“Познание начинается с удивления”
Аристотель
“Опыт – дитя мысли, а мысль – дитя действий”
Б. Дизраэль
Перемены нескольких последних лет привели к тому, что школа наконец-то перестала рассматриваться как застывший организм. Стало очевидным, что она должна жить и развиваться: ставить определенные цели, достигать их и снова разрабатывать план своей дальнейшей жизни.
Так как образование является для государства и общества национальным приоритетом, что зафиксировано в Федеральной целевой программе развития образования на 2006 – 2010 годы, которой декларируется, что это реальный фактор развития общества и достижения благополучия людей.
Одним из условий модернизации Российского образования является постоянное совершенствование управления на основе всестороннего использования инноваций, происходящих в современном обществе. В процессе модернизации образования предстоит обеспечить переход к взаимной ответственности в сфере образования, к усилению роли всех субъектов образовательной политики и их взаимодействия.
Программа развития нашей школы предусматривает целенаправленную работу с одаренными учащимися, начиная с начальной школы и до осознанного выбора жизненного пути и реализуется в действии.
Одно из условий развития педагогического коллектива его участие в Федеральной целевой программе “Дети России” и подпрограмме “Одаренные дети”, школа ведет работу по программе развития творческих способностей учащихся, которая базируется на Рабочей концепции одаренности и понимании того, что плодотворная работа дает свои положительные результаты.
Основание для разработки подпрограммы “Одаренные дети”:
Федеральная целевая программа “Дети России”
Муниципальная целевая программа “Одаренные дети”
Цель программы:
1. Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования.
2. Формирование системы социально-психологической поддержки одаренных и способных детей.
Этапы реализации Подпрограммы “Одаренные дети”:
- I этап – 2004-2007 гг.
(Утверждена на педсовете №1 от 30.08.2004 г.)
- II этап – 2007-2010 гг.
(Утверждена на педсовете №1 от 30.08.2007 г.)
Остановимся на реализации подпрограммы и её II этапа – 2007-2010 гг.
Задачи программы:
– совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей, их специальной поддержки, создание психолого-консультационной службы для оказания психологической помощи одарённым детям;
– отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
– создание условий для укрепления здоровья одарённых детей;
– расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Методические требования к организации и практической реализации программы “Одарённые дети”
- Исполнение государственных принципов образования ст. Закона РФ “Об образовании”
- Экспертиза имеющейся нормативно-правовой базы, выводы, направление на социальную защиту и поддержку одаренных детей.
- Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных учащихся.
- Разработка системы мер по повышению квалификации педкадров, работающих с одаренными детьми.
- Создание творческого объединения учителей, работающих с одаренными детьми (НОУ)
- Совместная коррекционно-методическая работа учителей-предметников и школьного психолога.
- Ежегодный анализ состояния и результатов работы учителей с талантливыми учащимися, принятие необходимых управленческих коррекционно-направляющих решений.
- Обогащение и распространение опыта педагогов, работающих с одаренными детьми.
- Создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми.
План мероприятий по выполнению программы “Одаренные дети” на 2007-2010 г.г.
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. | Диагностика одаренных детей | Февраль ежегодно |
Психолог |
2. | Проведение совещания по результатам диагностирования способных учащихся | Ежегодно | Зам.директора по НМР; УВР |
3. | Организация взаимодействия между способными учащимися и учителями-предметниками | Март ежегодно |
Психолог |
4. | Расширение сети курсов по выбору с учетом способности и запросов учащихся | Май, ежегодно |
Администрация |
5. | Организация и проведение школьных олимпиад. | Октябрь ежегодно |
Зам.директора по НМР; УВР |
6. | Участие в муниципальных , региональных олимпиадах | Ноябрь, декабрь ежегодно |
Зам.директора по НМР; УВР |
7. | Анализ и корректировка результативности и выполнения программы “Одаренные дети” | январь | Администрация |
8. | Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми | Постоянно | Зам.директора по НМР; УВР |
9. | Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми | Постоянно | Учителя– предметники |
10. | Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей. | 2007г | Администрация |
11 | Организация работы научного общества обучающихся и учителей (НОУ) в учебном году | Сентябрь | Гончарова Т.И. |
12 | Расширение системы дополнительного образования для развития творческих способностей одаренных детей | С 2007 года | Зам.директора по НМР; УВР |
13 | Активизация разъяснительной работы по вовлечению способных учащихся в различные образовательные учреждения края, России | Постоянно | Зам.директора по НМР; УВР |
14 | Анализ возможностей школы для углубленного изучения предметов | Постоянно | Зам.директора по НМР; УВР |
15 | Организация и проведение школьной конференции “Мои первые шаги” | Февраль | Гончарова Т.И. |
16 | Участие в конкурсах “Юность. Наука .Культура” | Сентябрь, январь, май | Учителя предметники и классные руководители |
17 | Участие в международных интеллектуальных играх: “Медвежонок”, “Кенгуренок”, “Золотое Руно”, “Британский бульдог” и т.д. | Ежегодно | Учителя предметники и классные руководители |
18 | Обобщение опыта работы учителей, работающих с одаренными детьми | Ежегодно | Зам.директора по НМР; УВР |
19 | Распространение опыта работы с одаренными детьми | Постоянно | Зам.директора по НМР; УВР |
20 | Проведение предметных недель и декад | Ежегодно | Зам.директора по НМР; УВР; руководители ШМО |
Формы работы с одаренными учащимися:
Групповые занятия с одаренными учащимися; Элективные курсы; Предметные кружки; Кружки по интересам;Конкурсы ;Курсы по выбору ;Участи е в олимпиадах;Работа по индивидуальным планам; занятия в профильных классах;Интеллектуальные марафоны;Предметные недели;Школьные олимпиады ;Научное общество учащихся “Квант”;
Конкурсы, в которых наши обучающиеся принимают участие: Национальная образовательная программа “Интеллектуально – творческий потенциал России” (номинации : “Я знаю”). Малая академия наук “Интеллект будущего”. Конкурс исследовательских работ “Мои первые шаги”. Конкурс исследовательских работ “Открытие”. Конкурс исследовательских работ “Шаг в будущее”.Конкурс исследовательских работ “Я, исследователь. Юные исследователи природы. Молодежный географический чемпионат (г.Пермь). Молодежный биологический чемпионат (г.Пермь). Молодежный химический чемпионат (г.Пермь). Игровые конкурсы “Медвежонок”, “Кенгуренок” и “Золотое руно”. Всероссийские интерактивные олимпиады.
Традицией стали предметные недели в школе, которые проводятся с 2004г.
В 2009 – 2010 учебном году 72 ученика принимали участие в городских и областных олимпиадах и в них призерами олимпиады стали, следующие учащиеся и учителя. 18 человек стали победителями и призерами муниципального этапа Всероссийской олимпиады, 3 человека приняли участие в Региональной олимпиаде, а ученик 11 класса принял участие в заключительном этапе Всероссийской олимпиады по экономике.
Призерами V региональной научно-практической конференции “ Первые шаги” стала: Степашова Алина 11 “ а” Кл. Руководитель Куприянова С.А. (диплом 1 степени), Кочкина Анастасия 8 “в” руководитель Титова А.В. (диплом 2 степени). Черкасских Михаил 10 “а” Руководитель Даниленко С.Н.( диплом 2 степени), Волкова Арина 8 “в” Кл. Руководитель Кузина Г.В. (диплом 2 степени), БердарАнна 10 “б” кл. Руководитель Дмитриева Е.А. (диплом 3 степени). Остальные участники стали лауреатами и участниками.
В декабре 2009г. прошла I-я Школьная конференция для младших школьников
“Я – Исследователь”. На ней были представлены 19 работ. (9 работ были представлены на региональную конференцию “Я-исследователь”. Стали лауреатами: Горожанкин Егор – учитель Щербакова И.Н., Калкутина Кристина – учитель Щербакова И.А.,Чмулев Максим – учитель Щербакова И.А., Головий Дарина – учитель Морозова В.А., Шестакова Полина – учитель Морозова В.А.
Ниже представлена таблица результатов участия детей школы и их результаты в 2009-2010 учебном году.