ВВЕДЕНИЕ
Осуществляемая на сегодняшний день система профориентационной работы классного руководителя в основной и старшей школе это, прежде всего совокупность научно-методической и организационно-педагогической деятельности по формированию образовательной среды, способствующей самоопределению учащихся. Актуальность данной проблемы возросла в нашей стране с изменением социально-экономического устройства государства. Перед каждым выпускником школы стоит проблема: "Кем быть?". И важно решить ее правильно, с учетом и своих интересов и склонностей, и интересов государства, т.е. потребности рынка труда в тех или иных специалистах, так как если не учитывать этот критерий, то очень легко можно оказаться "дипломированным" безработным. Как говорит статистика, сегодня среди безработных - каждый второй молодой человек в возрасте до 30 лет, каждый пятый - выпускник школы. В чем же заключается суть профориентационной работы? Ее задачи полностью совпадают с задачами общеобразовательной школы, обозначенными в Законе об образовании. Это подготовка учащегося к обоснованному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
1.1. Общее положение профессиональной ориентации школьников
В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года среди условий, необходимых для повышения качества общего образования, акцентируется внимание на создании в системе профессиональной ориентации молодежи условий для психологической поддержки молодежи, оказании школьникам помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии.
Данная идея находит свое дальнейшее развитие и уточнение в концепции профильного обучения, где указано, что профильное обучение — средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Серьезные затруднения также испытывают и учащиеся выпускного девятого класса основной школы в выборе профиля обучения в старшей школе. Как правило, они совершают этот выбор под влиянием случайных факторов: за компанию с товарищами, по совету взрослых (которые, как правило, переоценивают или недооценивают способности и возможности детей). Часто школьники попадают под влияние средств массовой информации и общественных стереотипов.
В настоящее время от школы требуется создание условий для формирования у подростка индивидуального образовательного запроса, личностной потребности во взвешенном выборе направления продолжения образования, готовности к последующей самореализации в избранном образовательном профиле, а также дальнейшей профессиональной самоидентификации в новых экономических и социокультурных условиях.
При этом в педагогической практике целесообразно исходить из понимания слова «ориентация» не как манипулятивного воздействия на подростка, а как его формируемой способности разбираться в сложившихся внешних обстоятельствах, запрашивать и получать психолого-педагогическую помощь со стороны образовательного учреждения, использовать информационные ресурсы.
1.2. Сущность классного руководителя по организации деятельности самоопределения школьников
Педагогическая поддержка самоопределения школьников в основной и старшей школе — это совокупность научно-методической и организационно-педагогической деятельности педагогического коллектива во взаимодействии с социальными партнерами школы по формированию образовательной среды, способствующей самоопределению учащихся. Актуальность данной проблемы возросла в нашей стране с изменением социально-экономического устройства государства.
Понятие педагогическая поддержка пришло в отечественную педагогику вместе с изменением парадигмы образования, пониманием того, что ученик является не объектом педагогического воздействия, а субъектом самопознания, самоопределения, саморазвития, осуществляемого в процессе обучения, при котором ученик и учитель являются партнерами. Это особая сфера деятельности педагога, ориентированная на приобщение подростков к социально-культурным, нравственным, экологическим и профессиональным ценностям, необходимым для самореализации в трудовой сфере и личном жизненном пространстве.
Педагогическая поддержка со стороны классного руководителя, направлена на уменьшение силы воздействия случайных факторов и на увеличение значимости склонностей и способностей субъекта в самоопределении.
Педагогическая поддержка классного руководителя профильного и профессионального самоопределения школьников включает комплекс мероприятий, осуществляемых в общеобразовательном учреждении, направленных на закрепление навыков самостоятельной, творческой деятельности в предпочитаемой сфере (знаниево-деятельностный блок); на формирование моральной, психологической готовности к труду (мотивационно-ценностный блок); на профильную и профессиональную ориентацию (ориентационный блок).
Готовность школьников к профильному и профессиональному самоопределению формируется постепенно, поэтому поддержка классного руководителя является непрерывным процессом, основа которого закладывается еще на пропедевтическом этапе в начальной школе, но наиболее важный этап, по данным психологов, приходится на 9-11 классы. В 9 классе учащиеся должны адекватно определить необходимость и возможность получения ими полного (среднего) общего, начального или среднего профессионального образования. В условиях введения профильного обучения в старшей школе решившие получить общее образование избирают профиль обучения. А через два года им предстоит выбор пути получения профессионального образования и вида трудовой деятельности. Школьник должен суметь правильно оценить свои личностные характеристики (склонности, способности, наличие профессионально важных качеств, уровень самооценки и др.), экономическую целесообразность выбора (востребованность профессии на рынке труда в настоящее время и в перспективе, уровень заработной платы, возможность трудоустройства и т.д.), сформулировать профессионально обусловленные цели получения образования, а затем, с учетом возможностей профильного обучения, разработать индивидуальную образовательную траекторию, способствующую достижению поставленных целей и задач. Это сложная задача для 14-17-летнего человека.
На выбор профиля обучения в 9 классе и пути профессионального становления выпускника общеобразовательного учебного заведения оказывают влияние многочисленные факторы. Профильное и профессиональное самоопределение осуществляется школьниками:
- самостоятельно, исходя из личных склонностей, способностей;
- самостоятельно, ориентируясь на идеал (кумира);
- под влиянием родителей, родственников (традиции, материальные возможности семьи);
- по совету педагогов (преподавателей общеобразовательных учебных заведений, учреждений дополнительного образования, руководителей кружков, секций);
- под влиянием других взрослых (соседи, знакомые, консультанты и т.д.);
- за компанию с товарищами;
- под влиянием средств массовой информации.
Целью деятельности классного руководителя по самоопределению школьников является создание образовательной среды, способствующей познанию субъектом самоопределения себя, окружающего мира и нахождению своего места в нем.
Перед классным руководителем стоят следующие задачи:
- в основной школе — развитие у учащихся умений жизненного целеполагания, рефлексии, направленности на профильное и профессиональное самоопределение как значимую часть жизненного самоопределения; развитие умений самопознания и самооценки; поддержка профильно выраженных интересов школьников; расширение знаний о мире труда и профессий, о специфике регионального рынка труда, средних и высших учебных заведениях профессионального образования региона, создание у учащихся положительных установок на интересующие их виды деятельности;
- в старшей школе — развитие умений рефлексивной деятельности, самопознания и самооценки, помощь в формировании положительной адекватной самооценки; поддержка активности учащихся, направленной на развитие своих познавательных и профессиональных интересов, определение ближних и средних временных жизненных перспектив, создание индивидуальной образовательной траектории (с использованием возможностей профильного обучения), способствующей профессиональному самоопределению, продолжение работы по расширению знаний о мире труда и профессий, путях и формах профессиональной подготовки в избранной сфере деятельности, формированию профессионально значимых качеств.
Классные руководители, опираясь на концепцию, образовательную программу и план воспитательной работы школы:
- составляют для конкретного класса план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;
- организуют индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
- ведут психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика);
- помогают обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;
- организуют посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;
- организуют тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;
- оказывают помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;
- проводят родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;
- организуют встречи учащихся с выпускниками школы - студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.
Система профориентационной работы классного руководителя также включает взаимосвязанную деятельность педагогического коллектива общеобразовательного учреждения с родителями учащихся и другими социальными партнерами: управлениями образования и молодежной политики; учреждениями дополнительного образования; учебными заведениями профессионального образования; управлениями и учреждениями социальной защиты; управлениями и учреждениями культуры и спорта, общественными объединениями; территориальными отделами и службами занятости; городскими и районными военкоматами, ГУВД, ОВД; центрами профориентации; средствами массовой информации.
1.3. Основные виды профориентационной деятельности:
I. Профессиональная информация
- Беседы, лекции, телерадиопрограммы профориентационной тематики
- Кинолекторий о профессиях
- Экскурсии на предприятия и учреждения, профессионально-технические учебные заведения.
- Встречи с руководителями предприятий, с передовиками производства, молодыми рабочими, руководителями предприятий.
- Профессиографические материалы, рекламные проспекты учебных заведений, предприятий и учреждений различной формы собственности.
- Сборники справочных материалов об учебных заведениях различного уровня.
II. Профессиональное воспитание
- Трудовое обучение.
- Тематические родительские собрания, педсоветы.
- Организация предметных кружков, факультативов, кружков по интересам.
- Школьные тематические вечера, клубы интересных встреч, ток-шоу профориентационной работы.
III. Профдиагностика
- Медицинские осмотры (медицинские осмотры учащихся проводятся с целью выявления отклонений в физическом развитии и состоянии здоровья, их коррекции и лечения, а также установления возможных ограничений по медицинским показаниям для определенных видов трудовой деятельности).
- Изучение профессиональных планов школьников путем анкетирования.
- Индивидуальная беседа с профконсультантом.
- Рекомендации о выборе будущей профессии в соответствии с интересами и возможностями школьника и о возможных путях ее получения.
Информационное сопровождение профориентационной работы:
- Сборники справочных материалов об учебных заведениях: "ВУЗы ", "ССУЗы "г.Сызрани. "
- Памятки:
- для поступающих в ВУЗы, ССУЗы, ПТУЗы.
- Подготовительные курсы.
- Дни открытых дверей.
- Презентации:
- Поздравляем с Днём Машиностроителя!!! (9-11кл.).
- Кинолекторий о заводе « ТЯЖМАШ-Гидро».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работая четыре года в «ТЯЖМАШ-классе» физико-математическим профилем, я, как классный руководитель, ставлю следующие задачи: развитие познавательных и профессиональных интересов учащихся, продолжение работы по расширению знаний о мире труда и профессии, путях и формах профессиональной подготовки в избранной сфере деятельности, формированию профессионально значимых качеств.
Для того, чтобы решить эти задачи в своей работе
- организовываю индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции совместно с представителями ОАО «ТЯЖМАШ»;
- организую посещение учащимися дней открытых дверей в вузов и средних профессиональных учебных заведения;
- организую тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;
- оказываю помощь школьному психологу в проведении анкетирования
Учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;
- провожу родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению, приглашая представителей ОАО «ТЯЖМАШ»;
- организовываю встречи учащихся с выпускниками школы- студентами вузов,
- средних профессиональных учебных заведений.
Основные виды профориентационной деятельности:
- профессиональная информация,
- профессиональное воспитание,
- профессиональная консультация,
- профессиональная диагностика.
В рамках профессиональной информации я совместно с учащимися и их родителями организовала кинолектории ОАО «ТЯЖМАШ»
Профессиональное воспитание включает себя традиционные классные часы, встречи с представителями различных профессии, привлечение учащихся класса в деятельность школьного научного общества
«Технология машиностроения», школьные тематические вечера.
Результатом целенаправленной работы по профессиональному самоопределению явилось:
- два выпускника поступили в РХТУ города Москвы,
- один выпускник в УЛГУ города Ульяновска,
- семь выпускников обучаются на кафедре «ТЯЖМАШ» и т. д.
Хочу закончить свое выступление фрагментом концерта, где выступали ученики «ТЯМАШ» класса, поздравляя заводчан с их профессиональным праздником
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Борисова Е. М. Индивидуальность и профессия. – М.: Знание, 1991. – 80 с.
- Захарова Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. – М.: Просвещение, 1988. – 269 с.
- Пряжников Н.С. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. – М.: Первое сентября, 2006. – 224 с.
- Роботова А.С. Шапашникова И.Г. Профессия учитель: Учебное пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников. – М.: Академия, 2005. - 365 с.
- Рожкова М.И. Классному руководителю по профессиональной ориентации: Учебно-методическое пособие. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 280 с.
- Чистякова С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников. – М.: Просвещение, 1988. – 150 с.
- Якушина Е. Интернет помогает учиться и выбрать профессию //Народное образование . – 2006. - №5, июнь. – С.163 – 170
- Артюхова И.С. Проблема выбора профиля обучения в старшей школе: Первичное профессиональное самоопределение //Педагогика. – 2004. - №2 – С.28-33
- Лепешева Е. Программа личностного и профессионального самоопределения учащихся //Школьный психолог. – 2006. - №3, фев. – С. 36-37
- Немова Н. Профильная ориентация школьников в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения //Управление школой . – 2004. – 8-15 сент. – С. 15-18
- Орлов В. Шаги к профессии: профориентация – программа для учащихся 9-го класса //Школьный психолог. – 2006. - №13, июль. – С. 6-11