На основе логики материала темы “Предельные одноатомные спирты” я занимаюсь антиалкогольным воспитанием учащихся более 30 лет. После краткого повторения химических свойств предельных одноатомных спиртов, всю остальную часть урока посвящаю разъяснению вопроса о разрушительном действии спиртов на организм человека. При этом опираюсь на знания учащимися основ анатомии, физиологии и гигиены человека. Рассказ строю эмоционально насыщенно.
Метанол – сильный яд, прием его внутрь разрушает зрительные нервы, вызывая непоправимую слепоту, воспаление слизистой оболочки желудочно-кишечного тракта, а зачастую и смерть. Симптоматика разнообразна и может развиваться не сразу. Ранние симптомы обусловлены действием самого метанола, поздние – действием муравьиной кислоты. Сначала обычно появляются тошнота, рвота, боль в животе, головная боль, головокружение, признаки алкогольного опьянения. Эти проявления сменяются комой, эпилептическими припадками, повреждением сетчатки. Зрительные нарушения (нечеткость зрения, пляшущие и мерцающие пятна в глазах, расширение зрачков и утрата их реакции на свет, гиперемия дисков зрительных нервов, отек сетчатки, слепота) развиваются спустя 15-19 ч после приема. При тяжелом отравлении возможны снижение сократимости миокарда, брадикардия и шок.
Также вредны сивушные масла – пропанол, бутанол, пентанол и другие, которые входят в состав домашних спиртных напитков (самогон, чача и др.). Они тоже вызывают воспалительные процессы слизистой оболочки пищеварительного тракта, разрушают клетки печени, нервную систему и зрение.
Особое место на этом уроке занимает разъяснение вопроса о разрушительном действии раствора этанола на организм человека, особенно детей, подростков, юношей и девушек. Рассматриваем фармакологические и токсикологические свойства алкоголя. Необходимо сразу же обратить внимание учащихся, что к спиртным напиткам относятся не только водка, коньяки, вина, но и пиво самых различных марок. Все эти напитки даже при весьма умеренном употреблении отрицательно действуют на здоровье человека, особенно на неокрепший молодой организм.
Растворы этанола оказывают отрицательное воздействие прежде всего на отделы центральной нервной системы. Происходит отравление части нервных клеток коры больших полушарий. Они как бы выходят из строя. Таким образом, кора полушарий головного мозга, которая выполняет функции сознания, мышления находится под наибольшим отрицательным воздействием со стороны алкоголя. Кора мозга является как бы наиболее ранимой, в большей степени беззащитной. А это в той или иной степени (в зависимости от дозы принятого алкоголя и продолжительности пьянства) приводит к нарушению психических функций мозга. Следует непременно обратить внимание учащихся и на постепенное привыкание организма к спиртному, в результате чего возникает хронический алкоголизм. А это очень опасное явление. При длительном злоупотреблении спиртным у человека может возникнуть тяжелая форма психической болезни, которую чаще всего называют белой горячкой, следует разъяснить симптомы приступа этой болезни и подчеркнуть, что в конце концов пьянство приводит к полной деградации личности.
Кратко разъясняется вредное воздействие алкоголя и на другие ткани и органы человека: печень (перерождение клеток), сердце (у пьяниц чаще возникают инфаркты, которые нередко оканчиваются смертельным исходом; происходят и другие паталого-анатомические изменения сердца), сосудистую и выделительную системы. Отсюда делаем вывод: пьянство, алкоголизм – это болезнь всего организма.
Пьянство является одной из важнейших причин разрушения семьи, рождения детей-инвалидов.
Весьма поучительна реакция слушателей – учащихся на таком уроке. Вначале у отдельных юношей возникают еле заметные улыбки. Затем в процессе рассказа об алкоголизме как тяжелой болезни исключительно сосредоточенное, напряженное внимание. Да это и не удивительно. Может быть, у некоторых из них родственники страдают этим недугом.
Неполноценные дети. Много лет слежу за тем, с какой скрупулезностью учёные доказывают, что алкоголь пагубно влияет на потомство. Казалось бы, всё ясно: рюмки водки бывает достаточно, чтобы у практически здоровых родителей родился неизлечимо больной ребёнок. Это давно исследовано, проверено и перепроверено. Однако продолжает расти число специальных трудов, научных монографий, газетных и журнальных выступлений. Не остаются в стороне и средства массовой информации-радио и телевидение. А число вспомогательных школ, в которых учатся дети с фатальным отставанием в психическом развитии, безвинные жертвы пьяного зачатия, тем временем растёт из года в год.
Журналист “Литературной газеты” Зорий Балаян совершил путешествие по регионам страны. Вот что он пишет.
Разные семьи, разные дома. Одинаковы лишь судьбы – дети страдают слабоумием – олигофренией. Вот одна из них. Шестеро детей. Четыре сестры и два брата. Двое уже окончили вспомогательную школу. Остальные еще учатся в разных классах. С тремя девочками и мальчиком я встречался в школе. Похожи друг на друга. Девочки крупные, розовощекие, с копной кудрявых волос. Мальчик тоненький. Короткая стрижка подчеркивает худобу. Неизменная неестественная улыбка не сходит с лиц, и когда они слушают, и когда говорят сами. Пустой взгляд. Запоздалая реакция… Безнадежно больные дети. И от сознания стопроцентной обреченности сердце обливается кровью. Я спешу к их родителям.
Трехкомнатная квартира. Нехитрая ветхая мебель. Старый с маленьким экраном телевизор. Паутина в углах комнат. Почерневший потолок. Беседуем с хозяйкой дома. Она говорит и как-то пугливо озирается. На вопрос о том, знали ли они с мужем о влиянии алкоголя на потомство, лишь пожимает плечами:
– Ну, почему бы не пить? Отец мой кузнецом был. С самого детства помню, от него всегда пахло водкой. Что же касается меня, то я пью лишь по субботам и воскресеньям с мужем…
– А муж?
– Что муж? Муж, как отец мой, – каждый день.
Немного погодя выяснилось, что старший их, двадцатипятилетний сын погиб на улице. Напился и уснул в мороз. И старшей дочери тоже нет в живых: выпила утром уксус (спутала эссенцию с водкой) и умерла в больнице. Через полтора часа явился отец семейства, Лет пятидесяти пяти, высокого роста, сутуловатый, нездоровый серый цвет лица. Жена вскочила с места, бросилась на кухню. И больше мы не видели её. Хозяин дома с нескрываемым раздражением.
– А почему, собственно, ко мне? Разве только мои дети находятся в этой школе?
– Но, к сожалению, у вас шестеро.
– Вы сегодня пили?
– Я всегда выпиваю. А что нельзя что ли? За свои, не за чужие.
– Можно, только не всегда. Знаете ли вы, что пьянство влияет на потомство? Рождаются ненормальные дети? Приходилось ли вам читать в газетах или журналах о том, что алкоголь губит детей?
– Я в газету селедку заворачиваю, – сострил муж.
В семьях алкоголиков запуганные постоянным шумом и дебошами родителей дети приходят в школу робкими, неуверенными, забитыми. Внимание у них слабое, память плохая, они быстро утомляются. Такие дети с раннего возраста испытывают страх и тревогу, которые со временем могут стать причиной нервного расстройства.
Отец первоклассницы Оли часто выпивал, Однажды он пришел домой поздно ночью, пьяный, еле держался на ногах. Оля спала. На замечание жены он рассвирепел, закричал, бросил тарелку. От криков и звона посуды проснулась Оля. Она бросилась к родителям, громко кричала, била отца, рыдала. После пережитого у Оли развился невроз, она стала раздражительной, капризной, боялась темноты, у неё расстроился сон, ухудшились успехи в школе.
Другой пример. Когда Димка (в пьющей семье) пошел в школу, а учился он плохо, и чем дальше, тем хуже. Его стали бить. Получив двойку, он до темноты не шел домой и не откликался, если мать звала его. Мать жаловалась отцу на Димку, как ему казалось, со злобной радостью. Отец затаскивал сына в ванную и лупил ремнем, Сначала Димка плакал и просил прощения, обещая, что больше не будет. Потом стал отбиваться и дико визжать. После побоев он убегал в чем был, в любую погоду, забивался в подвал или на чердак. Находить его стало все труднее.
Воздействие на психику детей пьяных скандалов в доме бывает настолько сильным, что дети иногда заболевают тяжелыми нервными болезнями и нуждаются в клиническом лечении.
Кто они, эти дети, какова история их болезни и кто в ответе за тот тяжелый недуг, которым страдают они? Об этом член-корреспондент АМН, профессор В.А.Таболин
– Сильнее всего заставила переживать меня гибель мальчика, которого мы не могли спасти. Случилось это тридцать лет назад, на моем ночном дежурстве.. Я был тогда врачом-ординатором, работал в Морозовской клинике. И вот привезли пятилетнего мальчишку. Он не выглядел на свои пять лет – такой маленький, тщедушный, бледный. Сразу представил себе блокадных детишек Ленинграда, а ведь войны не было, это был ребенок из подмосковной деревни, из семьи, где были и отец и мать. Но это был испитой ребенок, именно испитой, в прямом смысле этого слова – он употреблял алкоголь почти всю свою коротенькую жизнь, допивая остатки из бутылок и стаканов, брошенных где попало пьяницей отцом.
В тот вечер, когда его доставили к нам, он выпил сто граммов (полстакана) водки, и это его убило – произошло кровоизлияние в мозг. Но когда, производя анатомическое вскрытие, мы этот мозг увидели, я понял, что ребенок был убит задолго до своей физической смерти – убит интеллектуально, духовно, убит как будущая личность! Потому что это был мозг деграданта, состарившийся, изуродованный мозг, над которым алкоголь издевался беспощадно… Я знаю, что спасти этого ребенка было невозможно, так же, как невозможно было спасти двух новорожденных, погибших у нас в клинике от алкогольной фетопатии, – им пришлось бы трансплантировать мозг, а медицина пока еще не пришла к этому. Но – даже если бы нам удалось спасти этих детей – в их лице мы имели бы уже не человеческие существа, а некие простейшие организмы без всяких признаков мыслительной деятельности, без проблесков сознания… Алкогольная фетопатия – это хроническое алкогольное поражение плода. То есть уже в период внутриутробного развития плод подвергается отравляющему воздействию алкоголя, и к моменту своего появления на свет ребенок хронически болен, подчас безнадежно…
Вот беременная женщина с вечера выпила и к утру протрезвела, а плод её еще много дней пьян, потому что незрелые его ферменты не в состоянии нейтрализовать алкоголь, который влила в него мать. И маленькое существо час за часом, день за днем отравляется этой спиртовой молекулой, которая не встречая сопротивления, блуждает в его крови.
Если подростки употребляют алкоголь, они должны знать – для того, чтобы отравиться 10-12-летнему ребенку, нужно совсем немного, стопка водки, сто граммов вина. Известно, что и хронический алкоголизм у детей развивается в гораздо более короткий срок, чем у взрослых. Поэтому даже единственная бутылка сухого вина на столе у подростков в день рождения – недопустима.
Профилактика пьянства и алкоголизма должна проводиться дифференцированно в отношении подростков и взрослых, родителей и учащихся. Среди подростков она должна быть различной для школьников и учащихся ПТУ, студентов и рабочей молодежи. При выборе мер профилактики следует отличать алкоголизм как заболевание от пьянства как проявления моральной распущенности, а также учитывать, направлены ли эти меры на здоровых людей или на лиц, неустойчивых в нервно-психическом отношении.
Современные социологические исследования указывают на существование прямой связи пьянства и алкоголизма среди подростков с такими факторами, как низкий уровень образования, отсутствие организованного культурного досуга, рост числа подростковых групп с асоциальными тенденциями, отсутствие обстановки нетерпимости к пьянству. Высокая зарплата, узкий кругозор, низкая культура и отсутствие чувства внутренней дисциплинированности нередко и создают ту благоприятную почву, на которой расцветает пьянство. Особенно пристального внимания требует организация свободного времени подростков, поскольку бессодержательно проводимый досуг один из ведущих факторов в развитии злоупотребления алкоголем.
Нравственное воспитание современного человека неотделимо от формирования у него противоалкогольных установок. Уже с раннего детского возраста необходимо воспитывать отношение к пьянству как к социальному злу. Надо, чтобы молодой человек, вступая в жизнь, осознавал, что пить так же преступно, как и воровать, а быть в обществе пьяным столь же стыдно и непристойно, как быть голым.
Опыт показывает, что не только подростки, но и их родители мало знают о том вреде, который приносит алкоголь формирующемуся организму. Результаты анонимного анкетирования, проведенного в одном из крупных городов страны, показали, что 9,1 % учащихся школ вообще не знают о том, что алкоголь обладает вредными свойствами, 10,7 % – одобряют употребление алкоголя родителями в выходные дни, а 74,8 % – по праздникам; 53,6 % городских жителей не знают о недопустимости употребления алкоголя несовершеннолетними, а 13,8% родителей допускают выпивки подростков до 16-летнего возраста.
Подросткам и их родителям нужно разъяснять, что алкоголь является не “продуктом питания” и не неотъемлемым атрибутом многих традиций, а прежде всего веществом с выраженным наркотическим действием. Он так же, как марихуана, героин, гашиш и другие наркотики, разрушающим образом действует на весь организм человека и особенно на клетки головного мозга. Известно, что головной мозг, составляющий всего 2 % массы человеческого тела, удерживает около 30 % выпитого алкоголя. Вот какая чудовищная нагрузка ложится на маленький объем живой ткани! И чем больше выпито алкоголя, тем эта нагрузка больше, а разрушающее действие наркотика сильнее. Если учесть, что алкоголь удерживается тканями организма около 15 суток, то нетрудно сообразить, что человек, пьющий 2-3 раза в месяц, находится в состоянии хронического алкогольного отравления. Алкоголь – универсальное средство, способное лишить человека разума. Деградация личности у взрослого пьяницы наступает в среднем через 10-15 лет, а у подростка – через 3-4 года. Сначала подросток злоупотребляющий алкоголем, становится раздражительным, несдержанным, потом теряет чувство дистанции в общении со взрослыми, отличается расторможенностью влечений, цинизмом, теряет стыд. Недаром в народе говорят, что пьяница в первую очередь пропивает стыд и совесть, а уж потом штаны. И это не временное, преходящее состояние, а чаще необратимое явление. Стыдить деградировавшего алкоголика, говорить ему о чести, долге в принципе бессмысленно. Все это нужно делать тогда, когда подросток еще только начинает пить.
. Но самое страшное последствие пьянства и алкоголизма – неполноценные дети, рождающиеся у пьяниц. У некоторых детей нервно-психические расстройства проявляются не сразу, а лишь по достижении ими подросткового или юношеского возраста. Существует неверное представление о том, что неполноценные дети рождаются только в тех случаях, если их зачатие происходит в состоянии алкогольного опьянения. Хроническая алкогольная интоксикация в этих случаях не менее опасна, чем острое алкогольное опьянение, особенно если учесть, как это было уже сказано, что алкоголь удерживается в тканях организма в среднем 10-15 суток.
С целью получения сведений по данному вопросу была произведена однодневная регистрация (“срез”) больных в Минской республиканской клинической психиатрической больнице. Из 100 детей и подростков, находившихся на момент исследования в больнице, у 52 человек диагностировалась олигофрения, у 38-психопатии, у 6-шизофрения, у 2 – эпилепсия, у 2-органическое поражение головного мозга. Оказалось, что в 28 % случаев родители этих детей (один или оба) злоупотребляли алкоголем, а в 29 % – страдали хроническим алкоголизмом. При этом учитывались только те родители, сведения о пьянстве которых зафиксированы официально. Реальное положение вещей, очевидно, значительно хуже. Из 102 человек, находившихся на стационарной судебно-психиатрической экспертизе, 21 человек имел родителей алкоголиков, 5 – сами страдали алкоголизмом и 11 – совершили правонарушения в состоянии алкогольного опьянения.
Стратегия противоалкогольной пропаганды среди подрастающего поколения их родителей должна быть основана на принципе полного запрещения подросткам употребления спиртных напитков. Многочисленные наблюдения показывают, что основы пьянства как стереотип поведения закладываются именно в переходном возрасте, а у подростков, злоупотребляющих алкоголем, через 3-4 года формируется алкоголизм с необратимыми физическими и психическими нарушениями. Основой противоалкогольной пропаганды среди подростков и их родителей должен стать юридически закрепленный принцип недопустимости употребления алкоголя несовершеннолетними.
Кроме специальных лекций и бесед, необходимо проводить систематическое противоалкогольное воспитание во время предметного обучения.
Наряду с противоалкогольным воспитанием учащихся соответствующую просветительную работу необходимо проводить и с их родителями. Работа эта должна носить дифференцированный характер (для родителей младших, для родителей старших учеников). С этой целью, как показывает опыт, лучше всего использовать родительские собрания. При планировании и проведении мероприятий по первичной профилактике пьянства и алкоголизма следует всегда помнить о том, что подростки очень наблюдательны, восприимчивы и склонны к подражательству. Формируясь, подросток копирует поведение взрослых, иногда делая это подсознательно. При этом предметом подражания чаще всего служат не декларативно-императивные утверждения о том, что “пьянствовать нельзя”, а образ жизни, поступки, поведение взрослых людей. И, если подростку говорят о высших моральных принципах, о необходимости быть честным и справедливым, вести трезвый образ жизни, а в повседневной жизни и во взаимоотношениях окружающих его взрослых людей он видит фальшь, безразличие, жестокость, тягу к стяжательству и пьянство,– то “на веру” чаще всего берутся не слова, а дела окружающих подростка людей.