Речевое развитие учащихся специальной (коррекционной) школы характеризуется нарушением всех компонентов речи: фонетико-фонематической стороны, лексики, грамматического строя. У нас в ГОУ СО “НСКОШИ № 16” педагоги продумали пути эффективности психолого-педагогического сопровождения ребенка, обеспечив успешность в формировании мышления и речи у школьников. Разработана и проведена серия интегрированных уроков, где были объединены усилия учителя класса, педагога-психолога, учителя-логопеда и педагога дополнительного образования.
Известно, что музыка положительно влияет на формирование личности детей и развитие их речи. Связь музыки и речи очевидна уже и потому, что параллели между такими музыкальными понятиями, как темп, тембр, дикция, голосообразование, высота, выразительность и одноимёнными терминами, связанными с определёнными качествами речи. Педагоги используют пение и вокальные упражнения в работе по развитию звуковой культуры речи. Хочется рассказать о работе над звукопроизношением, а также по уточнению и расширению лексикона у детей на музыкально-логопедических занятиях с помощью различных видов музыкально – логопедической деятельности.
Занятие начинает логопед с проведения пальчиково-артикуляционной разминки, способствующей развитию мелкой моторики рук, формированию речевой моторики, помогающей детям научиться управлять своими органами речи, а это значит:
- предупредить неправильное формирование звуков;
- ускорить процесс овладения звукопроизношением;
- содействовать устранению звуковых дефектов;
- помогать развитию речевого дыхания, голоса и дикции.
Музыкальный руководитель предлагает детям прослушать музыкальную пьесу и спрашивает: “Какие чувства передаются в музыке (песне) ?”
“ О чём рассказывает песня (музыка)?”
“Как она рассказывает ?”
Беседа каждый раз начинается с определения характера произведения в целом, затем уточнения и расширения определений, применяемых детьми. Например, работа над песней “Скворушка прощается” (муз. Т Папатенка, сл..М..Ивенсен.). Педагог беседует об осени, птицах, улетающих на юг, выясняет значение выражения “Где ты, солнце, вешнее, ясный небосвод ?”, слова “ непогодушка”.
Определяется “грустный” характер песни. Прослушивается музыкальное вступление, заключение, запев и припев. С логопедом разучивается первый куплет, отрабатывается правильное произношение слов, а музыкальный руководитель следит за правильностью передаваемой мелодии. Логопед добивается правильного произнесения гласных и согласных в словах: пожелтел, скворушка, солнце, вешние, старый, прощается.
На таких занятиях педагоги формируют у учащихся координированные действия дыхательного, голосового, артикуляционного аппарата и двигательного тонуса под контролем речевого слуха. Работают над устойчивым дыханием, хорошо звучащим голосом, нормативным литературным произношением звуков, Дети любят упражнения, где сочетаются движения, музыка и речь в художественном выражении. Дети с удовольствием инсценируют песни, стишки, описывают и изображают повадки животных, манеры, присущие тому или иному персонажу, “исполняют” песни руками. Это помогает соединить артикуляцию с естественной мимикой и жестами; использовать естественные резервы тела (резонаторы) для максимального превращения запаса воздуха в звук; выработке правильной осанки и необходимого мышечного тонуса; поддержке постоянного эмоционального контакта с детьми класса. Логопед использует в качестве материала “музыкальные” тексты.
Звуки нашей русской речи
Мы сейчас очеловечим!
Звуки наши оживут –
Свои песенки споют!
Г гогочет, словно гусь !Га-га-га!
Х хохочет! Ну и пусть! Ха-ха-ха!
Р рычит, но нам не страшно!
Ж жужжит ужасно важно! Ж-ж-ж-ж!
Ч чихает, В ворчит, В-в-в !
Б бубнит, а Ф фырчит. Ф-ф-ф-ф…
П пыхтит и еле дышит, П-п-п…
Но сама себя не слышит.
Кто шуршит? А кто звенит?
Кто свистит? А кто гремит?
Дети играют роли звуков, опираясь на картинки – подсказки. (Ж –ж -ж ! жук.)
Впоследствии дети узнают песню в инструментальном исполнении, продолжают разучивать её, логопед помогает детям правильно произносить все звуки в словах, а музыкальный руководитель добивается чистого интонирования мелодии, проводит работу над напевностью звука, тренирует умение удерживать чистоту интонации на повторяющихся звуках, учит брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения, а также добирать дыхание.
Логопед обращает внимание детей на логические ударения, на “характер” некоторых звуков, выражающих грусть, нежность на соблюдение динамических оттенков.
Постепенно усложняются музыкальные образы, чувства и настроения, отражённые в музыке, становятся более разнообразными, усложняются музыкально-ритмические движения. Всё это отражается на развитии лексического запаса детей и их связной речи.
Обогащение и расширение словаря происходит при восприятии новых музыкальных образов, при знакомстве с различными терминами – названиями музыкальных произведений и их частей (куплет, припев, вступление и др.), жанров, инструментов. У детей формируется умение высказываться и оценивать исполнение товарищей и своё собственное.
Логопед продумала систему приёмов по развитию звукопроизношения и лексики у детей по основным видам музыкальной деятельности на разных этапах работы. Вопросы логопеда организуют и регулируют высказывания учащихся: – “Какая музыка помогла бы вам рассказать о героях любимых сказок: “Теремок”, “Волк и семеро козлят”? и т.д.
Успешность работы обеспечивается постоянным сотрудничеством учителя-логопеда, педагога-психолога и музыкального работника. На индивидуальных логопедических занятиях проводится автоматизация правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизация словаря – всё это закрепляется и отрабатывается на музыкальных занятиях.
О целесообразности проведения интегрированных музыкально-логопедических занятий с использованием лечебно-педагогических приёмов говорят результаты проведённого мониторинга: у детей отмечается средний и оптимальный уровень речевого развития. Значительно сократились сроки по постановке, автоматизации, дифференциации звуков в речи. Учащиеся используют новую лексику, образные сравнения, их речь эмоционально окрашена.
Таким образом, проведение интегрированных музыкально-логопедических занятий с использованием лечебно-педагогических приёмов как средства развития звуко-произносительной и лексико-семантической стороны речи способствует повышению результативности логопедической коррекции у учащихся с ограниченными возможностями здоровья. У учащихся отмечается положительная динамика речевого развития, созданы предпосылки успешного обучения по всем школьным предмета и их дальнейшей социализации.