Тип урока: ОНЗ.
Цели урока: познакомить учащихся с системой кровообращения человека. Формировать способность к использованию знаний о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления собственного здоровья.
Задачи:
- формировать способность к самостоятельному применению учащимися полученных знаний для объяснения протекания процессов в человеческом организме;
- развивать познавательный интерес учащихся через проведение несложных наблюдений (измерение пульса);
- через использование различных источников информации (детских энциклопедий, книг, научно-популярных фильмов об организме человека);
- организовать деятельность на уроке, направленную на формирование коммуникативных навыков работы в группе.
Мыслительные операции на этапе проектирования: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.
Методы: словесный, наглядный, деятельностный.
Формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная, коллективная.
Демонстрационный материал:
- видеофрагмент фильма «Анатомия и физиология человека». Видеоэнциклопедия для народного образования в 2-х частях. – М.: Видеостудия «Кварт».
- Мультимедийное оборудование, презентация к уроку;
- оборудование для наблюдения: часы с секундной стрелкой;
- энциклопедия для детей. Том 2. Биология. - М.: «Аванта+», 1993;
- электронная библиотека «Кирилла и Мефодия»;
- научно-популярная литература для детей об организме человека;
- карточка с пословицей: «Здоровье растеряешь – ничем не наверстаешь».
- карточка-алгоритм работы:
1. Определение системы.
2. Органы системы.
3. Работа органов.
4. Как сохранить здоровье. - карточка с проблемным вопросом: «По каким сосудам к живым клеткам вещества разносятся кровью и выносятся обратно: по одним и тем же или по разным?»
Оборудование для учащихся:
- Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. 4 класс. («Человек и природа»). Учебник в 2 частях. Часть 1. – М.: Баласс, 2008. – 144 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»). Тема 7. Волшебная восьмерка, с. 32.
- Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 4 класс. («Человек и природа»). - М.: Баласс; Школьный дом, 2010. –48 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»). Тема 7. Волшебная восьмёрка, с. 13.
- Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир», 4 класс. («Человек и природа»). - М.: Баласс, 2009. –64 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»). Проверочная работа № 4 к теме «Кровообращение», с.9.
- Цветные карандаши (красный и синий).
Ход урока
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1-2 мин)
Цель: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне посредством перечисления изученных систем организма человека, повторения алгоритма изучения каждой системы органов; определение содержательных рамок урока.
- Объясните пословицу: «Здоровье растеряешь – ничем не наверстаешь» СЛАЙД 2.
(Чтобы сохранить здоровье, надо изучать свой организм).
- Что изучаем на уроках окружающего мира? (Организм человека. Системы органов человека)
- Перечислите изученные. Какова их роль? (Опорно - двигательная система. Кожа. Пищеварительная. Выделительная система. Дыхательная система. Каждая система органов играет в организме свою особую, необходимую для жизни роль)
- Напомните алгоритм работы над каждой системой органов человека.
Учитель обращает внимание на карточку с алгоритмом работы. СЛАЙД 3.
- Определение системы.
- Органы системы.
- Работа органов.
- Как сохранить здоровье.
2. Актуализация знаний (5-7мин)
Цель: подготовить мышление учащихся к последующим шагам учебной деятельности и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.
3. Систематизация понятий.
- Соотнесите названия органов с системой. СЛАЙД 4.
Один ученик распределяет названия органов на две группы: выделительная система и дыхательная система. Остаётся лишнее название органа – сердце.
4. Выявление места и причины затруднения (4-5 мин)
Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе подвести их к выявлению места и причины затруднения.
- Что лишнее? (Сердце) СЛАЙД 4-5.
- Почему не смогли поместить ни в одну группу? (Не изучали, …)
- Для чего человеку сердце? (Сердце проталкивает кровь…)
- Какое значение имеет кровь в организме человека? ( Кровь несёт в клетки тела полезные вещества и забирает вредные) СЛАЙД 6.
- Покажем стрелочками, какие из перечисленных веществ кровь несёт в клетки тела, какие обратно? СЛАЙД 7.
- Как думаете, по каким сосудам к живым клеткам вещества разносятся кровью и выносятся обратно: по одним и тем же или по разным? СЛАЙД 8(?)
Карточка с проблемным вопросом на доске.
5. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, способ, средство) (3-4 мин)
Цель: построить проект выхода из затруднения. На основе имеющихся знаний учащиеся в коммуникативной форме строят проект будущих учебных действий.
- Кровь, сердце, сосуды, – как можно объединить эти понятия? СЛАЙД 9.
(Это одна система – кровеносная)
- Определите тему урока (Кровеносная система или система кровообращения) СЛАЙД 9.
- Определите цель урока. Что должны узнать об этой системе?
По карточке-алгоритму ученик рассказывает порядок действий. СЛАЙД 2.
- Где можем узнать о сердце, сосудах, о системе кровообращения? (Учебник, учитель, ТВ, энциклопедия в, библиотечной и электронной библиотеке «Кирилла и Мефодия», интернет…врач)
6. Совместное открытие знаний (10 мин)
Цель: реализовать построенный проект:
Узнать о работе сердца, какие бывают сосуды, используя разные источники информации;
зафиксировать построенное новое знание в речи и знаково (схема движения крови по организму;
организовать решение исходной задачи (проблемный вопрос) и зафиксировать преодоление затруднения; уточнить общий характер нового знания.
СЕРДЦЕ
1. Выступления заранее подготовленных учеников. СЛАЙД 10.
- Послушайте, что написано о сердце из энциклопедии:
Русское слово «сердце», происходит от слова «середина». Действительно, оно - «серединка всего тела» и, проталкивая поток крови по кровеносным сосудам по телу, обеспечивает организм всем необходимым. Сердце – это особая главная мышца тела. Она безостановочно сокращается и расслабляется без каких бы то ни было усилий с нашей стороны. Оно работает как насос! Удивительно, как сердечная мышца не устаёт при такой постоянной работе в течение всей жизни человека? Оказывается, мышца сердца успевает отдохнуть за доли секунды, расслабляясь между сокращениями. К 70 годам жизни человека число сокращений его сердца достигает трех миллиардов!
- Прочитаем, что говорится о сердце в учебнике с.32. Иллюстрация, с. 33.
- Что интересного узнали о сердце из отрывка текста? (Сердце разделено перегородкой на левую и правую половины, кровь не смешивается, выталкивается только в одном направлении. Путь назад закрывает клапан).
Учитель на изображении сердца в разрезе показывает воображаемую линию. СЛАЙД 11.
- Что узнали о сердце от врача: СЛАЙД 12.
Сердце – электрический орган, который работает автоматически из-за нервных узлов, которые посылают импульсы к мышце. Благодаря этому делают электрокардиограмму. Электрокардиограмма (сокращенно ЭКГ) — это метод исследования, который применяется врачами для того, чтобы выявить (или наоборот, не выявить) заболевания сердца. Делать ЭКГ не больно ни капли, на тебя просто налепят датчики, а потом специальная машинка выведет на бумагу линии биения твоего сердца. Частоту биения сердца называют ПУЛЬС. У здорового взрослого человека он – 60-70. А у детей – 80-90.
2. Практическая работа. Исследование частоты биения сердца.
1. Измерение пульса в состоянии покоя СЛАЙД 13.
2. Работа в тетради, с. 13 № 4. Фиксирование результата.
3. ФИЗПАУЗА
Раз, два, три, четыре, пять. |
Десять раз присесть и встать, |
Нет нужней зарядки дела, |
4. Измерение пульса (после физминутки) СЛАЙД 13.
5. Вывод: Когда ты бегаешь или плаваешь, сердце бьется в ускоренном темпе.
- Итак, выяснили, что такое сердце. Следующая часть системы…(Сосуды)
СОСУДЫ
- Какой проблемный вопрос поставили в начале урока?
Вопрос на карточке. По каким сосудам к живым клеткам вещества разносятся кровью и выносятся обратно: по одним и тем же или по разным? (..?)
3. Просмотр видеосюжета о сосудах, малом и большом круге кровообращения. СЛАЙД 14. (2 мин. 15 с).
- Попробуем узнать информацию из видеосюжета.
- Сможете сейчас ответить на вопрос: Кровеносные сосуды бывают… (артерии-капилляры-вены)
4.Учебник, иллюстрация с. 34. Рассказ ученика о сосудах. СЛАЙД 15.
От сердца кровь движется по крупным сосудам — артериям. Они напоминают прочные шланги. Артерии ветвятся, словно ветви дерева. Самые маленькие кровеносные сосуды называются капиллярами. Пройдя через капилляры, кровь попадает в более толстые сосуды — вены. По ним она спокойно и без толчков течет обратно к сердцу.
- ?Вопрос снимаем.
- Что интересного узнали ещё из фильма (Как кровь отдаёт кислород и питательные вещества, а забирает углекислый газ и вредные отходы)
- Как назвать этот процесс? (Кровообращение)
КРОВООБРАЩЕНИЕ
5. Учебник, с. 32. Работа с таблицей.
ЦВЕТ
- Что означает красный цвет схематического сосуда? (Кровь, богатая кислородом)
- Что означает синий цвет сосуда? (Это венозная кровь, бедная кислородом, с отходами и углекислым газом)
РАСПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНОВ
Сердце в центре, сверху легкие, снизу – все остальные органы и ткани тела.
- Как происходит процесс кровообращения, расскажет …
Рассказ подготовленного ученика. СЛАЙД 16:
Непрерывное движение крови в теле человека называют кровообращением. Направляет это движение сердце. Четырёхкамерное сердце – это фактически два насоса, работающих вместе. Один из них толкает кровь по малому кругу, другой – по – большому. Чтобы из правой половины сердца попасть в левую, кровь должна пройти через лёгкие, где насыщается кислородом – это малый круг кровообращения. Из левой половины сердца в правую кровь может попасть, только обойдя всё тело, доставляя кислород, витамины и питательные вещества всем органам и тканям – это большой круг кровообращения.
Ученик показывает цветные круги кровообращения на экране презентации. СЛАЙД 16.
- Почему в учебнике тема названа «Волшебная восьмёрка»? (Кровь по сосудам делает малый круг кровообращения к лёгким. И большой круг кровообращения ко всем органам и тканям, т.е. происходит обмен веществ. Круги образуют воображаемую восьмёрку)
- Почему «волшебная»? (Сердце работает само. Оно безостановочно сокращается и расслабляется без каких бы то ни было усилий с нашей стороны).
7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (4-5 мин)
Цель: организовать усвоение детьми нового знания использованию знаний о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления собственного здоровья. С проговариванием во внешней речи.
- Всё ли мы выяснили о системе кровообращения? (О сохранении здоровья)
1. Охрана здоровья. Рассказ подготовленного ученика.
(Из электронной библиотеки «Кирилла и Мефодия») СЛАЙД 17:
Кровеносные сосуды похожи на водопроводные трубы. Прочистить засорившиеся трубы можно, подняв в них давление. Так поступают домохозяйки, когда чистят засорившуюся раковину на кухне. Как же «прочистить» кровеносные сосуды? Точно так же! Надо увеличить давление крови и скорость ее течения. Любое упражнение, которое увеличивает биение сердца, отлично прочищает кровеносные сосуды.
Что надо делать, чтобы сердце работало долго и без починки?
Его необходимо тренировать: давать дополнительные задания! Когда ты бегаешь или плаваешь, сердце бьется в ускоренном темпе. Так оно тренирует само себя! У людей, занимающихся спортом, до глубокой старости сосуды сохраняют свою гибкость и не засоряются!
2. Вывод: Нужно следить за здоровьем, тренировать сердце.
8. Самоконтроль с самостоятельной проверкой по эталону (1-2 мин)
Цель: организовать самопроверку детьми на основе сопоставления с эталоном своего умения применять новое знание в типовых ситуациях.
- Итак, какую систему органов человека рассматривали сегодня?
- Кто понял, как работает эта система?
- Как проверить, понял ты тему или остались какие-то затруднения? (Написать самостоятельную работу и себя проверить).
1. Работа на листах. (1 мин). Задание для самопроверки. СЛАЙДЫ18-19.
1) Подчеркни названия веществ, которые не переносятся кровью: кислород, пищеварительные соки, углекислый газ, вредные отходы.
2) Укажи направление движения крови: венозной - синей стрелкой, артериальной – красной стрелкой.
2. Самопроверка. СЛАЙДЫ 20-21. - У кого всё верно. Кто допустил ошибку? Где? Почему?
9. Включение нового содержания в систему знаний и повторение (7-8 мин)
Цель: выявить границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний; повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности (знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления собственного здоровья).
1. Рекомендации по ЗОЖ. СЛАЙД 22.
Работа в группах (по рядам). Тетрадь с. 13, № 3.
- Выполните задание.
- 1 ряд – Правило 1.
- 2 ряд – Правило 2.
2. Проверка.
Представители групп зачитывают вопрос, ответ, формулируют правила.
- Полезны ли для сердца занятия физкультурой? (Заставляя сердце работать, физкультура укрепляет сердечную мышцу)
Правило 1: Чаще занимайся физкультурой, и твоё сердце будет здоровым. СЛАЙД 22.
- Сразу ли при нагрузке сердце начинает биться чаще? (Медленное возрастание сердцебиения).
Правило 2: При работе физическое усилие должно возрастать постепенно.
10. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) (2-3 мин)
Цель: организация рефлексии и самооценки учениками своей учебной деятельности на уроке.
1. Подводим итог урока:
- Какую цель ставили в начале урока?
- Что изучали? (Познакомились с новой системой человека.)
Сравнение с информацией учебника по алгоритму в начале урока:
Выводы:
- Сердце – это главная мышца…
- Нужно тренировать своё сердце.
- Как узнали, что помогло. (Узнали о дополнительных источниках информации)
- Где пригодятся знания? (Для сохранения и укрепления своего здоровья)
- Что новое для себя узнали, чему научились? (Научились измерять пульс)
- Объясните пословицу: «Здоровье растеряешь – ничем не наверстаешь». СЛАЙД 23.
2. Домашнее задание: СЛАЙД 24.
стр.32-35 (в учебнике), ответить на вопросы;
с.13 № 1 (в тетрадь), № 2 - по желанию.
- Как работал ты? Оцени себя. СЛАЙД 25.
На «классное» большое сердце дети наклеивают или красное, или синее сердечко.
«Красное» – я понял и могу рассказать другим. «Синее» – остались затруднения.