В процессе развития школьного образования в нашей стране проходили различные изменения отношения к уровню изучения разных предметов. В настоящее время при тенденции все большего разделения физико–математических и гуманитарных профилей наибольшие проблемы вызывает преподавание «точных наук» в гуманитарных классах. Автору представляется невозможным отказ от преподавания физики на современном уровне. Помнится, что после Чернобыльской катастрофы приходилось читать соответствующие лекции преподавателям начальных классов и предметов гуманитарного цикла.
Основными направлениями гуманизации и гуманитаризации в преподавании физики нам видится в применении активных методов обучения, в развитии интереса к предмету физики с использованием современных информационных технологий. В современном мире, где без применения атомной энергетики не может обойтись ни одно развитое государство, необходима широкая информационная работа по созданию научного мировоззрения и компромиссного отношения к атомным станциям.
Особое место в сложившейся ситуации занимают школьники. Среди них – не только будущие сотрудники ядерной отрасли. С годами мнение сегодняшних учеников об атомной энергетике станет все заметнее определять отношение к ней общества. Каким будет это отношение, во многом зависит от тех представлений об отрасли, которые ученики получают сегодня.
Цель работы: повышение уровня знаний учеников нашей школы об атомной энергетике, в частности, разработка и внедрение программы просветительской работы с учащимися всех классов.
Основная задача программы – объяснить детям на доступном уровне, что такое атомная энергетика и почему она важна для людей, чтобы в дальнейшем у учеников сформировалось осознанное отношение к ядерной отрасли и ее роли в их собственной жизни.
Вид урока: обобщения и систематизации знаний и умений.
Методы: развивающего обучения, "Мозгового штурма".Для активного изучения данной темы мы предложили учащимся 11 класса провести диспут по теме :”Атом – мифы и реальность, за и против, польза или вред?”
Технологии: личностно-ориентированные и технологии развивающего обучения
Компетенции, на формирование которых направлено занятие:
- ценностно-смысловые - способность видеть и понимать окружающий мир,
- общекультурные - освоение учеником научной картины мира,
- учебно-познавательные - умение отличать факты от домыслов,
- Информационные - отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её,
- Коммуникативные - навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе,
- компетенции личностного самосовершенствования- культуры мышления и поведения
Для проведения диспута:
- предложили создать группы актива
- группа актива провела планирование работы
- подготовили необходимые атрибуты
- организовали фотографирование и запись диспута
- подготовили необходимые информационные материалы
Предварительная работа с классом: Учащимся заранее сообщается тема диспута и предлагается подготовить аргументы в защиту двух точек зрения.
Правила диспута подготовлены в виде плакатов и развешаны в классе.
- С уважением относимся друг к другу.
- Чтобы высказываться, поднимаем руку.
- Порядок выступлений определяет ведущий.
- Своё мнение или позицию аргументируем фактами, примерами из жизни, литературы, фильмов, СМИ и т. д.
- Признаём право каждого иметь свою точку зрения, своё собственное мнение.
- Обсуждаем точки зрения и взгляды, а не людей и личности.
Порядок проведения диспута
- Учащиеся заранее не делятся на группы. В начале проведения диспута просматривается презентация (Приложение 1, История открытия радиоактивности), которую предлагает учитель, обращая внимание на неоднозначность предлагаемого материала.
- Учащимся дается общая информация - ответы на вопрос: «Атомная энергия - за и против” (Приложение 2)
В процессе подготовки и во время диспута каждый учащийся фиксирует в своей тетради все аргументы и факты, предлагаемые двумя сторонами. - В процессе проведения диспута предлагается придерживаться правил (Приложение 3)
- После просмотра презентации и знакомства с правилами ведения диспута, ведущий предлагает каждому учащемуся взять из черного ящика жетон: жетоны двух цветов синего и зеленого, один, два или три жетона (зависит от количества учащихся) – белого цвета. Цвет жетона определяет принадлежность ученика к командам. Команда «синих” и “зеленых”, и третейские судьи – все деление случайно.
- После этого команды готовят аргументы той позиции, которая им достались жеребьевкой.
- Готовится основной выступающий, его помощник, оппоненты, вопросы к выступающему и к оппонентам, вопросы к членам команды. В такой последовательности и проводятся выступления
- Капитан – основной выступающий от первой команды по жребию, с ключевыми фактами
- Вопросы от противоположной команды к капитану
- Помощник капитана - выступает с дополнительными сведениями
- Вопросы от противоположной команды
- Выступление капитана второй команды
- Вопросы капитану
- Помощник капитана
- Вопросы помощнику
- Дополнительные сведения от членов команды
- Дополнительные вопросы.
- По ходу диспута слово предоставляется третейским судьям, которые могут подводить промежуточные итоги. Слово может брать и учитель, но его слова не должны содержать оценку ответов, он может направлять ход вопросов в нужное русло и подвести итог диспута.
- Заключительное слово учителя по подведению итогов – рефлексия.
Мы неоднократно проводили диспут указанной тематики, и результат во многом зависит от состава класса, но в любом случае самым главным итогом можно считать, что:
- Пробуждается активность учащихся через их участие в обсуждении проблем, представляющих для него интерес.
- В диспуте имеются элементы монолога и диалога, В качестве воспитательных потенциалов диспута могут быть названы умения доказательно, аргументировано излагать свою точку зрения, сохранять выдержку и спокойствие, воспринимать критику, с уважением относиться к мнению оппонента.
ЛИТЕРАТУРА
- Е.Кюри, Мария Кюри. М, Атомиздат,1067.
- Мощанский В.Н., Савелова Е.В. История физики в средней школе.М.,Просвещение,1981.
- Физический энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия,1984.
- Храмов Ю.А. Физики, биографический справочник. М., Наука,1983.
- Бублейников Ф.Д., Веселовский И. Н., Физика и опыт. М, Просвещение, 1970.
- Большая Российская энциклопедия. М. Научное издательство, Большая Российская энциклопедия, 2005.
- Марио Льоцци. История физики. М., Мир,1970.,
- Мякишев Г.Я , Буховцев Б.Б. Физика 11 класс М.Просвещение 2003г
- Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика 11 класс, М. Илекса 2006г.