Цели:
содействовать формированию ключевых
компетенций (познавательной,
информационно-коммуникативной, рефлексивной,
креативной), расширению кругозора учащихся о
родном крае: его географическом положении,
символике, истории, достопримечательностях;
Оборудование: мультимедийный проектор, выставка рисунков на тему “Творчество юных художников”, выставка работ ученика 2 класса “Всё начинается с Любви, всё начинается с Семьи”, значки с эмблемой “75 лет Красноярскому краю”, презентация “Путешествие по родному краю”.
Ход мероприятия
1. Организационный момент.
Дети входят в зал под песню “Край родной”.
2. Сообщение темы и цели мероприятия.
Учитель.
- Друзья, сегодня наш урок называется “Путешествие по родному краю”.
- Цель нашего урока поговорить об истории нашего края.
3. Чтение стихотворения “Сибирь” Н. Гордеева.
1 ученик.
Сибирь моя, держава снеговая,
Отечество моё и колыбель.
Зачем, когда в чужих краях бываю,
Меня зовёт к себе твоя метель!
2 ученик.
Зачем манят кедровники и плесы,
Трубит сохатый праздничным гудком?
Зачем твои чалдонушки - берёзы
Мне машут белым утренним платком?
3 ученик.
Сибирь! И чаще бьётся сердце,
И тает грусть, как лёгкий дым,
Я мог бы кажется согреться
Одним лишь именем твоим
4. Актуализация знаний о Красноярском крае.
1. Разминка.
Учитель.
Первый вопрос
- Жителями какого края мы являемся? (Ответы детей.)
Чтение стихов на фоне вступления видеоклипа “Красноярский край”.
1 ученик.
“Мой край” И. Рождественский.
Где ещё найдешь края такие,
Хоть пройди полсвета, полземли?
Здесь у нас потоки буревые,
Соболя, пшеницы наливные,
Лиственницы, скалы, хрустали.
2 ученик.
Здесь у нас морошка и черника,
Сливы, не боящиеся зим,
Люди здесь от мала до велика
Хлебосольством славятся своим.
Учитель.
Красноярский край был основан в 1934 году. В регионе проживает свыше трех млн.человек. Край включает в себя 42 района, 15 городов. А также в состав входит Таймырский и Эвенкийский автономные округа.
Учитель.
Второй вопрос
- Знаете ли вы столицу (главный город) нашего края? (Ответы детей.)
Чтение стихов.
1 ученик.
В. Назаров
Есть земли щедрее и лучше,
Светлее и краше края,
Но дважды перо авторучки
Подчёркивает:
“КРАСНОЯРСК”…
2 ученик.
Сергей Леонов
Красноярск – сибирский город
И не стар он и не молод,
Так, что просто в самый раз
И о нём пойдёт рассказ.
Под горой, под самой кручей,
Под скалой большой, могучей,
Посреди долины сей
Течёт широкий Енисей.
Деревянному острогу ровня
На горе стоит часовня.
У горы той, красный яр,
Город назван Красноярск.
Учитель.
Третий вопрос
- Какие города Красноярского края вы знаете? (Ответы детей.)
а) Чтение названий городов на слайде.
б) Чтение стих - я о Минусинске.
Ученик.
А. Щербаков
Сколько раз, по степям колеся,
Приезжал я к тебе, Минуса.
К тихим избам твоим и полям,
К серебристым твоим куполам.
И один их несуетный вид
Мне внушал: Русь покуда стоит.
До последнего солнца луча
Белый купол горит,
Как свеча.
Учитель.
Четвёртый вопрос
- Какие народности проживают на севере края? (Ответы детей.)
Учитель.
У Красноярского края есть государственные символы.
Государственную власть в Красноярском крае представляет - губернатор Лев Владимирович Кузнецов.
1 ученик.
В центре флага изображен герб края. Цвет флага – красный. Этот цвет в России является символом храбрости, мужества, неустрашимости.
2 ученик.
На гербе изображен золотой лев на червлёном щите, с золотым и лопатой и серпом.
Лев символизирует власть, отвагу, храбрость, великодушие. Орудия труда в лапах льва указывают на исторически главные занятия населения края: лопата символизирует добычу полезных ископаемых, а серп - символ земледелия. Щит окружен золотыми дубовыми и кедровыми ветками, перевитыми голубой лентой. Лазоревый столб на щите символизирует реку Енисей.
Учитель.
С юга на север по территории края протекает одна из крупнейших рек мира – Енисей.
Об этой могучей реке сложено много песен, стихов, сказаний и легенд.
Существуют легенды и о том, как появилось название реки Енисей.
5. Инсценировка легенды
Легенда о реке Енисей
Автор 1.
Давным-давно существовало одно королевство, которым правил принц Енисей. Эта страна не знала бед, горя, засухи, войн. В этом королевстве было много богатств. Но самым главным богатствами были живая вода и плодородные земли. В этом королевстве все обращались друг к другу "Брат".
Автор 2.
Долго жило это королевство без бед. Но в один день в королевство приехали завоеватели. Они захватывали деревню за деревней. А в королевстве никто не умел сражаться. Никто не знал, что нужно делать. Но принц Енисей не растерялся. Недалеко, в лесу жила одна колдунья, и Енисей пошёл к ней.
Принц.
- Что нам делать, о, великая колдунья? Наше королевство погибает!
Колдунья.
- Не печалься, принц. Есть один способ прогнать завоевателей. Но он очень дорого обойдётся королевству и тебе.
Принц.
- Я на всё пойду, чтобы спасти королевство!
Колдунья.
- Хорошо. Чужаков привлекает живая вода и плодородная почва. И если я лишу ваше королевство этих богатств, то чужаки уйдут.
Автор 1.
Делать было нечего и Енисей согласился. И тут случилось что-то ужасное. Грянул гром, завыли ветры и через несколько минут от цветущей долины не осталось ничего. Река, протекающая по городу высохла, фермы и поля выветрились. Долина стала пустынею.
Автор 2.
Взглянув на это завоеватели ушли. Енисей пришёл в город и рассказал обо всём. Но народ был недоволен. Енисей опять пошёл к колдунье.
Принц.
- Великая колдунья! Народ недоволен. Ты бы могла вернуть всё обратно?
Колдунья.
- Увы. Это мне не под силу. Но в далёкой стране за горами, за лесами живёт великий колдун, который может сможет это исправить.
Автор 1.
Делать было нечего. Енисей побрёл в город, рассказал народу, но народ ему не поверил. Енисей собрался в путь-дорогу и пошёл.
Автор 2.
Великое множество опасностей встречалось ему. И овраги, и дикие звери, и охотники. Но выжить Енисею помогала вера в королевство, вера в лучшее, вера в будущее. Наконец спустя несколько месяцев дороги Енисей нашёл колдуна.
Принц.
- О великий колдун! В моём королевстве было всё хорошо! Но из-за чужаков королевство превратилось в пустыню. Сможешь ли ты вернуть всё как было?
Колдун.
- Я вижу, что ты готов на всё ради своего королевства. Плодородие я смогу вернуть, а вот реку живой воды - нет.
Принц.
- Я готов пожертвовать собой ради реки!
Колдун.
- Хорошо. Это смелый поступок. Будь по-твоему.
Автор 1.
Снова над королевством грянул гром, задул ветер. Но теперь из пустыни королевство превратилось вновь в цветущую долину. И наконец появилась река. Народ удивился и заликовал.
Автор 2.
Но Енисея нет уже несколько месяцев. Опечалился народ, что не вернулся принц домой и решил назвать реку в честь своего принца - Енисей.
Учитель. Историческая справка
ЕНИСЕЙ — река в Сибири, название
- на древнекиргизском “Эне-Сай” — мать-река,
- на эвенкийском “Ионесси” — большая вода,
- на ненецком “Енасе” — широкая река,
- древние тюрки называли “Улуг-Хем” — большая вода.
Образуется слиянием Бол. и Мал. Енисея в пределах Тувинской котловины и далее течёт под названием Верхний Енисей (Улуг-Хем).
Впадает в Северный Ледовитый океан.
Учитель.
Путешествуя по реке Енисей, можно побывать в следующих городах: Кызыл, Саяногорск, Минусинск, Абакан, Дивногорск, Красноярск, Енисейск, Игарка, Дудинка, Лесосибирск и др.
Учитель. Как видите, среди них есть и наш Минусинск.
Своё название город получил от реки Минуса, которую ласково называли Минусинка.
В этом году исполняется 270 лет со дня основания деревни Минусинская, которая стала потом городом Минусинском.
Стихи о Минусинске.
1 ученик.
Города, города, города
Вы такие все очень разные.
Над моим Минусинском звезда
Пусть всегда же сияет и властвует!
2 ученик.
А главное богатство – люди,
Что в Минусинске проживают,
Они упорством и трудом
Любимый город прославляют.
6. - Красив и богат наш край! Он очень разный на севере и на юге, вблизи Енисея и в глубокой тайге.
Особенным богатством края являются люди, которые живут в нём и воспевают его в своём творчестве. Их рассказы, стихи и картины говорят о любви к Красноярскому краю, к могучему Енисею, к живописной природе и к людям, живущим в нашем крае.
Учитель.
Всегда славилась Сибирь своими талантами. Далеко за пределами края известен художник Суриков В.И.
Всеми своими корнями суриковское творчество уходит в Сибирь.
Каждая его работа — историческое полотно или скромная акварель с видом родного города — это вечный поклон взрастившей его родине.
(Слайды с картинами Сурикова)
Учитель.
Посмотрите на работы юных художников.
Сколько выдумки, фантазии в работах Антона Новашева, ученика 2 В класса. Его персональная выставка никого не оставляет равнодушным!
Учитель.
Свой значимый след в истории края оставил писатель Виктор Петрович Астафьев.
Астафьев родился на берегу реки Енисей, в деревне Овсянка. Он написал много произведений для детей.
7. Свои первые стихи, посвящённые Красноярскому краю прочитают юные поэты:
Порывай Ульяна 2А
Я люблю наш край богатый.
Много в нём лесов и рек.
Горы , степи и равнины,
Здесь живёт сибирский человек
А на юге края -
Сибирская Италия.
Минусинские просторы,
Где растут большие помидоры!
Красноярский край красивый:
Горы, реки и леса,
Города, посёлки, нивы,
Ты, сибирская краса.
Кучерова Лада 2В
Красноярский край богатый:
Зверем, птицей и тайгой,
Но, а главное, ребята,
Богат людскою добротой!
8. - Замечательные частушки знают о родном городе наши ребята (исполнение частушек).
В Минусинске мы живем,
Вкусны пряники жуем,
Мы частушек много знаем
И сейчас для вас споем.Помидоры, помидоры –
Все, словно с картиночки!
И прославили свой город
Наши минусиночки.Всем известен с давних пор
Минусинский помидор –
В Красноярском крае
Лучшего не знают!Помидор – не сувенир,
Овощ уникальный.
На салат и на гарнир
И в засолке главный!В Минусинске весь народ
Овощем любуется.
Ждет, что Дума назовет
“Помидорной” улицу!Помидор наш вообще
Гордость минусинцев
И с заморским овощем
Близко не сравнится.
9. - Рядом с нами живут не только талантливые художники, поэты, но и танцоры.
Выступает старшая группа музыкальной школы “Первая высота”.
Танец “Джаз”.
- Не уступает в мастерстве и юное поколение, своё мастерство они показали на краевом конкурсе в городе Красноярске и завоевали 1 место.
Выступает “Данс-класс” с танцем “Сплетницы”.
10. - Наша школа гордиться своими спортивными достижениями, она самая спортивная школа в городе. И среди вас подрастают достойные продолжатели традиции быть первыми.
Так 2 В класс признан самым спортивным и здоровым классом в начальной школе. 2А класс славится своими гимнастками.
- Выступают юные гимнастки: Вальнёва Кристина и Вальнёва Софья.
11. - Стихотворение о родном городе “Минусинск провинциальный”.
Минусинск провинциальный –
Помидорный рай!
Здесь российская глубинка –
Благодатный край.
Горы город окружают,
И сосновые леса
Летом сказкой расцветают -
Вот такие чудеса!
Люди здесь живут простые –
Крепкие сибиряки.
Шли сибирские полки
От Москвы и до Берлина
Дети тоже здесь простые,
Но приучены к труду.
С аттестатом и ЕГЭ
Поступают в МГУ.
Я люблю тебя, мой город!
И могучий Енисей,
Дом, родных, учителей.
Чувства в мире нет сильней!
Девятова Даша 2 А
12. Подведение итогов
- Ребята нам повезло, что мы живём в таком красивом и богатом крае, нам повезло, что мы живём в России. Клип на песню “Мы дети твои Россия”.
Исполняет хор 2А и 2 В классов.
Использованные сайты:
http://world.lib.ru/img/l/libkind_b_m/puteshestwiewdolinurekiswjatogokresta-stcroixriver/index.shtml
http://www.mojgorod.ru/cities/list14.html http://www.mojgorod.ru/krsnjar_kraj/krasnojarsk/index.html
http://rospriroda.ru/?p=200http://ru.wikipedia.org/wiki/Минусинск
http://chat.istranet.ru/profile.php?lang=&pg=73 http://www.liveinternet.ru/community/2412777/post72774789
http://krashist.narod.ru/hist/minusinsk.html
http://www.mojgorod.ru/krsnjar_kraj/minusinsk/
http://mv.sibinfo.su/news/kras/1/7429.html
http://world.lib.ru/l/libkind_b_m/wremennyjfajl.shtml
http://community.livejournal.com/sotvorchestvoru/189505.html
https://urok.1sept.ru/articles/419186/