Цели урока:
1. Обучающие
- познакомить учащихся с физическим смыслом производной,
- рассмотреть использование механического истолкования производной при решении задач, связанных с физическим смыслом,
- расширить знания учащихся о производной, ввести понятие второй производной,
- закрепить навыки вычисления производных.
2. Развивающие
3 Воспитывающие
Девиз урока: “Добывай знания сам!”
Форма проведения урока: семинар.
К семинару учащиеся готовят вопросы:
- О происхождении терминов “производная”, “предел” и их обозначений.
- Физический смысл производной.
- Применение производной в физике.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Учитель.
“Из всех теоретических успехов знания вряд ли какой-нибудь считается столь высоким триумфом человеческого духа, как изобретение исчисления бесконечно малых во второй половине XVII века”
Ф.Энгельс.
Посмотрите на слова Ф.Энгельса. Речь идет о производной. Производная – одно из фундаментальных понятий математики. Оно возникло в 17 веке в связи с необходимостью решения ряда задач физики, механики и математики, но в первую очередь следующих задач:
– определение скорости прямолинейного
движения,
– построения касательной к кривой.
Независимо друг от друга И.Ньютон и Г.Лейбниц разработали аппарат, которым мы и пользуемся в настоящее время. Исчисление, созданное Ньютоном и Лейбницем, получило название дифференциальное исчисление. С его помощью был решен целый ряд задач теоретической механики, физики, астрономии. В частности, используя методы дифференциального исчисления, ученые предсказали возвращение кометы Галлея, что было большим триумфом науки 18 века.
Основные понятия дифференциального исчисления долгое время не были обоснованны теоретически. И только в начале 19 века французский математик О.Коши дал строгое построение дифференциального исчисления на основе понятия предела.
Вопрос классу: Вспомним определения предела и производной.
Смотрим “Презентация 1”.
XVII век. Зарождение дифференциального исчисления. Мы живем в 21 веке и сейчас используем уже известные нам обозначения. А с чего все начиналось? Каково происхождение терминов и обозначений?
Сообщение учащегося о происхождении терминов и обозначений предела и производной.
3. Актуализация знаний.
К доске вызываются двое учащихся:
- “Заполните таблицу” и “Найди ошибку”.
Остальные в это время по вариантам выполняют задание “Заполните “окошки”(5 мин.).
“Заполните таблицу”:
Функции |
Производные функций |
у=х5-17/х2+28х+16 |
У/= |
у=х2/(4х-7) |
У/= |
у= |
У/=-1/х2 |
у= |
У/=14х+14 |
“Найди ошибку”:
Проверьте правильность заполнения таблицы.
Функция у |
Производная функции У/ |
3х3-27х2+15 |
9х2-54х+15 |
х3/(3-х2) |
х2(х-3)(х+3)/(3-х2)2 |
1/х+4х2 |
(8х3-1)/х2 |
100х3+35х2 |
300х2+70х |
“Заполните “окошки””:
Вариант 1
- (..........) /=х2-6х+8;
- (14/(х4-8х2+2))/=(..........);
- (..........) /=24х3+13х2+5;
- ((3-х)/8)/=(..........).
Вариант 2
- (..........) /=х3+5-6х4;
- (13х/(х-2))/=(..........);
- (..........) /=0,5х2+4х;
- (1/7 х3-24х2-х/2)/=(..........).
Класс сдает листочки и проверяет ответы у доски (5-7 мин.). Перед проверкой ещё раз повторяем правила дифференцирования (смотрим “Презентация 2”).
4. Проблемная задача.
Две материальные точки движутся прямолинейно по законам
S1(t)=2,5t2-6t+1,
S2(t)=0,5t2+2t-3.
В какой момент времени скорости их равны, т.е.V1(t 0 )=V2(t 0 ), t 0 -?
“Лишь дифференциальное исчисление дает естествознанию возможность изображать математически не только состояния, но и процессы: движение”
Ф.Энгельс.
Учитель.
Рассмотрим физический смысл производной.
Учащиеся, которые готовили этот вопрос, защищают свои проекты (остальные слушают, делают записи в тетради, уточняют непонятные моменты).
Проекты учащихся о применении производной в физике:
- физический смысл производной,
- вторая производная (понятие) и ее физический смысл.
Презентации учащихся:
– “ Презентация 3”,
– “Презентация 4”.
Класс далее решает предложенную проблемную задачу.
5. Закрепление и проверка уровня усвоения (по вариантам).
Вариант 1
1. В чем сущность физического смысла у/?
А. Скорость.
Б. Ускорение.
В. Угловой коэффициент.
Г. Не знаю.
2. Точка движется по закону S(t)=2t3-3t. Чему равна скорость в момент t 0 =1с?
А. 15.
Б. 12.
В. 9.
Г. 3.
3. Зависимость пути S от времени движения выражается формулой S=gt2/2. Назовите формулу ускорения.
А. 2gt/2.
Б. 2gt.
В. gt.
Г. g.
4. Точка движется прямолинейно по закону S(t)=t3/3-2t2+3t+1. В какие моменты времени ее скорость будет равна 0?
А. 1 и 3.
Б. 1 и 4.
В. 2.
Г. 2 и 0.
5. Скорость тела определяется по формуле V(t)=5t3+t2. Чему равно ускорение тела в момент времени t 0 =1с?
А. 17.
Б. 32.
В. 30.
Г. 16.
Вариант 2
1. В чем сущность физического смысла у//?
А. Скорость.
Б. Ускорение.
В. Угловой коэффициент.
Г. Не знаю.
2.Точка движется по закону S(t)=2t3-3t. Чему равно ускорение в момент t 0 =1с?
А. 15.
Б. 12.
В. 9.
Г. 3.
3. Зависимость пути S от времени движения выражается формулой S=gt2/2. Назовите формулу скорости.
А. 2gt/2.
Б. 2gt.
В. gt.
Г. g.
4. Точка движется прямолинейно по закону S(t)=t3/3-2t2+3t+1. В какие моменты времени ее ускорение будет равна 0?
А. 1 и 3.
Б. 1 и 4.
В. 2.
Г. 2 и 0.
5. Скорость тела определяется по формуле V(t)=15t2+ 2t. Чему равно ускорение тела в момент времени t 0 =1с?
А. 17.
Б. 32.
В. 30.
Г. 16.