“Собраться вместе — это начало. Держаться вместе — это прогресс. Работать вместе — это успех”
Генри Форд “О сотрудничестве”
Существуют разные причины, благодаря которым возникает необходимость в организации сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями. Во-первых, в поисках знаний дети предпочитают урокам внешкольное пространство. Кризисы современных образовательных учреждений во многом связаны с тем, что дети получают информацию не столько от учителя, сколько из других источников. Сегодня ребенок может учиться в любой точке мира, не выходя из дома, а грани основного и базового образования очень сильно стерлись между собой. В настоящее время школа проигрывает современным, более технологичным, более привлекательным для подростков источникам образования.
Ситуация усугубляется вследствие демографического спада, ведущего к сокращению контингента учащихся. Анализ данных демографического спада и прогноз численности учащихся приводят к необходимости проводить реструктуризацию образовательных учреждений.
Кроме этого, чтобы быть конкурентоспособным, многие сферы деятельности становятся сетевыми, например, торговые, информационные, развлекательные и многие другие. Сетевые формы общения и взаимодействия экономичнее и эффективнее.
Также основаниями появления сетевых форм взаимодействия являются укрупнение ресурсов в условиях хронического дефицита основных средств; изменение роли государства и содержания его участия в образовании, в управлении образованием; переход на новую систему оплаты труда; интеграция в глобальные процессы; изменение состава участников процессов управления; пересмотр отношения государства к оценке качества образования.
Отличительной чертой большинства инновационных школ России, независимо от их статуса, специализации, технической оснащенности является изменение места и роли библиотеки в учебном процессе по сравнению с традиционным.
Планирование путей развития реально встает перед любой библиотекой, желающей развиваться, даже если в данный момент не видно никаких путей явного улучшения ее материально-технической и кадровой базы. Сетевое взаимодействие дает возможность использовать даже самые минимальные средства, которые есть или могут быть у библиотеки. Исходя из назревшей потребности объединения ресурсов и возможностей, в МАОУ ФМШ № 56 был разработан проект сетевого взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования. Как составляющая часть проекта, была реализована идея создания модели единого информационного пространства в микрорайоне .Проект объединил 4 школы, публичные детские библиотеки и учреждения дополнительного образования.
Участники проекта:
МАОУ ФМШ №№56, 17, 18, 52, Республиканская детско-юношеская библиотека, Детский Дом творчества Октябрьского района, Детская школа искусств №6, Городская детская библиотека им.А.Гайдара, Литературное объединение “Олимп”,газета “Час пик”,детский журнал”Ушкан”.
Именно для определения вектора развития библиотеки в школе, поиска партнеров, политики комплектования фондов и кадров, создания более мощной информационной базы, улучшения качественного обслуживания читателей, предлагаем модель сетевого сотрудничества учреждений общего и дополнительного образования, включающего в сферу сетевого взаимодействия библиотеки школ микрорайона.
Сетевая организация управления качеством библиотечно-информационного развития строится на принципах взаимодействия, социального партнерства, вариативности, информационных потоков и адресности и характеризуются тем, что узлы этих сетей несут уникальный ресурс, не дублируя, а дополняя друг друга. Каждый узел сети несет в себе определенный функционал и содержание. Структурной единицей, основным элементом, формой сетевого обмена и образования является сетевая образовательная программа (СОП).
Основополагающими идеями построения сетевых образовательных программ являются:
Можно выделить следующие виды СОП.
По возрастной категории участников сетевого образования:
- СОП, предназначенные для взрослых (преподавателей, родителей и т.д.);
- СОП, разработанные взрослыми для детей (педагогические и родительские инициативы);
- СОП, разработанные детьми для детей (проектная деятельность учащихся).
- По целевой аудитории
- СОП для повышения квалификации взрослых;
- СОП, направленные на формирование универсальных способов деятельности и включающие участников Сети в непосредственную творческую, исследовательскую или проектную деятельность.
Сетевая модель способствует:
Основные направления деятельности:
Организация библиотечно-информационного центра МАОУ ФМШ №56 г. Улан-Удэ как сетевого центра
Основные функции библиотечно-информационного центра:1.Образовательная – поддерживать и обеспечивать образовательные цели, сформулированные в концепции развития школы, сетевого сообщества
2.Информационная – предоставлять возможность использовать информацию вне зависимости от ее вида, формата, носителя, места нахождения.
3.Культурная – организовывать мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание, содействующие эмоциональному развитию учащихся всех школ, входящих в сетевое сообщество.
Основные мероприятия по организации БИЦ на основе сетевого сотрудничества.
- Разработка нормативных документов, регламентирующих деятельность БИЦ в условиях сетевого сотрудничества.
- Заключение договоров о межсетевом сотрудничестве.
- Разработка единого сетевого плана работы.
- Развитие материально-технической базы БИЦ
- Разработка сетевых образовательных программ .
- Организация единой сетевой подписки на периодическую печать.
- Разработка прейскуранта, предлагаемых платных услуг
- Реклама новых возможностей БИЦ
- Корпоративный сайт.
Результаты и выводы:
Итак, два года работы в новых условиях позади. Пора подвести итоги и поделиться с коллегами проблемами, удачами, наработками. Самые главные положительные результаты:
- Произошло реальное объединение информационных, кадровых, воспитательных ресурсов в рамках школьного округа
- Наработан положительный опыт взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования
- Полностью обновлена материально-техническая база БИЦ, увеличена площадь центра
- Оборудована медиатека на три рабочих места с выходом в Интернет
- Локальная сеть объединила компьютеры медиатеки и рабочее место библиотекаря
- Создан Сетевой совет
- Разработано Положение о Сетевом совете
- Разработаны и прошли апробацию сетевые планы работы и тематические планы работы (в приложении)
- Разработаны сетевые образовательные программы:
- Семейный архив
- Путь Аввакума
- Знаешь ли ты свои права?
- Основы информационной грамотности
- Здоровый ученик
- Семейное чтение
- В рамках реализации проекта прошли сетевые мероприятия с участием сетевых партнеров (в приложении)
- Состоялись выездные обучающие семинары в школьных библиотеках сельских районов
- Внедрение ИКТ в практику работы школьных библиотек
- Сетевое сотрудничество: проблемы и перспективы
Не все удалось организовать по объективным и субъективным причинам в процессе реализации проекта:
- Не удалось создание корпоративного сайта, надеемся, что эта работа завершится и сайт будет создан. Основная причина неудачи – нехватка времени и навыков работы в сайтостроении. Практически в каждой школе штат библиотеки – один сотрудник, и реализовать масштабные задумки затруднительно.
- Не удалась задумка корпоративного подхода к проведению уроков информационной грамотности. А идея была хороша. Не учли, что отсутствие сотрудника в школе во время его работы в школах сетевого сообщества, приведет к возникновению напряженности и непониманию со стороны руководителей школы.
- Сетевая подписка на периодическую печать пока отложена до лучших времен. Школы организуют подписку, исходя из внутренних потребностей учреждения и финансовых возможностей. Эти возможности далеко не равнозначны.
Несмотря на некоторые нерешенные задачи, мы считаем эксперимент по созданию модели сетевого сообщества учреждений общего и дополнительного образования удавшимся.Два года работы показали эффективность взаимодействия. Улучшилось качество информационного обслуживания учащихся, учителей, родителей и других участников данного проекта, расширился ассортимент предоставляемых услуг, подготовлена база для объединения всех школ города и региона в целом в профессиональное сетевое сообщество.
Надеемся, что с созданием регионального отделения РШБА, такая работа будет продолжена и будет более плодотворна.