Функционирование системы выявления поддержки одаренных детей: проведение фестивалей, конкурсов, марафонов через индивидуализацию и дифференциацию обучающихся

Разделы: Администрирование школы, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


“Познание начинается с удивления”

Аристотель

“Опыт – дитя мысли, а мысль – дитя действий”

Б. Дизраэль

Перемены нескольких последних лет привели к тому, что школа наконец-то перестала рассматриваться как застывший организм. Стало очевидным, что она должна жить и развиваться: ставить определенные цели, достигать их и снова разрабатывать план своей дальнейшей жизни.

Так как образование является для государства и общества национальным приоритетом, что зафиксировано в Федеральной целевой программе развития образования на 2006 – 2010 годы, которой декларируется, что это реальный фактор развития общества и достижения благополучия людей.

Одним из условий модернизации Российского образования является постоянное совершенствование управления на основе всестороннего использования инноваций, происходящих в современном обществе. В процессе модернизации образования предстоит обеспечить переход к взаимной ответственности в сфере образования, к усилению роли всех субъектов образовательной политики и их взаимодействия.

Программа развития нашей школы предусматривает целенаправленную работу с одаренными учащимися, начиная с начальной школы и до осознанного выбора жизненного пути и реализуется в действии.

Одно из условий развития педагогического коллектива его участие в Федеральной целевой программе “Дети России” и подпрограмме “Одаренные дети”, школа ведет работу по программе развития творческих способностей учащихся, которая базируется на Рабочей концепции одаренности и понимании того, что плодотворная работа дает свои положительные результаты.

Основание для разработки подпрограммы “Одаренные дети”:

Федеральная целевая программа “Дети России”

Муниципальная целевая программа “Одаренные дети”

Цель программы:

1. Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования.

2. Формирование системы социально-психологической поддержки одаренных и способных детей.

Этапы реализации Подпрограммы “Одаренные дети”:

  • I этап – 2004-2007 гг.

(Утверждена на педсовете №1 от 30.08.2004 г.)

  • II этап – 2007-2010 гг.

(Утверждена на педсовете №1 от 30.08.2007 г.)

Остановимся на реализации подпрограммы и её II этапа – 2007-2010 гг.

Задачи программы:

совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей, их специальной поддержки, создание психолого-консультационной службы для оказания психологической помощи одарённым детям;

– отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

– создание условий для укрепления здоровья одарённых детей;

– расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Методические требования к организации и практической реализации программы “Одарённые дети”

  1. Исполнение государственных принципов образования ст. Закона РФ “Об образовании”
  2. Экспертиза имеющейся нормативно-правовой базы, выводы, направление на социальную защиту и поддержку одаренных детей.
  3. Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных учащихся.
  4. Разработка системы мер по повышению квалификации педкадров, работающих с одаренными детьми.
  5. Создание творческого объединения учителей, работающих с одаренными детьми (НОУ)
  6. Совместная коррекционно-методическая работа учителей-предметников и школьного психолога.
  7. Ежегодный анализ состояния и результатов работы учителей с талантливыми учащимися, принятие необходимых управленческих коррекционно-направляющих решений.
  8. Обогащение и распространение опыта педагогов, работающих с одаренными детьми.
  9. Создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми.

План мероприятий по выполнению программы “Одаренные дети” на 2007-2010 г.г.

Мероприятия Сроки Ответственные
1. Диагностика одаренных детей Февраль

ежегодно

Психолог
2. Проведение совещания по результатам диагностирования способных учащихся Ежегодно Зам.директора по НМР; УВР
3. Организация взаимодействия между способными учащимися и учителями-предметниками Март

ежегодно

Психолог
4. Расширение сети курсов по выбору с учетом способности и запросов учащихся Май,

ежегодно

Администрация
5. Организация и проведение школьных олимпиад. Октябрь

ежегодно

Зам.директора по НМР; УВР
6. Участие в муниципальных , региональных олимпиадах Ноябрь, декабрь

ежегодно

Зам.директора по НМР; УВР
7. Анализ и корректировка результативности и выполнения программы “Одаренные дети” январь Администрация
8. Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми Постоянно Зам.директора по НМР; УВР
9. Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми Постоянно Учителя–

предметники

10. Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей. 2007г Администрация
11 Организация работы научного общества обучающихся и учителей (НОУ) в учебном году Сентябрь Гончарова Т.И.
12 Расширение системы дополнительного образования для развития творческих способностей одаренных детей С 2007 года Зам.директора по НМР; УВР
13 Активизация разъяснительной работы по вовлечению способных учащихся в различные образовательные учреждения края, России Постоянно Зам.директора по НМР; УВР
14 Анализ возможностей школы для углубленного изучения предметов Постоянно Зам.директора по НМР; УВР
15 Организация и проведение школьной конференции “Мои первые шаги” Февраль Гончарова Т.И.
16 Участие в конкурсах “Юность. Наука .Культура” Сентябрь, январь, май Учителя предметники и классные руководители
17 Участие в международных интеллектуальных играх: “Медвежонок”, “Кенгуренок”, “Золотое Руно”, “Британский бульдог” и т.д. Ежегодно Учителя предметники и классные руководители
18 Обобщение опыта работы учителей, работающих с одаренными детьми Ежегодно Зам.директора по НМР; УВР
19 Распространение опыта работы с одаренными детьми Постоянно Зам.директора по НМР; УВР
20 Проведение предметных недель и декад Ежегодно Зам.директора по НМР; УВР; руководители ШМО

Формы работы с одаренными учащимися:

Групповые занятия с одаренными учащимися; Элективные курсы; Предметные кружки; Кружки по интересам;Конкурсы ;Курсы по выбору ;Участи е в олимпиадах;Работа по индивидуальным планам; занятия в профильных классах;Интеллектуальные марафоны;Предметные недели;Школьные олимпиады ;Научное общество учащихся “Квант”;

Конкурсы, в которых наши обучающиеся принимают участие: Национальная образовательная программа “Интеллектуально – творческий потенциал России” (номинации : “Я знаю”). Малая академия наук “Интеллект будущего”. Конкурс исследовательских работ “Мои первые шаги”. Конкурс исследовательских работ “Открытие”. Конкурс исследовательских работ “Шаг в будущее”.Конкурс исследовательских работ “Я, исследователь. Юные исследователи природы. Молодежный географический чемпионат (г.Пермь). Молодежный биологический чемпионат (г.Пермь). Молодежный химический чемпионат (г.Пермь). Игровые конкурсы “Медвежонок”, “Кенгуренок” и “Золотое руно”. Всероссийские интерактивные олимпиады.

Традицией стали предметные недели в школе, которые проводятся с 2004г.

В 2009 – 2010 учебном году 72 ученика принимали участие в городских и областных олимпиадах и в них призерами олимпиады стали, следующие учащиеся и учителя. 18 человек стали победителями и призерами муниципального этапа Всероссийской олимпиады, 3 человека приняли участие в Региональной олимпиаде, а ученик 11 класса принял участие в заключительном этапе Всероссийской олимпиады по экономике.

Призерами V региональной научно-практической конференции “ Первые шаги” стала: Степашова Алина 11 “ а” Кл. Руководитель Куприянова С.А. (диплом 1 степени), Кочкина Анастасия 8 “в” руководитель Титова А.В. (диплом 2 степени). Черкасских Михаил 10 “а” Руководитель Даниленко С.Н.( диплом 2 степени), Волкова Арина 8 “в” Кл. Руководитель Кузина Г.В. (диплом 2 степени), БердарАнна 10 “б” кл. Руководитель Дмитриева Е.А. (диплом 3 степени). Остальные участники стали лауреатами и участниками.

В декабре 2009г. прошла I-я Школьная конференция для младших школьников

“Я – Исследователь”. На ней были представлены 19 работ. (9 работ были представлены на региональную конференцию “Я-исследователь”. Стали лауреатами: Горожанкин Егор – учитель Щербакова И.Н., Калкутина Кристина – учитель Щербакова И.А.,Чмулев Максим – учитель Щербакова И.А., Головий Дарина – учитель Морозова В.А., Шестакова Полина – учитель Морозова В.А.

Ниже представлена таблица результатов участия детей школы и их результаты в 2009-2010 учебном году.

Продолжение работы