Интегрированный урок-исследование по изобразительному искусству по теме "Эпоха. Стиль. Чехов"

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (912 кБ)


Цель: создание эскизов костюмов Чеховских героев.

Задачи:

  • актуализировать и расширить приобретенные знания о стилях в одежде;
  • прививать интерес к искусству через самостоятельное извлечение информации о стилях в искусстве;
  • воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к искусству через знакомство с особенностями стилей моды;
  • развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность через использование нетрадиционной формы проведения урока;
  • создать атмосферу общего успеха через работу в группах и "беспроигрышного" варианта результата урока.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Тип урока: интегрированный урок исследование.

Формы: фронтальная, групповая.

Оборудование и материалы: ПК, проектор, художественные материалы презентация.

Зрительный ряд: презентация, иллюстрации к произведениям А.П. Чехова (Приложение 1).

Музыкальный ряд:  музыка Чайковского.

Раздаточный материал: эскизы костюмов, энциклопедии, справочный материал.

Содержание  урока.

  1. Мотивация учащихся – 2 мин.
  2. Сообщение темы и ожидаемого результата урока – 3 мин.
  3. Творческий поиск – 12 мин.
  4. Самостоятельная работа – 15 мин.
  5. Контрольно –оценочный этап – 5 мин.
  6. Сообщение домашнего задания – 3 мин.

Этапы  урока

Содержание

Виды деятельности

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Мотивация
Эпиграф: Без творческих поисков нет подлинного искусства.
Учитель читает эпиграф (2 слайд) Слушают, рассуждают, осознают
2. Целеполагание Учитель организует  деятельность учащихся, предлагая тему и серию вопросов.

1. Зачитать тему
2. Что вы создавали на предыдущих уроках?
Цель: создать эскиз костюма Чеховских героев.
3. Чтобы создать костюм соответствующий той или иной эпохе необходимо (слайд 3)

  • изучить историческую эпоху чеховских героев
  • определить стиль в искусстве
  • охарактеризовать особенности костюма определенного стиля

– Итак, вы начинаете творческие поиски

Слушают, формулируют задачи урока, планируют последующую деятельность.

 

 –  костюмы различных стилей исторических эпох.

3. Организация деятельности

(4 слайд) Портрет Чехова, даты.

(5 слайд) образ эпохи,

(6 слайд) женский костюм стиля модерн

(7 слайд) мужской костюм стиля модерн
(8, 9 слайд) чеховские герои

–  Сегодня мы обращаемся к творчеству  нашего земляка А.П.Чехова

–  В какую историческую эпоху жил, лечил и творил Чехов?

–  Обратимся к временным рамкам жизни А.П.Чехова

– Что создает стиль во времени?

–  Рассматривая презентацию выделяем особенности стиля модерн

Слушают, смотрят, отвечают, т.е. участвуют в диалоге

Определяют историческую эпоху – модернизм

– Ход исторической жизни, требование быта.

4. Самостоятельная работа релаксация (звучит классическая музыка) Знакомства с условиями изображения эскиза.
Правило работы над эскизом
Во время выполнения рисунка учитель совершает целевые обходы и консультирует учащихся, помогает им.
Слушают, смотрят, изображают карандашом
5. Контрольно-оценочный этап. Рефлексия Учитель создает условия для благоприятного анализа собственной и партнерской деятельности учащихся на уроке, для подведения итогов.
Выставляются оценки.
Презентация эскизов: учащиеся, завершившие работу, объясняют костюм какого персонажа они создали.
Учащиеся  отвечают на вопросы учителя, оценивают работу одноклассников, собственно, деятельность, приобретают навык самоанализа деятельности.
6. Домашнее задание Комментирует домашнее задание. Получают карточки с персональными домашними заданиями

ХОД УРОКА

1. Мотивация

– Для нашего урока я предлагаю ВАМ эпиграф (слайд 2)
– Как, вы, понимаете эту фразу? (Выслушать ответы детей)
Значит, чтобы создать произведение искусства необходимо…
Для творческих  поисков класс разделен на группы. В группе  каждый член имеет свои обязанности
Каждая группа начинает поиск сегодня  уроке: ЭПОХА СТИЛЬ ЧЕХОВ.

2. Целеполагание

– Что вы создавали на предыдущих уроках? (Костюмы различных стилей исторических эпох.)
– Цель урока, создать эскиз костюма чеховских героев. Чтобы создать костюм соответствующий той или иной эпохе необходимо (слайд 3)

  • изучить историческую эпоху  чеховских героев
  • определить стиль в искусстве
  • охарактеризовать особенности костюма определенного стиля

– Итак, вы начинаете творческие поиски (слайд 4)

Появляется портрет А.П.Чехова.

3. Организация деятельности

Сообщения учащихся, выступления критиков 

1. ЧЕХОВ Антон Павлович , русский писатель, почетный академик Петербургской Академии наук . Родился  17 января 1860 г. в Таганроге в многодетной семье купца третьей гильдии, владельца бакалейной лавки. Семья Чеховых  – талантливая, давшая несколько писателей и художников. 

2. Учился в классической гимназии, одновременно помогая отцу в торговле. Затем поступил на медицинский факультет московского унив. и в 1884 г. получил степень врача. К гимназическим годам относятся первые литературные опыты Чехова – водевили, сцены, очерки, анекдоты и т. п.; некоторые из них он посылает в редакции столичных юмористических журналов.

3.Начинал как автор фельетонов и коротких юмористических рассказов (псевдоним – Антоша Чехонте и др.). Основные темы творчества – идейные искания интеллигенции, недовольство обывательским существованием одних, душевная «смиренность» перед пошлостью жизни других.

4. В многочисленных рассказах  Чехов обращается к исследованию души современного человека.
– В какую историческую эпоху жил, лечил и творил Чехов? (Вторая половина 19 в.)

Если затрудняются обратиться к временным рамкам жизни А.П.Чехова

Отчет исследователей  (слайд 5)

1. МОДЕРНИЗМ (от франц. moderne – современный), в искусстве – совокупное наименование художественных тенденций, утвердивших себя во второй половине 19 века в виде новых форм творчества, где возобладало уже не столько следование духу природы и традиции, сколько свободный взгляд мастера, вольного изменять видимый мир по своему усмотрению, следуя личному впечатлению, внутренней идее.

2. Именно в этот исторический период появляются такие творения: В 1889 году для Всемирной выставки в Париже по проекту французского инженера А. Г. Эйфеля была сооружена стальная башня (высота 300 м, сторона квадрата основания 123 м, вес 9 тыс. т). Впоследствии получила название Эйфелевой башни и стала визитной карточкой столицы Франции.

3. С конца 1879-х и все 1880-е великий русский композитор П. И. Чайковский (1840-93) исключительно активен в творческом отношении. Среди созданного им – оперы «Орлеанская дева» (1879),  «Черевички» (1885), «Чародейка» (1887), балет «Спящая красавица» (1889 и многие другие произведения. Чайковский остается самым исполняемым и известным в мире русским композитором. В 1891 началось строительство железной дороги, получившей название Транссибирская магистраль. В 1895 русский физик и электротехник смонтировал первый в мире радиоприемник
В 1902 выдающийся русский художник М. А. Врубель (1856-1910) в историю искусства вошел как самобытный выразитель тенденций символизма и модерна в русской живописи и графике («Демон», «Сирень», «Пан»).
Реализм передвижнического толка, а затем импрессионизм (достигающий особой, бравурной свободы мазка в «Государственном Совете») и модерн присутствуют в творчества Ильи Репина. В эту эпоху создают свои полотна портретист Крамской, В.И. Суриков создает полотна исторического жанра

4. Модернизм охватил все виды творчества, но вдохновляющий пример литературы и музыки (Ш. Бодлера во Франции, Р. Вагнера в Германии, О. Уайльда в Англии) был особенно важным. Именно в этот исторический момент всемирный духовный резонанс обретает русская литература (прежде всего, в лице Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и А. П. Чехова); соприкасаясь с модернизмом, порой критически-оппозиционная к нему, она так или иначе мощно стимулирует его поиски.
– Спасибо,  (подвести итог)  Что создает стиль во времени? (Ход исторической жизни, требования быта)
– А теперь обратимся непосредственно к костюму  стиля модерн. (Слайд 6)

Слово стилистам:

– Мода конца столетия полна новых тенденций, а также повторений моды времен минувших.
– В 1889 году третья французская республика отмечает столетний юбилей, в честь которого сооружается Эйфелева башня. Возможно, именно этот юбилей напомнил моде о бурных годах конца XVIII века. Снова поднимается волна стиля ампир (1892), снова модны кружева (1893), снова турецкий орнамент вдохновляет художников-модельеров. Как в архитектуре, так и в моде побеждают «функциональные» элементы.
Только в конце XIX века мода создает новый тип одежды с юбкой клеш и «ветчинообразными» рукавами, помогающий созданию как спортивной, так и вечерней одежды в стиле модерн (придающей фигуре «5»-образную форму), единый стиль которой смирит все противоположности. Этот костюм отказывается от всего старого и присягает новой вере.
В начале XIX столетия главной принадлежностью мужского туалета был фрак. (Слайд 7). Его носили не только как придворный костюм и мундир, но и в простом обиходе.
ФРАК (франц. –  frac), мужской вечерний костюм особого покроя – короткий спереди, с длинными узкими полами (фалдами) сзади. Используется в особо торжественных случаях. Фрак – обязательная одежда для дирижеров. К фраку положено одевать белый пикейный жилет и белый галстук-бабочку. Поэтому, если гостей приглашают во фраках, на приглашении обязательно указывается «White tie» (буквально – белый галстук).
Сильно распространены были однобортные жакеты из клетчатой материи с простеганными или обшитыми тесьмой бортами. Появившийся в это же время наружный боковой карман на груди нередко снабжался клапаном. Широкий воротник шалью был то широким, то средним. Пуговицы были костяные, роговые, перламутровые и деревянные; последние обтягивались материей. Отличались они довольно значительной величиной и «фасонировались».
Рядом с плотно прилегающими и мешковатыми жакетами появились в шестом десятилетии такие, которые своим покроем напоминали куртки. С этого времени сюртуки. СЮРТУК (от франц. surtout – широкое верхнее платье), мужская верхняя приталенная одежда до колен, с воротником, со сквозной застежкой на пуговицах.

Подвести итог:

– Что нового появилось в одежде?
– Какие новые элементы, дополнения?
Обратить внимание детей на чеховской  героев, созданных современниками Чехова и созданных нашими современниками.  (Слайд 8)
– Каждый видит чеховских героев по своему, и вы сегодня создадите свои эскизы костюмов чеховских героев, отразив направления модернизма в одежде.
– Кто же герои чеховских произведений?

 Показ иллюстраций к чеховским произведениям. (Приложение 1)

4. Самостоятельная работа релаксация (звучит классическая музыка П. И. Чайковский)

– Эскиз – это?

ЭСКИЗ (франц. esquisse), предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения.

Знакомства с условиями изображения эскиза. На доске появляются требования к выполняемой работе.

Правило работы над эскизом

  • соответствие стилю
  • применение элементов характерных стилю
  • композиция на листе бумаги
  • аккуратность в работе

Во время выполнения рисунка учитель совершает целевые обходы и консультирует учащихся, помогает им.

5. Контрольно-оценочный этап

Рефлексия: учитель создает условия для благоприятного анализа собственной и партнерской деятельности учащихся на уроке, для подведения итогов.

Презентация эскизов: учащиеся, завершившие работу, объясняют костюм какого персонажа они создали.

Оценка деятельности на уроке: учащиеся высказывают свое мнение об уроке, заполнив сигнальные листы.

6. Домашнее задание

Комментирует домашнее задание: сделать на карточках и раздать, соответственно ролям.

Используемая литература:

  1. А.С.Питерских  Г.Е.Гуров  Дизайн и архитектура. М. «Просвещение» 2009.
  2. Электронная версия энциклопедии «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»
  3. http://ru.wikipedia.org/wiki Электронная энциклопедии «Большая энциклопедия моды»

Идея урока взята с интегрированного урока по теме "Мода – зеркало стиля эпохи" Сальниковой Нины Петровны, учитель технологии Заугаровой Ольги Юрьевны, учитель ИЗО, МХК