Цель занятия: развитие познавательной активности, творческих способностей в процессе учебно-исследовательской деятельности, подготовка к написанию исследовательских работ.
Задачи:
- Познакомить обучающихся с методами исследования, их применением в собственном исследовании
- Развивать у учащихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал.
- Познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности.
- Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.
Оборудование:
аудиозапись “Воспи-пи-пи-питание” (Н.Песков – М.Либин), выставка книг об этикете, рисунки на тему “Школьный этикет”, мультимедийный проектор, заготовки матрицы и памятки.
Ход урока
I. Организационный момент.
“Воспи-пи-пи-питание” – аудиозапись мелодии.
– Сегодня очередное заседание научного общества “Эврика”. Слайд 1.
– Вам предстоит работать в группах. Вспомним правила работы в группе.
– Выберите капитана. Капитан назначает того, кто будет отвечать в группе.
– Предлагаю к рассмотрению тему: “Школьный этикет” Слайд 2.
– Ребята, кто из вас знает, что такое этикет?
– Во всех общественных местах, которые вы посещаете, в школе, транспорте, в местах массового отдыха и других, а также дома люди ведут себя в соответствии с определенными правилами. Исполняя их, вы вступаете с окружающими людьми в отношения и деловое общение.
II. Целеполагание
– Какую цель мы поставим перед собой на занятии?
Цель – определить, что такое школьный этикет. Слайд 3.
– Какие задачи мы должны решить, чтобы достичь цели?
Задачи:
1.Изучить литературу
2. Поразмышлять, подумать
3. Составить рекомендации
III. Выведем гипотезу “Что такое школьный этикет?”
Слайд 4.Может быть…
Предположим …
Допустим …
Возможно …
Что если …
– Что такое этикет? Это каждый знает:
То нельзя и се нельзя. Кто же возражает?
Пошутили мы, друзья, в этом нет сомненья.
А теперь серьезное дадим определение
IV.
Даем определение– Попробуйте самостоятельно по группам найти в литературе сведения об этикете.
Ребята зачитывают из источников понятие “этикет”, из истории возникновения этикета, виды этикета
- Как описание (из словаря)
1.Этикет — совокупность норм и правил, отражающих представления о должном поведении и формализующих процесс коммуникации людей в обществе. Слово “этикет” впервые было употреблено в современном его значении на приеме при дворе короля Франции Людовика XIV (1638-1715), когда гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться. Слайд 5
– В эпоху королевской власти считали, что законы этикета связывали больше, чем статьи конституции. От этих времен остались лишь воспоминания, но бесспорно то, что отсутствие культуры поведения ведет к дополнительным проблемам, неприятностям, создает сложности в жизни.
- Из истории возникновения этикета
2.Первый сборник правил поведения человека появился именно в Древнем Египте. Слайд 5.
В Китае тоже был свод законов о том, как должен вести себя человек за столом, в гостях, дома.
Хорошие манеры нужны были царям и королям, чтобы поражать своим поведением простых людей и управлять ими.
В России написанные правила вежливости
появились во времена Петра 1, русского царя. Они
назывались “Юности честное зерцало” Слайд 6.
3.Речевой этикет, этикет телефонного разговора, этикет в общественных местах, столовый этикет, гостевой этикет, семейный этикет, этикет в тяжелых жизненных ситуациях.
Слайд7,8
– К какому виду отнесем школьный этикет?
V.
Поиск проблемы:– Предлагаю вам мысленно надеть “думательные” шляпы:
Белая – ответьте на вопрос: соблюдают ли школьный этикет дети нашего класса, школы, а может быть и города, страны? Что вам необходимо знать, чтобы ответить на этот вопрос?
Желтая – зачем нужен школьный этикет? Каковы будут результаты? Стоит ли это делать?
Зеленая – Что можно предпринять по данной проблеме? Попробуем выделить, какие этикетные нормы нам необходимо укреплять в классе. Слайд 9
– Правила этикета помогают разумно и красиво строить свое поведение с другими людьми. Невоспитанный человек создает проблемы в жизни не только себе, но и окружающим его людям. По мнению психологов, удачная карьера человека на 85% зависит от умения общаться и только на 15% – от профессиональных знаний. Данный факт доказывает, что невозможно добиться успеха, игнорируя требования этикета и пренебрегая законами делового взаимодействия.
VI. Классификация
- Сказочных героев ( Слайд10, 11):
- Рисунков на тему “Школьный этикет”
– Как вы думаете, что может объединять этих героев?
– Какой герой на ваш взгляд лишний? Почему?
– Разделите на группы сказочных персонажей. Проводим аукцион идей.
– Что общего на рисунках?
– На какие группы можно разделить рисунки?
VII. Матрица
для оценки идеи “Школьный этикет”– Как вы считаете, какие можно выделить группы правил, которые войдут в школьный этикет? Называют правила.
– Заполните таблицу, пожалуйста:
№ | Школьный этикет |
Знаете |
Не знаете |
Хотите узнать |
Соблюдаете всегда |
Не соблюдаете |
1 | Приход и уход из школы | |||||
2 | Внешний вид | |||||
3 | Деловое поведение на уроке | |||||
4 | Содержание учебных вещей | |||||
5 | Поведение на перемене | |||||
6 | Этикет движений | |||||
7 | Правила поведения в столовой |
VIII. Развитие умения высказывать суждения и делать умозаключения
(Слайд 12):- Ира рассказывает Полине про свою, как она говорит, бывшую подругу Машу: “Ты знаешь, Поля, эта Маша такая неразговорчивая, никуда не ходит, ни с кем не общается – все учит свои уроки! Не буду я с ней дружить. Надоела она мне со своей учебой, завтра же от нее отсяду!” В этот момент Полина вспоминает: “Кстати, Ира! А ты подготовилась к завтрашней контрольной работе по математике?” Ира меняется в лице, ее лицо приобретает выражение Лисы Патрикеевны: “ Ой! Я совсем забыла… До завтра!” “Ты куда?” – спрашивает Полина девочку. “ Мне нужно позвонить Машеньке, она такая умничка. Спрошу, как идет подготовка к контрольной. Не с тобой же мне завтра садиться!”
- Приходит утром Максим в школу. У дверей его класса стоит учитель. Максим, увидев его, обрадовался, подбежал к нему и начал рассказывать, какой он вчера интересный фильм смотрел.
- Девочка жалуется маме возмущенно: “В классе мальчишка такой невежа, зовет меня: “Ритка”. “А как ты его зовешь?” – спросила мама. “Я его вообще никак не зову”, – ответила Рита. Я ему просто кричу: Эй, ты!”
IX. Развитие умения создавать тексты:
– Будьте добры, давайте обобщим все, что сегодня узнали о школьном этикете. Прием “Паучок” (Слайд 13).
Школьный этикет включает в себя внешний вид речь движения поведение ученические обязанности выполнять всегда на уроке на перемене в столовой в библиотеке
– Мы обязаны быть вежливыми и предупредительными всегда и в любых ситуациях, не ставить себя и свои интересы на первое место, считаться с желаниями и настроением другого человека, как сверстника, так и взрослого, помнить про свои ученические обязанности.
– Составим памятку правил школьного этикета для младших школьников
“Премудрости школьного этикета”
– Предложите правила вежливого поведения в школе (Можно использовать заготовки )
- В школу надо приходить без______________________
- В общении со всеми употребляйте _____________слова
- У учащегося должны быть чистыми не только лицо, руки, кожа, но и чистая _______________
- Надевайте в школу ________одежду
- Учащийся поддерживает чистоту и порядок на __________
- Нельзя мешать другим на уроке, громко ____________
- Когда уходите из класса, заканчивая учебный день, попрощайтесь с ________________
X. Рефлексия. Прием “Опорные слова”
– Оцените работу своей группы. Продолжите предложение:
Мы работали … работали усердно
Мы считаем … помогали друг другу
Нам понравилось … были активны
выдвигали новые идеи
Мы думаем … заслужили похвалу, награду
серьезно подошли к проблеме
– А как вы считаете, стоит ли еще раз возвращаться к этой теме? Все ли вы узнали?
– Мы продолжим разговор про этикет на “Празднике вежливых ребят”.
Литература:
- Кобзева В.В. Этикет в вопросах и ответах. Классный руководитель №7 – 2001. Начало в № 1, 2, 3, 6. 2001.
- Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-изд., испр. и доп. – Самара: Издательство “Учебная литература”, 2007. – 208 с.
- Смирнов Н.А. Этика и этикет младших школьников: Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов/ред. Л.В.Кузнецова, Г.С.Семенов – М.:Школьная Пресса. 2002. – 112с.
- Персидская и др.Классные часы в 1 – 4 классах/. – Волгоград: Учитель, 2007. – 204 с.
- Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах: в помощь учителю М.:Школа-Пресс. 1998. -186с.
- Интернет http://www.google.ru/imglanding