Мало кто знает, что единственным млекопитающим, в официальном названии
которого фигурирует слово “русская”, является выхухоль. Это небольшой зверек,
который является одним из древнейших млекопитающих, живущих в Евразии еще со
времен мамонтов. Она выглядит, как небольшая крыса с длинным носом, похожим на
хобот.
Цель работы: привлечь внимание детей к проблеме
взаимодействия человека и природы на примере малоизвестного животного – русской
выхухоли.
На уроке из – за дефицита времени нет возможности более подробно познакомить
обучающихся с непопулярными, малознакомыми находящихся под охраной животными.
Внеклассная урочная работа – верный помощник учителя.
К сожалению, из – за малой популярности Выхухоля, особенностей ее экологии
знания у населения практически отсутствуют.
Тем более доступной информации о критическом положении вида и необходимости его
охраны почти нет.
Выхухоль – одно из древнейших млекопитающих нашей фауны, элемент славянской
культуры, символ охраны природы России, важнейший компонент экологических систем
среднерусских рек и озер. Она стала жертвой примитивных и во многом внеправовых
рыночных отношений, формированию которых способствовало последовательное
снижение роли государства в охране природных ресурсов и управлении ими.
Охрана диких животных – одна из самых сложных и актуальных проблем нашего
времени. А её решение – дело всемирной важности!
В деле охраны природы Россия – хороший пример для многих стран. Для сохранения
наиболее ценных видов животных и изучение их в естественных условиях создано
свыше 130 заповедников! В России ведется большая работа по обогащению и охране
природы. Успех этого во многом зависит от каждого из нас.
Благодаря предпринятым в последнее время мерам по охране диких животных,
получены ощутимые результаты. Почти повсеместно увеличилась численность оленей,
лосей, кабанов и других охотничьих зверей. Многие ценные звери (например,
соболь, сайгак, бобр), когда-то стоявшие на грани вымирания, в настоящее время
возросли численностью.
И все-таки численность некоторых видов животных в ряде мест уменьшается. В
первую очередь это касается амурского тигра, выхухоли, европейской норки,
зубра. Все они включены в Красную книгу. Необходимо ужесточить меры по охране
этих видов животных.
В настоящее время важно сохранить каждый вид животных, которых природа создавала
в течение долгих миллионов лет. Каждый вид интересен и неповторим, а, исчезнув,
он навсегда лишает человечество возможности узнать его лучше, наблюдать за его
жизнью, развитием, поведением, понять значение этого вида в природе и для
человека.
Очень часто учитель на уроке делает акцент на то, что звери исчезают только
из-за охоты человека на них и других преднамеренных действий.
Наоборот, без охоты, регулирующей численность зверей, вряд ли сейчас
существовали бы косули, олени. Многие виды зверей и птиц исчезают не столько в
результате охоты, сколько от косвенного влияния человека на их жизнь. Дело в
том, что человек уничтожает естественные места обитания животных, их пастбища,
кормовые участки. Отрицательно сказывается на численности животных вырубка
лесов, осушение болот, засорение рек промышленными отходами, загрязнение морей и
атмосферы. Этими действиями можно истребить животный мир так же быстро, как с
помощью яда или ружья.
Чтобы сохранить богатство живой природы, необходимо принять дополнительные меры
по охране дикой природы.
Более рационально использовать природные ресурсы (охота, рыболовство);
существенно повысить воспитательную работу среди школьников: формировать
нравственные ценности и эстетическое отношение к элементам живой и неживой
природы, как источнику жизни, красоты, духовной культуры русского народа,
внимательное и бережное отношение к окружающему миру, любовь к своей Родине.
Форма урока: познавательная игра “Что? Где? Когда?”
Цель: привлечь внимание детей к проблеме взаимодействия человека и природы на примере информации о русской выхухоли.
Дидактический аспект:
- изучить особенности строения, образ жизни, повадки хохули;
- установить причины сокращения численности русской выхухоли;
- показать негативное влияние антропогенного фактора на численность особей в популяциях этого зверька;
- познакомить учащихся с методами восстановления численности выхухоли;
- найти и предложить свои способы решения проблемы сохранения редкого водного животного.
Развивающий аспект.
Совершенствовать умение:
- работать с информацией размещенной на сайте, научной литературой;
- сознательного подхода к решению проблем;
- анализировать, сравнивать и обобщать добытую информацию;
- делать логические выводы о изменениях происходящих в природе, ее социальных проблемах;
- коллективного навыка работы.
Воспитательный аспект.
- Воспитывать: внимательное и бережное отношение к окружающему миру, любовь к своей Родине.
- Формировать нравственные ценности и эстетическое отношение к элементам живой и неживой природы как источнику жизни, красоты, духовной культуры русского народа.
- Расширять кругозор и прививать интерес к предмету.
- Совершенствовать умение работать в группе сплоченно, согласованно, слаженно, с чувством коллективной ответственности за результат совместной деятельности.
Методы: частично-поисковый, словесный, наглядный, проблемный.
Использование на уроке ТСО: мультимедийный проектор, компьютер, CD-диски (презентация “Русская выхухоль – чудо природы”)
Оборудование: песочные часы на 1 минуту (или секундомер), метроном, конверты с вопросами, “секторное поле”, кубик с цифрами, изображение совы, музыкальное оформление игры, призы для поощрения команд, таблицы по охране природы, рисунки и плакаты на тему “Защитим хохулю вместе!”
Подготовка к уроку:
- сформировать 2 команды игроков из учащихся 10–11-х классов;
- участники игры в течение 2-х недель готовятся к игре, используя комплект материалов ЦОДП, дополнительную научную литературу библиотеки;
- учитель биологии совместно с учащимися 9-х классов составляют вопросы для игры;
- учащиеся 9 классов совместно с классными руководителями распечатывают листовки “Защитим русскую выхухоль!” с сайта ЦОДП и размещают их на доске объявлений в школе;
- учащиеся 10-х классов изготавливают объявление – приглашение для болельщиков;
- учитель биологии проводит конкурс рисунков и плакатов среди учащихся 5–8-х классов на “Защитим хохулю вместе!”, “Мы за них в ответе!”;
- учитель биологии совместно с попечительским советом родителей готовит призы для участников игры.
- Школьный библиотекарь делает подборку материалов по теме “Выхухоль”.
- Презентация “Русская выхухоль – чудо природы” – готовит учитель биологии.
Ход урока
I. Организационный момент (1 мин).
II. Вход в урок. Мотивация обучающихся (3 мин).
(На экране выведен Слайд 1 “ Русская выхухоль – чудо природы”.)
Ведущий: “Уважаемые игроки! Дорогие болельщики и гости!
Приглашаю вас принять участие в игре, а полноправной хозяйкой игры будет сова – символ мудрости”. (Изображение совы размещено над столом игроков.)
Игра посвящается русской выхухоли – редкому зверьку, занесенному в Красную книгу.
“Наш оргкомитет выносит благодарность благотворительному фонду ЦОДП, научному руководителю проекта Г.В. Хахину за то, что они любезно предоставили нам информационные материалы, с которыми познакомились наши игроки.
И так, познакомимся с выхухолью.
(На экране выведен Слайд 2 “ Посвящается хохуле”.)
Представьте себе нечто продолговатое, покрытое густой серебристой шерстью, с одного конца торчит длинный подвижный хоботок, с другой сплющенный с боков чешуйчатый хвост….
Примерно так выглядит русская выхухоль или, как ее еще ласково называют, хохуля”.
Презентация для старших детей “Русская выхухоль – чудо природы” (3 мин).
(На экране появляется Слайд 3 с изображением русской выхухоли
На экране появляется Слайд 4 с информацией.)
“Этот забавный и чрезвычайно симпатичный зверек является одним из древнейших млекопитающих, который обитает в Евразии вот уже 5 млн. лет”.
(На экране появляется Слайд 5 систематическое положение зверька).
“Место хохули в системе органического мира.
Царство: Животные.
Тип: Хордовые.
Класс: Млекопитающие.
Отряд: Насекомоядные.
Семейство: Выхухолевые.
Род: Выхухоль.
Вид: Выхухоль русская.
(Desmana moschata L )”.
(На экране появляется Слайд 6 карта: “Численность русской выхухоли по
областям Российской Федерации 2005 г.”(по Г.В. Хахину).
На экране появляется Слайд 7 с информацией.)
“В наши дни основная часть популяции выхухоли обитает в России – в основном в бассейнах рек Волги и Дона, в меньшей степени – в бассейнах рек Днепра, Урала, Уй и Тобола. Кроме России выхухоли обитают еще в Казахстане, Украине и Белоруссии, но и там их совсем немного”.
(На экране появляется Слайд 8 карта: “Изменение ареала русской выхухоли в
19 – 21 веках” NЕW!
На экране появляется Слайд 9 с информацией.)
В прошлом выхухоль была широко распространена в бассейнах рек Днепра, Волги, Урала и ее ареал был более широким и сплошным, чем современный.
В начале 1970 г. На территории России обитало около 69 тыс. выхухолей. Однако с этого времени численность зверьков и область их распространения стали резко сокращаться, из – за чего вид был включен в Красную книгу России, а также в Красную книгу Всемирного союза охраны природы. (МСОП)
Сегодня осталось только 25 тыс. хохулей”.
(На экране появляется Слайд 10 ” Выхухоль и человек”.)
Об особенностях строения, образе жизни, повадках, факторах негативно влияющих на популяции этого зверька, нам расскажут наши знатоки. Предложат свои способы решения проблемы сохранения редкого водного животного.
1-й раунд (15 мин.).
Все готовы к началу игры? (Ответ положительный.)
Предлагаю подойти к игровому полю команде знатоков. (Ребята первой шестерки выходят, рассаживаются за игровым столом.)
Вы видите на столе конверты, они пронумерованы. Возьмите кубик с цифрами, бросьте и определите номер конверта с заданием. Здесь же находится секундомер (или песочные часы). Как только зачитывается вопрос, часы начинают отсчитывать время – 1 мин, – выделенное на обсуждение вопроса. Если ответ верен – приз ваш, если нет – приз вручается корреспонденту (обучающимся 9-го класса).
Итак – первый раунд игры. Команда знатоков первой шестерки против корреспондентов. (Один из знатоков бросает кубик и называет цифру.)
Ведущий зачитывает вопрос.
- Почему русскую выхухоль называют ровесником мамонта, живым ископаемым? Минута на обсуждение.
(Во время обсуждения вопроса звучит музыка из телепередачи “Что? Где? Когда?”.)
Ведущий: минута прошла. Знатоки ваш ответ.
(Знатоки отвечают.)
Ведущий: (зачитывает правильный ответ)
Русская выхухоль – зверек третичного периода, известен с плиоцена (около 5 млн. лет назад), дошедший до наших дней в почти неизменном виде. Таких животных называют консервативными реликтами или живыми ископаемыми.
Ведущий называет победителя.
Знатоки бросают кубик, называют цифру.
Ведущий зачитывает вопрос.
- Почему спрямление русел рек строительство плотин и дамб негативно влияет на численность русской выхухоли? Минута на обсуждение.
(Во время обсуждения вопроса звучит музыка из телепередачи “Что? Где? Когда?”.)
Ведущий: минута прошла. Знатоки ваш ответ.
(Знатоки отвечают.)
Ведущий: (зачитывает правильный ответ).
Зарегулирование стока рек приводит к падению уровня грунтовых вод и, как следствие, к пересыханию отдельных водоемов и малых рек, исчезновению лесных родников, усыханию пойменных лесов. Безлесные поймы, открытые пространства характеризуются резким колебанием гидроклиматических условий, которые также пагубно действуют на популяцию этого животного. В период весенних разливов пойменный лес выполняет защитные функции. Древесная и кустарниковая растительность служит своеобразным щитом, который сдерживает течение весенних вод и является хорошим убежищем для выхухоли.
(Ведущий называет победителя.)
Знатоки бросают кубик, называют цифру.
Ведущий зачитывает вопрос.
- Почему нецелесообразно в прибрежной зоне ликвидировать древесно – кустарниковую растительность методом химической обработки? Минута на обсуждение.
(Во время обсуждения вопроса звучит музыка из телепередачи “Что? Где? Когда?”.)
Ведущий: минута прошла. Знатоки ваш ответ.
(Знатоки отвечают.)
Ведущий: (зачитывает правильный ответ).
Химическая обработка ухудшает кормовые и защитные условия выхухолевых угодий.
(Ведущий называет победителя.)
Знатоки бросают кубик. Называют цифру.
Внимание! Черный ящик!
Ведущий читает задание:
В пойменных болотах вместе с выхухолью живет много других животных.
Но среди них есть полуводное животное, которое заслуживает особого внимания!
Взаимоотношения у хохули с этим животным, очень дружелюбные.
Фотография этого животного находится в черном ящике. Назовите это животное.
Расскажите о их взаимовыгодных отношениях. Минута на обсуждение.
(Во время обсуждения вопроса звучит музыка из телепередачи “Что? Где? Когда?”.)
Ведущий: минута прошла. Знатоки ваш ответ.
(Знатоки отвечают.)
Ведущий: (зачитывает правильный ответ).
- Это животное бобр.
Выхухоль извлекает большую пользу из такого сожительства, используя бобровые постройки в качестве своих убежищ и безопасных путей передвижения. Совместное обитание с бобром спасает выхухоль от попадания в рыболовные сети, так как рыбаки избегают ставить их в районе бобровых поселений, попавший в сетку бобр безнадежно портит снасть.
Для бобров эти отношения также небесполезны. Некоторые виды брюхоногих моллюсков служат основным кормовым объектом выхухоли. Они же являются промежуточными хозяевами трематоды, вызывающей у бобров опасное заболевание стихорхоз. Поедая в массе моллюсков, выхухоль снижает вероятность заболевания бобров этим гельминтом.
(Ведущий называет победителя.)
Знатоки бросают кубик, называют цифру.
Ведущий зачитывает вопрос.
- Послушайте текст: начиная с 17 века, выхухоль активно добывалась человеком. К 30-м годам 20 века на территории России зверек был истреблен полностью.
Для каких целей человек осуществлял промысел? Минута на обсуждение.
(Во время обсуждения вопроса звучит музыка из телепередачи “Что? Где? Когда?”.)
Ведущий: минута прошла. Знатоки ваш ответ.
(Знатоки отвечают.)
Ведущий: (зачитывает правильный ответ).
Выхухоль активно добывалась из – за меха и мускуса. Мех выхухоли – густой, шелковистый и блестящий, буроватый на спине на боках более светлый, а на горле, груди и брюшке серебристо – белый. Структура волосяного покрова, по 4–5 волос в пучке способствует образованию воздушной подушки, что очень важно для теплорегуляции и гидродинамики. На Руси высушенном выхухолевым хвостом перекладывали белье в комодах, а позднее секрет мускусных желез стал применяться в парфюмерном производстве как закрепитель запаха дорогих духов.
(Ведущий называет победителя.)
Знатоки бросают кубик, называют цифру.
Ведущий зачитывает вопрос.
Текст: 1957 г. В России на добычу выхухоли ввели полный запрет, действующий до сих пор. Она охраняется в в заповедниках: Воронежском, Воронинском, Керженском, Мордовском, Окском, Хоперском и примерно в 80 заказниках в России, а также в Луганском заповеднике Украины.
- Почему одни лишь запреты на добычу выхухоли малоэффективны при сохранении и процветании вида? Какие еще имеются методы восстановления численности выхухоли?
Минута на обсуждение.
(Во время обсуждения вопроса звучит музыка из телепередачи “Что? Где? Когда?”.)
Ведущий: минута прошла. Знатоки ваш ответ.
(Знатоки отвечают.)
Ведущий: (зачитывает правильный ответ).
- Огромно негативное влияние антропогенного фактора на численность особей в популяциях этого зверька. Основные причины катастрофического уменьшения численности выхухоли – это широкое распространение незаконных способов рыболовства и, прежде всего массовое использование ставных лесочных сетей и электроловов, стихийный, неорганизованный туризм.
Поэтому необходима помощь каждого из нас. Необходимо подключить как можно больше людей к спасению этого уникального зверя. Все человечество должно осознавать, что мы за них в ответе.
Методы восстановления: создание специализированных охотничьих хозяйств по разведению выхухолей, регулярный мониторинг численности выхухоли и состояния угодий, восстановление условий обитания на антропогенно нарушенных территориях, в первую очередь в поймах рек, разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию нормативных правовых актов, активизация деятельности полномочных органов по обеспечению действенного контроля продажи запрещенных орудий лова, их рекламы и использования, разработка методов содержания и разведения выхухоли в неволе, повышение экологической грамотности населения, привлечение добровольцев и общественности к решению различных вопросов сохранения выхухоли. Привлечение бизнеса к решению проблем сохранения выхухоли.
Первый раунд закончился в пользу (называет победителя).
2-й раунд (15мин).
Для проведения второго раунда приглашаем вторую шестерку знатоков.
(Выходит вторая команда, обучающиеся занимают места за игровым столом.)
Знатоки бросают кубик, называют цифру.
Ведущий зачитывает вопрос.
- Какие особенности хохули указывают на полуводный образ жизни? Минута на обсуждение.
(Во время обсуждения вопроса звучит музыка из телепередачи “Что? Где? Когда?”.)
Ведущий: минута прошла. Знатоки ваш ответ.
(Знатоки отвечают.)
Ведущий: (зачитывает правильный ответ).
Тело плотное, валикообразное, с короткой малоподвижной шеей, голова конусовидной формы. Лапы с плавательными перепонками, хорошо развитые когти, длинный сжатый с боков хвост, маленькие глаза, структура волосяного покрова позволяет удерживать значительное количество воздуха в то время, когда зверек находится в воде. Это обеспечивает ненамокаемость меха при плавании зверька, что очень важно для теплорегуляции и гидродинамики. На носовых отверстиях имеются специальные клапаны, которые плотно замыкаются при погружении в воду. Ушные раковины отсутствуют. При погружении в воду ушные щели механически закрываются.
(Ведущий называет победителя.)
Знатоки бросают кубик, называют цифру.
Ведущий зачитывает вопрос.
- Почему наиболее ценными для выхухоли являются пойменные угодья? Минута на обсуждение.
(Во время обсуждения вопроса звучит музыка из телепередачи “Что? Где? Когда?”.)
Ведущий: минута прошла. Знатоки ваш ответ.
(Знатоки отвечают.)
Ведущий: (зачитывает правильный ответ).
Хохуля селится по озерам – старицам, с глубиной 2–3 метра, сравнительно высокими берегами и хорошо развитой прибрежной и водной растительностью. В таких озерах устойчив уровень воды, они не пересыхают летом и не промерзают зимой, а берега удобны для строительства нор.
(Ведущий называет победителя.)
Знатоки бросают кубик, называют цифру.
Ведущий зачитывает вопрос.
Текст. Выхухоль любит селиться на участках с тихим течением и хорошо развитой водной растительностью.
- Почему такие места обитания как искусственные пруды, карьеры, каналы выхухоль использует реже? Минута на обсуждение.
(Во время обсуждения вопроса звучит музыка из телепередачи “Что? Где? Когда?”.)
Ведущий: минута прошла. Знатоки ваш ответ.
(Знатоки отвечают.)
Ведущий: (зачитывает правильный ответ).
Искусственные водоемы менее благоприятны для нее в кормовом и защитном отношении.
Много естественных врагов, которые уничтожают зверьков и их норы. Это пасущийся скот в стометровой полосе вокруг водоемов, серая ворона и сорока, хищные птицы, бродячие собаки и кошки. Отдыхающие туристы и рыбаки – любители на водоемах и по берегам водоемов.
(Ведущий называет победителя.)
Знатоки бросают кубик, называют цифру.
Ведущий: Внимание! Черный ящик!
Ведущий читает задание:
В черном ящике находится устройство, которое придумал человек на раннем эволюционном этапе своего становления. Оно и по сей день им используется.
В настоящее время человек его усовершенствовал. Эти новшества хороши для человека, но для выхухоли и других жителей водоемов представляют большую опасность.
- Назовите это устройство. Чем оно опасно для животных? Минута на обсуждение.
(Во время обсуждения вопроса звучит музыка из телепередачи “Что? Где? Когда?”.)
Ведущий: минута прошла. Знатоки ваш ответ.
(Знатоки отвечают.)
Ведущий: (зачитывает правильный ответ).
Это устройство – электроудочка. Оно убивает и калечит чуть ли не всех животных в водоеме в радиусе нескольких метров. Вред для фауны водоема от этого прибора колоссальный. Рыбы, оказавшиеся на периферии зоны воздействия удочки и поэтому пережившие электрошок, часто получают серьезные травмы позвоночника, которые приводят их к скорой гибели. У внешне не травмированных особей ухудшается способность к размножению, значительно повышается смертность их икринок и вылупившихся мальков. Выхухоль также страдает от действия электролова, главным образом из-за уничтожения прибором ее кормовой базы. После себя браконьер, пользующийся таким прибором, оставляет фактически стерильный водоем.
(Ведущий называет победителя.)
Знатоки бросают кубик, называют цифру.
Ведущий зачитывает вопрос.
- Объясните тезис: “ Выхухоль – экологический индикатор благополучия водоемов” Минута на обсуждение.
(Во время обсуждения вопроса звучит музыка из телепередачи “Что? Где? Когда?”.)
Ведущий: минута прошла. Знатоки ваш ответ.
(Знатоки отвечают.)
Ведущий: (зачитывает правильный ответ).
Выхухоли могут жить только в очень чистой воде.
(Ведущий называет победителя.)
Знатоки бросают кубик, называют цифру.
Ведущий зачитывает вопрос.
- Почему брошенные лесочные сети превращаются в жестокий “конвейер” по уничтожению водных и полуводных животных? Минута на обсуждение.
(Во время обсуждения вопроса звучит музыка из телепередачи “Что? Где? Когда?”.)
Ведущий: минута прошла. Знатоки ваш ответ.
(Знатоки отвечают.)
Ведущий: (зачитывает правильный ответ).
Брошенные лесочные сети не разрушаются в воде годами и превращаются в “конвейер” по уничтожению водных животных. Выхухоль, попав под водой в сеть, запутавшись в ней, задыхается, так как при нырянии может задерживать дыхание на 5 минут.
(Ведущий называет победителя.)
Знатоки бросают кубик, называют цифру.
Ведущий зачитывает вопрос – задание.
- Предложите свои способы решения проблемы сохранения редкого водного животного. Минута на обсуждение.
(Во время обсуждения вопроса звучит музыка из телепередачи “Что? Где? Когда?”.)
Ведущий: минута прошла. Знатоки ваш ответ.
(Знатоки отвечают.)
Ведущий: (зачитывает правильный ответ).
Возродить в школах голубые патрули, которые изготовят информационные щиты, установят их, организуют патрулирование по берегам пойм рек, озер, прудов. Окажут помощь егерям в инвентаризации угодий, учете численности и охране мест обитания выхухоли.
В стометровой полосе вокруг водоемов установить информационные щиты:
“Здесь живет и нуждается в защите символ русской природы – русская выхухоль!
“
“ Помните! Хохуля может жить только в чистой воде!”
“ Электроудочка это стерильный водоем, голод и смерть животных!”
“ Выгуливать собак, кошек, выпасать скот – запрещается!”
“Миссия человека на Земле – созидание!”
(Ведущий называет победителя.)
Ведущий: вот и закончилась игра (8 мин).
Ваши отличные ответы убедили организаторов игры в том, что вам не безразлична судьба русской выхухоли. Проблему сохранения редкого вида, эндемика Восточной Европы, символа и гордости России, выхухоли русской – решать вам.
Надеемся, что знания, которые вы приобрели, готовясь и участвуя в игре, помогут вам правильно оценивать ситуацию, принимать верные решения. Пропагандировать внимательное и бережное отношение к окружающему миру.
Помните ребята что…….
(На экране появляется Слайд 11 “Мы за них в ответе!”. )
Где бы вы не были ребята, сохраняйте и приумножайте богатства нашей природы, Родины.
Посмотрите на это прелестное чудо природы. Русская выхухоль ждет нашей помощи и поддержки!
Если у кого – то из гостей или болельщиков появятся предложения по решению проблемы этого прелестного зверька, вы можете отправить их в ЦОДП по электронной почте, размещенном на школьном сайте.
(Слайд 12 “Защитим хохулю вместе!”.)
А теперь назовем имена победителей.
По итогам всех двух раундов победительницей стала команда (называет знатоков и корреспондентов). Все они получают Почетные грамоты, призы (награждение осуществляется под музыку и аплодисменты болельщиков).
Литература:
- Сайт интернета http://www.biodiversity.ru/programs/vyhuh/proj05-06/action.html.
- Биология в школе № 6 2005 г. Научно методический журнал с 62 статья С.А.Мишечкина “Что? Где? Когда?” , Игра для старшеклассников.
- Кропотова Л.А. Современные подходы к проектированию урока. Методическое пособие. – Новокузнецк: Изд-во МОУ ДПО ИПК, 2004 – 78 с.
- Приложение. Презентация “Русская выхухоль – чудо природы”.