Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (35 МБ)


Задачи урока:

  1. Продолжить работу по формированию умения составлять характеристику на основе указанных источников
  2. Продолжить работу по обучению умению выявлять причинно-следственные взаимосвязи между объектами и явлениями

Источник знаний:

1. Мелкомасштабные карты:

  • Экономическая карта Европейского юга.
  • Физическая.
  • Агроклиматическая.

2. Другие источники:

  • Брошюры атласа России.
  • Презентация Лермонтовские места.
  • Материалы из Интернета.
  • Словарь терминов.

Форма представления работы: индивидуальная текстовая работа учащихся.

Ход занятия

Актуализация знаний:

  1. Какой экономический район мы изучали?
  2. Состав, показать на карте, назвать столицы.
  3. Тема урока. Рекреационное хозяйство. Практическая работа Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.
  4. Задачи:
  • Продолжить работу по формированию умения составлять характеристику на основе указанных источников
  • Продолжить работу по обучению умению выявлять причинно-следственные взаимосвязи между объектами и явлениями

На каждом столе лежит “Словарь терминов”:

Рекреация – польск. rekreacja отдых, лат. Recreation восстановление

Агроклиматические ресурсы – климатические условия, учитываемые в сельском хозяйстве.

Рекреационные климатические ресурсы – климатические условия, благоприятствующие организации лечения и отдыха людей.

Лакколиты – горы с округлыми вершинами (в толщу песчаников и сланцев по разрывам в земной коре проникла магма. В некоторых участках она приподняла верхние слои осадочных пород, но не прорвала их и под ними постепенно застыла). Самый высокий из них – гора Бештау (1400м)

Эолова арфа – в греческой мифологии арфа бога ветров Эола, издававшая нежные звуки при восходе солнца и легчайшем ветерке.

Грот – неглубокая пещера со сводчатым потолком и широким входом.

Диана – в римской мифологии богиня растительности, олицетворение Луны, сестра Аполлона.

Ресторация – ж. фрнц. ресторанъ м. трактиръ

  1. Найти в словарике понятие “Рекреация”.
  2. По каким картам мы можем охарактеризовать рекреационные ресурсы? (физическая, агроклиматическая)
  3. Агроклиматические ресурсы?
  4. Рекреационные климатические ресурсы?
  5. Условные обозначения на агроклиматической карте.

Практическая работа:

I. Характеристика рекреационных климатических ресурсов:

  1. Пояс.
  2. Сумма температур воздуха за период с температурой выше + 10° c по изолиниям.
  3. Зона увлажнения.
  4. Коэффициент увлажнения.

II. Характеристика рельефа.

III. Как можно использовать территорию для отдыха?

IV.Рассказать об одном интересном месте Северного Кавказа.

(Приложение 1).

Беседа по результатам работы

  1. Характеристика рекреационных климатических ресурсов
  2. Рельеф (На территории Северного Кавказа: Предкавказье – равнина, северная часть Большого Кавказа. Южнее Ставропольской возвышенности поднимаются лакколиты. Вблизи этих гор выходят на поверхность целебные минеральные источники, связанные с трещинами и разрывами земной коры).
  3. Ещё в 1874г. французский инженер-гидротехник Ж. Франсуа писал: “В целой Европе не существует такого счастливого сочетания столь разнообразных ключей на сравнительно небольшом пространстве”.

  4. Как можно использовать территорию для отдыха?
    • Черноморское побережье (тёплое море) – курорты Сочи, Анапа, Геленджик.
    • Приэльбрусье – район альпинизма и горнолыжного спорта
    • Кавказские Минеральные воды: г. Ессентуки, Пятигорск, Железноводск, Кисловодск.

Хозяйственное освоение рекреационных ресурсов этого района началось в XIX в. с включением территории Кавказских Минеральных Вод в состав России.

Книга М. Ю. Лермонтова. Почему она у меня в руках?

Выступление учащегося (см. Приложение 2) с использованием презентации “Лермонтовские места в Пятигорске”.

Перспективы развития: необходимо сделать всё возможное для восстановления и дальнейшего развития рекреационного хозяйства.

Подведение итогов.

Домашнее задание: Внимание! Проблема! Страница 274, 275.