Образование, как часть мировой системы жизнедеятельности, как особый социальный институт, обеспечивающий развитие общества, вовлечено в процессы мировой интеграции.
В связи с ратификацией Россией Болонской декларации в 2003 году страна стала полноправным участником интеграционных процессов в системе европейского образования. Приоритеты Болонских соглашений можно сформулировать, как устойчивое развитие и непрерывное образование.
Понимая под первым «постоянный переход с одной качественной ступени на другую», а под вторым - «образование через всю жизнь» [4], общество тем самым акцентирует внимание на то, что человек как личность постоянно развивается. Современно развивающемуся обществу нужны образованные, компетентные, нравственные, предприимчивые люди, готовые к постоянному профессиональному росту, способные самостоятельно принимать решения, прогнозируя их последствия. Обозначенный запрос ставит новые задачи и в области профессиональной подготовки педагога-хореографа, которая традиционно осуществлялась в сфере культуры.
Анализ профессионального рынка труда в конце 90х годов прошлого века в г. Бийске и районах Алтайского края выявил недостаточность в специалистах, способных осуществлять хореографическую деятельность и способствовал оформлению заказа на подготовку педагога – хореографа. Так в 2003 году в Бийском педагогическом колледже была открыта специальность 071302 Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество. Для открытия новой для педагогического учебного заведения специальности требовалась разработка новых условий. В течение нескольких лет нарабатывалась технология хореографической деятельности в рамках дополнительной подготовки в области ритмики и хореографии. Перед педагогами кафедры стояла задача интегрировать предметно-практические знания и навыки специалиста-хореографа с психолого - педагогическим компонентом обучения хореографическим дисциплинам. Требовался выход на современный уровень преподавания в условиях педагогического колледжа. Согласно мнению исследователей, «инновационность», как один из принципов педагогики, для практиков-хореографов явление не новое.
Давно известно, что основной смысл понятия «новаторства» в хореографическом творчестве состоит в распространении оригинального художественного опыта сочинительских и постановочных приемов танца, преобразовании и изменении способов профессиональной деятельности, методов хореографического мышления»[1]. По мнению Г.В. Бурцевой, «сосуществование в системе хореографического образования двух стратегий организации обучения: традиционной и инновационной – соответствует требованиям современной образовательной ситуации» [1]. Большинство исследователей отмечают, что инновационный тип обучения стимулирует на совместную творческую деятельность в процессе обучения, готовность к сотрудничеству в новых ситуациях, раскрепощает личность педагога и студента [1].
По мнению авторов (В.А. Гусева, А.Г. Чухно), инновационная среда благоприятно влияет на проявление креативных свойств личности, развития разнообразных форм мышления. Инновационный характер профессиональной деятельности обеспечивает развитие творческого потенциала будущего специалиста, позволяет осуществлять поиск нового, нестандартного, оптимального решения проблем, возникающих в процессе обучения.
Мы придерживаемся взглядов исследователей, которые рассматривают развитие творческих способностей обучающихся с позиций личностных приобретений посредством развития их методологической культуры в решении творческих задач.
В педагогической теории и практике активно разрабатываются подходы, ориентированные на поиск средств развития творческих способностей. При всем многообразии подходов, их можно сгруппировать следующим образом:
- развитие творческих способностей через создание условий в разных видах деятельности (учебной, концертно-исполнительской, исследовательской и др.);
- целенаправленное развитие творческих способностей с помощью активных методов обучения [6];
Одним из наиболее действенных средств, способствующих формированию творческой деятельности студентов, является самостоятельная работа. Мы выделяем следующие признаки, которые характеризуют самостоятельную работу как творческую:
- студент, опирающийся на имеющиеся знания, теоретический и практический опыт, на интуицию и воображение, в результате активных действий создает нечто новое для себя;
- самостоятельная работа будет иметь творческий характер, если в ней реализуется собственный замысел студента, в результате чего ставятся и решаются задачи, выделяются новые, нестандартные методы их решения.
Все это характеризует и проектную деятельность, которая является одним из условий повышения качества образовательной системы.
«Инновационная проектная деятельность – актуальный технологический компонент специального обучения» будущего педагога-хореографа. Профессиональная деятельность хореографа по своей сути имеет проектный характер « в специфических условиях логики процесса хореографического познания (хореографический эмпирический опыт - авторская интерпретация и выдвижение хореографических идей, концепций - их экспериментальная проверка - включение в систему хореографического научного знания» [1]. Метод проекта ориентирован на профессионально-познавательную индивидуальную или групповую самостоятельность. «Для будущего учителя потребность в развитии проектных умений актуализируется еще и потому, что он должен сформировать их у своих учащихся»[6].
Особый акцент в процессе подготовки педагога- хореографа был сделан на формирование профессиональных компетенций: развитие системно-образного мышления, способности к импровизации, выработки способов исследовательской деятельности, сбора информации, решения профессиональных дидактических проблем.
Как показывают специальные исследования, «зрелость специалиста проявляется в разных видах профессиональной компетенции» [5]. Мы придерживаемся этой позиции и определяем сущность видов профессиональной компетенции с учетом специфики деятельности педагога- хореографа:
- специальная компетентность-это владение на оптимальном уровне методикой преподавания хореографических дисциплин, методикой работы с творческим коллективом, способность проектировать свое профессиональное развитие;
- социальная компетентность- это владение социальными знаниями, которые выступают в качестве руководства к действию в профессиональной инновационной деятельности. Умелое использование приемов профессионального общения, социальная ответственность за результаты педагогического труда;
- личностная компетентность- это владение приемами личностного самовыражения и позиционирования, умение противостоять стрессовым ситуациям;
- индивидуальная компетентность- это владение приемами индивидуального самообразования и саморазвития, готовность к профессиональному росту, умение выстроить индивидуальную перспективу повышения профессионализма. «Компетентный специалист знает как добиться успеха в профессии и быть конкурентноспособным на рынке труда, умеет стать социально - защищенным»[1].
В образовательном процессе педагогами кафедры хореографии чаще всего используются такие способы, как: творческое практическое занятие, проблемная видеолекция, открытый урок с присутствием зрителей, творческий семинар, традиционный для БПК творческий конкурс «Лучший по профессии», агитбригада, класс-концерт, отчетный концерт выпускного курса, курсовое проектирование, Детско-юношеский фестиваль хореографического творчества, творческая лаборатория «Инновационное хореографическое образование».
Технологическая готовность педагога-хореографа к проектной деятельности сопряжена с понятием «профессиональная компетентность», которая определяется исследователями как готовность к ответственному действию, деятельности. Это особый вид интеграции предметно-специфических знаний, умений, опыта и творческих способностей, позволяющих специалисту принимать эффективные решения в конкретных профессиональных ситуациях.
Совершенствование форм организации учебного процесса кафедры хореографии связано с идеями личностно-ориентированного образования культурологического типа, которое подразумевает развитие культуротворческих способностей, способностей к познавательной деятельности, к творчеству. Решая задачи, поставленные в период экономического и политического реформирования, мы должны подготовить не узкого специалиста-предметника, а «личность, способную вести ребенка в мир культуры, научить его видеть, чувствовать, думать, помочь адаптироваться к жизни, осуществлять творческую саморегуляцию и жизненное самоопределение»[7]. Для решения поставленной задачи мы определили необходимые условия развития личностного ресурса будущих педагогов-хореографов, наиболее полного проявления возможностей личности, развития творческих способностей, углубление познавательного интереса и склонностей студентов к реализации той или иной хореографической деятельности (исполнительской в области народного или современного танца, авторской - по сочинению танцевальных номеров, педагогической - преподавание хореографических дисциплин, организаторской -организация и руководство хореографическим коллективом. Это становится возможным при создании в образовательно-воспитательном пространстве различных сред, которые интегрируются в единое культурно-образовательное пространство, где:
- осуществляется раскрытие культуротворческих потенций личности;
- формируется потребность к постоянному духовному совершенствованию;
- осуществляется подготовка будущего педагога к свободной творческой деятельности;
- культивируется саморазвитие как одно из основных достоинств человека.
Индивидуализация обучения осуществляется в учебной работе, включающей в себя различные формы, виды, способы индивидуализации обучения, участии в деятельности хореографических ансамблей (классического, народного, современного танцев), исследовательской деятельности студентов в рамках курсового проектирования, преддипломной практике, которая предполагает личностный выбор студентами видов хореографической деятельности, к которой тяготеет творческая индивидуальность.
Опираясь на сложившиеся теории и опыт педагогов-практиков, мы рассматриваем процесс подготовки педагога- хореографа как «процесс самоорганизации личности студента средствами своих внутренних ресурсов, требующих определенной внешней инициации, а не как процесс однонаправленного воздействия педагога на студента»[2]. Примером, подтверждающим значимость, достоверность наших выводов служат теоретические основы и практический педагогический опыт кандидата педагогических наук, доцента кафедры хореографии АЛТГАКИ Г.В. Бурцевой «Технология профессионального обучения педагога-хореографа в контексте инновационной деятельности».
В результате деятельности всех творческих объединений: хореографических ансамблей (ансамбля народного танца «Молодость Алтая» руководитель Е.С. Уварова, лауреата фестиваля студенческого творчества «Феста-2009», дипломанта краевого фестиваля «Волшебная свирель»(2010г.), ансамбля классического танца руководитель Н.А.Подкользина, лауреата городского фестиваля студенческого творчества «Феста-2008», дипломанта краевого фестиваля «Волшебная свирель(2008г.), дипломанта фестиваля студенческого творчества «Феста-2009», ансамбля современного танца «Индиго» руководитель Н.Ю. Ларина лауреата городского фестиваля современного танца»(2009г.), дипломанта краевого фестиваля «Волшебная свирель»(2010г.); творческой лаборатории «Инновационное хореографическое образование»; педагогических мастерских, работа над созданием инновационной образовательной среды дает положительные результаты. Мониторинг качества знаний и трудоустройства выпускников колледжа по специальности 071302 «Социально- культурная деятельность и народное художественное творчество» специализация Хореографическое творчество за три года обозначил тенденцию роста. Процесс совершенствования инновационной образовательной среды подготовки педагога-хореографа в БПК непрерывен.
Список используемой литературы
- Бурцева Г.В.Технология профессионального обучения педагога-хореографа в контексте инновационной деятельности / Г.В. Бурцева.- Барнаул: изд.-во АлтГАКИ, 2006.- 315 с.: ил.
- Гусев В.А. Обучение математике и целостное формирование личности ученика / В.А.Гусев.- М., 1993.- 131с.
- Митенева С.Ф.Теоретические аспекты проблемы развития творческих способностей обучающихся / С.Ф. Митенева // СПО. -2010.- №7.- c. 29.
- Протопопова А.Б. Морально-нравственные принципы Болонской образовательной модели / А.Б. Протопопова // Философия образования. -2008.- №3.- с.46.
- Рылова Л.Б. Методологические основания компетентностного подхода в подготовке специалистов в области социальнокультурной и педагогической деятельности / Л.Б. Рылова // Интеграционный потенциал профессиональной направленности в содержании социокультурного образования:мат.-лы. Всерос. Науч.прак. конф. (Казань,20-21 март 2003г.) / Казан. Гос. Ун.-т культуры и искусств;сост. И науч. Ред. П.П. Терехов.-Казань : «Гран Дан», 2003.- с.20 – 24.
- Сухова Е.И. Подготовка будущих педагогов средствами проектировочной деятельности / Е.И. Сухова // СПО. - 2010.- №6.-с.16.
- Чухно А.Г. Образование, подчиненное задачам воспитания / А.Г. Чухно // СПО.- 2010.- №6.- с.49.