Профилактика и коррекция зрительных нарушений у детей дошкольного возраста (Метод коррекционно-адаптирующей игротерапии на основе природных средств)

Разделы: Работа с дошкольниками


Игра, как известно, наиболее естественный способ проникновения в мир детства, а нередко и единственный способ помочь детям, страдающим зрительной патологией.
Если ребёнка понимают и принимают, он лучше преодолевает свои внутренние конфликты и становится способен к личностному росту. Это основное положение игротерапии, где взрослый создаёт оптимальные условия для каждого ребёнка в целях его дальнейшего развития и социальной адаптации к жизни. Цель любой игровой терапии – не менять и не переделывать ребёнка, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации и проблемы при полном понимании и сопереживании взрослого.

Одно из преимуществ метода игротерапии в том, что он не требует специального помещения, оборудования и подготовки. Процесс совместной игры с ребёнком органично включается в режим дня.

Известно, что дети, (так же как и взрослые) очень любят возиться с водой, песком, глиной и камешками. Эти природные средства по желанию ребёнка могут превратиться во что угодно, незаметно развивая и адаптируя маленького человечка к взрослой среде обитания.

Мы предлагаем лишь некоторые элементы игровой терапии природными материалами, основанные на следующих принципах:

  • откажитесь от роли руководителя и будьте просто путеводителем к тому месту, где можно играть;
  • активно вовлекайтесь в деятельность ребёнка;
  • будьте целиком рядом с ребёнком, ведь он – самый важный человек для вас в эту минуту;
  • не выдвигайте своих требований, так как ребёнок появился на свет не для того, чтобы соответствовать вашим ожиданиям;
  • постарайтесь быть терпеливыми: чем меньше вы ждёте результатов, тем быстрее они появятся;
  • настройтесь на получение удовольствия от общения с ребёнком.

Не существует правильного или неправильного способа игры с песком, глиной, водой, камнями, ракушками и другими природными материалами, поэтому ребёнок всегда может быть уверен в собственном успехе, что неминуемо отразится на его саморазвитии и самореализации.

Итак, мы подошли к краткому изложению методов песочной игротерапии, грязелечению, гидротерапии в коррекции и профилактике зрительных расстройств у детей.

Песочная игротерапия – игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому взрослым легче использовать песочницу в коррекционных, обучающих, развивающих и адаптирующих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаём свои знания и жизненный опыт, рассказываем о событиях и законах окружающего мира. Основой процесса познания мира являются тактильные ощущения (или кожная чувствительность), зрительное и слуховое восприятие. "Вижу, слышу, чувствую", – три кита, из которых складывается человеческое сосуществование во Вселенной. И когда один из этих китов заболевает, на помощь приходят остальные. Поэтому так важно помочь слабовидящему ребёнку вовремя подключить к работе кинестетику и слух. Игры с песком развивают тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук, способствуют координированной работе мышц глаз, формируют глубинное зрение, и взаимодействие руки и глаза.

Грязелечение или глиняная игротерапия – глина – особенный материал, который вполне можно использовать в грязевой игротерапии. Не секрет, что детям доставляет истинное удовольствие возиться с грязью после дождя, пропускать образовавшуюся жижу сквозь пальцы, лепить из этого непривлекательного на вид материала всевозможные предметы, абстракции, не совсем понятные взрослым. Почему же так нелегко бывает оторвать их от этого занятия, доставляющего много хлопот по очистке одежды и самого ребенка от грязи?
Оказывается, пока её месишь, мнёшь, согреваешь и лепишь, улучшается настроение, ведь глина забирает отрицательную энергию, успокаивает, что очень важно для деток, страдающих зрительной патологией.

Глиняные изделия – лучшие друзья для детей, потому что пластические свойства глины дети ощущают энергетически. Биоволна глины около 8 метров, она абсорбирует вредные вещества, помогает косвенным образом найти контакт с окружающим, устранить подавленность в настроении, справиться с трудностями в поведении, сгладить повышенную агрессивность и возбудимость. Только находясь в расслабленном состоянии, больные глазки ребёнка стряхивают с себя напряжение, тем самым непроизвольно восстанавливая и улучшая зрение. Вдобавок ко всему руки ребёнка получают естественный массаж и дополнительные тактильные ощущения во время изготовления и обследования глиняных изделий, чтобы лучше познать окружающий мир.

Гидротерапия или водолечение – наружное применение воды различной температуры с профилактической и лечебной целью. Водолечение осуществляется различными техническими приёмами и процедурами: обливание, обтирание, души, ванны, бандажи, аппликации соответственно характеру заболевания и задачам лечебного воздействия на тот или иной орган.

В случаях нарушений зрения гидротерапию следует применять для усиления кровообращения в глазах в виде контрастных ванночек, бандажей и аппликаций. Эти упражнения подробно описаны выше в третьем разделе – «Упражнения на усиление кровообращения в глазах».

Водолечебные процедуры бывают общими и местными. Действие воды определяется теми видами воздействия, которые она оказывает на кожу, а через неё и на весь организм в целом. Кожа имеет очень развитую сеть кровеносных сосудов и нервных окончаний, воспринимающих холодовые или тепловые раздражители. Раздражение кожи при водных процедурах вызывает ответные реакции со стороны всех органов и систем организма: мышечная ткань отвечает на такие раздражения сокращением или расслаблением, нервная ткань повышением или понижением возбудимости, сердечно – сосудистая система – сужением и расширением кровеносных сосудов. Наиболее чувствительными к раздражениям являются больные клетки, поэтому при непосредственном соприкосновении с водой они быстрее других реагируют на раздражитель и дают положительный результат в течение относительно короткого промежутка времени. Вот почему необходимо несколько раз в сутки напоить уставшие и раздражённые глаза живительной влагой.

Кроме того, вода – идеальное средство для очистки всех каналов, от которых зависит трудоспособность и выносливость. Она стимулирует или расслабляет, но всегда благотворно влияет на кровообращение, способствует обмену веществ, активизирует выведение шлаков из организма. Отдельно хочется порекомендовать родителям и всем взрослым, чья деятельность связана с детьми, имеющими зрительные расстройства, приобрести аквариум, так как тихий плеск воды и лёгкое передвижение рыбок прекрасно расслабляют, снижают сиюминутную нервозность, устраняют мышечную скованность, снижают уровень адреналина в крови, что, в свою очередь, даёт расслабление наружным мышцам глаз и улучшает зрение.

Солнцелечение или гелиотерапия. Солнцелечение – использование с лечебной и профилактической целью лучистой энергии солнца в виде солнечных ванн. В нашем случае, когда речь идёт о коррекции и профилактике зрительных расстройств, мы будем говорить о соляризации, т.е. укреплении глаз солнечным светом.

Глаз работает только при свете и ему нужен свет – так предусмотрено природой. Тьма опасна для зрения (даже длительное использование солнцезащитных очков ведёт к ослабеванию зрительного нерва).

Солнце – источник жизни на земле. Солнечные лучи придают глазам неповторимую красоту – они становятся блестящими, живыми и притягательными. Соляризованные глаза никогда не слезятся, не покрываются кровеносными сосудами, белок их чист. Солнечный свет стимулирует нервы сетчатки и существенно усиливает кровообращение в глазах. Всем известно, что при сильном, ярком освещении глаза видят лучше, каким бы видом нарушения они не страдали. Однако воспользоваться этим светом неподготовленные, слабые глаза не могут. В них появляются неприятные, болезненные ощущения, человек начинает щуриться, его глаза быстро утомляются, появляются головные боли. В нетренированных глазах возрастает напряжение, что может привести к ухудшению зрения. Поэтому больные глазки надо готовить специальными упражнениями, чтобы, укрепив их с помощью соляризации, максимально использовать во благо, самый яркий свет. Многие специалисты в области офтальмологии рекомендуют поэтапное приучение глаз к солнечному свету, чтобы плавно перейти к классической схеме   соляризации.

Предложим несколько подготовительных упражнений, которые детки без труда и с удовольствием смогут выполнить под руководством взрослых.

1 этап. Станьте на краю густой тени. Это может быть угол дома или освещенный дверной проём. Поставьте одну ногу на теневой участок земли, а другую, на освещенный солнцем. Закройте глаза и, сделав глубокий вдох, начните поворачивать голову из стороны в сторону так, чтобы закрытые глаза попеременно проходили через тень и свет. Голова при этом должна быть высоко поднята, чтобы солнце било прямо в промежуток между краями сомкнутых век и бровями.

2 этап. Станьте лицом к яркому солнечному свету, глаза по-прежнему закрыв, и начните свободно, без напряжения поворачивать голову и корпус то вправо, то влево, думая или приговаривая следующую фразу: «Солнце проплывает мимо меня влево, затем вправо и опять влево, затем вправо и т.д.» Это препятствует «прилипанию» глаз к солнцу и оно проходит мимо вас.

3 этап. Станьте лицом к солнцу и прикройте один глаз ладонью так, чтобы ни один луч света не мог пробиться сквозь неё. Ладонь положите таким образом, чтобы закрытый глаз под ней мог свободно открываться. Затем начните делать повороты, скользя взглядом неприкрытого глаза по земле у своих ног. При этом глаз должен непрерывно моргать. И только после этого поднимите голову вверх и поворачивайтесь из стороны в сторону, смотря прямо на солнце и быстро – быстро моргайте. Повторите эти действия с другим глазом. И, наконец, выполните упражнение, объединив оба глаза вместе и делая повороты, смотрите закрытыми глазами на солнце. Затем отойдите в тень и поделайте пальминг (о нём мы рассказали выше) раза в 1,5-2 дольше, чем вы делали соляризацию.Теперь, когда глаза подготовлены к восприятию яркого солнечного света, вы можете вместе с ребёнком приступать к выполнению классической схемы соляризации.

Для выполнения соляризации лучше всего выйти на открытый воздух, тем самым, открыв глазам достаточный доступ кислорода. Сядьте так, чтобы солнце светило в лицо. Спина должна быть прямой, а ноги поставьте полной ступнёй на пол. Руки должны быть расслаблены и расположены в удобной позиции. Мягко прикройте веки и поставьте их солнечному свету. Затем медленно, плавно и непрерывно поворачивайте голову из стороны в сторону. Не следует в это время открывать глаза. Вся процедура займёт у вас не более 2 минут, после чего необходимо сделать пальминг до тех пор, пока всякие калейдоскопические цвета не исчезнут в темноте. В результате солнечный свет простимулирует нервы сетчатки, а темнота пальминга даст им возможность отдохнуть.