Развитие творческих способностей младших школьников

Разделы: Начальная школа


Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами.
Ш.А. Амонашвили 

Развитие творческих способностей учащихся – одно из требований, предъявляемых к организации учебного процесса в школе. Пробудить заложенное в каждом ребёнке созидательное начало, помочь сделать первые шаги в творчестве – задача не из лёгких.

Период начального обучения в школе заключает в себе огромные возможности для развития младших школьников. Следовательно, задача школы – создать такую обстановку, в которой возможно максимальное развитие личности, способной к самостоятельной творческой деятельности. Ведь, начальная школа – это база для дальнейшего обучения при переходе во вторую, а затем и в третью ступени обучения. Поэтому приоритетным направлением системы обучения и воспитания в начальной школе, по моему мнению, является формирование у младших школьников способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Учителем начальных классов я работаю 19 лет. И с каждым годом всё больше замечаю, как растёт число детей, испытывающих различного рода трудности в процессе обучения, возникающие по разным причинам.

Реализация развития интеллекта в самостоятельной творческой деятельности, с учётом индивидуальных способностей и склонностей, потребовала разработку системы упражнений, направленных на то, чтобы совершенствовать у детей сенсорные процессы, повысить эффективность запоминания, обучить детей логическим операциям, развить творческое мышление и воображение, формировать устойчивый интерес к учёбе, расширить кругозор.

Развивая интерес к школьным предметам, проводя интересные групповые мероприятия, мы можем дать ребёнку мощный толчок к саморазвитию, адаптации к учебному процессу, привить навыки саморегуляции.

В период начального образования игровая деятельность постепенно сменяется учебной и становится ведущей в реализации потребности познания у детей младшего школьного возраста. Однако для того, чтобы учебная деятельность выступала в качестве стимула в развитии интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, её нужно специальным образом организовать.

Подобранные мною упражнения помогают решить следующие задачи развития школьников:

  • развитие интеллектуальных умений и творческих способностей;
  • обучение детей применению знаний в любых ситуациях;
  • развитие навыков саморегуляции и самоконтроля;
  • привитие потребности в самосовершенствовании;
  • формирование интереса в познавательной деятельности.

Не один год в своей работе использую материалы диагностических и развивающих методик Л.Ф. Тихомировой [4, 144; 5, 144], О. Холодовой [8, 128], Н.К. Винокуровой [1, 79], Е.В. Языкановой [2, 42; 9, 140]. Это комплекс тестов, игр и упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, наблюдательности, логического мышления, способствующих развитию пространственного восприятия и сенсомоторной координации.

Такие упражнения, использую на уроках в начальной школе, в ГПД, при проведении индивидуальных, групповых и неаудиторных занятиях, при подготовке к олимпиадам.

В основе представляемых материалов лежит игра, соответствующая возрасту ребёнка. Игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и на личностно-мотивационную сферу. В начале выполнение многих заданий у детей вызывает трудности. Но постепенно ребёнок научается работать слажено и быстро, развиваясь.

Задания данного курса включают в себя следующие направления работы:

  • формирование общеинтеллектуальных умений (анализ, сравнение, обобщение, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
  • развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение, самоконтроль и т.д.) и памяти (расширение объёма, формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);
  • развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;
  • формирование мотивации и личностной сферы.

Сначала некоторые задания не ограничиваются во времени выполнения: пусть ребёнок потратит столько времени, сколько ему нужно. А в следующий раз он справится с ним быстрее. Чтобы заинтересовать ребёнка, даются более лёгкие задания. Если вдруг попалось задание, с которым ребёнку сразу справиться не по силам, то его можно отложить на некоторое время, но потом обязательно вернуться и выполнить.

Обязательно надо оценивать работу детей. Но оценивать успехи. Ведь успех, особенно в самом начале, обязательное условие творчества.

Начинать работу по развитию детей нужно с самого первого класса, с самого простого – со способности понимать задание, с умения внимательно слушать вопросы и чётко на них отвечать, постепенно усложняя.

В работе используется следующая классификация упражнений:

Упражнения для разминки [1,79]

Например: «Ответьте как можно быстрее на следующие вопросы:

  • Сколько дней в неделе? Каким в ней по счёту является воскресенье? В названии, какого дня есть удвоенная буква б?
  • Для того чтобы разогреть какой-либо продукт, пользуются плитой. А при помощи какого прибора продукты можно заморозить?
  • Назовите средний цвет светофора. Можно ли переходить улицу, когда он горит? Что он означает? Какой цвет светофора запрещает движение?

Упражнения на развитие быстроты реакции и внимания [1,79]

«Умеете ли вы делить на слоги? Давайте потренируемся.

  • Определите: сколько слогов в следующих словах:
    мак, пират, родина, стол, весна, зима, папа

А теперь более сложное задание.

  • Попробуйте составить из шести слогов три двусложных слова. Помните, что каждый слог можно использовать только один раз.
    кош ло то мы ка ле
  • Расставьте числа каждого ряда в порядке возрастания:
    3 8 6 1 7 2 9
    10 4 6 5 1 8 2

Разминка и упражнения на развитие быстроты реакции и внимания используются при проведении устного счёта, словарной работы, при написании числовых и буквенных диктантов, а также на этапе повторения пройденного материала.

Упражнения на развитие пространственного мышления [4,144]

Упражнения на развитие воображения [5,144]

Упражнения на развитие зрительной памяти [1,79]

  • «Посмотрите на семь рисунков в течение одной минуты. Постарайтесь их запомнить. Закройте левую сторону листом бумаги, а с правой стороны нарисуйте предметы в том же порядке».

Упражнения на развитие слуховой памяти [4,144]

«Это задание рассчитано на работу в паре. Вам медленно и лишь один раз читают ряды слов. Ваша задача – запомнить их в каждом ряду в том же порядке, а затем произнести вместе лишь первые буквы из ряда слов. Например, сын, облако, кошка – получается закодированное слово сок.

  • мама искра родина
  • краска ромашка еда море
  • грач облако река апельсин
  • сон вата ель тема

Развитие слуховой и зрительной памяти способствует лучшему усвоению учащимися нового материала.

Упражнения на развитие наблюдательности [1,79]

Упражнения на развитие ассоциативной памяти [1,79]

Упражнения на развитие концентрации внимания [5,144]

Упражнения на тренировку сообразительности [1,79]

Упражнения на развитие логического мышления [4,144]

  • На одной чаше весов 5 одинаковых яблок и 3 одинаковые груши. На другой чаше – 4 таких же яблока и 4 такие же груши. Весы находятся в равновесии. Что легче – яблоко или груша?
  • Добавьте в пустые клетки квадратов любые буквы так, чтобы по вертикали и горизонтали можно было прочитать одни и те же слова:
  р     у     к     а  
у з    
к о    
а р    

  т     о     р     ф  
о с ё л
р      
ф      
  • Решите следующие буквенно-числовые ребусы:
о5 40а
100лица по2л
3буна 100н па3от

Упражнения на развитие интеллектуальных способностей [9,140]

  • Какие вы знаете цвета, похожие на названия ягод, фруктов или овощей? Например: лимонный, свекольный.
  • Подчеркните слова, которые обозначают то, что может быть полосатым: клей, пешеходный переход, вишня, арбуз, чай, зебра, яд, тельняшка, сын, тигр, корова, кошка.

Упражнения на развитие логического мышления и интеллектуальных способностей используются для формирования умения подходить к решению заданий нестандартно, творчески. Их можно использовать на этапе закрепления пройденного материала.

Упражнения на развитие речи [1,144]

  • Впишите слова ухо, нос, голова в следующие устойчивые сочетания:

Морочить …
Медведь на … наступил.
Водить за …
Как снег на …
Держать … востро.
Не видеть дальше собственного …

  • Выпишите слово слева с подходящим ему определением справа:
осень проливной
листья корявый
погода кучевые
облака порывистый
ветер дождливая
дождь багряная
пень золотые

Развитие речи занимает на любом этапе урока одно из ведущих мест.

Параллельно таким заданиям на протяжении четырёх лет обучения, обязательно используются упражнения для улучшения мозговой деятельности[8,128]. Это такой вид деятельности, как «Мозговая гимнастика», которая помогает детям подготовиться к работе, настроиться на серьёзный и плодотворный труд.

Обязательно проводится во время урока 1-2 физминутки, а также пальчиковая гимнастика [6, 127; 7, 124]. Это способствует плавной смене деятельности младших школьников, помогает развить ловкость и подвижность кисти, даёт полноценный отдых, а весёлые стихи развивают речь и память. Кроме этого массаж положительно сказывается на самочувствии детей и улучшает работу мозга.

Регулярное проведение таких занятий с детьми показывает эффективность применяемых заданий и упражнений. В 2006 году, набирая первый класс, я провела диагностику уровня развития: высокий уровень – 2 чел. – 7%, средний уровень – 10 чел. – 35%, ниже среднего – 8 чел. – 28%, низкий – 9 чел. – 30%.

В течение четырёх лет, работая с детьми, я использовала задания из представленных выше методик. В результате на конец 4 класса имею следующие результаты: высокий уровень развития – 3 чел. – 11%, средний уровень – 15 чел. – 53%, ниже среднего – 5 чел. – 17%, низкий – 6 чел. – 19%. Качество знаний составляет – 18 чел. – 64%, а по окончании 1 четверти 5 класса – 23 чел. – 85%.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Винокурова Н.К. «Развиваем способности детей. 1 класс». – М.: Росмэн, 2002. – 79 с.
  2. Газета «Начальная школа. Первое сентября. Статья Языкановой Е.В. «Развивающие задания для младших школьников». – с.42-43, №21, ноябрь 2008 г.
  3. Кукушкин В.С. «Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя». – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. – 384с.
  4. Тихомирова Л.Ф. «Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников: Популярное пособие для родителей и педагогов». – Ярославль: Академия развития, 2001. – 144с.
  5. Тихомирова Л.Ф. «Логика. Дети 7-10 лет». – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 144с.
  6. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. «Пальчиковая гимнастика». – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 127 с.
  7. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. «Игры с пальчиками». – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 124с.
  8. Холодова О. «Юным умникам и умницам. Задания по развитию творческих способностей. Методическое пособие. 1 класс (1-4)». – М.: Росткнига, 2001. – 128 с.
  9. Языканова Е.В. «Развивающие задания для младших школьников». – М.: Экзамен, 2008 г – 140 с., для учащихся 1-4 классов.