Сейчас много говорят о здоровом образе жизни. С экранов телевизоров кричат, что спорт – это залог здоровья, что это модно, что это ключ к успеху. Что же такое – здоровый образ жизни? Мы постарались на уроке “Я хочу быть здоровым” ответить на этот вопрос. Урок посвящён актуальной теме – здоровому образу жизни и, в частности, проблеме правильного питания. В ходе урока школьники изучают различные группы продуктов, рассказывают о своих традициях в питании, знакомятся с рецептами полезных блюд. На уроке применяются здоровьесберегающие технологии и элементы исследовательской работы в группах. Возрастающая потребность связи математики и различных жизненных ситуаций настоящего времени вынуждает учителя часто задумываться об организации разнообразных форм проведения уроков, позволяющих донести различные знания до учащихся как можно интереснее, доступнее, разнообразнее. Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, на уроке решали задачи, которые непосредственно связаны с понятием “здоровый образ жизни”, а таких задач в учебниках немного. Через решение задач дети знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами. Мы составили задачи, направленные на формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, правильного питания, безопасной жизни, физического воспитания. Материал, рассмотренный на уроке, позволяет правильно сделать выбор жизненного пути, правильно вести здоровый образ жизни. Урок расширяет и укрепляет знания детей о здоровом образе жизни.
Будущее за молодым поколением. Только здоровый человек с хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью и физической работоспособностью способен активно жить, успешно преодолевать жизненные трудности, поэтому считаем, что изучение данной темы актуально и перспективно в современном обществе.
Материал для подготовки к уроку подбирался из газет “Математика” – приложение к газете “Первое сентября”, журналов “Математика в школе, из методической газеты для учителей "Здоровье детей" Издательского дома "Первое сентября".
Цели урока: (слайд 2)
- Закрепить вычислительные навыки учащихся и умение находить дробь от числа.
- Пропагандировать здоровый образ жизни.
- Показать значение витаминов для здоровья человека.
- Развивать познавательный интерес учащихся, расширять их кругозор, приобщать к творчеству.
- Научить применять знания на практике.
Задачи урока:
- Сформировать понятие о здоровом образе жизни и факторах, укрепляющих и разрушающих здоровье; конкретизировать знания о воздействии вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков и табакокурение) на организм.
- Развивать умения организовать работу в группе, публично выступать, привлекать имеющиеся знания анализировать успешность своей работы.
- Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью продолжить формирование положительных привычек.
Ход подготовки к уроку:
- Написать небольшие творческие работы о пользе витаминов.
- Написать и красиво оформить рецепты фруктовых и овощных салатов.
- Подготовить сообщения о вредных привычках.
- Подготовить карточки с заданиями для групповой работы.
- Создание творческих групп.
- Карточки контроля.
Ход урока
1. Вводное слово учителя
Сегодня на уроке мы продолжаем говорить о здоровом образе жизни. Как вы думаете, что для нас всего дороже? (ответы учащихся)
Конечно же, здоровье! Здоровье человека – это главная ценность в жизни. Его не купишь ни за какие деньги. Каждый из нас хочет быть здоровым и счастливым. Но не задумывается о том, как сделать, чтобы жизнь была в ладу с собой, с окружающим миром. Секрет прост – здоровый образ жизни. Результатом здорового образа жизни является физическое и нравственное здоровье. Не случайно в народе говорят: “В здоровом теле – здоровый дух”. Какие же факторы неблагоприятно влияют на наше здоровье? Учащиеся отвечают, а учитель подводит к выводу:
– эмоционально-психические нагрузки с
резко пониженной физической активностью,
– избыточное и несбалансированное питание,
– непростая экологическая ситуация, сложившаяся
во многих регионах нашей страны,
– широкое распространение вредных привычек,
– нерациональная организация быта. (слайд 3) Нам
необходимо на уроке выяснить, какие существуют
возможности ослабить неблагоприятные
воздействия на организм как помочь себе
сохранить здоровье. Итак, начнем наш урок,
девизом которого послужат слова “Я выбираю
здоровый образ жизни”, с разминки.
2. Разминка
(слайд 4)- Повторим правила нахождения дроби и части от числа.
- 1/5; 1/2; 1/20 перевести в десятичную дробь и проценты.
- 0,25; 0,04 перевести в обыкновенную дробь и проценты.
- 20%; 10% перевести в обыкновенную дробь и десятичную.
3. Физкультминутка (проводит один из учеников)
Прилетели птицы с юга (имитация руками взмахов крыльев)
И расселись на ветвях (приседания)
Солнце движется по кругу (вращение головой)
И купается в морях (круговые движения руками)
Пробежала в поле мышка (бег на месте)
К долу клонится ветла (наклоны)
Из берлоги вышел мишка (наклоны и переступания с ноги на ногу)
И сказал: “зима пришла!” (корпус выпрямляем, руки разводим в стороны).
Учитель:
Теперь, ребята, вы будете работать в своих группах над предложенными вам задачами и представите классу результаты вашей работы.
4. Работа в группах
(слайд 5)Группам раздаются карточки с задачами, и перед ними ставится проблема.
1 группа: Работает над проблемой: “Зачем нужно соблюдать режим дня?”
Составляет режим дня по решению задачи.
Сон в 1,5 раза больше, чем занятия в школе
Занятия в школе – 25% суток/
Прогулка – 1/16 суток/
Подготовка уроков – 5/18 от занятий в школе/
Досуг – 1,8 от подготовки уроков/
Просмотр телевизора 1/6 от досуга/
2 группа: Работает над проблемой: “Почему табак называют ядом?”
Решает задачи о вреде курения.
1) Известно, что в среднем 80% курящих
страдают заболеваниями легких. Найдите
количество больных, если курят 500 человек.
2) Одна сигарета разрушает 25мг витамина С, дневная
норма приема витамина С 500мг. Сколько витамина
ворует у себя тот, кто выкуривает 14 сигарет в
день? Сколько витамина С у него останется?
3) После курения происходит уменьшение диаметра
мельчайших артерий на 30%. На сколько микрон
уменьшился диаметр артерии, если он был равен 20
микронам? Чему он стал равен?
30 больных перенесли инфаркт. Известно, что среди
них 80 %курящих, сколько человек могли бы быть
здоровыми?
4) Некоторые зарубежные фирмы за одну и ту же
работу курильщикам устанавливают заработную
плату на 15% ниже, чем некурящим. На сколько меньше
получит курящий человек, если заработная плата 340
$?
3 группа: Работает над проблемой: “Роль витаминов для человека”
Решает задачи о полезной пище.
1) При чистке орехов 60% уходит в отходы.
Как вы думаете, что выгоднее купить неочищенные
орехи по 80 руб. за 1 кг или очищенные по 350 руб. за
кг?
2) В 100г картофеля после сбора урожая содержится 25
мг витамина С, а зимой его содержание уменьшается
до 40%.Сколько витамина С можно получить зимой из
200г картофельного пюре?
3) В 100 г капусты брокколи содержится 120 мг
витамина С, а в обычной квашенной 2? 3 этого
количества. Сколько мг витамина содержится в
такой же порции квашенной капусты?
4) Изюм один из самых полезных сухофруктов,
сохраняет практически все свойства свежего
винограда: до 70%-80% витаминов и микроэлементов.
При сушке винограда изюм составляет 32% массы
используемого винограда. Сколько изюма
получится из 10 кг винограда? 5) В 100г говяжьей
печени содержится 8 мг витамина А. Сколько
витамина А содержит такая же масса сыра
“Российского”, если он составляет 3,2 % от его
количества в говяжьей печени?
4 группа: Проблема “Рациональное питание – так ли важно оно?”
Определяет массы компонентов в рецептах полезных блюд.
1) Салат “витаминный”, порция 400 г
- Морковь 25% порции.
- Сельдерей корневой 1? 4 часть.
- Яблоко 0,4 порции.
- Орех 5% порции.
- Сок лимонный 0,05 порции.
- Чеснок 1 зубчик Салат “Летний”.
2) Салат “летний”, масса салата 1 кг
- Капуста краснокачанная 30 %.
- Помидоры 0,2.
- Огурцы 1? 5 часть.
- Болгарский перец 20%.
- Редис 0,1.
3) Молочный коктейль, порция 250 г.
- Молоко 60 %.
- Апельсиновый сок.
- Малиновый сироп 0,2 части.
4) Коктейль банановый, порция 250 г.
- 1 яйцо 40% кипяченого охлажденного молока.
- лед (по желанию).
Учащиеся работают в группах, результаты своей работы заносят в карточки контроля, под руководством консультантов оценивают, и представляют отчёт работы группы перед классом.
5. Отчёты групп
Выступление 1 группы: проблема – “Зачем нужно соблюдать режим дня?”
1. Сообщение ученика по проблеме, стоящей перед группой.
Режим дня школьника представляет собой распорядок бодрствования и сна, чередования различных видов деятельности и отдыха в течение суток. От того, насколько правильно организован режим дня школьника, зависит состояние здоровья, физическое развитие, работоспособность и успеваемость в школе. В основе правильно организованного режима дня школьника лежит определенный ритм, строгое чередование отдельных элементов режима. При выполнении в определенной последовательности, в одно и то же время, отдельных элементов режима дня в центральной нервной системе создаются сложные связи, облегчающие переход от одного вида деятельности к другому и выполнение их с наименьшей затратой энергии. Поэтому необходимо строго придерживаться определенного времени подъема и отхода ко сну, приготовления домашних заданий, приемов пищи, т. е. следовать определенному, установленному режиму дня. Этому основному положению должны быть подчинены все элементы режима. Режим дня школьника строится с учетом возрастных особенностей и, прежде всего, с учетом возрастных особенностей деятельности нервной системы. Правильно организованный режим дня школьника предусматривает:
1. Правильное чередование труда и отдыха.
2. Регулярный прием пищи.
3. Сон определенной продолжительности, с точным временем подъема и отхода ко сну.
4. Определенное время для утренней гимнастики и гигиенических процедур.
5. Определенное время для приготовления домашних заданий.
6. Определенную продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на открытом воздухе.
Каждый день школьника должен начинаться с утренней гимнастики, которая недаром называется зарядкой, так как прогоняет остатки сонливости и как бы дает заряд бодрости на весь предстоящий день.
2) Представляет режим дня, составленный по решению задачи. (Слайды 6 и 7)
Выступление 2 группы: проблема – “Почему табак называют ядом?”
1) Сообщение ученика по проблеме, стоящей перед группой.
О вреде курения сказано немало. Однако беспокойство ученых и врачей, вызванное распространением этой пагубной привычки, растет, так как пока еще значительное число людей не считает курение вредным для здоровья. Курение – не безобидное занятие, которое можно бросить без усилий. Это настоящая наркомания, и тем более опасная, что многие не принимают всерьез. Никотин – один из самых опасных ядов растительного происхождения. Птицы (воробьи, голуби) погибают, если к их клюву поднести стеклянную палочку, смоченную никотином. Кролик погибает от 1/4 капли никотина, собака – от 1/2 капли. Для человека смертельная доза никотина составляет от 50 до 100 мг, или 2-3 капли. Именно такая доза поступает ежедневно в кровь после выкуривания 20-25 сигарет. Курильщик не погибает потому, что доза вводится постепенно, не в один прием. К тому же, часть никотина нейтрализует формальдегид – другой яд, содержащийся в табаке. Курение подростков, в первую очередь, сказывается на нервной и сердечной-сосудистой системах. В 12-15 лет они уже жалуются на одышку при физической нагрузке. В результате многолетних наблюдений французский доктор Декалзне еще 100 лет назад пришел к убеждению, что даже незначительное курение вызывает у детей малокровие, расстройство пищеварения. Курение отрицательно влияет на успеваемость школьника.
2) Представляет решения задач. (слайд 8)
Выступление 3 группы: проблема – “Роль витаминов для человека”
1) Сообщения учащихся группы.
Некоторые болезни развиваются из-за недостатка питательных веществ – витаминов. Только в 1880 году русский ученый Н.И. Лунин открыл причину заболеваний у людей. Он доказал, что в натуральных продуктах питания, созданных природой, существуют какие-то ранее неизвестные вещества, необходимые для жизни любого организма. Эти вещества назвали витаминами. Они участвуют во всех физиологических процессах как важнейшие регуляторы жизнедеятельности. Витамины оказывают сильное влияние на рост, развитие, обмен веществ. Исключительно важным является витамин С. В больших количествах он содержится в плодах шиповника, чёрной смородины, капусте, петрушке, луке и др. Кроме овощей и фруктов много витамина С содержится в хвое сосны, примерно в 7 раз больше, чем в лимонах. При недостатке витамина С развивается цинга, люди слабеют, у них воспаляются и кровоточат дёсна, выпадают зубы, распухают суставы, резко снижается сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям. Суточная потребность витамина С 60 – 100 мг. У курящих людей витамин С усваивается крайне плохо и даже при достаточном поступлении с пищей, наблюдается его дефицит.
Витамин А содержится в сливочном масле, рыбьем жире, яичном желтке, молоке, моркови, помидорах, абрикосах и др. При его недостатке дети плохо растут, у них нарушается формирование зубов, волос, поражаются дыхательные пути, кожа, развивается “куриная слепота”, неспособность видеть при слабом освещении.
Витамин В содержатся в достаточном количестве в дрожжах, гречневой крупе, говяжьей печени, фасоли, зеленом горошке, тыкве, белокочанной капусте, пшеничной и ржаной муке. Витамин D содержится в рыбьем жире, печени, яичных желтках и др. Образуется в коже человека под влиянием ультрафиолетовых лучей. При его недостатке развивается рахит, кости таких детей содержат недостаточно кальция и фосфора, поэтому искривляется, происходит деформация грудной клетки.
2) Представляет решения задач о полезной пище. (Слайд 9)
Выступление 4 группы: проблема – “Рациональное питание – так ли важно оно?”
Сообщения учащихся группы.
Питание, которое обеспечивает полноценное развитие, называется рациональным. Известный русский писатель Л. Писарев подметил: “Измени пищу человека, и человек мало – помалу изменится”. Здоровье человека во многом определяется количеством и качеством пищи, режимом питания. Здоровое питание – важнейшее условие долголетия. Самый главный источник болезней – неправильное питание. Наука о питании уходит в глубину веков. Важные положения о рациональном питании можно встретить в трудах Гиппократа, Галена, Авиценны и др. ученых. Болезнь – лишь способ, с помощью которого природа показывает человеку, что он переполнен токсинами. Обычно люди не задумываются над подбором пищи, руководствуются единственным требованиям – повкуснее, а всегда ли полезно то, что повкуснее? Русский ученый И. Мечников не напрасно говорил своим ученикам: “Смерть всегда гнездится в кишечнике”. Главное правило – это соотношение количества и калорийности энергетическим затратам и физиологическим потребностям организма. В школе на уроках вы работаете умственно, вы тратите много энергии, и её нужно восполнять для работы головного мозга, для роста мышц. Поэтому взрослые озабочены питанием учащихся в школе, вам предлагается организованное питание. Здоровое питание – это ограничение жиров и соли, увеличение в рационе фруктов, круп, изделий из муки грубого помола, бобовых, нежирные молочные продукты, рыбу, постное мясо.
2) Представляет рецепты полезных блюд. (Слайды 10 и 11)
6. Итог урока.
Учитель: “Что же входит в понятие здорового образа жизни?” Ответы учащихся:
- отказ от вредных привычек;
- двигательный режим;
- правильное питание;
- закаливание;
- выполнение правил личной гигиены. (Слайд 12)
7. Заключительное слово учителя.
Когда человек чувствует себя здоровым, физически крепким, то многие препятствия психологического характера преодолеваются гораздо легче. Возникает чувство уверенности в себе, а это очень важно в наше время. Ни государство, ни медицинская наука не смогут сделать человека здоровым, если он сам не позаботиться о своем здоровье. Забота о своем организме – это забота о благополучии сегодня и успехе завтра.
8. Домашнее задание (по группам)
(Слайд 13)- Составить режим дня для разных возрастов.
- Сообщения о роли закаливающих процедур.