится на идеях развивающего обучения посредством дифференциации содержания и дозы помощи учащемуся, а также организации учебной деятельности в разных формах (индивидуальной, групповой, в парах постоянного и сменного состава). В основании модульной технологии находится и программированное обучение. Интенсивный характер технологии требует оптимизации процесса обучения, т.е. достижения наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и средств.

Из положительных аспектов данной технологии я выделила для себя следующие:

  • жесткая последовательность действий, законченность блоков содержания, предполагающая движение ученика с постепенным погружением в детали циклов;
  • индивидуальный темп обучения, адаптация к индивидуальным особенностям обучаемых за счет исходной диагностики знаний и темпа усвоения;
  • обязательный самоконтроль;
  • формирование ориентировочной основы действий;
  • гибкое управление обучением;
  • рефлексивный подход

III. Организация работы по модульной технологии на уроках русского языка

Как и любая педагогическая технология, модульная предполагает целенаправленный процесс проектирования содержания, способов деятельности специально организованными средствами для достижения прогнозируемого результата.

Своей задачей на уроках я вижу создание особых условий для включения каждого ученика в деятельность, соответствующую его зоне ближайшего развития. Чтобы реализовать данную систему, в своей работе я придерживаюсь следующих принципов:

  • не навредить ученику;
  • дать установку на успех;
  • признать всеобщую талантливость с учетом неизбежности перемен, согласно чему суждение о человеке не может быть окончательным;
  • снять тревожность, страх перед "двойкой", напряженность в отношениях учителя и ученика;

Отсюда основные правила работы:

  • не сравнивать детей друг с другом;
  • сравнивать успехи ученика с его личными результатами для установления зоны развития;
  • работа в положительном эмоциональном фоне. Доверительные отношения в системах "учитель-ученик" и "ученик-ученик", отсутствие чувства неуверенности, вера в свои силы и успех, постоянная возможность вовлечения всех в совместную учебную деятельность с учетом интереса каждого способствует успешности обучения.

Идея модульной технологии, ее внедрение в учебный процесс предполагает почти самостоятельное усвоение учеником учебного материала при работе с модулем.

На промежуточных этапах работы над модулем я не столько контролирую работу учащихся, сколько устанавливаю степень усвоения изучаемого материала и помогаю учащимся скорректировать свою учебную деятельность.

"Технологичность процесса" заключается в повторяемости работы над модулями при разнообразии содержания и емкости модулей, чем в конечном итоге и вырабатывается осознаваемый учащимися механизм управления своей самостоятельной учебной деятельностью.

Первый этап работы по данной технологии включает в себя составление модульной программы.

В результате экспериментального поиска мною разработаны и внедрены в учебный процесс модульные программы для индивидуальной работы учащихся на уроках русского языка по следующим темам: "Сложносочинённые предложения" (9кл.), "Сложноподчинённые предложения" (9 кл.), "Пунктуация в сложных предложениях" (10 кл.) и "Односоставные предложения" (8 кл.).

СТРУКТУРА МОДУЛЯ

Номер учебного элемента Название учебного элемента. Цели и задачи формулируются для ребёнка. Управление обучением (содержание, формы, методы). Рекомендации (Как сделать?) Время работы. Как работать. Оцени работу по эталону, ключу. Взаимопроверка.
УЭ -0 Цели и задачи модуля. Актуализация целей. Методическ. руководство. Необходимые знания и умения. Работа в парах. Взаимопроверка
УЭ- 1 Учебный модуль. Цель элемента. Входной контроль. Пояснения к учебному материалу.  
УЭ - 2 Обобщение. Цель элемента. Источники информации, алгоритмы решения заданий.    
УЭ - 3 Контроль (самоконтроль и выходной контроль по трём уровням).     Проверка по ключу, эталону.

Для оценивания работы учащихся мною применяется рейтинговая форма контроля, которая позволяет учащимся видеть результаты своей деятельности. Составляю лист учёта контроля, который раздаю каждому ученику перед началом урока (или в конце изучения целого блока). По этому листу ученик сам выставляет себе оценку по количеству набранных им баллов.

ЛИСТ УЧЁТА КОНТРОЛЯ
Фамилия, имя ученика

Учебный элемент (этапы работы) Количество баллов по номерам заданий Итого (кол-во баллов)
  №1 № 2 № 3  
УЭ - 1.
Проверка изученного материала.
УЭ - 2.
Изучение нового материала
УЭ - 3.
Обобщение изученного материала.
УЭ - 4.
Закрепление. Контроль.
Итого:
Оценка:
       

Фактором упрощения внедрения модульной технологии для меня является разделение класса на подгруппы, что даёт возможность осуществить преобразующую, консультирующую и коррекционную функцию учителя, направленную на оказание индивидуальной помощи каждому ученику.

Организация учебно-воспитательного процесса в рамках модульной технологии по определённому разделу русского языка имеет у меня следующую примерную схему:

  • 1-й урок - Осознание структуры темы, установка на работу.
  • 2-й - 3-й уроки - Вводная лекция, объединяющая несколько параграфов, составление опорного конспекта.
  • 4-й урок - Семинар-практикум качественных и количественных заданий, консультация по теории и отработка алгоритмов.
  • 5-й урок - Практические, лабораторные работы по теме.
  • 6-й урок - Зачёт-контроль знаний.
  • 7-й урок - Контрольная работа.
  • 8-й урок - конкурс, игра, викторина и т.д.

С целью отслеживания итогов образовательного процесса и отдельных его этапов необходимо иметь четкое представление о плодах совместной деятельности учителя и ученика. Очень важным здесь видится этап предвосхищения результата, его прогнозирования. Исходя из этого, при разработке уроков стараюсь придерживаться следующей схемы:

  • изучаю имеющиеся источники информации.
  • оцениваю стартовые возможности учащихся для изучения новой темы (входной тест).
  • осуществляю диагностическое целеполагание (отбираю учебные элементы, определяю цели их изучения и инструменты для контроля и самоконтроля).
  • определяю объём работы, которую будут выполнять ученики.
  • планирую управление деятельностью учеников.
  • разрабатываю промежуточные и итоговые тесты для проверки знаний.

IV. Результативность опыта

Деятельность по использованию модульной технологии на уроках русского языка с новейшими техническими средствами обучения осуществляется мною в следующей последовательности:

- знакомство на этапе изучения

  • Изучение литературы, методических пособий и опыта коллег по разработке модульных программ.
  • Знакомство с научно-методическими основами модульного обучения профессора Третьякова П.И. "Передовые технологии в учебном процессе".
  • Курсов: "Информационные технологии в деятельности учителя предметника", "Информационно-коммуникационные компетентности и современные образовательные технологии (ИКК и СОТ)" (Красноярский краевой институт повышения квалификации работников образования); "Теория и практика преподавания русского языка и литературы в современной школе" "ИКТ на уроках русского языка и литературы" (Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. г.Москва).

- применение, адаптация на этапе практики

  1. Использование методических разработок уроков по модульной технологии, их корректировка;
  2. Проведение контрольных срезов с целью определения уровня обученности в начале экспериментальной деятельности.
  3. Обработка результатов проведенных срезов, их диагностический анализ.
  4. Анкетирование учащихся с целью выявления степени удовлетворенности модульной организацией процесса обучения русскому языку.
  5. Осмысление и внесение собственных элементов
  6. Разработка модульных уроков по русскому языку;
  7. Участие в семинарах по тематике инноваций в образовании в работе предметной кафедры и творческой лаборатории.
  8. Подготовка практических материалов для Всероссийского конкурса "Педагогические инновации - 2010" модульных уроков русского языка в 8 классе по теме "Односоставные предложения".

Одной из важнейших целей любой педагогической технологии и задачей, стоящей перед школой, является повышение качества обучения и воспитания учащихся. Качество обучения отражает состояние и результативность учебного процесса. Критериями оценки результатов обучения определены: уровень обученности учащихся, их личностное развитие, здоровый образ жизни. Показателем обученности учащихся является степень усвоения учебного материала в соответствии с требованиями учебных программ и образовательных стандартов, динамика результатов учебной деятельности учащихся за определенный период обучения, сформированность у них общеучебных умений и навыков, а также результаты участия в олимпиадах, конференциях и т.д..

Достаточно высокий уровень результативности процесса обучения, успехи учащихся, обучаемых по модульной технологии, свидетельствуют об эффективности её применения на уроках русского языка. Качественный характер изменений находит выражение в повышении качества знаний учащихся.

Проведенная оценка результатов обучения с использованием модульной системы организации учебно-воспитательного процесса свидетельствует об эффективности проводимой работы.

Показателем, подтверждающим развитие творческого потенциала учащихся при использовании модульной технологии, является и увеличение числа участников и призеров олимпиад по русскому языку, научно-практических конференций.

Опыт работы по использованию технологии модульного обучения позволяет сделать следующие выводы:

  1. Неоспоримо достоинство данной технологии в возможном перераспределении учебного времени, выигрыш которого за счет ускоренного прохождения обязательной теоретической части модуля позволяет значительно увеличить объем заданий, дает возможность углубленно рассмотреть некоторые разделы курса русского языка, провести нестандартные занятия, что сказывается на прочности усвоения знаний и активизации познавательной деятельности учащихся.
  2. Модульная технология обучения апробирована мною в разных классах. Наиболее эффективна работа по данной технологии в профильных классах, где мотивация учебной деятельности высока, и в параллелях старшего звена, когда у учащихся достаточно сформированы познавательные мотивы, самоконтроль, умение сосредоточиться.
  3. Сложностью в применении модульной технологии является отсутствие соответствующего дидактического обеспечения, необходимость подбора, составления заданий разных уровней сложности, изготовление раздаточного материала, тестовых заданий, разработка модулей к отдельным урокам. Это требует больших затрат времени. Положительный результат виден сразу. Работать интереснее, но значительно сложнее.
  4. Учащиеся достигают определенного уровня осознанного отношения к учению, трудолюбия, самодисциплины.
  5. Обязательным условием успешного применения модульной технологии является личный собственный опыт творческой деятельности по ее реализации.

Технология модульного обучения является адаптивной, способствует сохранению уровня психофизического здоровья, снижению тревожности, росту самостоятельности и качеству обучения. Она научно актуальна: в ней сочетаются новые подходы к обучению и традициям, накопленные с момента возникновения обычного комбинированного урока. Технология имеет широкий диапазон внутреннего саморазвития, в ней заложена энергия постоянно развивающейся системы. Опыт ее применения неизбежно приводит к росту компетентности учащихся и учителей. Информационные технологии в модульном обучении сочетают в себе стимулы повышения профессионального мастерства с выполнением общественно важной миссии - подготовки способных, увлеченных людей.

V. Библиографический список.

  1. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии -М., 1996г.
  2. Кларин И.П. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках - М., Арена, 1994г.
  3. Левитес Д.П. Современные образовательные технологии - Новосибирск, 1999г.
  4. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе - Мн., Новая школа, 2001г.
  5. Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шыбанова Г.М. Управление образовательными.- Москва: "Академия" 2005.