Создание единого информационного пространства через сетевое взаимодействие учреждений общего и дополнительного образования

Разделы: Организация школьной библиотеки


“Собраться вместе — это начало. Держаться вместе — это прогресс. Работать вместе — это успех”

Генри Форд “О сотрудничестве”

Существуют разные причины, благодаря которым возникает необходимость в организации сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями. Во-первых, в поисках знаний дети предпочитают урокам внешкольное пространство. Кризисы современных образовательных учреждений во многом связаны с тем, что дети получают информацию не столько от учителя, сколько из других источников. Сегодня ребенок может учиться в любой точке мира, не выходя из дома, а грани основного и базового образования очень сильно стерлись между собой. В настоящее время школа проигрывает современным, более технологичным, более привлекательным для подростков источникам образования.

Ситуация усугубляется вследствие демографического спада, ведущего к сокращению контингента учащихся. Анализ данных демографического спада и прогноз численности учащихся приводят к необходимости проводить реструктуризацию образовательных учреждений.

Кроме этого, чтобы быть конкурентоспособным, многие сферы деятельности становятся сетевыми, например, торговые, информационные, развлекательные и многие другие. Сетевые формы общения и взаимодействия экономичнее и эффективнее.

Также основаниями появления сетевых форм взаимодействия являются укрупнение ресурсов в условиях хронического дефицита основных средств; изменение роли государства и содержания его участия в образовании, в управлении образованием; переход на новую систему оплаты труда; интеграция в глобальные процессы; изменение состава участников процессов управления; пересмотр отношения государства к оценке качества образования.

Отличительной чертой большинства инновационных школ России, независимо от их статуса, специализации, технической оснащенности является изменение места и роли библиотеки в учебном процессе по сравнению с традиционным.

Планирование путей развития реально встает перед любой библиотекой, желающей развиваться, даже если в данный момент не видно никаких путей явного улучшения ее материально-технической и кадровой базы. Сетевое взаимодействие дает возможность использовать даже самые минимальные средства, которые есть или могут быть у библиотеки. Исходя из назревшей потребности объединения ресурсов и возможностей, в МАОУ ФМШ № 56 был разработан проект сетевого взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования. Как составляющая часть проекта, была реализована идея создания модели единого информационного пространства в микрорайоне .Проект объединил 4 школы, публичные детские библиотеки и учреждения дополнительного образования.

Участники проекта:

МАОУ ФМШ №№56, 17, 18, 52, Республиканская детско-юношеская библиотека, Детский Дом творчества Октябрьского района, Детская школа искусств №6, Городская детская библиотека им.А.Гайдара, Литературное объединение “Олимп”,газета “Час пик”,детский журнал”Ушкан”.

Именно для определения вектора развития библиотеки в школе, поиска партнеров, политики комплектования фондов и кадров, создания более мощной информационной базы, улучшения качественного обслуживания читателей, предлагаем модель сетевого сотрудничества учреждений общего и дополнительного образования, включающего в сферу сетевого взаимодействия библиотеки школ микрорайона.

Сетевая организация управления качеством библиотечно-информационного развития строится на принципах взаимодействия, социального партнерства, вариативности, информационных потоков и адресности и характеризуются тем, что узлы этих сетей несут уникальный ресурс, не дублируя, а дополняя друг друга. Каждый узел сети несет в себе определенный функционал и содержание. Структурной единицей, основным элементом, формой сетевого обмена и образования является сетевая образовательная программа (СОП).

Основополагающими идеями построения сетевых образовательных программ являются:

  • создание условий для появления новых видов деятельности участников образовательного пространства на основе сетевой совместной деятельности;
  • создание условий для развития субъектов образовательного процесса через выстраивание индивидуальной траектории развития и образования;

Можно выделить следующие виды СОП.

По возрастной категории участников сетевого образования:

  • СОП, предназначенные для взрослых (преподавателей, родителей и т.д.);
  • СОП, разработанные взрослыми для детей (педагогические и родительские инициативы);
  • СОП, разработанные детьми для детей (проектная деятельность учащихся).
  • По целевой аудитории
  • СОП для повышения квалификации взрослых;
  • СОП, направленные на формирование универсальных способов деятельности и включающие участников Сети в непосредственную творческую, исследовательскую или проектную деятельность.

Сетевая модель способствует:

  • Более полному и быстрому обеспечению информационной поддержки;
  • Повышению эффективности использования информационных ресурсов;
  • Расширению возможностей для повышения уровня профессиональной компетентности библиотечных работников;
  • Объединению усилий для предоставления расширенного репертуара научно-популярных, справочных, и периодических изданий, вплоть до организации межбиблиотечного абонемента (МБА);
  • Созданию единой информационной сети (через Интернет, собственную локальную сеть в будущем);
  • Созданию объединенного справочно-библиографического аппарата на основе электронной версии;
  • Повышению эффективности обслуживания пользователей библиотеки;
  • Внедрению современных технологий, инновационных проектов;
  • Организации обучения библиотекарей микрорайона ИКТ на базе БИЦ школы №56

Основные направления деятельности:

  • Пополнение банка педагогической информации
  • Разработка, приобретение, усовершенствование программного обеспечения.
  • Оказание методической консультационной помощи педагогам школ, родителям, учащимся в получении информации Создание условий для учителей в получении информации о педагогической и методической литературе, о новых средствах обучения через объединенный электронный каталог (локальную сеть, Интернет).
  • Оказание практической помощи учителям при проведении занятий на базе школьных библиотек с использованием различных информационных средств обучения.
  • Создание (на основе имеющихся в библиотечно-информационном центре и библиотеках школ округа) методических описаний, обучающих программ для интеллектуального развития школьников, формирования навыков и умений самостоятельной, творческой, поисково-исследовательской работы с различными источниками информации.
  • Осуществление посреднических услуг по удовлетворению запросов пользователей по доставке информации, заказанной литературы по МБА.
  • Создание условий учащимся, учителям, родителям для чтения книг, периодики, работы с компьютерными программами и т.д.
  • Развитие информационной грамотности учащихся.
  • Создание единого сетевого плана проведения уроков информационной грамотности.
  • Проведение курсов и обучающих семинаров по внедрению ИКТ в деятельность школьных библиотекарей.

Организация библиотечно-информационного центра МАОУ ФМШ №56 г. Улан-Удэ как сетевого центра

Основные функции библиотечно-информационного центра:

1.Образовательная – поддерживать и обеспечивать образовательные цели, сформулированные в концепции развития школы, сетевого сообщества

2.Информационная – предоставлять возможность использовать информацию вне зависимости от ее вида, формата, носителя, места нахождения.

3.Культурная – организовывать мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание, содействующие эмоциональному развитию учащихся всех школ, входящих в сетевое сообщество.

Основные мероприятия по организации БИЦ на основе сетевого сотрудничества.

  1. Разработка нормативных документов, регламентирующих деятельность БИЦ в условиях сетевого сотрудничества.
  2. Заключение договоров о межсетевом сотрудничестве.
  3. Разработка единого сетевого плана работы.
  4. Развитие материально-технической базы БИЦ
  5. Разработка сетевых образовательных программ .
  6. Организация единой сетевой подписки на периодическую печать.
  7. Разработка прейскуранта, предлагаемых платных услуг
  8. Реклама новых возможностей БИЦ
  9. Корпоративный сайт.

Результаты и выводы:

Итак, два года работы в новых условиях позади. Пора подвести итоги и поделиться с коллегами проблемами, удачами, наработками. Самые главные положительные результаты:

  • Произошло реальное объединение информационных, кадровых, воспитательных ресурсов в рамках школьного округа
  • Наработан положительный опыт взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования
  • Полностью обновлена материально-техническая база БИЦ, увеличена площадь центра
  • Оборудована медиатека на три рабочих места с выходом в Интернет
  • Локальная сеть объединила компьютеры медиатеки и рабочее место библиотекаря
  • Создан Сетевой совет
  • Разработано Положение о Сетевом совете
  • Разработаны и прошли апробацию сетевые планы работы и тематические планы работы (в приложении)
  • Разработаны сетевые образовательные программы:
    1. Семейный архив
    2. Путь Аввакума
    3. Знаешь ли ты свои права?
    4. Основы информационной грамотности
    5. Здоровый ученик
    6. Семейное чтение
    • В рамках реализации проекта прошли сетевые мероприятия с участием сетевых партнеров (в приложении)
    • Состоялись выездные обучающие семинары в школьных библиотеках сельских районов
    1. Внедрение ИКТ в практику работы школьных библиотек
    2. Сетевое сотрудничество: проблемы и перспективы

Не все удалось организовать по объективным и субъективным причинам в процессе реализации проекта:

  • Не удалось создание корпоративного сайта, надеемся, что эта работа завершится и сайт будет создан. Основная причина неудачи – нехватка времени и навыков работы в сайтостроении. Практически в каждой школе штат библиотеки – один сотрудник, и реализовать масштабные задумки затруднительно.
  • Не удалась задумка корпоративного подхода к проведению уроков информационной грамотности. А идея была хороша. Не учли, что отсутствие сотрудника в школе во время его работы в школах сетевого сообщества, приведет к возникновению напряженности и непониманию со стороны руководителей школы.
  • Сетевая подписка на периодическую печать пока отложена до лучших времен. Школы организуют подписку, исходя из внутренних потребностей учреждения и финансовых возможностей. Эти возможности далеко не равнозначны.

Несмотря на некоторые нерешенные задачи, мы считаем эксперимент по созданию модели сетевого сообщества учреждений общего и дополнительного образования удавшимся.Два года работы показали эффективность взаимодействия. Улучшилось качество информационного обслуживания учащихся, учителей, родителей и других участников данного проекта, расширился ассортимент предоставляемых услуг, подготовлена база для объединения всех школ города и региона в целом в профессиональное сетевое сообщество.

Надеемся, что с созданием регионального отделения РШБА, такая работа будет продолжена и будет более плодотворна.