Цель урока: Создать условия для достижения учащимися уровня методологической компетентности; способствовать формированию у школьников представлений о едином электромагнитном поле.
Задачи урока:
- обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Магнетизм”;
- развивать познавательную активность учащихся, их самостоятельность, коммуникативную культуру школьников;
- закрепить навыки решения вычислительных задач;
- формировать у учащихся умения использовать в целях образовательной деятельности различные виды источников информации и применять новые информационные технологии.
Оборудование (средства) занятия: Интерактивная доска (Active board), проектор, компьютер, пульты (для проведения тестирования), компьютерная программа “Открытая физика 2.5. Часть 2 ООО “Физикон”,2002”.
Литература:
- Касьянов В.А. Физика. 11 кл.: Учебн. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2002. – 416с.
Примечание: Если учитель в старшей школе работает по другим комплектам учебников, то урок может быть проведен в 10-м классе, где изучается раздел “Магнетизм”.
Ход урока
Этапы урока, время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. водная часть. (5 минут.) 2. Основная часть. 3. Рефлексия деятельности. 4. Обобщение знаний. |
Проводит фронтальный опрос учащихся, с целью
активизации знаний, необходимых для дальнейшей работы. Проводит
тестирование учащихся по заранее разработанным вопросам. Осуществляет проверку решения задач. Представляет презентацию, подводит итоги урока, задает домашнее задание. |
Отвечают на вопрос учителя, смотрят видеофрагменты. Отвечают на вопросы теста, решают расчетную задачу. Проверяют правильность решения задач, сверяясь с решением, представленным учителем. Выступают с сообщениями, закрепляют полученные знания, опираясь на презентацию. |
Краткий конспект занятия:
В начале урока учитель организует фронтальное повторение основных понятий и формул по теме “Магнетизм”. Это позволяет активизировать деятельность учащихся и успешно применить имеющиеся у школьников знания на дальнейших этапах урока.
Для организации повторения используется интерактивная доска заранее разработанный учителем флипчарт и режим работы “Шторки” (вертикальные).
Первоначально экран закрыт. Учитель открывает для учащихся последовательно вопрос, и после их ответа показывает правильный ответ. Приложение 1.
Для углубления знаний некоторые вопросы снабжены видеофрагментами, и после проверки правильности ответа, учитель предлагает школьникам их для просмотра. Рисунок 1.
Такая форма работы позволяет быстро осуществить повторение изученного материала и привлечь учащихся к дальнейшей активной работе, которая настраивает школьников на высокий темп деятельности.
Дальнейшую работу с классом учитель сроит следующим образом: каждый учащийся за ограниченное время должен ответить на вопросы теста и решить расчетную задачу. Класс работает по вариантам. В то время, когда учащиеся, сидящие на 1-м варианте, отвечают при помощи пультов на вопросы теста, представленные на доске, школьники 2-го варианта решают на листке расчетную задачу. Смена деятельности осуществляется после того, как учащиеся ответят на вопросы теста.
Варианты тестовых заданий учитель готовит заранее и устанавливает временную задержку на каждый вопрос. Задачи (по вариантам), для более успешной работы на уроке, заранее распечатаны и в качестве раздаточного материала положены на столах учащихся перед началом урока.
Варианты тестовых заданий представлены скриншотами в Приложениях 2 и 3.
Варианты задач представлены в Приложении 4.
Проверка результатов деятельности школьников осуществляется в два этапа. По итогам тестирования каждого варианта учитель показывает школьникам итоговую таблицу ответов, на которой зеленым и красным цветом отмечены варианты решения каждого школьника. Зеленый цвет соответствует правильному ответу, красный – ошибке. При этом учитель сохраняет данную таблицу, для дальнейшего выставления оценок. Таким образом, сразу по итогам тестирования учащиеся видят результаты своей деятельности на данном этапе. В этом заключается одно из преимуществ тестовой оболочки, зашитой в комплект интерактивной доски.
Листочки с решениями задач, сдаются учителю для дальнейшего оценивания, а проверка ее правильности осуществляется на уроке двумя способами:
1-й способ. Учитель, воспользовавшись программой “Открытая физика”, моделирует каждый конкретный случай (вводятся данные условий задач каждого из вариантов). Модель имеет возможность сразу показать результаты. Поэтому учащиеся проверяют правильность своего решения, частично видя расчетные данные на экране, а так же считают количество оборотов, совершенных частицей. (Компьютерная программа “Открытая физика 2.5. Часть 2. ООО “Физикон”,2002” Модель 1.12. Движение заряда в магнитном поле.) Рисунок 2.
2-й способ. Учитель демонстрирует правильное решение задач обоих вариантов на доске из заранее заготовленного флипчарта. Приложение 5.
Таким образом, школьники могут провести рефлексию своей деятельности на уроке.
Для углубления и обобщения знаний по изученной теме, в конце урока четыре школьника выступают с небольшими сообщениями о применении магнетизма в природе и технике. Это позволяет повысить уровень познавательной активности школьников и обратить их внимание на наличие межпредметных связей в данном разделе.
Темы сообщений: Селектор скоростей; Циклотрон; Масс – спектрограф; Магнитное поле Земли. Некоторые фрагменты выступлений учащихся представлены в Приложении 6.
Сообщения учащихся сопровождаются небольшой презентацией с видеофрагментами.
В конце урока учитель подводит его итоги, задает домашнее задание и выставляет оценки за тест.