Знаки ставятся по силе разума.
М.В.Ломоносов
Цели урока:
1) обобщить знания о синтаксисе и пунктуации;
2) понимать роль знаков препинания в устной и
письменной речи и аргументированно доказывать
их постановку;
3) повторить синтаксический разбор
словосочетания и предложения;
4) учиться составлять схемы предложений.
П о в т о р и т ь: союзы, некоторые виды орфограмм.
Ход урока
I. ОРГМОМЕНТ
Помните, на одном из уроков литературы мы говорили с вами о книге К.Г.Паустовского “Золотая роза”, которая раскрывает тайны писательского мастерства? Сегодня я подробно перескажу вам ещё один эпизод из этой книги.
Писатель Андрей Соболь принёс в редакцию рассказ, интересный по теме, но написанный путаными, какими-то раздёрганными фразами. Печатать его в таком виде было невозможно, а упускать жаль. Один из корректоров, тонко чувствующий русский язык, взялся поправить рассказ, не выбросив и не вписав ни одного слова. И вот рукопись выправлена.
“Я прочёл рассказ, – пишет Паустовский, – и онемел. Это была прозрачная, литая проза. Всё стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности не осталось и следа. При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова…
– Это чудо!– сказал я. – Как вы это сделали?
– Да я просто расставил правильно все знаки препинания. У Соболя с ними форменный кавардак. Особенно тщательно я расставил точки. И абзацы. Это великая вещь, милый мой. Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться”.
II. ПОСТАНОВКА ТЕМЫ
Верная постановка знаков препинания требует не только хорошего знания правил синтаксиса и пунктуации, но и проникновения в секреты их использования.
Тема нашего урока – “Секреты синтаксиса и пунктуации”. Сегодня мы обобщим наши знания по синтаксису и пунктуации. Запишите тему и эпиграф к уроку.
III. ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
1) Работа с термином “пунктуация”.
- Что такое пунктуация?
- Послушайте шуточное стихотворение С.Маршака и скажите, какие в нём названы знаки препинания. Будьте внимательны.
Знаки препинания
У последней точки на последней строчке
Собралась компания знаков препинания.
Прибежал чудак – восклицательный знак.
Никогда он не молчит, оглушительно кричит:
– Ура! Долой! Караул! Разбой!
Притащился кривоносый вопросительный знак.
Задаёт он всем вопросы: Кто? Куда? Откуда? Как?
Явились запятые, девицы завитые.
Живут они в диктовке на каждой остановке.
Прискакало двоеточие. Прикатило многоточие.
И прочие, и прочие, и прочие.
- Назовите знаки препинания, которые не перечислены в стихотворении.
Вы, конечно же, знаете, что в стране пунктуации главный знак препинания, царица пунктуации – точка. Напомню вам один секрет. В переводе с латинского punсtum и значит “точка”. (Кстати, пунктуальный и точный – синонимы.) Вы скажете: “Да подумаешь, точка. Уж что-что, а точки-то я всегда расставлю”. А сейчас посмотрим. (Учителем читается с неверными интонациями стихотворение, записанное на доске.)
Едят там вилками компот
Там пьют из чашек бутерброд
Из хлеба с сыром там котлеты Синтаксический перенос
Из мяса свежего конфеты
С начинкой сладкой суп с фасолью
В тарелках всё там варят с солью.
- Верните на место заблудившуюся точку. (Учащиеся читают стихотворение правильно.)
2) Работа с термином “синтаксис”.
- Вспомните, что такое синтаксис . (От др.-греч. syntaxis – “составление”)
- Сделаем СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР предложения (на доске).
Улыбнулись со(н,нн)ые2 б…рё…ки, ра…тр…пали2 ш…лк…вые1 косы.
- Запись предложения.
- Объяснение орфограмм.
- Синтаксический разбор (с характеристикой).
- Схема.
- Мы вспомнили, что синтаксис изучает не только предложение, но и словосочетание. Давайте вычленим словосочетания из предложения и сделаем их разбор. (К доске идут три ученика, выписывают и разбирают словосочетания.)
- Дополнительно выполним задание под цифрами.
3) Графическое обозначение терминов.
Так как сегодня мы говорим о секретах синтаксиса и пунктуации, давайте раскрывать эти секреты дальше.
- Покажите, как мы обозначаем графически:
Эти маленькие секреты помогут нам выполнить следующее задание.
Итак, следующий вид работы – ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ. Предложения вы не записываете, только составляете их схему на доске и в тетради.
1) Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше.
2) Тобой, Москва, земля жива. (Из песни)
3) Был тот предночной час, когда стираются
очертания. (М.А.Шолохов)
4) Пыль покрыла всё: и окно, и дверь, и стены.
Пыль покрыла всё окно, дверь и стены.
5) “Будущее светло и прекрасно”, – писал
Чернышевский.
6) Опять я ваш, о юные друзья! (А.С.Пушкин)
7) Деревья, кусты, травы – всё золотисто звенело.
8) Осень, безусловно, вступила в свои права.
9)Тут люди, которые пришли в кинотеатр, побежали в
фойе.
10) Ветер совсем утих, и дождь перестал.
11) Не только волки, но и медведи встречаются в
этом лесу.
IV. СВЯЗЬ СИНТАКСИСА И ПУНКТУАЦИИ С МОРФОЛОГИЕЙ
С синтаксисом и пунктуацией очень дружны другие разделы науки о языке. Обратим внимание на секрет дружбы синтаксиса и пунктуации с морфологией.
- Вспомните, слова какой части речи являются сигналами сложноподчинённого предложения? (Союзы и союзные слова). Назовите их.
Сегодня мы пополним нашу копилку подчинительных союзов.
Чтобы отгадать кроссворд, нужно в предложениях заменить точки подходящими по смыслу подчинительными союзами, а затем вписать вставленные союзы в соответствующие клетки.
1. Надо хорошо трудиться, ………… потом повеселиться. 2. У него правая рука не знает, ………… делает левая. 3. Ребята сказали, ………… завтра не будет занятий. 4. Часто терпит пораженье самый храбрый адмирал, ………… место для сраженья неудачно он избрал. (Б.Заходер) 5. Резвитесь, мыши, ………… кот спит.
6. Мама придёт, ………… солнышко взойдёт. 7. Пришлось идти с родителями в гости, ………… мне не хотелось. 8. ………… идёт дождь, мне бывает очень грустно. 9. Мой папа не понимает, ………… мне может нравиться эта музыка.
10. “………… я была царица, – говорит одна девица, – то на весь крещеный мир приготовила б я пир”. (А.С.Пушкин)
- Перечислите подчинительные союзы, которые встретились в кроссворде.
V. ИТОГ УРОКА.
А теперь посмотрим, как мы можем использовать полученные знания. Поможет нам КОНСТРУКТОР, который я для вас придумала. Только вместо блоков и кубиков “ЛЕГО” мы поработаем с единицами синтаксиса и пунктуации.
На каждую парту раздаётся конверт с разноцветными карточками. Приложение 1.
Из них конструируются:
- Два простых предложения (жёлтые и белые карточки).
- Сложное бессоюзное предложение (жёлтые и белые карточки).
- Сложносочинённое предложение (жёлтые, белые и синие карточки).
- Сложноподчинённое предложение (жёлтые, белые и синие карточки).
- Предложение с обращением на основе одного простого (жёлтые, белые и красные карточки).
- Предложение с вводным словом на основе одного простого (жёлтые, белые и красные карточки).
- Предложение с однородными членами на основе одного простого (жёлтые, белые и красные карточки).
Учитель: Хочется думать, что поиски секретов пунктуации и синтаксиса не прошли для вас бесследно, что потихоньку исчезает ваша неуверенность при встрече со знаками препинания, и вы с удовольствием ставите запятые, точки, тире, вопросительные и восклицательные знаки, составляете красивые предложения, делая свою письменную и устную речь богатой, ясной и выразительной.
Если вам захочется продолжить путешествие в поисках секретов синтаксиса и пунктуации самостоятельно, советую вам прочитать книги:
- И.И.Постниковой, Т.Н.Зинченко, М.П.Мораньковой, И.М.Подгаецкой “Это непростое простое предложение”;
- Г.Г.Граник, С.М. Бондаренко “Секреты пунктуации”;
- Г.М.Семёновой “Где живут запятые?”, З.Д.Лобановской, Л.К.Реутской, М.С.Зиминой “Ах! Эти знаки препинания”;
- Т.П.Лозинской “Русский язык…это интересно!”;
- И.Н.Рейнке, В.И.Шапкина “О трудном в орфографии и пунктуации”.
VI
. Домашнее задание:“Могущественная запятая” (Сочинение-миниатюра на лингвистическую тему из 5-7 предложений). Напишите, в чём могущество запятой, в чём её сила?