Методические рекомендации: Урок посвящён одной из важнейших дискуссионных проблем курса истории - готовил ли СССР летом 1941 г. нанесение превентивного удара по Германии. В процессе урока, построенного по “кейс-технологии”, учащиеся, перед которыми поставлена проблема, заявленная в теме урока, изучают различные точки зрения по вопросам готовности СССР и Германии к войне, работают с архивным документом “План Жукова Г.К. от 15 мая 1941 г.”, с выдержками из плана “Барбаросса”, рассматривают различные точки зрения по военно-стратегическому планированию Германии и СССР в 1940 -1941 г.г. Деятельность учащихся носит поисково-исследовательский характер.
“Беда тому государственному деятелю,
который в наше время
не изыскивает причину для начала войны, которая
бы и после войны
продолжала оставаться убедительной”.
Отто фон Бисмарк
Цели урока:
1. Рассмотреть ситуацию летом 1941 г. и, опираясь на исторические факты, развенчать миф о подготовке СССР упреждающего удара по Германии.
Задачи:
1. Рассмотреть материалы военно-технического и экономического потенциала СССР и Германии накануне войны.
2. Познакомиться с архивным документом “План Жукова Г.К. от 15 мая 1941 г.”, выдержками из плана “Барбаросса”.
3. Рассмотреть различные точки зрения по военно-стратегическому планированию СССР и Германии.
Форма проведения урока: интерактивная работа в группах. Класс делится на четыре группы по 5-6 человек в каждой. Задача 1 и 3 - группы найти доказательства готовности СССР в нанесении превентивного удара летом 1941 г.
Задача 2 и 4: развенчать миф о планах Сталина И.В. нападения на Германию летом 1941 г.
Так как, группы решают разные задачи, то для выполнения задания получают различный набор документов, публикаций.
План урока:
1. Введение учащихся в проблему через презентацию.
2. Рассмотреть проблему подготовки СССР и Германии к войне с точки зрения военно-технического и экономического потенциала.
3. Анализ источников: “План Жукова Г.К. от 15 мая 1941 г.”, выдержки из плана “ Барбаросса”.
4. Ознакомиться с различными точками зрения на данную проблему в российской и зарубежной историографии.
5. Подведение итогов.
Эпиграф:
“Разглядеть, что истинно, что ложно,
Может только беспристрастный суд:
Осторожно с прошлым, осторожно, -
Не разбейте глиняный сосуд”.
В.Высоцкий
Вводное слово учителя: Считается, что раскрытие архивов может помочь разгадать многие загадки истории. Это так, но есть и другое последствие публикаций новых исторических источников: они рождают новые загадки. Именно такой оказалась судьба одного документа, который в н. 90-х стал известен всему миру. Речь идёт о предложении, которое в середине мая 1941г. поступило И. В. Сталину от высшего военного руководства СССР и породило миф о подготовке упреждающего удара по Германии. Задача класса разобраться в проблеме: готовил ли СССР превентивный удар по Германии летом 1941 г.
Задание №1: Рассмотреть проблему подготовки СССР и Германии к войне с точки зрения военно- технического и экономического потенциала, используя следующий план:
- финансирование обороны;
- реформы в армии;
- милитаризация труда;
- военно-технический потенциал.
Учащиеся работают с учебником “История России 1900–1945 гг.” под редакцией Данилова А.А. для 11 класса. – М., 2009, С. 332–339.
Группа №1: рассматривает подготовку к войне СССР.
Группа №2: рассматривает подготовку к войне Германии.
Результат работы – таблица:
Вопросы | СССР | Германия |
1. Финансирование обороны | 1939 г. – 25,4%. 1941 г. – 43% |
1939 г. – 67%, 1941 г. - 77%. На Германию работала промышленность всей Европы, кроме Англии. |
2. Реформы в армии | 1 сентября 1939 г. – принят закон “О всеобщей воинской обязанности”, призывной возраст снижался с 21 года до 18 лет. Это позволило увеличить численность армии с 2,5 млн. человек в 1939 до почти 5,8 млн. человек к 22 июня 1941 г. | 1935 г. – введение всеобщей воинской повинности, вопреки решениям Версальской конференции. Численность вооружённых сил к 15 июня 1941 г. – свыше 7,3 млн. человек . |
3. Милитаризация труда. | Самовольный уход с предприятия карался тюремным заключением на срок от 2 до 4 месяцев, за опоздание на работу без уважительной причины рабочий мог быть осуждён на 6 месяцев принудительных работ, рабочий день был увеличен с 7 до 8 часов, вводилась 7-ми дневная рабочая неделя. | “Пушки вместо масла”. |
4. Военно-технический потенциал. | Июнь 1941 г.: сухопутные силы КА - 303 дивизии (198 стрелковых, 13 кавалерийских,31 моторизованных и 61 танковую) и 22 бригады общей численностью в 5,8 млн. человек. На вооружении КА имелось около 23 тыс. танков, 5 тыс. боевых самолётов, но 1/5 часть их была небоеспособна и требовала ремонта. | Июнь 1941 г.: сухопутные войска вермахта – 214 дивизий (из них 35 танковых и моторизованных), 7 моторизованных бригад – около 8,5 млн. человек личного состава. У границ СССР – 152 дивизии и 2 бригады вермахта, в том числе все танковые соединения. В “крестовый поход” против большевизма отправились и союзники Германии (Финляндия, Венгрия, Румыния, Италия, Словакия, которые выставили 29 дивизий и 16 отдельных бригад). Всего группировка агрессоров у советских границ насчитывала 190 дивизий общей численностью 5,5 млн.человек, свыше 4 тыс. танков, около 47 тыс. орудий и миномётов, 3,7 тыс. боевых самолётов. |
Таким образом, анализ таблицы показывает, что Германия обладает мощным военно-техническим потенциалом, подчиняет милитаристским целям борьбы за мировое господство экономику всей Европы, за исключением Англии; СССР наращивает военно-технический потенциал, используя передышку, полученную по пакту Молотова-Риббентропа от 23 августа 1939 г., но полностью перевооружить армию, тактически грамотно распределить на западных границах, не успевает, да и не планирует, т.к. не желает спровоцировать Германию.
Задание№2: Проанализировать документы по предложенному плану.
Группы №1, №3:
Анализ документа “План Жукова Г.К. от 15 мая 1941 г.”. Группа работает с раздаточным материалом (см. приложение).
Вопросы группе:
- Кто автор?
- Дата написания документа?
- Причина появления этого документа? Стратегические и тактические цели?
- Можно ли считать этот документ планом превентивного удара СССР по Германии?
Группа №2, №4:
Анализ документа – выдержки из “плана Барбаросса”. Группа работает с раздаточным материалом (см. приложение 1).
“Одна из важнейших задач внешней
политики Германии – завоевание
жизненного пространства на Востоке с целью его
решительной германизации”.
Речь А.Гитлера 3 февраля 1933 года
Вопросы группе:
- Кто автор?
- Дата написания документа?
- Причина появления этого документа? Стратегические и тактические цели?
- Является ли план “Барбаросса” планом упреждающего удара по СССР?
Подведение итогов работы в группах по заданию №2. (Приложение 1)
Таким образом, Гитлер начинает планировать “упреждающий удар” летом – осенью 1940 г., в декабре 1940 г. разработанный до мелочей план уже готов, объявлена предполагаемая дата начала войны против СССР – 14–15 мая 1941 г. и проведены подготовительные мероприятия, а советский Генеральный Штаб к 15 мая имеет только рукописные наброски, на разработку которых есть 10 дней (между 5 и 15 мая 1941 г.). никами картами, схемами “План Жукова Г.К. от 15 мая 1941 г.” не сопровождается.
Задание №3:
Группы изучают различные точки зрения на данную проблему в советской и зарубежной историографии. Работа с документами (см. приложение 2).
Группы №1, №3: найти опровержение подготовки СССР превентивного удара по Германии летом 1941 г.
Группы №2, №4: найти подтверждение подготовки СССР превентивного удара по Германии летом 1941 г.
Группы отчитываются о проделанной работе через представление аргументов и контраргументов.
Подведение итогов: “План Жукова Г.К. от 15 мая 1941 г.” - рукописный вариант существовал, но общая стратегия данной идеи не носила агрессивного характера. По плану предусматривалась оборона на протяжении 90% всей протяженности фронта, и только за тем, в зависимости от условий предполагались наступательные военные действия. Войскам прикрытия ставилась задача: прикрыть прочной обороной развёртывание своих войск. Подтверждением того, что СССР не готовился к агрессии против Германии в 1941 г. является стратегическая цель плана – “…разгром главной группировки и других крупных сил немецкой армии”, а не захват чужих территорий. Также отсутствовало решение на начало войны со стороны правительства и политического руководства, в соответствии с которым СССР первым приступил бы к приготовлению к войне, первым бы провёл мобилизацию, сосредоточение и развёртывание войск на выгоднейших рубежах. Но на это Сталин И.В. не решился даже в первые часы после нападения Германии на Советский Союз.
Начальник генерального штаба сухопутных войск Германии Ф. Гальдер 22 июля 1940 г. вслед за фразой “русская проблема будет разрешена наступлением” написал: “ Русские не хотят войны”. А в апреле 1941 г. посол Германии в СССР Шуленбург докладывал непосредственно Гитлеру: “Я не могу поверить, что Россия когда-нибудь нападёт на Германию”. Верный помощник Геббельса, руководитель гитлеровской прессы и радиовещания Г. Фриче признался: “Никаких оснований к тому, чтобы обвинять СССР в подготовке военного нападения на Германию у нас не было”. Но сказал он об этом только после войны, давая показания на Нюрнбергском процессе.
Список источников и литературы
Источники:
1. “…соображения по плану стратегического развертывания Вооруженных Сил Советского Союза на случай войны с Германией и её союзниками”/Горьков Ю.А. Кремль. Ставка. Генштаб. – Тверь, 1995 (Приложение 1).
2. Речь Сталина 5 мая 1941 год. – 1941 г. документы в двух томах. – М., 1999, Т. 2, С. 55.
Литература:
1. Безыменский Л.А. “О плане Жукова” от 15 мая 1941 года.//ННИ, 2000, №3.
2. Безыменский Л.А. Что же сказал Сталин 5 мая 1941 года? – Новое время. 1991, №19.
3. Горьков Ю.А. Кремль. Ставка. Генштаб. – Тверь, 1995.
4. Горьков Ю.А. Готовил ли Сталин упреждающий удар против Гитлера в 1941 году?//НИИ, 1993, №3.
5. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. – М., 1988, Т.1.
6. Максимычев И.Ф. Дипломатия мира против дипломатии войны. – М., 1981.
7. Семиряга М.И. Тайны сталинской дипломатии, 1939-1941 гг. – М., 1992.
8. Ширер У. Крах нацистской империи. – Смоленск, 1999.
Дополнительная литература:
1. Суворов В.А. Ледокол: Кто начал Вторую Мировую войну? – М., 1993.