Взаимоотношения быстроразвивающегося производства и основы рационального природопользования

Разделы: Технология


Есть на Земле великан.
У него такие руки, что он без труда
Поднимет паровоз.
У него такие ноги, что он может в день
Пробежать тысячи километров.
У него такие крылья, что он может летать
Над облаками  выше всех птиц …

М.Ильин, Е.Сегал «Как человек стал великаном»

№ Учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий, оценка

УЭ-0 Интегрирующая цель: проанализировать связи технологических процессов в различных сферах  человеческой деятельности; выяснить экологическую ситуацию в современном мире; продолжить работу по совершенствованию учебных навыков Внимательно прочитать цель
  Запишите тему и дату урока в тетрадь  
УЭ-1 Цель: закрепить знания по пройденной теме,  выполнив письменную работу. Прочитать цель
  I. Актуализация знаний

1. Решение экологической задачи. ТРИЗ

2. Тест

Дайте  правильный ответ (да, нет)

1. Экология изучает только популяционный уровень организации живого (нет)
2. Среда обитания – пространство, в котором обитает сообщество (да)
3. Паразит живет за счет хозяина, приносит ему вред и немедленную гибель (нет)
4. Продуценты – это: фитопланктон,  растения,  цианобактерии  (да)
5. Агроценоз не способен к саморегуляции (да)
6. Биомасса планеты состоит только из живого вещества (да)
7. Суммарная биомасса океана превосходит биомассу суши (нет)
8. По Вернадскому глобальной силой,  преобразующей биосферу, является живое вещество (да)
9. Редуценты –  это грибы, микроорганизмы, фораминиферы (нет)
10.Границы биосферы: вся литосфера, гидросфера, тропосфера (нет)

 

Ответ изобразить на сенсорной доске
Приложение 1

 

На оценку
Правильный ответ 1 балл

10          5
9 – 8      4
7 – 6      3
Проверка в паре
Сверить с учителем

УЭ-2 Цель:   проанализировать взаимоотношение  быстроразвивающегося современного производства (промышленности, энергетики, транспорта, сельского хозяйства) и природы;  воспитывать  индивидуальную экологическую культуру. Прочитать цель
  II. Новый материал

1. Вступление

ЧЕЛОВЕК-ИСПОЛИН ходит по Земле. Он обхватил планету руками, дотянулся до гималайских вершин, коснулся дна океанских пучин, проник  в глубины земных недр. Завидные свершения: успокоиться, отдохнуть. Но нет, ЧЕЛОВЕК теперь рвется в космос. Он уже оставил следы на поверхности Луны, снарядил экспедиции к Марсу  и Венере и вскоре займется инвентаризацией звезд. Стал организовывать  туристические коммерческие полеты. Человек в результате хозяйственной деятельности наносит большой ущерб природе, а вместе с этим и своему здоровью. Нельзя допустить, чтобы люди направляли на свое собственное уничтожение те силы природы, которые они смогли открыть и покорить.
Идет яростный стремительный научно-технический прогресс.
«Через 100 лет мои внучки и правнучки будут играть среди искусственных деревьев и искусственных цветочков, играть в «искусственный футбол» (в этом случае я уже заранее выражаю им свое сожаление), а знания будут черпать не из книг, а при помощи усовершенствованных машин для внушения знаний»
ГАБРИЭЛЛА КАРКАТИ. ИЗ ШКОЛЬНОГО СОЧИНЕНИЯ
«МИР В 2085 ГОДУ»
Вся долгая история нашей планеты вкратце такова. Сначала была ПРИРОДА, потом появился Человек и стал делать разные Вещи.
И наплодил их в таком количестве, что они радикально изменили лик Земли – витамины, телевизоры, компьютеры, космические корабли, ускорители элементарных частиц, клонов.
Вещи на нашей планете увеличиваются с удивительной быстротой. Считается, что каждые 15 лет число их удваивается. К старости (75 лет) человека  окружает в 32 раза больше вещей, чем тогда, когда он появился на свет.
В одном из перуанских мифов, говорится о том, что вещи и животные восстали против человека, они стали мстить. Удивительно, но в наши дни этот миф неожиданно обретает силу почти, что реального прогноза. Похоже, что созданные человеком предметы и орудия выходят из повиновения и собираются ополчиться против него же, превратить человека в  жертву благ цивилизации. «Синтетический мир», это «вторая природа» Земли, эта «новая экология»,  которую ученые и инженеры сооружают на наших глазах, не всегда оказываются в гармонии с естественной природой, с психическими и духовными потребностями самого ЧЕЛОВЕКА-ТВОРЦА
Человек создал сложный, во многом дисгармоничный, искусственный мир (уже слышны призывы беречь не только отдельных исчезающих животных, растения, но даже грозы!). Так, человек заселив земной шар «автомобильными стадами»,  люди могут  вскоре совсем разучиться ходить.
« … НТП, рост мощности цивилизации сулят не только блага. Силою, которую он дает людям, еще надо уметь пользоваться. Человек оказывается теперь в положении Гулливера, который вошел в  хрустальную лавку лилипутов. Одно неосторожное движение – и все ее хрустальное великолепие превратится в гору битого стекла» академик Н.Н.Моисеев

2.Ответить на вопрос

На вечере в Политехническом  музее (он был посвящен борьбе со стрессом), отвечая на записку из зала, член-корреспондент АМН К.Судаков признался: «Порой хочется воскликнуть: «Давайте остановим НТР и вернемся к спокойной размеренной жизни!...»
1.Что такое НТП?
2.Можем ли мы остановить НТР?   Можем ли мы вернуться к «природе»? Приведите доказательства. (Вернуться к природе это утопия. Именно темп, высокая производительность помогает человеку преодолевать многие преграды и трудности. Только благодаря темпу люди освобождаются от многих забот,  от тяжестей труда,  и для них открывается необъятный мир духовных ценностей).
2.Как вы думаете, когда начался НТП? (начался тогда, когда человек зажег первый костер)
3.Всегда ли новые технологии ведут человекам к лучшей жизни? Не возникают ли трудности и проблемы? Приведите примеры. (пулемет – 1899, оросительные каналы в Средней Азии)

Задание 1     Сравнить технологии.

Схема 1

1) Что общего между технологиями? (Создается что-то новое)
2) Что предопределило конкурентоспособность создаваемых человеком технологий? (Огромная разница в несколько порядков)
3) Какая технология является подавляющей? Какая технология вытесняется?
4) Каковы гарантии передовых технологий? (Никаких, т.к. каждая новая технология влияет на окружающую среду)
5) Что такое «биологически чистые технологии? Сколько их? (Таких нет).
6) На что направлены  созданные человеком технологии? (На употребление ресурсов)
7) Перечислите неисчерпаемые природные ресурсы.
8) Какой неисчерпаемый природный ресурс вы не назвали? (Человеческий мозг)
9) Будет ли продолжать  расти  потребления природных ресурсов?
10) На что должны быть направлены новые технологии?

3. Природные ресурсы

1. Что такое ресурсы? (Запас)
2. Какие ресурсы можно увидеть невооруженным взглядом? (Лесные, земельные, водные, рекреационные, растительные)
3. Если  «технология биосферы» – это создание новой жизни и условия для нее, то, как вы объясните, что такое промышленная технология?
4. Заполнить таблицу (пример).

Рациональное природопользование или интересы отдельных лиц и общественное благополучие

Внимательно прочитать текст «Рациональное природопользование»
1. Как вы понимаете рациональное природопользование
2. О какой реке идет речь? – «чей стон раздаётся над великой русской рекой»?
Как вы думаете,  о каком стоне писал Некрасов и от чего стонет река в настоящее время? (Стонет сама Волга, изрытая вдоль и поперёк, с плотинами ГЭС)
3. Объясните фразу «Сиюминутное   благополучие отдельных людей  и долгосрочным благополучием  всего общества».
4. Роман  Ч. Айтматова «Плаха» начинается с описания жизни волчьей стаи, которая спокойно живёт, пока не появился  человек. Он уничтожает все, что встречает на своем пути, не думая об окружающей природе.  А поводом для такой жестокости послужили всего лишь затруднения с планом мясосдачи. Люди издевались над сайгаками: "Страх достиг таких апокалиптических размеров, что волчице Акбаре, оглохшей от выстрелов, казалось, что весь мир оглох, и само солнце тоже мечется и ищет спасения..." В этой трагедии погибают дети Акбары, но на этом её несчастье  не заканчивается. Затем  люди сознательно устраивают  пожар, в котором погибают ещё пять волчат Акбары. Люди ради своих целей могли "выпотрошить земной шар, как тыкву", не думая о том, что природа рано или поздно отомстит ему. Одинокая волчица тянется к людям, хочет перенести свою материнскую любовь на человеческого ребёнка. Но это  обернулось трагедией, только  на этот раз для людей. Человек в порыве страха и ненависти к непонятному поведению волчицы стреляет в неё, но попадает в собственного сына.
Этот прекрасный  пример варварского отношения людей к природе, ко всему, что нас окружает.

4. Формирование экологического сознания

«Мыслящего человека узнают по священному благоговению перед  жизнью».

В.Гюго

Этика никогда не была оторвана от природы. Многие нравственные требования находили в природе свое подтверждение.
Например, в «Притчи Соломона» советовали ленивцам поучиться работать у муравьев.
В основу экологической этики должны быть  положены знания о биосфере. Каждый индивид должен получать экологическое образование, т. е. знание законов биосферы.
Экологическая этика должна регулировать не только отношения отдельного индивида с окружающей его природой, но и отношения целых государств и человечества в целом к биосфере. Экологическая этика заключается в единстве и гармонии человека и природы. И если при огромном разнообразии живых существ  природа уровняла всех, то человек должен  понимать и ценить все. 
И как сказал У.Шекспир: «Бедное раздавленное насекомое страдает так же, как умирающий гигант». Человек, включенный в этот мир, мир Природы,  должен ощутить мировой ритм, привести свой разум в соответствие с ритмом природы, и тогда он сможет постичь природу вещей и услышать музыку человечества. Таким образом, действия человека должны всегда соответствовать естественным законам природы и служить не только ее сохранению, но и возвеличиванию.
Человек в результате хозяйственной деятельности наносит большой ущерб природе, а вместе с этим и своему здоровью. Нельзя допустить, чтобы люди направляли на свое собственное уничтожение те силы природы, которые они смогли открыть и покорить.

5. Экологический мониторинг воздушной среды Белгородской области города Старый Оскол

Кресс-салат как тест-объект для оценки загрязнения воздуха

Роль атмосферы в природных процессах огромна. Циркуляция атмосферы оказывает влияние на местные климатические условия, а через них – на режим рек, почву, растения, здоровье человека.

1-й опыт

Цель: выявить  присутствие диоксида серы  в воздухе и влияние его на  прорастание, и развитие кресс-салата
Районы проведения опыта: район ОЭМК (Оскольский электрометаллургический комбинат), СГОК (Стойленский  горно-обогатительный комбинат), дачный участок (лесной массив) , многоэтажный дом

 2-й опыт

Цель: выявить  присутствие газообразных выбросов   в воздухе и влияние их на  прорастание, и развитие кресс-салата
Районы проведения опыта: многоэтажный дом  вдоль автострады (I этаж), многоэтажный дом  вдоль  автострады (IXэтаж),  многоэтажный дом  в спальном  районе (I этаж), дачный участок (лесной массив)
Вывод:  заметные различия в качестве проростков   – результат загрязнения атмосферного воздуха.
Последствия НТП  предсказуемы  Без комментариев

6. Этика — философское учение, предметом которого является мораль, а центральной проблемой – Добро и Зло. Этика дает ответ на вопрос как должно правильно жить.
Этика не дает рецептов на каждый случай жизни. Она дает общее направление. Этика может помочь человеку, ведущему диалог с самим собой. Но не каждый человек способен к внутреннему диалогу. Этика помогает человеку не потерять себя, не растеряться. "Этика – искусство жить без печали»  Этика рассматривает индивидуальную мораль.

Принципы экологической этики

Экологическая мораль

Мораль – это ценности и нормы (правила), регулирующие поведение людей. Мораль можно определить как систему норм и ценностей, которые, в конечном счете, ориентируют человека на благо других людей. Эти нормы и ценности обращены к человеку, и они так устроены, что требуют не только добродетельных и справедливых действий, но также, чтобы эти действия были совершены намеренно и в результате свободного и бескорыстного решения человека.

 

Учитель
Ученик
Приложение 7. Слайд 2

Приложение 7.   Слайд 3

Приложение 7. Слайд 4

Приложение 7. Слайд 5

Приложение 7. Слайд 6

Приложение 7. Слайд 7

Приложение 7. Слайд 8

Приложение 7. Слайд  9

Приложение 7. Слайд 10

 

По желанию
Ваши суждения

 

Опережающее задание

 

По желанию
Анализ схемы

 

 

 

По желанию

 

 

 

Учитель технологии

 

 

 

Приложение 1
Приложение 7. Слайд 11
По желанию

Приложение 2
Помощь учителя биологии
Анализ таблицы

По желанию
Сенсорная доска

В тетрадь

 

 

Учебник биологии
По желанию
Приложение 7. Слайд 12
См. карту

По желанию
Индивидуальное  задание

Рассказ ученика

 

 

 

Вывод

Учитель

Ваше суждение

 

Учитель биологии

Приложение 3
Приложение 7. Слайд 13

Приложение 7. Слайд 14

 

Приложение 4

 

Приложение 5

Приложение 6

ШНО «НООСФЕРА»
Опережающее задание
Приложение 7. Слайд 15
Ученик, член ШНО

В тетрадь

Приложение 7. Слайд 16
Приложение 7. Слайд 17
Учитель

Приложение 7. Слайд 18

  Рефлексия
  1. Что нового вы узнали на уроке?
  2. Все ли, что вы узнали на уроке, пригодится вам в жизни?
 
УЭ-3 III. Подведение итогов

1. Прочитайте цель урока.
2. Достигли ли вы цели? В какой степени?
3. Какие затруднения у вас возникли? Почему?
4. Оцените свою работу на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «плохо».
5. Домашнее задание: §88 стр. 339-342. Ответить на вопросы в конце параграфа.

Вместе с классом

 

В дневник

Литература:

1. Учебник Общая биология 10-11 класс. Авторы. А.А.Каменский,  Е. А. Криксунов, В.В.Пасечник  Дрофа Москва 2006 г.
2. Технология.  Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2004 г.
3. Введение в биологию. П.Кемп, К.Армс Москва «Мир» 1988 г.
4. Биология. Справочник школьника и студента. Под редакцией Зигфрида  Брема и  Ирмтраута Мейнке.  Дрофа, Москва, 2003 г.
5. Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы. Москва, Дрофа, 2000 г.
6. Биология Н.Грин. У.Стаут, Д.Тейлор 1, 2, 3 тома. Москва, «Мир», 1990 г.
7. Тогда придет электронный джентльмен… Ю.Чирков. «Горизонт познания»
8. Мир профессий «Человек – техника». Москва, «Молодая гвардия», 1987 г.
9. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ: Пособие для учителей СПб: Акцидент, 1998. – 175с.(Сер.»Учительский портфель)
10. Школьный экологический мониторинг. Под редакцией профессора Т.Я.Ашихминой. Издательство «Агар» «Рандеву-АМ», 2000.