Цель мероприятия:
- Выяснить в чем могущество нашей страны, что объединяет всех граждан России?
Задачи:
- Закрепить знания обучающихся полученные в курсе ОРКи СЭ
- Продолжить формировать у обучающихся понятия: Отечество, традиции, семья, толерантность
- Формировать уважительные отношения к семейным традициям, ценностям
- Воспитание любви и уважения к своей Родине
Предварительная подготовка к мероприятию:
- Cоздание проектов учащимися по темам:
- "Вклад моей семьи в развитие и процветание Отечества",
- "С чего начинается Родина",
- "Христианская семья",
- "Загляните в семейный альбом"
- Разучивание песен, стихов о Родине, подборка материалов и составление газеты по теме занятия.
- Приглашение родителей, гостей.
Ход мероприятия
1. Вступительное слово учителя к гостям и обучающимся.
Слайд № 1.
Вы познакомились с великим духовным наследием, которое в течение многих веков одно поколение наших соотечественников передавало другому. Вы узнали о религии, духовных идеалах, моральных нормах наших предков, о том, во что они верили, как жили, поддерживая друг друга и помогая друг другу.
Слайд №2.
Эпиграф к уроку:
Слова-завещания В.Шукшина "Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания - не отдай этого за понюх табака. Мы умели жить. Будь человеком!"
Слайд №3, №4, №5
2. - Как называется государство, в котором вы живете?
Россия - какое красивое слово.
За ясные зори, умытые росами,
За русое поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем,
Тебя по-славянски назвали Россия.
Исполнение песни "Моя Россия" обучающимися 5 класса. Слайд №6.
3. История нашего государства начиналась давно. Оно формировалось как государство многонациональное, в него входили люди разных конфессий.
4. Задание на доске в программе Smart Boart. Вставить пропущенные слова в текст. Работа с учебником. Слайд №6
В 7-10 веках на пространстве от Волги до Днепра существовало государство Хазария, многие жители которого исповедовали---------------- .В 8 веке в городе Дербенте была построена первая мечеть, с которой началась история- ---------- в нашей стране. В ----- князь ------ крестил Русь- на нашу землю пришло ------- В 17 веке в состав нашего государства вошли буряты и калмыки, которые принесли с собой ------- . С 18 века в Россию стала широко распространяться нерелигиозная культура и начала складываться традиция светской этики. Так складывались духовные ------------- России.
Буддизм, ислам, православие, 988, Владимир, традиции, иудаизм .
5. Наша культура росла и укреплялась, питаясь от разных духовных традиций. Но в истории нашей страны были и тяжелые времена. И тогда на защиту своего Отечества поднимался народ.
Слайд №6.
А каких защитников Отечества вы можете назвать?
Защита проекта " Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин - Защитники Отечества"
Слайд№7
6. Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев.
И всё, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему.
Но всякое дерево имеет корни. Они питают дерево, связывают его с землёй.
Корни - это то, чем мы жили вчера, год назад. Это наша история.
Если народ не имеет глубоких корней - то это бедный народ.
Так в чем же могущество нашей страны?
Слайд №8.
7. Работа в группах.
Задание: "Дуэль аргументов"
"Мы разные, но мы все вместе" Найти общее, что объединяет людей разных национальностей.
Ответы ребят фиксируются на доске в виде дерева с корнями.
(любовь, единство, семья, толерантность) Слайд №9
8. Работа с понятием толерантность. На каждую букву подобрать слово близкое по значению к этому понятию. Буквы розданы родителям и обучающимся.
Т О Л Е Р А Н Т Н О С Т Ь
Слайд №10,11
9. Семья - основа благополучия нашей Родины.
Защита проектов
- "Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества" (Приложение 1)
- "Загляните в семейный альбом" (Приложение 2)
10. Каким должен быть дом, чтобы все в нём были счастливы?
Задание: "Дом дружбы". Слайд №12, 13
Строим дом из пословиц и поговорок о семье. Прикрепляем кирпичики к дому.
А от кого это зависит?
Ответы обучающихся.
11. Составление заповедей дружбы в группах.
Отрывок из песни "С чего начинается РОДИНА?" Слайд №14
С чего начинается Родина? Ответы обучающихся. Понятие "малая Родина".
Читает стихотворение ученица
Что значит: Родина моя?
Ты спросишь. Я отвечу.
Сначала тропочкой земля
Бежит тебе навстречу
Потом тебя поманит сад
Душистой веткой каждой
Потом увидишь стройный ряд
Домов многоэтажных
Потом пшеничные поля
От края и до края.
Все это Родина - твоя,
Земля твоя родная.
13. Слово учителя и родителей.
С детской игрушки, с народной сказки, с первой школьной беседы
Чувство Родины прорастает, как все большое, из малого зернышка.
Память человека связана с тем местом, где он родился.
И из любви к малой Родине, складывается любовь к своему Отечеству.
14. Умение жить в мире и согласии не дано человеку от рождения. Однако душа ребенка способна откликнуться на стремления взрослых научить его сопереживать, понимать другого и принимать других людей такими, какие они есть.
15. Подведение итогов. Слайд №15, 16.
16. Рефлексия. Сундучок комплиментов.
Используемая литература.
- А.В. Кураев. Основы православной культуры. Просвещение. 2010.
- Л. Н. Боголюбов. Обществоведение. 5 класс. Москва "Просвещение" 2007.
- Е.А. Воронова. Воспитать патриота. Ростов-на-Дону. Феникс. 2008.
- Ресурсы интернета.