Организация предпрофильной подготовки как средство формирования социально адаптированной личности в условиях полного дня

Разделы: Администрирование школы


Одним из направлений модернизации школьного образования является профилизация старшей ступени общеобразовательной школы, реализация которой, в свою очередь, вызвала необходимость введения дополнительных инноваций в школьную практику. Целью предпрофильной подготовки является создание условий для организации эффективной системы, способствующей самоопределению обучающихся в выборе способа дальнейшего образования. Реализация цели осуществляется через апробацию программ элективных курсов, создание системы информационной профориентационной работы, психолого-педагогического мониторинга, отработку модели формирования портфолио обучающегося.

Задачи:

  1. Разработка алгоритма работы по организации взаимодействия субъектов образовательного пространства в условиях введения предпрофильной подготовки и профильного обучения.
  2. Определение своего места и имиджа каждым образовательным учреждением в сетевой организации предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся.

Проектирование жизнеспособной и эффективной модели предпрофильной подготовки и профильного обучения в образовательном пространстве будет успешным, если оно будет осуществляться на основе:

  • комплексного подхода к проблеме всеми субъектами образовательного пространства, социально-педагогического партнёрства с учебными заведениями всех уровней (вузами, и др.), а также предприятиями и учреждениями для прохождения социальных практик учащимися;
  • личностно-ориентированного подхода в деле профессионального самоопределения учащихся (создание индивидуальных учебных планов; широкого спектра предоставляемых образовательных услуг – элективных курсов, профилей);
  • применения новых педагогических технологий, в основном активизирующих педагогические средства: научно– исследовательской, проектной деятельности учащихся, профессиональных проб, продуктивного обучения (обучения на практике) и др.

Ресурсное обеспечение:

  1. Существующее взаимодействие школ с Центром образования, Иститутом коррекционной педагогики РАО, МИЭТ, МГУКиИ,
  2. Наличие договоров Центра образования с учреждениями и организациями , дающие возможность организации социальных практик для учащихся.
  3. Наличие опыта организации и проведения элективных курсов для учащихся 5-11 классов в ЦО №2045.
  4. Возможность использования материально-технической, кадровой базы, методической ЦО №2045 в качестве ресурсного центра в предпрофильной подготовке и профильном обучении учащихся.
  5. Повышение квалификации по проблеме предпрофильной подготовки и профильного обучения педагогами Центра.

К числу дополнительных инновационных изменений относятся:

  • введение курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки;
  • организация информационной работы и профильной ориентации старшеклассников по подготовке к выбору профиля обучения;
  • изменение порядка и процедуры проведения аттестации учащихся, заканчивающих вторую ступень основной школы;
  • построение рейтинговой оценки ученика, проступающего в профильную школу, которая включает обязательные экзамены, экзамены по выбору, соответствующие избираемому профилю; все это является портфелем индивидуальных достижений – “портфолио”.

Предметы по выбору

  • учёт образовательных запросов, склонностей,
  • личных и предпрофессиональных интересов и познавательных возможностей обучающихся

Предпрофильная подготовка

  • учёт видов образовательной деятельности обучающихся, методов и форм диагностики образовательных результатов, технологий освоения учебного содержания, организационно-педагогических условий.

 Профильное образование

  • учёт требований времени, образовательных запросов обучающихся, их познавательных возможностей, конкретных условий образовательного процесса в учебном заведении

Система элективных курсов

Основа предпрофильной подготовки – курсы по выбору (элективные).
Все курсы предпрофильной подготовки делятся на 2 категории:

а) Предметноориентированные

Задачи:

  • Дать ученику возможность реализовать свой интерес к выборному предмету.
  • Уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне.
  • Создать условия для подготовки к экзамену по выбору.

б) Межпредметные (ориентационные) курсы

Задачи:

  • Создать базу для ориентации учеников в мире современной профессии;
  • Поддерживать мотивацию ученика.

Организация предпрофильной подготовки.

Предметно-ориентированные курсы по выбору являются пропедевтическими по отношению к профильным курсам повышенного уровня, они помогают выпускнику основной школы сделать осознанный и успешный выбор профиля. Программы предметно-ориентированных курсов включают углубление отдельных тем базовых общеобразовательных программ, а так же их расширение, то есть изучение некоторых тем, выходящих за их рамки.

Предпрофильная подготовка строится по модели профильных проб. Все элективные курсы сгруппированы по модулям :

  • Гуманитарный
  • Физико-математический
  • Естественно-научный

Содержание предпрофильной подготовки

Система предпрофильного обучения включает в себя:

  • введение курсов по выбору: предметноориентированных, межпредметных, ориентационных;
  • введение методов активного обучения на курсах по выбору;
  • проведение эвристических проб для учащихся, позволяющих им точнее определиться в выборе профиля;
  • введение накопительной оценки учебных достижений в форме портфолио;
  • зачисление в десятый профильный класс, на основе индивидуального образовательного рейтинга обучающихся, включающего экзамены и индивидуальную накопительную оценку (портфолио ученика);
  • проведение обучения девятиклассников вне стен собственной школы: в учреждениях муниципальной образовательной сети, учреждениях дополнительного образования, профессиональных учебных заведениях и т.д.;

Основной задачей современного образования является полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка, раскрытие его интеллектуальных способностей, и, наконец, подготовка учащихся к социальному и профессиональному становлению.

Подобная педагогическая практика позволяет решить значительное количество проблем: индивидуально подойти к развитию каждого ученика, “на деле” познакомить учащихся с профессиями разных профильных направлений, избежать ошибок профессионального выбора, усилить учебную подготовку каждого при поступление в ВУЗ. Сегодня предложено достаточно много типов профилирования в средней школе – это классы математического, естественно- научного, гуманитарного и ряда других профилей.

В Центре образования есть возможность заниматься в профильных центрах по: педагогике, экономике, программированию, работает онлайн центр инновационных технологий, проводятся интерактивные видеоконференции с зарубежьем

Одна из самых важных проблем выбора профессиональной направленности – это избежание ошибок выбора. И если ошибку выбора профильного направления можно еще исправить, то, учитывая современные условия получения высшего образования, можно предположить, насколько дорого могут сегодня обходиться ошибки выбора профессии.

Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество в целом. По подсчетам социологов правильный выбор профессии в 3–3,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 20% увеличивает производительность труда и в 2,5 раза уменьшает стоимость обучения кадров. Ребенок выбирает профильное обучение, чтобы знания, полученные в школе, стали основой его успешного обучения в ВУЗе или колледже, помогли ему в построении профессиональной карьеры.

Вывод очевиден, предпрофильное образование может стать основой правильного выбора профессии.

Предпрофильная подготовка учащихся предполагает возможность самостоятельного выбора учащимся профильного класса. А для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, приобрели значимость и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.

Учащиеся выпускных классов испытывают трудности в профессиональном самоопределении в представлении о рынке труда, мире профессий, требованиях к личностным качествам и профессиональной подготовке специалистов, об условиях работы и работодателях, о том, что необходимо учесть при выборе профессии.

Предпрофильная подготовка и профильное обучение предусматривают проведение целенаправленной работы с учащимися старших классов по их профессиональному самоопределению.

Профориентация – это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Педагогический коллектив Центра образования № 2045, накопил определенный опыт и может:

1) обеспечить информационную, психологическую и педагогическую поддержку выбора направления образования и профиля обучения учащимся основной школы (оснащенный кабинет профориентации, издательский центр, три компьютерных класса, две цифровых лаборатории, пять мобильных интернет классов, методические наработки преподавателей, психолога

2) предоставить новые возможности для реализации элективных курсов в ходе предпрофильной подготовки и профильного обучения (во второй половине дня учащиеся имеют уникальную возможность посетить 70 центров дополнительного образования, которые представлены в виде кружков, творческих объединений, лабораторий, секций, гостиных),

4) осуществить профильное обучение 10 классов на направлениям: экономическому, социальному,

Многогранному развитию личности, раскрытию её способностей, ранней профориентации способствует дополнительное образование. Дети выбирают то, что удовлетворяет их интересам, даёт возможность реализовать себя. У детей, которые прошли через дополнительное образование, как правило больше возможностей сделать безошибочный выбор в зрелом возрасте.

Своеобразие дополнительного образования проявляется:

  • В свободе выбора направлений деятельности,
  • В возможности менять виды деятельности,
  • В творческом характере образовательного процесса,
  • В возможности получить допрофессиональную подготовку

Механизмы реализации проекта

  • На школьном сайте отражен социально- экономический профиль в 10 классе, элективные курсы, связи школ с учебными заведениями, предприятиями
  • разработаны программы по дополнительному образованию по следующим направлениям: научно- техническое, спортивно-туристское, художественно- эстетическое, культурологическое, социально- педагогическое, эколого- биологическое, естественно- научное, экономическое;
  • организация летнего языкового лагеря с носителем языка с приглашением всех желающих детей Зеленограда

Для реализации различных направлений деятельности образовательным учреждением использовались следующие методы и методические приемы:

  • стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний о мире профессий: (уроки — деловые игры, уроки-конференции, беседы, доклады, рефераты учащихся, викторины, праздники);
  • приобретение практических навыков в профессиональной деятельности при выполнении различных заданий (лабораторно-практические занятия, социально-ориентированная практика и др.);
  • проведение профессиональных проб для 5-9 классов в кабинете психолога
  • участие в научно- практических конференциях,развитие исследовательских навыков, умений, принятие самостоятельных решений (проблемный подход в процессе обучения — воспитания);
  • вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем профессионального самоопределения (организация экскурсий, профориентационная деятельность – лекции, беседы, праздники, ).
  • Активное участие в “ Дне выпускника”
  • В рамках экспериментальной работы проведение “ Недели науки”- осуществление проекта “ Пригласи учёного” из Высшей Школы Экономики с целью: демонстрации актуальных направлений научных исследований, привлечения потенциальных абитуриентов, сокращения образовательного разрыва в обществе
  • участие в программе Департамента образования “ IMAX – образования” в помощь предметам естественнонаучного цикла

Важным этапом в профессиональной ориентации учащихся является профильные каникулы. Ежегодно проводятся дни открытых дверей, позволяющие родителям ознакомиться с организацией учебно-профессиональной подготовки в Центре, совместные праздники в рамках месячников по профориентации.

  • Основными направлениями деятельности по профориентации являются:
  • координация функционирования всех звеньев системы профориентации Центра;
  • ознакомление учащихся с отраслями промышленности и с основными массовыми профессиями;
  • проведение классных часов по профориентации студентами ВУЗов, колледжей
  • организация целенаправленной деятельности учащихся по подготовке к сознательному выбору профессии;
  • консультирование учащихся, направленное на самостоятельный сознательный выбор профессии с учётом планов трудоустройства молодёжи;
  • установление сотрудничества с социальными институтами, занимающихся профориентацией и профессиональным самоопределением подростков.

Проведение мониторинга уровня сформированности профессионального самоопределения учащихся, с целью выявления их удовлетворенности состоянием и мотивации профессионального самоопределения.

Мотивация при выборе профессии

Выбор профессии – это сложный ответственный шаг в жизни каждого человека. Наступает момент, когда надо задуматься о своем будущем, о том, что делать после окончания школы. Вопрос о поиске будущей профессии является одним из главных, судьбоносным, потому что задает направленность всего дальнейшего профессионального и жизненного пути.

Взгляды выпускников на будущее

Социальная зрелость учащихся, активность прогнозирования своего жизненного пути.

Под зрелостью понимается такой выбор, который, с одной стороны, соответствует индивидуальным способностям и потребностям, а с другой – личным возможностям и уровню практической подготовки учащихся. Важно добиться того, чтобы уже в школе они могли сделать правильный выбор своего будущего направления в жизни.

Очень важно для каждого человека суметь обнаружить в себе творческие способности, развить и реализовать их: устроиться на работу, развивать профессионализм в процессе труда, одновременно повышая свою квалификацию, расширяя сферу трудовой деятельности.

Центр образования оказывает учащимся действенную помощь в адаптации к новым социально-экономическим ситуациям, обеспечивая необходимой информацией о различных аспектах рынка труда и профессий, формируя готовность к самореализации, способность к принятию самостоятельных решений.

По данным анкетирования учащихся 11 классов, можно сделать вывод, что профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников.

Таким образом, главным критерием эффективности профориентационной работы служит мера сбалансированности количества учащихся, поступающих на работу,

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года в качестве одного из приоритетных направлений образовательной политики определяет создание “системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся”. Таким образом, введение предпрофильного и профильного обучения изначально заявлено, как часть реформирования школы, направленная на повышение способности будущего выпускника к самостоятельным действиям на рынке образовательных услуг, конструированию собственного образовательного маршрута.

Поиск новых решений в области самоопределения молодежи также обусловлен модернизацией образования, в целях расширения его доступности, повышения качества и эффективности, его адаптации к новым социально-экономическим реалиям и потребностям личности и общества.