Дифференциация [ш] и щ[]. Логопедическое занятие в 3-м специальном (коррекционном) классе VII вида

Разделы: Логопедия, Коррекционная педагогика


Цель: Дифференцировать звуки [Ш – Щ], буквы “Ш” и “Щ”

Задачи:

  • уточнение и сравнение артикуляции звуков [Ш], [Щ], закрепление зрительного образа букв “Ш” и “Щ”, формирование умения дифференцировать буквы и звуки в слогах, словах, предложениях;
  • развитие фонематического восприятия зрительно-пространственных представлений;
  • формирование навыков самоконтроля, положительной учебной мотивации.

Оборудование: предметные картинки со звуками [Ш] и [Щ], индивидуальные зеркала, дидактическая игра твёрдый-мягкий, домик с окошками, индивидуальные карточки с заданиями, конверт, тетради и ручки, плакат “Я так чувствую” и карточки к нему (восклицательный и вопросительный знаки),

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков.

Для рабочего настроя повторим чистоговорки:

Ша-ша-ша-наша Маша хороша.
Ша-ша-ша – есть у Маши ландыши.
– Какой звук встречался чаще всего?
Ща-ща-ща – дождь идёт, я без плаща.
Ща-ща-ща – нет дождя, а я в плаще.
Какой звук встречался чаще всего?

3. Сообщение темы занятия.

Кто догадался, какие звуки будем различать на занятии?

– [Ш] и [Щ]

4. Основная часть занятия.

  • Упражнение “Немое кино”.
    – Догадайтесь, дети, по артикуляции моих губ, какой звук я говорю?
    [А, О, У, Ш, Щ].
    Можно ли угадать, какой звук я говорю – [Ш] или [Щ]?
    Угадать по артикуляции губ невозможно, так как положение губ, зубов одинаково.
     
  • Уточнение и сравнение артикуляции звуков перед зеркалом.
    Работа с артикуляционными профилями звуков.
    – Покажите с помощью ладошек, как ведёт себя язычок, когда произносим звуки [Ш] и [Щ]? (Одна ладошка – язычок, другая – верхнее нёбо.)
    – Дайте характеристику звуку [Ш] (согласный, твёрдый, глухой, парный) и звуку [Щ] (согласный, мягкий, глухой, непарный).
     
  • Дидактическая игра “Кто, где живёт?”
    – В этом домике (Приложении 2) живут картинки (Приложение 3) – две со звуком [Ш], две – со звуком [Щ]. В левом (правом), верхнем (нижнем) углу живёт кошка (щука, мышка, щенок). Кто живёт справа от …, под …, над …?
    Ребёнок выходит к доске, вставляет картинку в нужное окошко, говорит, какой звук есть в её названии, отвечает на вопросы.
    – Решили картинки поменяться местами так, чтобы на первом этаже оказались картинки со звуком [Ш], а на втором – со звуком [Щ]
     
  • Отличие и схожесть букв “Ш” и “Щ”:
    “Ш” и “Щ” – родные сёстры,
    Но у “Щ” есть хвостик острый.
    (И.Блюмкин)
     
  • Дидактическая игра “Звуковое домино: мягкий – твёрдый ” на дифференциацию [ш] –[щ].
    – Проведём эстафету и посмотрим, какие бегуны одержат победу и с каким счётом.
    Диктуются слоги, слова: ша, ща, щу, ши, аш, уш, шапка, щётка, плащ, ландыш, мишка, лещ, щука, вещи, мышь, бабушка, кошка, камыш.
    Учащиеся перемещают фишки зелёного и синего цветов. Победит тот, кто первым и правильно продвинет фишки.

5. Динамическая пауза.

  • Дыхательная гимнастика.
    – Шарик надуваем – ш-ш-ш (руки через стороны вверх)
    Шарик выпускает воздух щ-щ-щ (руки через стороны вниз).
     
  • Стихи с движениями “Дерево”.
    Дует ветер нам в лицо, (движение ладоней к лицу и обратно).
    Закачалось деревцо (руки вверх, покачивания вправо-влево).
    Ветер тише, тише, тише – (медленно опустить руки, присесть).
    Деревцо всё выше, выше (встать, поднять руки вверх, потянуться).
     
  • Пальчиковая гимнастика.
    Пальцы сжали в кулачок,
    Карандаш зажали.
    А теперь давай, дружок,
    Разогни три пальца.
    И подумай не спеша,
    Что за буква? Ясно – “Ш”.
     
  • Упражнения в парах.
    Раз, два, три, четыре, пять –
    Будем в ладушки играть.
    А теперь, давай-ка, бей
    С каждым разом всё быстрей.
    Снова букву “Ш” составь,
    Справа хвостик к ней прибавь:
    “Ш” исчезло вообще –
    Появилась буква “Щ”.

6. Самостоятельная работа по карточкам.

– Ребята к нам пришло письмо! Оно адресовано нам с вами. А отправил его Буратино (Приложение 4). Он учится в школе и ему задали задания, с которыми он просит ему помочь справиться (карточки – Приложение 1).

  • Спиши, вставляя пропущенные буквы “Ш” и “Щ”. Взаимопроверка. Исправьте ошибки (читаем слова).
  • Вставь пропущенные буквы “Ш” и “Щ”.

Взаимопроверка. Исправьте ошибки (читаем текст)

7. Заключительная часть занятия.

  • Итог занятия.
    Звук “Ш” словно тише, он только шипит,
    Как мышка шуршит осторожно,
    А в “Щ” ещё что-то прощально трещит
    И щёлкает как-то тревожно.
    Придумайте одно слово со звуком [Ш], другое – со звуком [Щ].
  • Эмоционально – смысловая рефлексия занятия.
    На доске прикреплён домик в два этажа (Приложение 5), а на столе у каждого из учащихся две карточки со знаками (! и ?).
    “Восклицательный знак” – обозначает, что на уроке было всё понятно.
    “Вопросительный знак” – осталось ощущение, что что-то непонятно.