Дети с проблемами интеллектуального развития – наиболее многочисленная категория детей с ограниченными возможностями здоровья. Они составляют примерно 1-3% от общей детской популяции.
Существовало много теорий характеризующих развитие умственно отсталых детей. Одни из них утверждали, что умственно отсталый ребенок может развиваться до определенного уровня – “потолка”, и дальнейшее его развитие невозможно. Сторонники теории “моральной дефективности” придерживались мнения, что все умственно отсталые дети являются потенциальными преступниками. Однако дальнейшее изучение умственно отсталых детей, особенностей их развития, а так же проводимая педагогами и психологами коррекционно-развивающая работа доказали ошибочность этих теорий.
Двенадцатилетний опыт моей работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида в должности учителя-дефектолога позволяет мне сделать вывод о том, что умственно отсталые дети способны к развитию. Хотя их развитие осуществляется замедленно, атипично, со многими, подчас резкими отклонениями, тем не менее, оно представляет собой поступательный процесс, вносящий качественные изменения в психическую деятельность детей в их личностную сферу.
Основным направлением деятельности учителя-дефектолога является изучение особенностей развития учащегося, составление и реализация программы по коррекции нарушений с опорой на сохранные качества психики. В условиях обучения в специальной (коррекционной) школе данная работа проводится в форме индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий. Содержание фронтальной коррекционно-развивающей работы заключается в следующем:
1. Коррекция основных психических процессов (память, внимание, мышление, воображение, восприятие, речь)
2. Коррекция и развитие коммуникативных навыков учащихся: формирование адекватной самооценки своих возможностей, навыков межличностного общения.
3. Развитие и оптимизация межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля
Для достижения наилучших результатов коррекционной работы в своей деятельности я придерживаюсь следующих условий и принципов: системности, последовательности, опоры на чувственное познание учащихся, их личный опыт, положительный настрой на занятие.
Кроме того, поскольку в жизни детей значительное место еще занимает игра, на моих занятиях игровая технология является ведущей.
Все занятия проходят в форме уроков-путешествий, уроков-загадок, уроков-сказок, уроков-расследований и т.п. На уроках мы не ученики и учитель, а путешественники по древним мирам и странам, разведчики, исследователи и т.д. Каждый урок имеет свой сюжет, своих героев. Подбор упражнений к занятию осуществляется с учетом уровня развития познавательных процессов конкретной группы. Конечно, можно просто давать комплексы упражнений для развития внимания, памяти, мышления. Но будут ли они эффективны? Ведь это не интересно изо дня в день выполнять одни и те же упражнения и задания, и совсем другое если ты выполняешь это задание в роли путешественника, разведчика, исследователя т.д. А правильно выполненное задание поможет открыть тайник, продвинуться дальше в путешествии и достичь его конечной цели. Главное, чтобы было увлекательно и интересно, загадочно и весело, и тогда ребенок справится с, казалось бы, невыполнимым заданием. Еще одним положительным эффектом этих занятий является то, что в процессе игры расширяется объем знаний об окружающем мире, истории, литературе, обогащается словарный запас.
Неоценимую услугу в достижении поставленных задач оказывают компьютерные технологии. Презентации, в которых используются яркие картинки, анимация, вызывают живой интерес, положительную реакцию у учащихся, что позволяет быстрее достигать поставленных целей.
Эффективность коррекционно-развивающих занятий подтверждается результатами промежуточных и итоговых диагностик уровня психического развития учащихся.
Тема: "Путешествие в сказку"
Цели:
- Расширять и закреплять представления о сказках А.С.Пушкина
- Развивать концентрацию и устойчивость внимания, пространственное восприятие, зрительную память, вербально-логическое мышление
- Прививать интерес к сказкам, книге, чтению.
Оборудование:
1. ИКТ (для демонстрации слайдового сопровождения),
2. Презентация
3. Карта путешествия (рабочая тетрадь для выполнения заданий) (Приложение 1)
4. Карточки с изображением богатырей
5. Карточки для расшифровки (Приложение 2)
Ход урока
I. Организационный момент
Игра “Приветствие”
Дети и педагог встают в круг и по команде здороваются друг с другом: правая рука с левой рукой.
Релаксация “Прогулка”.
Мы отправляемся в необычное путешествие. Закройте глаза. Представьте, мы выходим из кабинета. Поворачиваем налево, проходим по коридору, выходим на улицу, поворачиваем направо, идем прямо, поворачиваем направо, идем прямо, выходим на улицу Баунтовскую, поворачиваем право идем прямо, подходим к двухэтажному зданию, заходим в него, поднимаемся на второй этаж, поворачиваем направо, открываем дверь и чудо …
Мы очутились в красивом, необычном месте. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по чудесной стране. Во время нашего путешествия у нас будем останавливаться и заполнять карту путешествия. (слайд 1)
II. Основная часть
1. Учитель:
Здесь дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Ребята, скажите, в какую сторону сейчас идет кот? Он рассказывает сказку или песню поет? (Сказку). Кот начал рассказывать сказку. Да вот беда цепочка порвалась, и кот не может продолжить свой рассказ. Давайте попробуем помочь коту собрать цепочку. И узнаем, какую сказку он будет рассказывать. Все звенья цепочки лежат на земле. Каждое звено необычное (слайд 2).
2. Игра “Запоминай-ка” (слайд 3)
Учитель: дайте название каждому звену (круг, квадрат, прямоугольник, ромб, треугольник, овал). - Запомните, какая буква, в какой фигуре находится.
(Учащиеся в течение 1 минуты запоминают)
Учитель: Запишите букву, которая была в:
- треугольнике (р)
- круге (ы)
- ромбе (б)
- квадрате (к)
- овале (е)
Поднимите руки у кого получилось слово. Назовите, какое слово у вас получилось (рыбке).
Как вы думаете, какую сказку начал рассказывать кот? (Сказку о рыбаке и рыбке)
Мы отправляемся дальше (слайд 4).
3. Учитель:
Здесь чудеса: здесь леший бродит,
Русалка на ветвях сидит. (слайд 5)
Сейчас Леший попытается вас запутать. Будьте внимательны выполняя задание.
Проводится упражнение для тренировки ориентации в пространстве “Путаница”
Правой рукой коснитесь кончика носа, левой рукой возьмитесь за правое ухо. Топните правой ногой. Закройте правый глаз. По моему хлопку поменяйте положение рук. Подергайте себя за ухо. Поверните голову налево. Топните левой ногой. По моему хлопку поменяйте положение рук.
Молодцы! Замечательно справились . Не дали Лешему себя запутать.
И мы смело идем дальше по чудесной стране.
4. Учитель:
Здесь на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей; (слайд 6)
Много разных зверей прячется в чудесном лесу. Назовите, кого вы видите. Если мы с вами справимся с заданием, то узнаем, какой зверь оставил свои следы.
Проводится упражнение “Графический диктант”
Задание дифференцированно.
Первая группа выполняет задание под диктовку учителя, вторая – самостоятельно по индивидуальным карточкам.
Учитель: Отсчитайте вниз 18 клеток, вправо – 4. Поставьте точку. Начинаем рисовать.
Кто же из зверей последним оставил следы? (Лев). (слайд7, 8) И мы идем дальше и видим…
5. Учитель:
Избушка тут на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей; (слайд 9)
Ребята посмотрите какие необычные стены у избушки. Они все расписаны русскими и латинскими буквами.
Выпишите по порядку только русские буквы. Если вы правильно справитесь с заданием, тогда мы узнаем, к героям каких сказок отправилась в гости Баба Яга.
Вычеркиваем латинские буквы, а русские буквы записываем в тетрадь.
WGCSUKAILЗZVNGKFQAUF
FGWOZVSПZROПLIDIEZRV
ИVQWPAБLIYOTWHИКLRE
EPGГRYOVZSБZQAЛLYRДЕ
Баба Яга отправилась в гости к героям сказки “О попе и работнике его Балде”. Вы правы, и мы продолжаем наше путешествие.
6. Учитель:
Здесь лес и дол видений полны;
Тут о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской; (слайд 10)
У вас есть портреты этих рыцарей. Каждый рыцарь имеет свой номер. Сейчас на экране будут появляться рыцари, а вы попытайтесь найти у себя точно такого же рыцаря. Назовите его номер и запишите его в карту. (Игра “Лото”) (слайды с 8 по 13)
(слайд 24) Царевна
19.9.17.9.11.18.
С помощь карточек расшифруйте текст, и тогда мы, узнаем, как зовут сестру этих рыцарей. (Царевна Лебедь) (слайд 14)
7. Учитель: Мы продолжаем путешествие по волшебной стране. И видим как
...королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Как в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря; (слайд 15)
В темнице тут царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит; (слайд 16)
Поможем царевне выбраться из темницы. Для этого нам надо подобрать правильный дверной ключ.
Упражнение на логическое мышление. “Подбери нужный ключ” (слайд 17)
8. Учитель: Мы догнали хозяйку избушки на курьих ножках. (слайд 18)
Видим как ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
и царь Кащей над златом чахнет; (слайд 19)
Сколько всего интересного мы увидели во время нашего путешествия. Но пока мы так и не узнали, как называется страна, в которой мы побывали. (Учитель спрашивает мнение детей)
Давайте разгадаем ребус и тогда узнаем название этой сказочной страны
Ребус. (Лукоморье) (слайд 20)
Учитель: Совершенно верно эта страна называется Лукоморье (слайд 21). Как вы думаете, она настоящая или выдуманная?
Ребята, вы знаете, кто придумал эту страну?
Страну Лукоморье придумал поэт Александр Сергеевич Пушкин. (слайд 33) Он написал несколько сказок . Некоторые из них мы с вами сегодня вспомнили. Какие? (“Сказка о золотой рыбке”, “Сказка о попе и работнике его Балде”, “Сказка о мертвой царевне и о Семи богатырях” ) Какие еще сказки А.С.Пушкина вы знаете?
Ребята, как вы думаете, как можно попасть в сказочную страну?
Для этого вам всего лишь надо взять книгу сказок Пушкина и прочитать их. Я надеюсь, что вы обязательно это сделаете.
III. Итог урока. А сегодняшнее наше путешествие подошло к концу.