Цели:
- расширять знания учащихся о легендарных образах выдающихся личностей конца IV в;
- развивать речь, умение размышлять и рассуждать, работать с историческими картами;
- воспитывать личность со свободным и независимым мышлением.
Оборудование урока:
- учебник;
- Презентация к уроку (POWER POINT);
- задания для работы в группах (деформированный текст POWER POINT);
- мультимедийная установка (компьютер, 1 проектор, интерактивная доска SMART BOARD)
- индивидуальные карточки;
1. Оргмомент.
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «пять».
2. Введение в тему
На партах лежат карточки со словами, в которых пропущены буквы. Вставьте пропущенную букву и карточку прикрепите на доске.
(Монастырь, Отечество, русские, конница, Орда, полчища, захватчики, Москва, войска, Родина, монах)
Проверка (слайд 3-4 )
- Почему мы вспомнили эти слова? О чём или о ком они нам напоминают?
3. Актуализация знаний
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке с названием (слайд 5 )
КУЛИКОВСКАЯ БИТВА |
4. Сообщение темы
Сегодня мы окажемся на поле Куликовом вместе с московским князем Дмитрием Ивановичем, узнаем о ратных подвигах защитников нашего Отечества.
5. Новая тема
Не раз поднимались русские люди против Золотой Орды. Медленно собирала Русь силы.
Внук князя Ивана Калиты Дмитрий Иванович (слайд 6) бросил Орде открытый вызов – перестал платить дань.
Но и в Орде в ту пору было неспокойно. Один из наиболее сильных правителей Мамай (слайд 7 ) решил наказать Русь за неповиновение. Спор должен был решиться на поле боя.
Лето 1380 года. Сам Мамай с огромным войском идёт на Русь.
Тот час по приказу князя великого Дмитрия Ивановича помчались гонцы в разные стороны Земли Русской с призывом собирать силы для отпора врага. (слайд 8 )
И потянулись к Москве княжеские полки и дружины.
А сам великий князь Дмитрий Иванович отправился в Троицкий монастырь.
По преданию Сергий Радонежский благословил князя на борьбу с врагом. (слайд 9 )В помощь он отправил с Дмитрием Ивановичем двух богатырей – Пересвета и Ослябю.
В начале сентября русское войско вышло к Дону. (слайд 10 )
8 сентября 1380 года. Перед русским войском огромное поле, расположенное между р. Дон и её притоком Непрядой, влажное от росы трава, стелется туман.(слайд 11)
Русские воины, пешие и на конях, опытные и совсем юные, все в напряжении стоят плотным строем, над которым реют знамёна. Все ждут начала схватки с врагом. Здесь полки из многих городов: Ростова, Суздаля, Брянска, Углича, Пскова …
В самом центре стоит московское ополчение – простые люди: кузнецы, плотники, торговцы и с ними в первых рядах сам князь Дмитрий Иванович, отдающий властно последние указания. Над полем слышны крики воронов, из – за леса раздавался протяжный вой волков. Это птицы и звери чувствуют, что скоро здесь прольётся человеческая кровь и им будет чем поживиться. (слайд 12)
В этот миг над русскими полками раздался рёв боевых труб. В ответ им прозвучали трубы ордынские. Из ордынских рядов выехал богатырь – великан, знаменитый воин Челубей. Он перед битвой вызывает на поединок смельчака. Навстречу ордынцу из русских рядов выехал воин в чёрных монашеских одеждах. Это был русский богатырь Пересвет. (слайд 13 )
Богатыри, пришпорив коней, помчались навстречу друг другу. От их столкновения затряслась земля, зазвенели доспехи. Пронзив друг друга копьями, оба всадника погибли. Но ордынский воин упал на землю, а мёртвого Пересвета продолжал нести вперёд его конь.(слайд 14)
По рядам войск прокатился приглушённый гул, и полки двинулись навстречу друг другу. Началась битва.
Сеча была жестокая. Страшны были удары копий и мечей. Князь Дмитрий сражался наравне со всеми. Звон оружия, стоны раненых, ржание коней – всё смешалось в один гул. Тучи пыли поднялись над полем брани и закрыли солнце.(слайд 15-19 )
- Есть ли мысли, которые вам хотелось бы высказать сейчас?
- Кто из вас знает, как прозвали в народе Дмитрия Ивановича за победу?
Великого полководца московского князя Дмитрия Ивановича за победу в битве прозвали в народе ДОНСКИМ. (слайд 20 )
6. Физкультминутка.
Комплекс упражнений для глаз.
7. Проверка восприятия.
А) Подумай!
* Почему князь Дмитрий Донской пришёл за благословением к Сергию Радонежскому?
(Он призывал людей забыть ссоры и обиды, смягчить свои сердца и проявить милость друг к другу. Благословил – дал веру и духовную силу)
* Какими качествами должны были обладать воины в ту пору?
* Какой смысл имели поединки богатырей перед битвой?
Б) Блиц – турнир. (слайд 21- 22 )
- В каком году произошла Куликовская битва?
5 апреля 1242 8 сентября 1380 15 апреля 1380
- Как звали монахов-богатырей, отправленных Сергием Радонежским в войско Дмитрия Ивановича?
Пересвет, Ослябя.
- Кто благославил Дмитрия Ивановича перед битвой?
Сергий Радонежский
- Как звали ордынского воина участвовавшего в поединке перед Куликовской битвой?
Челубей
- Какое прозвище получил Дмитрий Иванович после победы на Куликовом поле?
Донской
- Кто правил Золотой Ордой в год Куликовской битвы?
хан Мамай
- Как называлась река и её притока, где происходила Куликовская битва?
Дон, Непрядва
В) Игра «Найди ошибки» работа в парах (слайд 23-24)
- текст у каждого ученика
Недалеко от Москвы среди дремучих лесов появился Троицкий монастырь. Его основал монах Нестор. Со всех концов Руси к Нестору за советом шли люди. Как гласит легенда, пришёл к нему новгородский князь Александр Ярославович. Он решил поднять Русь против Золотой Орды. В 1240 году, за рекой Дон, на Куликовом поле встретились ордынское и русское войска.
Проверка
Г) Творчество. Вы – летописцы! (слайд 25)
Летописцы – кто это? (Летопись – историческое сочинение, в котором события излагаются погодичному принципу. Летописец – человек, который записывает события.)
Представьте, что вы участники Куликовской битвы. Попробуйте её описать, в помощь вам картина А. Бубнова «Битва на Куликовом поле».
8. Д/з:
- разгадать кроссворд;
- ответить на вопросы в конце текста.