Методические рекомендации по теме "Проблема возможности превентивного удара СССР по Германии летом 1941 г."

Разделы: История и обществознание


Методические рекомендации: Урок посвящён одной из важнейших дискуссионных проблем курса истории - готовил ли СССР летом 1941 г. нанесение превентивного удара по Германии. В процессе урока, построенного по “кейс-технологии”, учащиеся, перед которыми поставлена проблема, заявленная в теме урока, изучают различные точки зрения по вопросам готовности СССР и Германии к войне, работают с архивным документом “План Жукова Г.К. от 15 мая 1941 г.”, с выдержками из плана “Барбаросса”, рассматривают различные точки зрения по военно-стратегическому планированию Германии и СССР в 1940 -1941 г.г. Деятельность учащихся носит поисково-исследовательский характер.

 

“Беда тому государственному деятелю, который в наше время
не изыскивает причину для начала войны, которая бы и после войны
продолжала оставаться убедительной”.
Отто фон Бисмарк

Цели урока:

1. Рассмотреть ситуацию летом 1941 г. и, опираясь на исторические факты, развенчать миф о подготовке СССР упреждающего удара по Германии.

Задачи:

1. Рассмотреть материалы военно-технического и экономического потенциала СССР и Германии накануне войны.

2. Познакомиться с архивным документом “План Жукова Г.К. от 15 мая 1941 г.”, выдержками из плана “Барбаросса”.

3. Рассмотреть различные точки зрения по военно-стратегическому планированию СССР и Германии.

Форма проведения урока: интерактивная работа в группах. Класс делится на четыре группы по 5-6 человек в каждой. Задача 1 и 3 - группы найти доказательства готовности СССР в нанесении превентивного удара летом 1941 г.

Задача 2 и 4: развенчать миф о планах Сталина И.В. нападения на Германию летом 1941 г.

Так как, группы решают разные задачи, то для выполнения задания получают различный набор документов, публикаций.

План урока:

1. Введение учащихся в проблему через презентацию.

2. Рассмотреть проблему подготовки СССР и Германии к войне с точки зрения военно-технического и экономического потенциала.

3. Анализ источников: “План Жукова Г.К. от 15 мая 1941 г.”, выдержки из плана “ Барбаросса”.

4. Ознакомиться с различными точками зрения на данную проблему в российской и зарубежной историографии.

5. Подведение итогов.

Эпиграф:

“Разглядеть, что истинно, что ложно,
Может только беспристрастный суд:
Осторожно с прошлым, осторожно, -
Не разбейте глиняный сосуд”.
В.Высоцкий

Вводное слово учителя: Считается, что раскрытие архивов может помочь разгадать многие загадки истории. Это так, но есть и другое последствие публикаций новых исторических источников: они рождают новые загадки. Именно такой оказалась судьба одного документа, который в н. 90-х стал известен всему миру. Речь идёт о предложении, которое в середине мая 1941г. поступило И. В. Сталину от высшего военного руководства СССР и породило миф о подготовке упреждающего удара по Германии. Задача класса разобраться в проблеме: готовил ли СССР превентивный удар по Германии летом 1941 г.

Задание №1: Рассмотреть проблему подготовки СССР и Германии к войне с точки зрения военно- технического и экономического потенциала, используя следующий план:

  1. финансирование обороны;
  2. реформы в армии;
  3. милитаризация труда;
  4. военно-технический потенциал.

Учащиеся работают с учебником “История России 1900–1945 гг.” под редакцией Данилова А.А. для 11 класса. – М., 2009, С. 332–339.

Группа №1: рассматривает подготовку к войне СССР.

Группа №2: рассматривает подготовку к войне Германии.

Результат работы – таблица:

Вопросы СССР Германия
1. Финансирование обороны 1939 г. – 25,4%.
1941 г. – 43%
1939 г. – 67%,
1941 г. - 77%.

На Германию работала промышленность всей Европы, кроме Англии.

2. Реформы в армии 1 сентября 1939 г. – принят закон “О всеобщей воинской обязанности”, призывной возраст снижался с 21 года до 18 лет. Это позволило увеличить численность армии с 2,5 млн. человек в 1939 до почти 5,8 млн. человек к 22 июня 1941 г. 1935 г. – введение всеобщей воинской повинности, вопреки решениям Версальской конференции. Численность вооружённых сил к 15 июня 1941 г. – свыше 7,3 млн. человек .
3. Милитаризация труда. Самовольный уход с предприятия карался тюремным заключением на срок от 2 до 4 месяцев, за опоздание на работу без уважительной причины рабочий мог быть осуждён на 6 месяцев принудительных работ, рабочий день был увеличен с 7 до 8 часов, вводилась 7-ми дневная рабочая неделя. “Пушки вместо масла”.
4. Военно-технический потенциал. Июнь 1941 г.: сухопутные силы КА - 303 дивизии (198 стрелковых, 13 кавалерийских,31 моторизованных и 61 танковую) и 22 бригады общей численностью в 5,8 млн. человек. На вооружении КА имелось около 23 тыс. танков, 5 тыс. боевых самолётов, но 1/5 часть их была небоеспособна и требовала ремонта. Июнь 1941 г.: сухопутные войска вермахта – 214 дивизий (из них 35 танковых и моторизованных), 7 моторизованных бригад – около 8,5 млн. человек личного состава. У границ СССР – 152 дивизии и 2 бригады вермахта, в том числе все танковые соединения. В “крестовый поход” против большевизма отправились и союзники Германии (Финляндия, Венгрия, Румыния, Италия, Словакия, которые выставили 29 дивизий и 16 отдельных бригад). Всего группировка агрессоров у советских границ насчитывала 190 дивизий общей численностью 5,5 млн.человек, свыше 4 тыс. танков, около 47 тыс. орудий и миномётов, 3,7 тыс. боевых самолётов.

Таким образом, анализ таблицы показывает, что Германия обладает мощным военно-техническим потенциалом, подчиняет милитаристским целям борьбы за мировое господство экономику всей Европы, за исключением Англии; СССР наращивает военно-технический потенциал, используя передышку, полученную по пакту Молотова-Риббентропа от 23 августа 1939 г., но полностью перевооружить армию, тактически грамотно распределить на западных границах, не успевает, да и не планирует, т.к. не желает спровоцировать Германию.

Задание№2: Проанализировать документы по предложенному плану.

Группы №1, №3:

Анализ документа “План Жукова Г.К. от 15 мая 1941 г.”. Группа работает с раздаточным материалом (см. приложение).

Вопросы группе:

  1. Кто автор?
  2. Дата написания документа?
  3. Причина появления этого документа? Стратегические и тактические цели?
  4. Можно ли считать этот документ планом превентивного удара СССР по Германии?

Группа №2, №4:

Анализ документа – выдержки из “плана Барбаросса”. Группа работает с раздаточным материалом (см. приложение 1).

“Одна из важнейших задач внешней политики Германии – завоевание
жизненного пространства на Востоке с целью его решительной германизации”
.
Речь А.Гитлера 3 февраля 1933 года

Вопросы группе:

  1. Кто автор?
  2. Дата написания документа?
  3. Причина появления этого документа? Стратегические и тактические цели?
  4. Является ли план “Барбаросса” планом упреждающего удара по СССР?

Подведение итогов работы в группах по заданию №2. (Приложение 1)

Таким образом, Гитлер начинает планировать “упреждающий удар” летом – осенью 1940 г., в декабре 1940 г. разработанный до мелочей план уже готов, объявлена предполагаемая дата начала войны против СССР – 14–15 мая 1941 г. и проведены подготовительные мероприятия, а советский Генеральный Штаб к 15 мая имеет только рукописные наброски, на разработку которых есть 10 дней (между 5 и 15 мая 1941 г.). никами картами, схемами “План Жукова Г.К. от 15 мая 1941 г.” не сопровождается.

Задание №3:

Группы изучают различные точки зрения на данную проблему в советской и зарубежной историографии. Работа с документами (см. приложение 2).

Группы №1, №3: найти опровержение подготовки СССР превентивного удара по Германии летом 1941 г.

Группы №2, №4: найти подтверждение подготовки СССР превентивного удара по Германии летом 1941 г.

Группы отчитываются о проделанной работе через представление аргументов и контраргументов.

Подведение итогов: “План Жукова Г.К. от 15 мая 1941 г.” - рукописный вариант существовал, но общая стратегия данной идеи не носила агрессивного характера. По плану предусматривалась оборона на протяжении 90% всей протяженности фронта, и только за тем, в зависимости от условий предполагались наступательные военные действия. Войскам прикрытия ставилась задача: прикрыть прочной обороной развёртывание своих войск. Подтверждением того, что СССР не готовился к агрессии против Германии в 1941 г. является стратегическая цель плана – “…разгром главной группировки и других крупных сил немецкой армии”, а не захват чужих территорий. Также отсутствовало решение на начало войны со стороны правительства и политического руководства, в соответствии с которым СССР первым приступил бы к приготовлению к войне, первым бы провёл мобилизацию, сосредоточение и развёртывание войск на выгоднейших рубежах. Но на это Сталин И.В. не решился даже в первые часы после нападения Германии на Советский Союз.

Начальник генерального штаба сухопутных войск Германии Ф. Гальдер 22 июля 1940 г. вслед за фразой “русская проблема будет разрешена наступлением” написал: “ Русские не хотят войны”. А в апреле 1941 г. посол Германии в СССР Шуленбург докладывал непосредственно Гитлеру: “Я не могу поверить, что Россия когда-нибудь нападёт на Германию”. Верный помощник Геббельса, руководитель гитлеровской прессы и радиовещания Г. Фриче признался: “Никаких оснований к тому, чтобы обвинять СССР в подготовке военного нападения на Германию у нас не было”. Но сказал он об этом только после войны, давая показания на Нюрнбергском процессе.

Список источников и литературы

Источники:

1. “…соображения по плану стратегического развертывания Вооруженных Сил Советского Союза на случай войны с Германией и её союзниками”/Горьков Ю.А. Кремль. Ставка. Генштаб. – Тверь, 1995 (Приложение 1).

2. Речь Сталина 5 мая 1941 год. – 1941 г. документы в двух томах. – М., 1999, Т. 2, С. 55.

Литература:

1. Безыменский Л.А. “О плане Жукова” от 15 мая 1941 года.//ННИ, 2000, №3.

2. Безыменский Л.А. Что же сказал Сталин 5 мая 1941 года? – Новое время. 1991, №19.

3. Горьков Ю.А. Кремль. Ставка. Генштаб. – Тверь, 1995.

4. Горьков Ю.А. Готовил ли Сталин упреждающий удар против Гитлера в 1941 году?//НИИ, 1993, №3.

5. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. – М., 1988, Т.1.

6. Максимычев И.Ф. Дипломатия мира против дипломатии войны. – М., 1981.

7. Семиряга М.И. Тайны сталинской дипломатии, 1939-1941 гг. – М., 1992.

8. Ширер У. Крах нацистской империи. – Смоленск, 1999.

Дополнительная литература:

1. Суворов В.А. Ледокол: Кто начал Вторую Мировую войну? – М., 1993.