В школьном курсе органической химии на изучение темы “Каучук” отводится, в основном, один урок, который носит ознакомительный характер. Однако этот урок может надолго запомнится учащимся, если учитель сможет найти оптимальное соотношение “химического содержимого” с научно-популярным и занимательным материалом по истории получения каучука и некоторых областей его применения.
Цели и задачи:
- Образовательные:
- Рассмотреть основные виды каучуков и способы их получения;
- Осуществить повторение понятий “полимеризация”, “мономер”, “полимер”;
- Изучить процесс вулканизации каучука, а также основные области применения каучуков и резины.
- Продолжить формирование предметных умений и навыков: умения общаться на языке химической науки, составлять уравнения химических реакций, записывать формулы веществ и т.д.
- Воспитательные:
- Содействовать реализации мировоззренческой идеи познаваемости мира и его закономерностей;
- Используя материал по истории, географии, способствовать реализации культурологического воспитания учащихся.
- Развивающие:
- Продолжить развитие памяти, мышления, внимания, речи учащихся;
- Используя дополнительный материал, способствовать развитию интереса к предмету и повышению познавательной активности учащихся.
Тип урока: лекция с элементами беседы.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, коллекция изделий из каучука и резины (при наличии таковой).
Ход урока
I. Орг. момент
II. Актуализация знаний учащихся: проводится в форме беседы по строению и свойствам алкадиенов.
III. Изучение нового материала.
а) история каучука (приложение 1) (слайды № 2 – 6)
б) получение натурального каучука – слайды № 7 – 10
(источник текста: http://koleso.topof.ru/news.php?pID=4539).
в) получение синтетического каучука.
Этот этап урока целесообразно начать с повторения понятия “реакция полимеризации”, “мономер”, “полимер”. Затем учитель рассматривает процесс полимеризации бутадиена-1,3, а также цис- и транс-производные полибутадиена (работа у доски). Вводятся понятия:
– СКБ (синтетический каучук бутадиеновый) – транс-полибутадиен
– СКД (синтетический каучук дивиниловый) – цис-полибутадиен
После этого рассматривается процесс получения изопренового каучука (СКИ), подчеркивается его идентичность его структуры со структурой натурального каучука (слайд №11).
Можно также ввести понятие “сополимеризация” и рассмотреть процесс получения бутадиенстирольного каучука (СКБС) (слайд №12).
г) вулканизация каучука (слайд №13, 14)
Степень изучения материала о вулканизации каучука определяется самим учителем: можно только упомянуть об изменениях в структуре каучука и в его свойствах. В этом случае можно использовать только слайд №14. Можно рассмотреть процесс взаимодействия с серой более углубленно, акцентировав внимание учащихся на зависимости продуктов реакции от количества серы: если вулканизированный каучук содержит 10 – 30% серы, то этот продукт вулканизации называется резиной. Если содержание серы достигает 50%, то в ходе реакции получается эбонит.
д) применение каучуков и их производных (слайд №15 – 26).
– производство шин,
– производство напольных покрытий,
– изготовление воздушных шаров,
– производство резиновых перчаток, резиновых сапог, резиновых игрушек,
– изготовление посуды, канцелярских принадлежностей,
– строительные и отделочные материалы,
– производство “антистрессовых кирпичей” для релаксации, снятия напряжения, занятий по тимбилдингу (приложение 2).
– современное искусство (приложение 3).
IV. Закрепление знаний:
проводится в форме беседы, обсуждения полученной информации и т.п.V. Рефлексия.
Обязательно спросите у ребят о том, что им уже было известно к этому уроку, что НОВОГО они узнали на уроке, их эмоциональное восприятие урока (позитивное, негативное, равнодушное и т.д.). Это поможет педагогу в работе над улучшением образовательного процесса, в установлении контакта с учащимися.