Цель: создание эскизов костюмов Чеховских героев.
Задачи:
- актуализировать и расширить приобретенные знания о стилях в одежде;
- прививать интерес к искусству через самостоятельное извлечение информации о стилях в искусстве;
- воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к искусству через знакомство с особенностями стилей моды;
- развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность через использование нетрадиционной формы проведения урока;
- создать атмосферу общего успеха через работу в группах и "беспроигрышного" варианта результата урока.
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Тип урока: интегрированный урок исследование.
Формы: фронтальная, групповая.
Оборудование и материалы: ПК, проектор, художественные материалы презентация.
Зрительный ряд: презентация, иллюстрации к произведениям А.П. Чехова (Приложение 1).
Музыкальный ряд: музыка Чайковского.
Раздаточный материал: эскизы костюмов, энциклопедии, справочный материал.
Содержание урока.
- Мотивация учащихся – 2 мин.
- Сообщение темы и ожидаемого результата урока – 3 мин.
- Творческий поиск – 12 мин.
- Самостоятельная работа – 15 мин.
- Контрольно –оценочный этап – 5 мин.
- Сообщение домашнего задания – 3 мин.
Этапы урока
Содержание | Виды деятельности |
|
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
|
1. Мотивация Эпиграф: Без творческих поисков нет подлинного искусства. |
Учитель читает эпиграф (2 слайд) | Слушают, рассуждают, осознают |
2. Целеполагание | Учитель организует деятельность
учащихся, предлагая тему и серию вопросов. 1.
Зачитать тему
– Итак, вы начинаете творческие поиски |
Слушают, формулируют задачи урока,
планируют последующую деятельность.
– костюмы различных стилей исторических эпох. |
3. Организация деятельности (4 слайд) Портрет Чехова, даты. (5 слайд) образ эпохи, (6 слайд) женский костюм стиля модерн (7 слайд) мужской костюм стиля модерн |
– Сегодня мы обращаемся к
творчеству нашего земляка А.П.Чехова – В какую историческую эпоху жил, лечил и творил Чехов? – Обратимся к временным рамкам жизни А.П.Чехова – Что создает стиль во времени? – Рассматривая презентацию выделяем особенности стиля модерн |
Слушают, смотрят, отвечают, т.е.
участвуют в диалоге Определяют историческую эпоху – модернизм – Ход исторической жизни, требование быта. |
4. Самостоятельная работа релаксация (звучит классическая музыка) | Знакомства с условиями изображения
эскиза. Правило работы над эскизом Во время выполнения рисунка учитель совершает целевые обходы и консультирует учащихся, помогает им. |
Слушают, смотрят, изображают карандашом |
5. Контрольно-оценочный этап. Рефлексия | Учитель создает условия для
благоприятного анализа собственной и
партнерской деятельности учащихся на уроке, для
подведения итогов. Выставляются оценки. |
Презентация эскизов: учащиеся,
завершившие работу, объясняют костюм какого
персонажа они создали. Учащиеся отвечают на вопросы учителя, оценивают работу одноклассников, собственно, деятельность, приобретают навык самоанализа деятельности. |
6. Домашнее задание | Комментирует домашнее задание. | Получают карточки с персональными домашними заданиями |
ХОД УРОКА
1. Мотивация
– Для нашего урока я предлагаю ВАМ
эпиграф (слайд 2)
– Как, вы, понимаете эту фразу? (Выслушать
ответы детей)
Значит, чтобы создать произведение искусства
необходимо…
Для творческих поисков класс разделен на
группы. В группе каждый член имеет свои
обязанности
Каждая группа начинает поиск сегодня уроке:
ЭПОХА СТИЛЬ ЧЕХОВ.
2. Целеполагание
– Что вы создавали на предыдущих уроках?
(Костюмы различных стилей исторических эпох.)
– Цель урока, создать эскиз костюма чеховских
героев. Чтобы создать костюм соответствующий той
или иной эпохе необходимо (слайд 3)
- изучить историческую эпоху чеховских героев
- определить стиль в искусстве
- охарактеризовать особенности костюма определенного стиля
– Итак, вы начинаете творческие поиски (слайд 4)
Появляется портрет А.П.Чехова.
3. Организация деятельности
Сообщения учащихся, выступления критиков
1. ЧЕХОВ Антон Павлович , русский писатель, почетный академик Петербургской Академии наук . Родился 17 января 1860 г. в Таганроге в многодетной семье купца третьей гильдии, владельца бакалейной лавки. Семья Чеховых – талантливая, давшая несколько писателей и художников.
2. Учился в классической гимназии, одновременно помогая отцу в торговле. Затем поступил на медицинский факультет московского унив. и в 1884 г. получил степень врача. К гимназическим годам относятся первые литературные опыты Чехова – водевили, сцены, очерки, анекдоты и т. п.; некоторые из них он посылает в редакции столичных юмористических журналов.
3.Начинал как автор фельетонов и коротких юмористических рассказов (псевдоним – Антоша Чехонте и др.). Основные темы творчества – идейные искания интеллигенции, недовольство обывательским существованием одних, душевная «смиренность» перед пошлостью жизни других.
4. В многочисленных рассказах Чехов
обращается к исследованию души современного
человека.
– В какую историческую эпоху жил, лечил и творил
Чехов? (Вторая половина 19 в.)
Если затрудняются обратиться к временным рамкам жизни А.П.Чехова
Отчет исследователей (слайд 5)
1. МОДЕРНИЗМ (от франц. moderne – современный), в искусстве – совокупное наименование художественных тенденций, утвердивших себя во второй половине 19 века в виде новых форм творчества, где возобладало уже не столько следование духу природы и традиции, сколько свободный взгляд мастера, вольного изменять видимый мир по своему усмотрению, следуя личному впечатлению, внутренней идее.
2. Именно в этот исторический период появляются такие творения: В 1889 году для Всемирной выставки в Париже по проекту французского инженера А. Г. Эйфеля была сооружена стальная башня (высота 300 м, сторона квадрата основания 123 м, вес 9 тыс. т). Впоследствии получила название Эйфелевой башни и стала визитной карточкой столицы Франции.
3. С конца 1879-х и все 1880-е великий русский
композитор П. И. Чайковский (1840-93) исключительно
активен в творческом отношении. Среди созданного
им – оперы «Орлеанская дева» (1879), «Черевички»
(1885), «Чародейка» (1887), балет «Спящая красавица»
(1889 и многие другие произведения. Чайковский
остается самым исполняемым и известным в мире
русским композитором. В 1891 началось
строительство железной дороги, получившей
название Транссибирская магистраль. В 1895 русский
физик и электротехник смонтировал первый в мире
радиоприемник
В 1902 выдающийся русский художник М. А. Врубель
(1856-1910) в историю искусства вошел как самобытный
выразитель тенденций символизма и модерна в
русской живописи и графике («Демон», «Сирень»,
«Пан»).
Реализм передвижнического толка, а затем
импрессионизм (достигающий особой, бравурной
свободы мазка в «Государственном Совете») и
модерн присутствуют в творчества Ильи Репина. В
эту эпоху создают свои полотна портретист
Крамской, В.И. Суриков создает полотна
исторического жанра
4. Модернизм охватил все виды творчества, но
вдохновляющий пример литературы и музыки (Ш.
Бодлера во Франции, Р. Вагнера в Германии, О.
Уайльда в Англии) был особенно важным. Именно в
этот исторический момент всемирный духовный
резонанс обретает русская литература (прежде
всего, в лице Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и А.
П. Чехова); соприкасаясь с модернизмом, порой
критически-оппозиционная к нему, она так или
иначе мощно стимулирует его поиски.
– Спасибо, (подвести итог) Что создает
стиль во времени? (Ход исторической жизни,
требования быта)
– А теперь обратимся непосредственно к
костюму стиля модерн. (Слайд 6)
Слово стилистам:
– Мода конца столетия полна новых тенденций, а
также повторений моды времен минувших.
– В 1889 году третья французская республика
отмечает столетний юбилей, в честь которого
сооружается Эйфелева башня. Возможно, именно
этот юбилей напомнил моде о бурных годах конца
XVIII века. Снова поднимается волна стиля ампир (1892),
снова модны кружева (1893), снова турецкий орнамент
вдохновляет художников-модельеров. Как в
архитектуре, так и в моде побеждают «функциональные»
элементы.
Только в конце XIX века мода создает новый тип
одежды с юбкой клеш и «ветчинообразными»
рукавами, помогающий созданию как спортивной,
так и вечерней одежды в стиле модерн (придающей
фигуре «5»-образную форму), единый стиль которой
смирит все противоположности. Этот костюм
отказывается от всего старого и присягает новой
вере.
В начале XIX столетия главной принадлежностью
мужского туалета был фрак. (Слайд 7).
Его носили не только как придворный костюм и
мундир, но и в простом обиходе.
ФРАК (франц. – frac), мужской вечерний
костюм особого покроя – короткий спереди, с
длинными узкими полами (фалдами) сзади.
Используется в особо торжественных случаях. Фрак
– обязательная одежда для дирижеров. К фраку
положено одевать белый пикейный жилет и белый
галстук-бабочку. Поэтому, если гостей приглашают
во фраках, на приглашении обязательно
указывается «White tie» (буквально – белый галстук).
Сильно распространены были однобортные жакеты
из клетчатой материи с простеганными или
обшитыми тесьмой бортами. Появившийся в это же
время наружный боковой карман на груди нередко
снабжался клапаном. Широкий воротник шалью был
то широким, то средним. Пуговицы были костяные,
роговые, перламутровые и деревянные; последние
обтягивались материей. Отличались они довольно
значительной величиной и «фасонировались».
Рядом с плотно прилегающими и мешковатыми жакетами
появились в шестом десятилетии такие, которые
своим покроем напоминали куртки. С этого времени сюртуки.
СЮРТУК (от франц. surtout – широкое верхнее
платье), мужская верхняя приталенная одежда до
колен, с воротником, со сквозной застежкой на
пуговицах.
Подвести итог:
– Что нового появилось в одежде?
– Какие новые элементы, дополнения?
Обратить внимание детей на чеховской
героев, созданных современниками Чехова и
созданных нашими современниками.
(Слайд 8)
– Каждый видит чеховских героев по своему, и
вы сегодня создадите свои эскизы костюмов
чеховских героев, отразив направления
модернизма в одежде.
– Кто же герои чеховских произведений?
Показ иллюстраций к чеховским произведениям. (Приложение 1)
4. Самостоятельная работа релаксация (звучит классическая музыка П. И. Чайковский)
– Эскиз – это?
ЭСКИЗ (франц. esquisse), предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения.
Знакомства с условиями изображения эскиза. На доске появляются требования к выполняемой работе.
Правило работы над эскизом
- соответствие стилю
- применение элементов характерных стилю
- композиция на листе бумаги
- аккуратность в работе
Во время выполнения рисунка учитель совершает целевые обходы и консультирует учащихся, помогает им.
5. Контрольно-оценочный этап
Рефлексия: учитель создает условия для благоприятного анализа собственной и партнерской деятельности учащихся на уроке, для подведения итогов.
Презентация эскизов: учащиеся, завершившие работу, объясняют костюм какого персонажа они создали.
Оценка деятельности на уроке: учащиеся высказывают свое мнение об уроке, заполнив сигнальные листы.
6. Домашнее задание
Комментирует домашнее задание: сделать на карточках и раздать, соответственно ролям.
Используемая литература:
- А.С.Питерских Г.Е.Гуров Дизайн и архитектура. М. «Просвещение» 2009.
- Электронная версия энциклопедии «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»
- http://ru.wikipedia.org/wiki Электронная энциклопедии «Большая энциклопедия моды»
Идея урока взята с интегрированного урока по теме "Мода – зеркало стиля эпохи" Сальниковой Нины Петровны, учитель технологии Заугаровой Ольги Юрьевны, учитель ИЗО, МХК