Цели урока:
- Обобщить знания по разделу «Родной край»
- Проверить знания о Белгородской области и Борисовском районе: географическом положении, поверхности, полезных ископаемых, растениях и животных, сельском хозяйстве.
- Развивать познавательную активность, логическое мышление, творческие способности.
- Воспитывать любовь к родному краю.
Оборудование: презентация, рисунки детей, карточки, силуэт дуба на доске, дубовые листочки у каждого ребёнка.
Дети готовятся к уроку заранее: рисуют рисунки, готовят выступления докладчики.
Ход урока
I. Организационный момент.
Милая Родина! Тихая Родина!
Выгон да клен у плетня,
Все ль еще вьется за огородами
Тайная тропка моя?
В желтом ли платье, в шелках ли березовых
Видится мне наяву
Поле родное и небо со звездами –
Все, чем на свете живу.
II. Сообщение темы и целей урока.
– Дорогие ребята, сегодня у нас необычный урок. Урок, на котором мы постараемся обобщить всё то, что узнали о своём родном крае – о Белгородской области и Борисовском районе: географическом положении, поверхности, полезных ископаемых, растениях и животных, сельском хозяйстве. Наш урок будет интересным, познавательным. И я надеюсь, что к концу урока вы будете испытывать гордость по отношению к своему родному краю и любовь к своей малой родине.
– Каждый из вас получит на уроке оценку, причём, поставит её себе сам.
– Отправляемся в путешествие по родному краю.
III. Работа по теме урока
1. Первая станция «Географическое положение»
– Возьмите карточку 1 и ответьте на вопросы.
Карточка 1
- Белгородская область расположена в Европе или в Азии?
- На какой равнине расположена область?
- С каким государством граничит Белгородская область?
- С какими областями России граничит область?
- В какой природной зоне находится наша область?
- Какая Река протекает в Борисовском районе?
Проверка
– Обменяйтесь карточками с соседом по парте.
– Рассмотрике внимательно карту России. Найдите на ней Белгородскую область. А теперь проверим ответы с помощью нашего первого консультанта. За каждый правильный ответ – 2 балла.
Первый консультант:
– Белгородская область находится в Европейской части России на Восточно-Европейской равнине, на Средне-Русской возвышенности. На западе область граничит с Украиной, а соседними областями являются Курская и Воронежская области. Белгородская область расположена в лесо-степной зоне. В Борисовском районе протекает река Ворскла.
– Запишите свой результат в таблицу. (Максимальное количество – 12 баллов)
– А теперь послушаем нашего первого докладчика. Он расскажет нам о реке Ворскла.
Первый докладчик:
Ворскла – это левый приток Днепра. Исток реки находится на западных склонах Средне-Русской возвышенности возле села Покровка (Ивнянский район Белгородской области ). Длина реки 464 км (из них 118 км по территории России, 336 км по территории Украины). Течение спокойное, его скорость местами достигает 2 км/ч. Русло в верхнем и среднем течении очень извилистое, шириной 35-50 м, в нижнем – русло выпрямляется, ширина реки достигает 100-150 м. Глубина до 2-4 м, в то же время в верхнем и среднем течении часто встречаются мелководные участки. Впадает в Днепр возле села Светогорское на Украине.
Растительный мир: камыш, осока, рогоз, стрелолист, ряска и др. а также, занесённые в «Красную книгу», кубышка и кувшинка.
В реке водятся до 50 видов рыб, большинство из которых карповые, а также судак, лещ, щука, окунь, карась, плотва, встречаются сомы. Птицы: аист белый, цапля, утки. Звери: бобры, выдры.
– Большое спасибо первому докладчику, а мы отправляемся на вторую станциюю
2. Станция «Поверхность и полезные ископаемые»
Работа в парах
– Разгадайте кроссворд: (Карточка 2)
По горизонтали:
1. Возвышенность высотой 300 метров. 2. Верхний плодородный слой земли. 3. Горы, созданные человеком. 4. Углубление в земной поверхности, заполненное водой, естественный водоём. 5. Полезное ископаемое, используется в строительстве и при изготовлении стекла. 6. Полезное ископаемое, используется в строительстве и гончарном деле.
По вертикали: 7. Углубление на земной поверхности с крутыми осыпающимися склонами. 8. Начало реки. 9. Полезное ископаемое, образовавшееся из остатков морских организмов. 10. Из неё получают чугун и сталь.
Проверка
А теперь обменяйтесь карточками с соседней партой и проверьте с помощью нашего второго консультанта. За каждый правильный ответ – 2 балла. Эти баллы получает пара. Чтобы вычислить результат каждого, нужно общий результат разделить на два.
По горизонтали: 1. Холм. 2. Почва. 3. Терриконы 4. Озеро. 5. Песок. 6. Глина.
По вертикали: 7. Овраг. 8. Исток. 9. Мел. 10. Руда.
– Запишите свои результаты. ( Максимальное количество – 5 баллов)
– Какие из перечислнных полезных ископаемых добывают в Белгородской области? ( Железную руду, мел, песок, глину).
– Какие в Борисовском районе? ( Песок и глину)
– Что делают в Борисовке из песка и глины? (Красный кирпич и керамику)
Мы с вами побывали на Борисовской фабрике художественной керамики и сейчас любой из вас сможет выступить в роли докладчика.
Рассказ детей о фабрике
Глину и песок, добытые в Белгородской области, привозят на фабрику. Из глины, песка, воды и других добавок делают шликер. Его заливают в формы из гипса. Гипс впитывает воду и через определённое время шликер сливают, а из форм достают изделия. Из части шликера делают глину. В руках гончара она превращается в кувшины и крынки, в вазочки и другую посуду. С помощью специальных станков из глины делают цветочные горшки. После того, как посуда высохнет, художники её красиво расписывают. Затем посуда отправляется в печь для первого обжига. После этого изделия покрывают гларурью, чтобы она стала гладкой и блестящей. После этого посуда подвергается второму обжигу. Теперь она готова к использованию. Фабрика выпускает большой ассортимент посуды, декоративных украшений и сувениров.
– Спасибо за рассказ. А теперь отправляемся на следующую станцию, но сначала немножко отдохнём.
Физкультминутка
Потрудились – отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
3. Станция «Природные сообщества»
– Какие природные сообщества вы знаете? ( Лес, луг, водоём)
– В нашем классе 3 ряда. 1 ряд – лес, 2 ряд – луг, 3 ряд – водоём. Работать будете в группах по 4 человека. Из полученных карточек вам нужно будет составить цепи питания, характерные для леса (1 ряд), луга (2 ряд) и водоёма (3 ряд). Приступаем к работе.
Лес
- жёлудь – лесная мышь – лиса
- ель – короед – дятел
Луг
- ковыль – гусеница голубянки – трясогузка
- семена мятлика – полёвка – сова
Водоём
- мотыль – карась – щука
- комар – лягушка – цапля
Проверка
Помогают консультанты. За каждую цепь – 2 балла.
– Бывали ли вы в этих природных сообществах?
– В каком лесу вам приходилось бывать? Где вы были на лугу? На каком водоёме вы бывали?
– О водоёме нам сегодня рассказали. А как вы думаете, где мы можем увидеть лес и луг в своём первозданном, нетронутом виде? ( В заповеднике)
– Какой заповедник есть на территории нашего района? (Заповедник «Белогорье»)
Послушаем нашего докладчика.
Второй докладчик:
Заповедник "Белогорье" образован в 1999 году на базе существовавшего с 1924 года заповедника "Лес на Ворскле".
Растительный мир
Участок «Лес на Ворскле» представляет собой нагорную дубраву, расположенную на правом высоком берегу реки Ворскла. Возраст некоторых дубов достигает 300-350 лет. Из древесных пород наиболее распространенными являются дуб черешчатый, ясень обыкновенный, клен остролистный, липа мелколистная, осина, дикая яблоня и груша. Из кустарниковых пород часто встречаются бересклет, боярышник, тёрн. Из травянистых растений в нагорной дубраве широко распространены: сныть обыкновенная, копытень европейский, медуница , звездчатка, мятлик дубравный. В апреле расцветают весенние первоцветы: хохлатка Галлера, ветреница дубравная, пролеска сибирская и др.
Животный мир
Животный мир заповедного участка очень разнообразен. В «Лесу на Ворскле» насчитывается до 100 видов птиц (чёрный коршун, серая неясыть, тетеревятник, обыкновенный канюк, перепелятник, орёл-карлик, дрозды, различные синицы и др.). Из парнокопытных многочисленны: кабан и европейская косуля. Из хищных встречаются: лисица, енотовидная собака, барсук, каменная куница, ласка, хорь лесной. Обычен заяц-русак. Зарегистрировано более 2500 видов насекомых, среди которых много редких (жук-олень, махаон).
– Большое спасибо за содержательный рассказ.
4. Станция «Сельскохозяйственная»
– Возьмите карточку № 3. В этом тесте нужно обводить не всегда один ответ, а столько, сколько нужно. Вы получите столько баллов, сколько правильных ответов у вас будет.
Карточка 3
-
Растениеводство делится на отрасли:
а) пчеловодство, цветоводство, плодоводство, птицеводство;
б) полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство;
в) полеводство, коневодство, свиноводство, плодоводство. -
Растения, из зёрен которых получают муку и пекут хлебо-булочные изделия, это…
а) овёс;
б) рожь;
в) просо;
г) пшеница -
К овощным культурам относятся…
а) огурец, морковь, чеснок;
б) картофель, подсолнечник, лён;
в) овёс, слива, астра. -
Выберите правильную цепь питания:
а) зёрна - полёвка – скворец;
б) листья картофеля – колокадский жук – жужелица;
в) яблоки – тли – златоглазки. -
В животноводстве есть такие профессии:
а) овощевод;
б) ветеринар;
в) зоотехник;
г) пчеловод. -
Крупный рогатый скот – это…
а) коровы;
б) козы;
в) быки;
г) свиньи.
Проверка
1. б); 2. б), г; 3. а); 4. б); 5. б), в), г); 6. а), в). (Максимальное количество – 9 баллов)
5. «Викторина»
- Как называют город Белгород? (Город первого салюта)
- Какое звание было присвоено городу в мае 2007 года? (Города Воинской Славы.)
- В каких районах Белгородской области добывают железную руду? (Яковлевском, Старооскольском, Губкинском)
- Какой крупный завод находится в Борисовке? (БЗММК)
- Что он выпускает? (Конструкции для мостов)
- Какие почвы в нашем районе? (Чернозёмные)
- Какой праздник проходит в Хотмыжске? (Фестиваль «Хотмыжская осень»)
– Молодцы, ребята. Вы много знаете о своём родном крае. А как вы относитесь к своей родине? Нравится вам место, где вы живёте? А хотели бы вы сделать Борисовку ещё лучше? Что бы вы хотели изменить? (Ответы детей) Будущее нашей родины в ваших руках, ребята!
IV. Итог урока
– Наш урок подходит к концу. Как вы считаете, достигли ли мы своей цели?
– Стали ли ваши знания о родном крае полнее? Узнали ли вы что-то новое?
– Подсчитайте свои баллы и поставьте себе оценку.
V. Рефлексия
– Вы знаета, как выглядит герб Борисовского района. (Дуб) У нас на доске силуэт дуба, а на ваших партах – дубовые листочки. Я хочу, чтобы вы написали на своих листочках пожелание своему краю (одно, два слова) и прикрепили к нашему дубу.
Звучит песня о Родине, дети пишут пожелания и прикрепляют к дубу.
Учитель читает пожелания.
– Урок окончен. Спасибо.
Литература:
- Мильков Ф. Н., Двуреченский В, Н., Дроздов К. А. По родным просторам – Воронеж; ВГУ, 1992.
- Спасская О. П., Охрименко О. Г., Лебедев М, Н. и др. Борисовка – Белгород; 1995.
- Дмитриева О. И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир».
- www.zapovednik-belogorye.ru/area1.html
- www.map31.ru/wiki/(S(neq4ho55d0ipbny4qh4ei2fh))/lesnavor.ashx
- kemclub.ru/photo/3472117/