Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами.
Ш.А. Амонашвили
Развитие творческих способностей учащихся – одно из требований, предъявляемых к организации учебного процесса в школе. Пробудить заложенное в каждом ребёнке созидательное начало, помочь сделать первые шаги в творчестве – задача не из лёгких.
Период начального обучения в школе заключает в себе огромные возможности для развития младших школьников. Следовательно, задача школы – создать такую обстановку, в которой возможно максимальное развитие личности, способной к самостоятельной творческой деятельности. Ведь, начальная школа – это база для дальнейшего обучения при переходе во вторую, а затем и в третью ступени обучения. Поэтому приоритетным направлением системы обучения и воспитания в начальной школе, по моему мнению, является формирование у младших школьников способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Учителем начальных классов я работаю 19 лет. И с каждым годом всё больше замечаю, как растёт число детей, испытывающих различного рода трудности в процессе обучения, возникающие по разным причинам.
Реализация развития интеллекта в самостоятельной творческой деятельности, с учётом индивидуальных способностей и склонностей, потребовала разработку системы упражнений, направленных на то, чтобы совершенствовать у детей сенсорные процессы, повысить эффективность запоминания, обучить детей логическим операциям, развить творческое мышление и воображение, формировать устойчивый интерес к учёбе, расширить кругозор.
Развивая интерес к школьным предметам, проводя интересные групповые мероприятия, мы можем дать ребёнку мощный толчок к саморазвитию, адаптации к учебному процессу, привить навыки саморегуляции.
В период начального образования игровая деятельность постепенно сменяется учебной и становится ведущей в реализации потребности познания у детей младшего школьного возраста. Однако для того, чтобы учебная деятельность выступала в качестве стимула в развитии интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, её нужно специальным образом организовать.
Подобранные мною упражнения помогают решить следующие задачи развития школьников:
- развитие интеллектуальных умений и творческих способностей;
- обучение детей применению знаний в любых ситуациях;
- развитие навыков саморегуляции и самоконтроля;
- привитие потребности в самосовершенствовании;
- формирование интереса в познавательной деятельности.
Не один год в своей работе использую материалы диагностических и развивающих методик Л.Ф. Тихомировой [4, 144; 5, 144], О. Холодовой [8, 128], Н.К. Винокуровой [1, 79], Е.В. Языкановой [2, 42; 9, 140]. Это комплекс тестов, игр и упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, наблюдательности, логического мышления, способствующих развитию пространственного восприятия и сенсомоторной координации.
Такие упражнения, использую на уроках в начальной школе, в ГПД, при проведении индивидуальных, групповых и неаудиторных занятиях, при подготовке к олимпиадам.
В основе представляемых материалов лежит игра, соответствующая возрасту ребёнка. Игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и на личностно-мотивационную сферу. В начале выполнение многих заданий у детей вызывает трудности. Но постепенно ребёнок научается работать слажено и быстро, развиваясь.
Задания данного курса включают в себя следующие направления работы:
- формирование общеинтеллектуальных умений (анализ, сравнение, обобщение, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
- развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение, самоконтроль и т.д.) и памяти (расширение объёма, формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);
- развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;
- формирование мотивации и личностной сферы.
Сначала некоторые задания не ограничиваются во времени выполнения: пусть ребёнок потратит столько времени, сколько ему нужно. А в следующий раз он справится с ним быстрее. Чтобы заинтересовать ребёнка, даются более лёгкие задания. Если вдруг попалось задание, с которым ребёнку сразу справиться не по силам, то его можно отложить на некоторое время, но потом обязательно вернуться и выполнить.
Обязательно надо оценивать работу детей. Но оценивать успехи. Ведь успех, особенно в самом начале, обязательное условие творчества.
Начинать работу по развитию детей нужно с самого первого класса, с самого простого – со способности понимать задание, с умения внимательно слушать вопросы и чётко на них отвечать, постепенно усложняя.
В работе используется следующая классификация упражнений:
Упражнения для разминки [1,79]
Например: «Ответьте как можно быстрее на следующие вопросы:
- Сколько дней в неделе? Каким в ней по счёту является воскресенье? В названии, какого дня есть удвоенная буква б?
- Для того чтобы разогреть какой-либо продукт, пользуются плитой. А при помощи какого прибора продукты можно заморозить?
- Назовите средний цвет светофора. Можно ли переходить улицу, когда он горит? Что он означает? Какой цвет светофора запрещает движение?
Упражнения на развитие быстроты реакции и внимания [1,79]
«Умеете ли вы делить на слоги? Давайте потренируемся.
- Определите: сколько слогов в следующих словах:
мак, пират, родина, стол, весна, зима, папа
А теперь более сложное задание.
- Попробуйте составить из шести слогов три двусложных слова. Помните, что каждый слог можно использовать только один раз.
кош ло то мы ка ле
- Расставьте числа каждого ряда в порядке возрастания:
3 8 6 1 7 2 9
10 4 6 5 1 8 2
Разминка и упражнения на развитие быстроты реакции и внимания используются при проведении устного счёта, словарной работы, при написании числовых и буквенных диктантов, а также на этапе повторения пройденного материала.
Упражнения на развитие пространственного мышления [4,144]
Упражнения на развитие воображения [5,144]
Упражнения на развитие зрительной памяти [1,79]
- «Посмотрите на семь рисунков в течение одной минуты. Постарайтесь их запомнить. Закройте левую сторону листом бумаги, а с правой стороны нарисуйте предметы в том же порядке».
Упражнения на развитие слуховой памяти [4,144]
«Это задание рассчитано на работу в паре. Вам медленно и лишь один раз читают ряды слов. Ваша задача – запомнить их в каждом ряду в том же порядке, а затем произнести вместе лишь первые буквы из ряда слов. Например, сын, облако, кошка – получается закодированное слово сок.
- мама искра родина
- краска ромашка еда море
- грач облако река апельсин
- сон вата ель тема
Развитие слуховой и зрительной памяти способствует лучшему усвоению учащимися нового материала.
Упражнения на развитие наблюдательности [1,79]
Упражнения на развитие ассоциативной памяти [1,79]
Упражнения на развитие концентрации внимания [5,144]
Упражнения на тренировку сообразительности [1,79]
Упражнения на развитие логического мышления [4,144]
- На одной чаше весов 5 одинаковых яблок и 3 одинаковые груши. На другой чаше – 4 таких же яблока и 4 такие же груши. Весы находятся в равновесии. Что легче – яблоко или груша?
- Добавьте в пустые клетки квадратов любые буквы так, чтобы по вертикали и горизонтали можно было прочитать одни и те же слова:
р | у | к | а |
у | з | ||
к | о | ||
а | р |
т | о | р | ф |
о | с | ё | л |
р | |||
ф |
- Решите следующие буквенно-числовые ребусы:
о5 | 40а | 3о |
100лица | 7я | по2л |
3буна | 100н | па3от |
Упражнения на развитие интеллектуальных способностей [9,140]
- Какие вы знаете цвета, похожие на названия ягод, фруктов или овощей? Например: лимонный, свекольный.
- Подчеркните слова, которые обозначают то, что может быть полосатым: клей, пешеходный переход, вишня, арбуз, чай, зебра, яд, тельняшка, сын, тигр, корова, кошка.
Упражнения на развитие логического мышления и интеллектуальных способностей используются для формирования умения подходить к решению заданий нестандартно, творчески. Их можно использовать на этапе закрепления пройденного материала.
Упражнения на развитие речи [1,144]
- Впишите слова ухо, нос, голова в следующие устойчивые сочетания:
Морочить …
Медведь на … наступил.
Водить за …
Как снег на …
Держать … востро.
Не видеть дальше собственного …
- Выпишите слово слева с подходящим ему определением справа:
осень | проливной |
листья | корявый |
погода | кучевые |
облака | порывистый |
ветер | дождливая |
дождь | багряная |
пень | золотые |
Развитие речи занимает на любом этапе урока одно из ведущих мест.
Параллельно таким заданиям на протяжении четырёх лет обучения, обязательно используются упражнения для улучшения мозговой деятельности[8,128]. Это такой вид деятельности, как «Мозговая гимнастика», которая помогает детям подготовиться к работе, настроиться на серьёзный и плодотворный труд.
Обязательно проводится во время урока 1-2 физминутки, а также пальчиковая гимнастика [6, 127; 7, 124]. Это способствует плавной смене деятельности младших школьников, помогает развить ловкость и подвижность кисти, даёт полноценный отдых, а весёлые стихи развивают речь и память. Кроме этого массаж положительно сказывается на самочувствии детей и улучшает работу мозга.
Регулярное проведение таких занятий с детьми показывает эффективность применяемых заданий и упражнений. В 2006 году, набирая первый класс, я провела диагностику уровня развития: высокий уровень – 2 чел. – 7%, средний уровень – 10 чел. – 35%, ниже среднего – 8 чел. – 28%, низкий – 9 чел. – 30%.
В течение четырёх лет, работая с детьми, я использовала задания из представленных выше методик. В результате на конец 4 класса имею следующие результаты: высокий уровень развития – 3 чел. – 11%, средний уровень – 15 чел. – 53%, ниже среднего – 5 чел. – 17%, низкий – 6 чел. – 19%. Качество знаний составляет – 18 чел. – 64%, а по окончании 1 четверти 5 класса – 23 чел. – 85%.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Винокурова Н.К. «Развиваем способности детей. 1 класс». – М.: Росмэн, 2002. – 79 с.
- Газета «Начальная школа. Первое сентября. Статья Языкановой Е.В. «Развивающие задания для младших школьников». – с.42-43, №21, ноябрь 2008 г.
- Кукушкин В.С. «Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя». – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. – 384с.
- Тихомирова Л.Ф. «Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников: Популярное пособие для родителей и педагогов». – Ярославль: Академия развития, 2001. – 144с.
- Тихомирова Л.Ф. «Логика. Дети 7-10 лет». – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 144с.
- Узорова О.В., Нефёдова Е.А. «Пальчиковая гимнастика». – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 127 с.
- Узорова О.В., Нефёдова Е.А. «Игры с пальчиками». – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 124с.
- Холодова О. «Юным умникам и умницам. Задания по развитию творческих способностей. Методическое пособие. 1 класс (1-4)». – М.: Росткнига, 2001. – 128 с.
- Языканова Е.В. «Развивающие задания для младших школьников». – М.: Экзамен, 2008 г – 140 с., для учащихся 1-4 классов.