Дизайн и его место в духовной и материальной культуре

Разделы: Технология, Внеклассная работа, Классное руководство, МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цели.

Образовательные.

  • Познакомить учащихся с понятием “дизайн”, его сущности.
  • Дать представление об истории рождения дизайна.
  • Показать место дизайна в системе пластических искусств, его взаимосвязь с другими видами искусства (графика, живопись, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство)
  • Познакомить с направлениями (видами) дизайна - промышленный дизайн, графический дизайн, дизайн среды, дизайн имиджа человека.

Развивающие.

  • Формировать познавательный интерес к творчеству, творческим видам деятельности.
  • Развивать ассоциативное, образное, творческое мышление, эстетический вкус.
  • Развивать умения ориентироваться в мире вещей.

Воспитывающие.

  • Воспитывать уважительное отношение к интеллектуальному и творческому труду дизайнера.
  • Воспитывать эстетический, художественный вкус и желание грамотно выбирать и создавать жизненное пространство согласно своему видению окружающего мира.

Методическое обеспечение занятия.

Форма организации образовательного процесса (вводное занятие, изучение нового материала).

Приемы и методы организации образовательного процесса:

  • словесные методы (объяснение, рассказ, беседа, диалог);
  • наглядные (показ слайд-фильма);
  • метод наблюдения (записи в тетради, зарисовки);
  • метод проблемного обучения (объяснение основных понятий, терминов);
  • проведение занятия с использованием средств искусства;
  • психологические и социологические методы (проведение и анализ теста).

Материалы и оборудование: Презентация “Мир дизайна”; тест “Твой творческий потенциал”; компьютер, мультимедийное оборудование.

Ход занятия

I. Изучение нового материала. Введение в тему.

1. Организационный момент.

2. Вводная часть.

Кто может ответить, что значит это таинственное и так всех манящее слово - дизайн. Что такое “дизайн”? (Диалог, беседа)

Чем чаще повторяется слово - “дизайн”, — тем все труднее становится определить, что же точно оно означает. Происходит это потому, что всякий раз слово произносится по разным поводам, в различных смысловых контекстах.

3. Актуализация знаний (рассказ, беседа, записи в тетради).

Дизайн от англ. Design – проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок.

Дизайн - процесс художественно-технического проектирования с учетом комплекса взаимосвязанных качеств (красоты, целесообразности, функциональности, удобства, безопасности и т.д.).

Дизайн - в широком смысле - художественное конструирование предметного мира; разработка образцов рационального построения предметной среды

Дизайн - в узком смысле - творческая деятельность.

Комплексный системный подход к проектированию каждого изделия - смысл дизайна.

Из истории развития дизайна.

Существует три основных версии рождения дизайна:

  • Дизайн существовал всегда, на всем протяжении существования человечества.
  • Дизайн возник с переходом от ремесленного труда к машинному производству.
  • О дизайне стоит говорить, только изучая новейшую историю: с появлением различных школ дизайна, накопившейся практики и теории.

Они не противоречат друг другу, а отражают лишь разные варианты глубины осмысления понятия дизайна.

В начале века в Германии был основан производственный союз “Verkbund”, объединявший промышленников, архитекторов, художников и коммерсантов. Основатель архитектор Герман Мутезиус был до 1914 года президентом этого общества. Цели создания союза: реорганизация ремесленного производства на промышленной основе, создание идеальных образцов для промышленного производства и борьба с украшениями и орнаментацией.

Программа объявляла: объединение “желает осуществить отбор всех лучших действующих возможностей в искусстве, индустрии, ремесле и торговле. Союз стремится к охвату всего, что содержится в качественном выполнении и тенденциях промышленного труда”.

В нашей стране вопрос о создании предметной среды, отвечающей новым идеалам, и внедрении художественного творчества в производство, был установлен в общегосударственном масштабе уже в 1918 году. При отделе изобразительных искусств Наркомпроса, был организован подотдел художественной промышленности, а в составе научно-технического отдела Высшего совета народного хозяйства, была создана художественно-производственная комиссия, куда наряду с художниками входили руководящие и инженерно- технические работники производства.

Постановлением Совнаркома, опубликованным 25 декабря 1920 года, были созданы Московские государственные высшие художественно-технические мастерские. Это должен быть специальный вуз, имеющее целью подготовку "художников-мастеров высшей квалификации для промышленности". Создался “ВХУТЕМАС” первоначально в результате слияния бывшего Строгановского училища и бывшего Училища живописи, ваяния и зодчества. В 1926 году “ВХУТЕМАС” был преобразован в институт “ВХУТЕИН”, который просуществовал до 1930 года. При этих институтах работали научно-исследовательские лаборатории, которые ставили своей целью создание действительного научного обоснованного преподавания и исследования природных художественных дисциплин.

Многие архитекторы считали, что старую культуру надо полностью разрушить и на её развалинах построить новую, коллективистскую культуру коммуны.

В конце тридцатых годов дизайн стал проникать и в область культурно-бытовых изделий: художники участвовали в проектировании советского дискового телефона, радиоприёмника, осветительной аппаратуры, мебели.

Дальнейшему продвижению этих интересных работ помешало начало Великой Отечественной Войны. Параллельно созданию удачных новинок в серийной массовой промышленности, нащупывались и пути новой дисциплины эргономики.

Первые дизайнеры в России появились из среды архитекторов, художников-декораторов, графиков и инженеров.

Место дизайна в системе пластических искусств.

Пластические искусства подразделяются:

  • на изобразительные искусства: живопись, скульптура, графика, фотоискусство;
  • и неизобразительные искусства: архитектура, декоративно-прикладное искусство и художественное конструирование (дизайн).

Изобразительные средства дизайна являются общими для пластических искусств: точка, линия, фактура, текстура, цвет, форма, объем, пропорция, масса и пространство. Эти составляющие комбинируются на основе принципов композиции: симметрии, асимметрии, равновесия, ритма, движения и т.д. В дизайне имеет широкое применение и такие средства как пропорция золотого сечения. Гармония и контрастность как универсальные средства искусства являются системообразующими и в дизайне.

Демонстрация презентации. (Презентация)

Направления (виды) дизайна. Слайд 2

  • Промышленный дизайн.
  • Графический дизайн.
  • Дизайн сред
  • Дизайн имиджа человека.

Промышленный дизайн. Слайд 3-6

Промышленный дизайн (индустриальный дизайн) – отрасль дизайна, целью которого является определение формальных качеств промышленно производимых изделий. Он предполагает эффективное развитие идей через процесс, который приводит к производству новых товаров (машин и оборудования, инструментов, мебели, бытовой техники, посуды автомобили, самолеты, и т.д.)

Графический дизайн и его направления. Слайд 7-12

Его деятельность направлена на создание визуальных сообщений, распространяемых с помощью средств массовой коммуникации. Его главная отличительная особенность – связь с художественным проектированием мира информации. Эта отрасль дизайна сравнительно молода.

Два подхода к понятию “Графический дизайн”:

  • Графический дизайн (график-дизайн) как область дизайна, занимающаяся проектированием печатной продукции (книги, плакаты, афиши, визитки, товарные знаки, рекламные листы).
  • Графический дизайн как способ создания на плоскости проекта какого-либо изделия (эскизы, чертежи, технические рисунки и т.д.). Компьютерная графика.

Дизайнеры решают такие комплексные задачи проектирования сложных структур, как выработка единых систем знаков, создание фирменных стилей, образа целых отраслей промышленности, обновление зрительно-информационного ряда учебников, создание визуальных комплексов для крупных мероприятий, выставок и т.д. Сегодня графический дизайн используется в рекламе, издательской деятельности и печати, кино, телевидении, компьютерной и электронной технике, сферы паблик рилейшнз, других областях массовой информации. Недаром его иногда очень точно называют коммуникационным дизайном.

Веб-дизайн. Слайд 13

В чем отличие?

Отличия веб-дизайна и графического дизайна, связанны в основном с техническими моментами. Так полиграфист не сможет разрабатывать выставочные стенды, или заниматься разработкой наружной рекламы, т.к. не знает многих технических моментов, связанных с этими направлениями. Так веб-дизайнер, не сможет создавать полноценную полиграфическую продукцию, т.к. не знает основ печатных процессов, цветоделения и т.д.

В чем же специфика именно профессии веб-дизайнера?

Веб-дизайн - дизайн сайтов и их отдельных элементов, создание графических рекламных материалов в Internet.

В том, что по сути веб-дизайнер является проектировщиком пользовательского интерфейса. Его задача: помочь пользователю сориентироваться на веб-сайте, сделать работу пользователя с веб-сайтом легкой и приятной. В тоже время веб-дизайнер должен помнить, что он создает рекламный продукт, который должен соответствовать поставленным задачам (т.е. доносить некое рекламное сообщение до пользователя).

Дизайн среды. Слайд 14

  • Дизайн экстерьера.
  • Дизайн интерьера.
  • Экологический дизайн.
  • Ландшафтный дизайн.
  • Фитодизайн.

Дизайн экстерьера. Слайд 15-17

Очевидно, что выбор дизайна экстерьера (внешнего вида) здания будет зависеть от того, что это за здание и для каких целей оно предназначено. Это может быть загородный коттедж, небольшая гостиница, ресторан, кафе, офисное здание или что-то ещё.

Работы по созданию дизайна экстерьера призваны сделать внешний вид здания приятным глазу и гармонично сочетающимся с окружающей средой.

Дизайн интерьера. Слайд 18-21

Интерьер от французского Interieur т.е. внутренний - архитектурное, внутреннее пространство здания. Дизайн интерьера – это проектирование, отделка и обстановка внутренних помещений зданий.

Основной целью архитектуры на всём пути её развития, оставалось воссоздания внутри здания, в каждом помещении, уникальной среды для человека, которая соответствовала бы его практическому и эстетическому назначению.

Каждому человеку свойственно стремиться к лучшему. С каждым днем повышаются требования к комфорту и качеству окружающего мира, развиваются технологии и повышается уровень жизни. Буквально недавно, человек не мог и мечтать о том, что сегодня является стандартом нашей жизни. Возросли запросы, но на ряду со спросом развивается и рынок предложений, внося новые материалы и возможности для реализации современного дизайна интерьера.

Экологический дизайн. Слайд 22-23

Экодизайн - это абсолютно новое направление в дизайне, появившееся не так давно.

Что же такое - экодизайн? Каковы его черты?

Экодизайн определяют как направление в дизайне, базирующееся на идее защиты окружающей среды. Экодизайн - естественная красота. Этот стиль восходит своими корнями к скандинавскому и японскому минимализму.

Основными принципами экодизайна являются:

  • Использование натуральных, желательно быстро возобновляемых материалов, производство которых не влияет негативно на экологию (например, бамбук, который очень быстро растет).
  • Нетоксичность, гипоаллергенность материалов.
  • Использование энергосберегающих технологий.
  • Простота и безопасность утилизации, возможность повторного использования материалов с минимальным экологическим ущербом.

Основными материалами экодизайна являются: дерево, пробка, камень, глина, стекло, ткани из натуральных материалов (биохлопок, ткань из бамбука, лен, шерсть).

Главные цвета — бежевый, коричневый, белый (в контрасте с черным или темным деревом), нежные пастельные тона. Чаще используют природные цвета: бледно-зеленый, бледно-голубой, цвета травы, воды, камня, дерева, почвы.

Ландшафтный дизайн. Слайд 24-27

Задача такого мастера – создать особую реальность на обычном участке земли, продумать, как должен выглядеть здесь каждый сантиметр, распланировать, высадить растения, разбить дорожки и цветники, сделать грамотное освещение, устроить поливочную систему, зону отдыха, детскую площадку. Раньше таких работников называли устроителями садов и парков. Плодов труда ландшафтного дизайнера приходиться ждать много месяцев.

Фитодизайн. Слайд 28-33

Фитодизайн - составная часть дизайна. То, что для технической эстетики (использование растений) является частным, для фитодизайна является основным.

Деятельность фитодизайна направлена:

  • объединить растения с предметным миром;
  • проводить линию гуманизации искусственной среды, содействуя эмоционально-эстетическому пониманию человека ценить все возвышенное и вызывать желание жить и работать по законам красоты.

Задачи, которые стоят перед фитодизайном, весьма разнообразны, они охватывают вопросы, решаемые на стыке нескольких различных областей науки:

  • создание эстетически приятной и комфортной обстановки, отвечающей функциональному назначению помещения;
  • обеззараживания помещений от патогенной микрофлоры;
  • обеспечение очистки атмосферы помещения от пыли и газов;
  • ионизация и увлажнение помещений;
  • обогащение воздуха биогенными веществами, благотворно действующими на общее состояние организма человека;
  • удовлетворение инстинкта заботы.

Направления дизайна, связанные с внешним обликом человека, его имиджем. Слайд 34-37

  • Визаж, или искусство макияжа.
  • Дизайн причесок, или парикмахерское искусство.
  • Дизайн одежды, обуви, аксессуаров.

Заключение.

  1. Объектом дизайна может оказаться практически любая вещь, совокупность вещей, предметно-пространственная среда или любое информационное сообщение,
  2. Целью дизайна исходно выступала гуманизация материального окружения человека, выражающаяся в его упорядочивании соответственно этическим и эстетическим нормам данной эпохи и данного культурного региона. В настоящее время процесс гуманизации информационной среды более сложен и включает в себя также элементы неожиданности.
  3. Методы дизайна наиболее близки к композиционным методам, выработанным в архитектуре, но включают в себя и эвристические приемы изобретательства, а также ряд приемов и методов, родственных применяемым в различных видах художественного и научного творчества.
  4. Адресатом дизайна могут быть все и может стать каждый, поэтому в методологии дизайн-проектирования повышенное внимание уделяется не только эргономическим, но и социально-культурным, а также психологическим характеристикам потребителя конкретного дизайн-продукта.

Вывод. Сущность дизайна безгранична:

  1. Он открывает свободные возможности материализации эстетических идей, новые горизонты красоты и величия человека.
  2. Дизайн, это уникальное по своей природе явление, востребовал множество естественных качеств человека - ценности эстетики, этики, уважения и заботы о людях.
  3. Продукт дизайна оказывает положительное влияние на общую социальную атмосферу, он формирует эстетический вкус, вдохновляет людей, поднимает их работоспособность, создаёт условия для эффективной творческой деятельности, повышает уважение к непосредственной среде людского существования, делает ее более человечной
  4. Дизайн - это особый продукт специфического, абстрактного и вместе с тем образного мышления. Оно создается и на основе фундаментальных знаний: философии, эстетики, антропологии, основ изобразительной грамотности, психологии. Оно предполагает изучение техники, технологии, эргономики, экологии и системного проектирования и др.

“Быть "возбудителем беспокойства" в обществе - значит, для дизайнера постоянно выходить за границы сложившихся стереотипов, ломать их, творить новые оригинальные формы, предощущать в будничной прозе сегодняшнего дня тенденции завтрашнего”.

(А. Розенблюм)

II. Практическая работа. Тест “Твой творческий потенциал”.

Инструктивная карточка. (Приложение)

III. Подведение итогов. Рефлексия.