Цель: Дифференцировать звуки [Ш – Щ], буквы “Ш” и “Щ”
Задачи:
- уточнение и сравнение артикуляции звуков [Ш], [Щ], закрепление зрительного образа букв “Ш” и “Щ”, формирование умения дифференцировать буквы и звуки в слогах, словах, предложениях;
- развитие фонематического восприятия зрительно-пространственных представлений;
- формирование навыков самоконтроля, положительной учебной мотивации.
Оборудование: предметные картинки со звуками [Ш] и [Щ], индивидуальные зеркала, дидактическая игра твёрдый-мягкий, домик с окошками, индивидуальные карточки с заданиями, конверт, тетради и ручки, плакат “Я так чувствую” и карточки к нему (восклицательный и вопросительный знаки),
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков.
Для рабочего настроя повторим чистоговорки:
Ша-ша-ша-наша Маша хороша.
Ша-ша-ша – есть у Маши ландыши.
– Какой звук встречался чаще всего?
Ща-ща-ща – дождь идёт, я без плаща.
Ща-ща-ща – нет дождя, а я в плаще.
Какой звук встречался чаще всего?
3. Сообщение темы занятия.
Кто догадался, какие звуки будем различать на занятии?
– [Ш] и [Щ]
4. Основная часть занятия.
- Упражнение “Немое кино”.
[А, О, У, Ш, Щ].
Можно ли угадать, какой звук я говорю – [Ш] или [Щ]?
Угадать по артикуляции губ невозможно, так как положение губ, зубов одинаково.
Работа с артикуляционными профилями звуков.
– Покажите с помощью ладошек, как ведёт себя язычок, когда произносим звуки [Ш] и [Щ]? (Одна ладошка – язычок, другая – верхнее нёбо.)
– Дайте характеристику звуку [Ш] (согласный, твёрдый, глухой, парный) и звуку [Щ] (согласный, мягкий, глухой, непарный).
Ребёнок выходит к доске, вставляет картинку в нужное окошко, говорит, какой звук есть в её названии, отвечает на вопросы.
– Решили картинки поменяться местами так, чтобы на первом этаже оказались картинки со звуком [Ш], а на втором – со звуком [Щ]
Но у “Щ” есть хвостик острый.
(И.Блюмкин)
Диктуются слоги, слова: ша, ща, щу, ши, аш, уш, шапка, щётка, плащ, ландыш, мишка, лещ, щука, вещи, мышь, бабушка, кошка, камыш.
Учащиеся перемещают фишки зелёного и синего цветов. Победит тот, кто первым и правильно продвинет фишки.
5. Динамическая пауза.
- Дыхательная гимнастика.
Шарик выпускает воздух щ-щ-щ (руки через стороны вниз).
Закачалось деревцо (руки вверх, покачивания вправо-влево).
Ветер тише, тише, тише – (медленно опустить руки, присесть).
Деревцо всё выше, выше (встать, поднять руки вверх, потянуться).
Карандаш зажали.
А теперь давай, дружок,
Разогни три пальца.
И подумай не спеша,
Что за буква? Ясно – “Ш”.
Будем в ладушки играть.
А теперь, давай-ка, бей
С каждым разом всё быстрей.
Снова букву “Ш” составь,
Справа хвостик к ней прибавь:
“Ш” исчезло вообще –
Появилась буква “Щ”.
6. Самостоятельная работа по карточкам.
– Ребята к нам пришло письмо! Оно адресовано нам с вами. А отправил его Буратино (Приложение 4). Он учится в школе и ему задали задания, с которыми он просит ему помочь справиться (карточки – Приложение 1).
- Спиши, вставляя пропущенные буквы “Ш” и “Щ”. Взаимопроверка. Исправьте ошибки (читаем слова).
- Вставь пропущенные буквы “Ш” и “Щ”.
Взаимопроверка. Исправьте ошибки (читаем текст)
7. Заключительная часть занятия.
- Итог занятия.
Звук “Ш” словно тише, он только шипит,
Как мышка шуршит осторожно,
А в “Щ” ещё что-то прощально трещит
И щёлкает как-то тревожно.
Придумайте одно слово со звуком [Ш], другое – со звуком [Щ].
“Восклицательный знак” – обозначает, что на уроке было всё понятно.
“Вопросительный знак” – осталось ощущение, что что-то непонятно.