Цель: познакомить с основным законом – Конституцией России; дать представления о правах ребенка; объяснить детям, что означает понятие “право”, объяснить, где отражены права; формировать представления о правах и обязанностях школьника.
Оборудование: мультимедийная презентация; проектор; три листа, на каждом из которых написано какое-либо право по Конституции; Конституция России; изображения сказочных героев.
Ход мероприятия
1. Вступительная часть.
Учитель. Мы начинаем наше мероприятие, посвященное завтрашнему празднику. Завтра – 12 декабря. Я думаю, многие знают, какой праздник отмечает наша страна? (День Конституции.)
Да, Россия отмечает День Конституции. Мы – жители России и обязаны знать символы государства.
– Напомним друг другу, какие государственные символы имеет наша страна. (Герб, флаг, гимн.)
– А зачем стране нужна своя символика?
О символах мы уже говорили, сейчас предлагаю поговорить о другом.
Давным-давно тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними
появились главные вопросы:
– Что люди могут делать и чего не могут?
– Что они обязаны делать и чего не обязаны?
– На что они имеют право и на что не имеют?
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. Очень долго решались эти вопросы, когда их решили, появились законы, которые помогали устранить кошмар и неразбериху.
– Что же это такое – законы?
Законы – это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять
все граждане нашей страны.
Законы бывают разные, но главный (основной) закон нашей страны называется Конституцией. Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны.
2. Знакомство с Конституцией.
Учитель. Итак, Конституция – основной закон, по которому мы с вами живем.
– Что записано в Конституции?
Выступление учеников:
– В Конституции записаны права наших граждан, такие как: право на
образование, охрану здоровья, отдых и труд и другие.
– Кроме прав у граждан России есть и обязанности, которые тоже отражены в
основном законе, например, сохранять и беречь природу, защищать Родину. Учитель.
У каждого из вас есть права и обязанности. Право жить, право на семью, на учебу,
отдых т. д.
– А что же такое – право?
– Право – это правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются
государством. Эти правила определяют отношения людей в обществе.
Права ребенка надо знать,
Не только знать,
Но соблюдать,
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.
3. “Путешествие” по стране Правознайке.
Учитель. Познакомиться с некоторыми правами, вспомнить их нам поможет народная мудрость – сказки. В них человеческие пороки выставлены на позор и смех, осуждены хитрецы и лжецы, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло.
– Итак, мы с вами отправляемся в путешествие по стране Правознайке. Мы отправимся в путь, чтобы найти и узнать, какие герои сказок нарушают права других героев, уничтожают и обижают их.
Вопросы учащимся:
- В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? (“Приключения Буратино”. Карабас Барабас.)
- В какой сказке “хлебобулочный” герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? (“Колобок”.)
- Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба Яга.)
На доске 3 листа:
- Право на бесплатное образование.
- Право на свободный труд, защита от безработицы.
- Право на неприкосновенность жилища.
Учитель. Продолжая путешествие по стране Правознайке, мы остановимся в гостях у героев сказки “Приключения Буратино”. Перед нами три островка, чтобы узнать их название, надо ответить на вопросы:
- Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, то какое право они нарушили? (№ 3.)
- Папа Карло жил очень бедно, не имел постоянной работы, потому что он не имел какого права? (№ 2.)
- Буратино продал свою азбуку, не воспользовался каким правом? (№ 1.)
В нашей Конституции есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: “Каждый человек имеет право на образование...”.
– Какие же права есть у вас, школьников?
– Право на учебу, право на отдых между уроками, право на каникулы, право на
занятия в кружках и секциях.
Учитель. Мы с вами сказали, что в Конституции записаны не только права, но и обязанности.
– Какие же обязанности у школьника?
Обязанности: уважать взгляды, свободу других людей (взрослых и сверстников); культурно вести себя в классе, школе и за их пределами; ходить опрятным; выполнять устав школы.
4. Игра “Разрешается – запрещается”.
Я буду говорить о каком-то праве, а вы – отвечать: “Разрешается или запрещается”.
Посмотри на этот знак:
Человек поднял флаг.
Слушать мнение ребенка
Разрешается.С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить
– Это разрешается.Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают.
Это запрещается.Рисовать и петь, учиться,
Если заболел – лечиться.
Это разрешается.Этот трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа
Запрещается.Вместе дружно в мире жить,
С разными детьми дружить
– Это разрешается.
Учитель. Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием – назвали все права, о которых я вам говорила, а теперь попробуйте нарисовать запрещающие и разрешающие знаки.
- А можно ли сказать, что человек совершает плохие (злые) и орошие (добрые) поступки?
– Давайте рассмотрим картинки и обсудим изображённые на них ситуации.
– Какие поступки можно назвать добрыми (милосердными)?
– Как бы вы поступили в данных ситуациях?
5. Викторина “Права”.
“Дюймовочка”, “Гарри Поттер”, “Три поросенка”, “Золотой ключик”, “Мороз Иванович”, “Золушка”, “Красная Шапочка”.
- В какой сказке нарушено право на неприкосновенность жизни?
- В каком произведении нарушено право на тайну корреспонденции?
- В каком произведении нарушено право на неприкосновенность жилищи?
- В каком произведении нарушено право человека владеть своим жилищем?
- В каком произведении нарушено право на отдых и досуг?
- В каком произведении нарушено право работающего на справедливое вознаграждение.
6. Итог занятия.
Учитель. Вот и подходит к концу наше занятие. Мы сегодня с вами очень хорошо пообщались: вспомнили разные права человека, поговорили о добре и зле, о хороших и плохих поступках.
– Какие выводы вы для себя сделали?
– Какие извлекли уроки из общения с товарищами?
Вы живёте не одни, а среди людей, поэтому учитесь принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, контролировать своё поведение в общении с другими людьми:
- умейте выслушивать собеседника, не перебивая;
- умейте признавать, что были не правы;
- помогайте товарищу, старайтесь договориться с ним;
- говорите всегда только правду;
- радуйтесь успеху товарища;
- дал слово – держи его, дал обещание – выполни!