Цели:
- Познакомить с новым звуком [ч’] и новой буквой «ч».
- Упражняться в чтении слогов и слов с новой буквой, учить распознавать новый звук в словах.
- Продолжить формирование навыков сознательного чтения, развивать фонематический слух, речь, память, логическое мышление.
- Расширять кругозор и словарный запас учащихся, воспитывать чувство дружбы, ответственности за окружающий мир.
Оборудование:
- буквари, тетради по печатанию;
- карточки со словами: «чайка», «кричала», «у», «моря»;
- квадраты синего, красного, зелёного цветов, цветные карандаши;
- маленькие кормушки у каждого ученика, рисунки птичек;
- мультимедийная презентация (Приложение).
Ход урока
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята, гости.
Ребята, повернитесь к гостям, поздоровайтесь и улыбнитесь им. Тихо садимся.
Сообщение темы урока.
- Сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой, но сначала повторим уже знакомые. Играем в игру «Координаты».
Повторение изученного.
- Посмотрите на таблицу.
- Назовите птицу, которая находится в поле А-1. (Дятел.)
- Назовите в слове «дятел» последний звук. [л]
- Дайте ему характеристику.
- Есть ли у него пара по твёрдости-мягкости? [л’]
- Дайте характеристику этому звуку.
- Какой буквой обозначаются эти звуки на письме?
- Назовите птицу в поле Б-2. (Петух.)
- Назовите последний звук в этом слове. [х]
- Охарактеризуем его.
- Есть ли у этого звука пара по твёрдости-мягкости?[х’]
- Дадим характеристику.
- Какой буквой на письме обозначаются эти звуки?
- Какая птица в поле В-3? (Соловей.)
- Последний звук в слове?
- Охарактеризуйте его.
- Буква, которая обозначает этот звук?
- Что объединяет все эти звуки?
- Ребята, какой звук лишний? Почему?
Изучение нового материала.
- Посмотрите на остальные картинки.
- Назовите птиц, которых вы знаете.
- Произнесём хором названия этих птиц.
- Какой новый звук вы услышали? [Ч’]
- Дадим ему характеристику:
- Согласный или гласный? Докажите.
- Звонкий или глухой? Ладошка.
- Есть ли у него пара?
- Мягкий или твёрдый?
- Чтобы выяснить это, надо подобрать слова, где этот звук мягкий.
- А теперь – твёрдый.
- Хорошо. Но, что же получается?
Вывод: этот звук всегда мягкий.
Отдохнём! Если вы услышите новый звук в словах, то приседаете:
Чижик был в гостях у тётки,
Он на чай летал к чечётке.
Чудо – чай
Вечерком
Да вприкуску
С червячком
Са-хар-ным!
(А. Пудваль.)
- Звук [ч‘] на письме обозначается буквой «ч».
- Посмотрите на неё и скажите, на что она похожа?
Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя!
(В. Степанов )
- Откроем тетради по печатанию и запишем её. Обратите внимание, что у буквы ч локоток закруглённый, мягкий.
- Писать цифру 4 мы умеем, поэтому уверена: трудностей в написании этой буквы у нас не будет.
- Прочитаем слоги с новой буквой.
- Кто хотел бы показать нам образец?
- Читаем хором: ча, чу, чи, че.
- Поиграем!
- Начинаем громко, заканчиваем тихо (и наоборот).
- Вопрос-ответ.
- Грустим-радуемся.
- Следующая игра «Дополни до слова».
- Молодцы!
- Хорошее слово «чайка». Выполним фонетический разбор. Кто хочет поработать у доски?
- Приготовили ладошки. Считаем звуки.
Дети хором произносят слово и одной рукой тихо стучат по парте, а на другой руке загибают пальчики по количеству звуков.
- Сколько звуков в слове? (5)
- Чертим 5 клеточек. Для работы нужны цветные карандаши. Работаем дальше самостоятельно.
- Кто думает иначе?
- Вместе разделим слово на слоги. Приготовили ладошки.
- Назовите первый слог? Второй?
- Как связано количество гласных звуков и количество слогов?
- Чтобы точно определить ударение воспользуемся «кричательным» секретом.
- Какой слог ударный?
- Проверим себя «просительным». Позовём чайку.
- Молодцы!
- Ребята, обратите внимание на сочетание «ча» в этом слове. Так сложилось в русском языке, что [ч’] всегда мягкий и его никогда не надо смягчать, поэтому и мы пишем «а» после «ч».
- Что мы узнали о звуке [ч’]?
- Какое сочетание запомним? Как его надо писать?
Ча:
- Чай.
- Ту-ча.
- Све-ча.
- Ча-ша.
- Встре-ча.
- Ка-чал-ка.
- Есть ещё одно сочетание. Это чу- всегда пишу с буквой у.
Чу:
- Чуб. Кто знает. что такое «чуб»?
- Чу-до.
- Чу-дак.
- Чу-де-са.
- Чу-дес-ный.
- Отдохнём!
Дети встают у своих парт и под звуки прибоя и крики чаек показывают полёт птиц над морем.
- Теперь мои помощники подойдут ко мне.
Выходят дети со словами, напечатанными на отдельных листах.
- Чайка кричала у моря.
- Какую работу я вам сейчас предложу?
- Можно ли назвать предложением эту группу слов? Почему?
- Что такое предложение?
- Составим.
Составляем разные варианты предложений. Например :
- Чайка кричала у моря.
- У моря кричала чайка.
- Кричала чайка у моря.
- Для чего мы пробовали составить разные варианты? (Чтобы увидеть выразительность русского языка. Важно в разговорной и письменной речи уметь красиво и точно выражать свои мысли.)
- Прочитаем предложение орфографически.
- Теперь орфоэпически.
- Какие сочетания в словах не изменились?
- В каких словах?
- Что мы запомним?
- Ребята, почему сегодня я обращаю ваше внимание на братьев наших меньших – птичек?
- Правильно.
- Мы живём насыщенной жизнью, у нас много дел, всегда куда-то спешим, бежим и не замечаем, что кому-то нужна наша помощь. А ведь даже мы – малыши многим можем помочь!
- Почему птички прилетели к окошку?
- Многие писатели обращали внимание на красоту и неповторимость природы. Это и Виталий Бианки, и Николай Сладков, и Чарушин, Константин Льдов. Сейчас на стр. 135 мы познакомимся с произведением Михаила Успенского.
- О какой птице написал поэт вы расскажете, прочитав стихотворение самостоятельно.
- Какие непонятные слова вам встретились?
- Начинаем читать.
- Ребята, если в конце предложения стоит восклицательный знак, с какой интонацией надо читать? (Удивление.)
- Кто такой невежда? Может вы догадались, когда читали?
Обращаемся к словарю Ожегова.
- Почему автор называет так птичку?
- Чему удивляется мальчик?
- Наверное, он любит читать чудные книжки. Почему Михаил Успенский называет книжки «чудными»?
- Книги нас учат, дают советы, с помощью них мы взрослеем и познаём мир!
- Прочитайте четверостишие до конца.
- Почему чижика не научили читать книжки?
- Почему чижика называют «чудаком»?
- Важно ли для чижика уметь читать? А для нас? Есть ли у нас мальчишки и девчонки, которые читают чудные книжки?
- Великий русский писатель Максим Горький говорил: «Всем хорошим я обязан книге. Ведь так интересно заглянуть в неё и увидеть прошлое: сражения, царей, рыцарские турниры, путешествия, географические и научные исследования, узнать об истории своей Родины».
- Молодцы!
Итог.
- С каким новым звуком познакомились?
- Дайте ему характеристику.
- Какие сочетания запомним?
- Что интересного узнали на уроке?
- Сегодня за правильные ответы на уроке к каждому прилетали птички. Встаньте те, у кого 6 и больше птичек, 5, 4, 3, 2 и хотя бы 1. Похвалите все себя.
- Каждый возьмёт свою маленькую кормушку и повесит её возле своего дома, чтобы помочь маленьким птичкам перезимовать. Ведь для них самое страшное зимой не холод, а голод...