Цели
урока:
Образовательная
– вызвать
объективную необходимость изучения нового
материала, способствовать овладению знаниями по
теме “Валентные состояния атома углерода,
познакомить учащихся с понятием гибридизация и
валентными состояниями атома углерода, научить
определять по структурной формуле вещества
гибридное состояние и форму атома углерода.
Развивающая
– формировать умение
устанавливать причинно-следственные связи,
систематизировать материал, делать выводы по
теме; способствовать развитию мышления,
познавательных и общетрудовых умений.
Воспитательная
– формировать
добросовестное отношение к учебному труду,
положительной мотивации к учению,
коммуникативных умений; убеждать в
необходимости привлечения средств науки химии к
пониманию и описанию процессов, идущих в
окружающем мире.
Задачи урока:
Изучить строение атома углерода в трёх
валентных состояниях, понятие гибридизации; типы
химической связи в молекулах алканов, алкенов,
алкинов; пространственное строение молекул.
Продолжить формирование умений в моделировании
химических явлений.
Развитие умений обобщать и систематизировать
знания, относящиеся к разным классам
углеводородов; выявлять сущность свойств
углеводородов и взаимосвязь между химической
связью в органических соединениях и их строением
и составом.
Продолжить формирование
диалектико-материалистического мировоззрения
на примере молекулы метана, этилена, ацетилена.
Развитие умений в установлении
причинно-следственных связей.
Методы: репродуктивный,
частично-поисковый, исследовательский.
Форма организации занятий:
словесный (лекция), наглядный, проблемное
изложение, работа с книгой, фронтальный
опрос, самостоятельная работа.
Средства обучения:
- учебно-материальные: химические реактивы,
материальные принадлежности для химических
опытов, компьютер, проектор, книги, ТСО;
- дидактико-методические: химический язык,
химический эксперимент, дидактический материал;
- психолого-педагогические: познавательные
задания (вопросы, тесты, алгоритмы).
Форма организации работы в классе:
индивидуальная, фронтальная.
Хронометраж урока:
- Организационный этап – 1 мин.
- Актуализация знаний – 5 мин.
- Постановка цели и задач урока – 5 мин.
- Изучение нового материала.
Усвоение новых
знаний и способов действий – 23 мин.
- Закрепление изученного материала.
Первичная
проверка понимания – 3 мин.
- Рефлексия и подведение итогов– 4 мин.
- Домашнее задание – 2 мин.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация знаний.
На этапе актуализации знаний ученики
вспоминают типы химической связи, признаки
ковалентной связи (направленность и
насыщаемость), кратность ковалентных связей, - связь и -связь, теорию строения органических
веществ и то, что углерод в органических
соединениях четырехвалентен.
III. Постановка цели и задач урока.
Атом углерода – основа всех
органических соединений, поэтому его
электронное строение представляет особый
интерес при изучении органической химии.
- К доске выходит ученик и по положению в ПСХЭ Д. И.
Менделеева дает характеристику строения атома
углерода. (На доске представлена схема строения
атома углерода). Атом углерода состоит из
положительно заряженного ядра (заряд равен +6) и
шести электронов, которые расположены на двух
различных энергетических уровнях. Первый
ближайший к ядру уровень занимают два спаренных 1s2 – электрона (неподеленная
электронная пара). Эти электроны не принимают
участия в образовании химических связей.
Остальные четыре электрона (2s2 и 2р2)
находятся на втором энергетическом уровне.
- Учитель отмечает, что углерод в органических
соединениях всегда четырехвалентен, а главное,
что ковалентные связи образуют неспаренные
электроны. Обращает особое внимание на подуровни
2s2 и 2р2, на которых число неспаренных
электронов не согласуется с четырехвалентностью
атома углерода.
- Как же выйти из этого противоречия?
Цель:
Выяснить, почему и как
изменяется расположение электронных облаков в
атоме углерода.
IV. Изучение нового материала.
- Учитель: четырехвалентность атома углерода
можно объяснить тем, что при образовании
химической связи атом углерода (как и другой
любой атом становится возбужденным
–
С*)
(слайд 2). Такой переход приводит к появлению на
внешнем уровне четырех неспаренных электронов
(один 2s- и три 2p-электрона).
Поэтому для возбужденного состояния атома
углерода можно записать такую конфигурацию
электронов: 1s22s12p3.
Поглощенная энергия (при возбуждении атома
углерода) затем с избытком компенсируется при
образовании четырех химических связей. Как вы
считаете, энергетические состояния этих
электронов одинаковы?
Ученики: поскольку это разные подуровни, то они
должны отличаться энергиями.
Учитель: на самом деле в симметрично
построенных молекулах, таких как CH4 и CCI4 и
др., четыре химические связи атома углерода с
другими атомами практически одинаковы. Чтобы
объяснить это противоречие, физиками было
введено понятие о гибридизации (смешении)
электронных орбиталей (слайд 3). Согласно этой
гипотезе, электроны находятся не на “чистых” s- и р-орбиталях, а на
усредненных, обладающих одинаковой энергией.
Такие орбитали называют гибридными. При
смешении одной 2s- и трех 2р-орбиталей
образуются четыре одинаковые sp3-гибридные
орбитали (слайды 4, 5).Их формы отличаются от форм
исходных 2s- и 2р-орбиталей, один из
“лепестков” этой орбитали значительно вытянут
в одну сторону от ядра. Все они строго
ориентированы в пространстве под углом 109о28',
образуя геометрическую фигуру – тетраэдр.
Ученикам предложено построить молекулу метана
и этана.
Учитель: при образовании молекулы этана одна из
четырех sp3-гибридных орбиталей первого
углеродного атома перекрывается с такой же
орбиталью второго атома углерода с образованием
углерод – углеродной связи. Остальные гибридные
орбитали при перекрывании с 1s-орбиталями атомов
водорода образуют шесть -связей C – H.
(слайд 6). Состояние углеродного атома с sp3-гибридными
орбиталями характерно для соединений с
одинарной связью – алканов (слайд 7). Для простого
соединения sp3-гибридное состояние атома
углерода характерно для алмаза (слайд 8). Для
атома углерода возможны три типа гибридизации,
три валентных состояния атома углерода – sp3,
sp2 и sp. Два новых
состояния, чем отличаются от первого?
Ученик: участвуют не все р-орбитали.
Учитель: на слайде 9 показана схема образования
трех валентных состояний атома углерода. При
“смешении” одной 2s- и двух 2р-орбиталей
образуются три одинаковые sp2-гибридные
орбитали (слайд 10). Они расположены в одной
плоскости под углом 120о друг к другу (слайд
11). Третий р-электрон, не вступая в гибридизацию и
сохраняя форму своей орбитали неизменной,
располагается в плоскости, перпендикулярной
плоскости гибридных орбиталей (слайд 12). Этот тип
гобридизации характерен для соединений с
двойной связью – алкенов (например этилена)
(слайд 13). В молекуле этилена H2C = CH2 атом углерода находится в
состоянии sp2-гибридизации. В этом случае
одна углерод – углеродная связь (-связь) образована перекрыванием
двух sp2-гибридных орбиталей (по
одной от каждого углеродного атома), а другая –
перекрыванием двух негибридизованных
2р-орбиталей в плоскости, перпендикулярной
плоскости - связи. Так
возникает качественно новая связь – -связь. А как же возникает
тройная связь?
Ученик: в sp-гибридизации должны перекрываться
только 2s- и одна 2р-орбиталь.
Учитель: на слайде 14 дано объяснение третьего
валентного состояния атома углерода. Схема
образования двух одинаковых sp-гибридных
орбиталей представлена на слайде 15. На слайдах 16
и 17 хорошо видны две 2р-орбитали, не участвующие в
гибридизации. Эти негибридизованные орбитали
расположены во взаимно перпендикулярных
плоскостях. sp-Гибридизация
характерна для углеводородов с тройной связью –
алкинов (например ацетилена). В молекуле
ацетилена H – C C – H атом углерода
находится в состоянии sp-гибридизации.
Одна связь между углеродными атомами образована
перекрыванием двух sp-гибридных
орбиталей (по одной от каждого углеродного
атома). В этом случае образуется обычная -связь. Две
остальные sp-гибридные орбитали образуют с
1s-орбиталями двух водородных атомов две -связи C – H, расположенные друг относительно
друга под углом 180o. Оставшиеся у
каждого углеродного атома еще по две
негибридизованные 2р-орбитали перекрываются в
двух взаимно перпендикулярных областях, образуя
две -связи
(слайды 18, 19).
На протяжении прохождения нового материала
учащиеся составляют конспект в тетрадях с опорой
на презентацию учителя (тема, понятие
гибридизации, валентные состояния атома
углерода).
V. Закрепление изученного материала.
- Собрать шаростержневые молекулы метана,
этилена и ацетилена.
- Показать валентные углы.
- Назвать тип гибридизации для каждой связи.
- Какой тип гибридизации не существует и почему?
(слайд 20)
- Определите тип гибридизации каждого атома
углерода в молекулах веществ (слайд 21)
1) СН
3 - СН
2 - СН
3; 2)
СН
2 = СН - СН
2 - СН
3; 3) СН
С - СН
2 - СН
3
VI. Рефлексия
Учащимся заданы вопросы (слайд 22):
- Достигли ли вы цели урока? В какой степени?
- Какие вопросы вызвали наибольшее затруднение?
- Оцените свою работу по предложенному тесту
(приложение 1)
VII. Домашнее задание
§4, № 1, 2
По учебнику Химия. 10 класс.
Профильный уровень: учеб. для общеобразоват.
учреждений / О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю.
Пономарев, В.И. Теренин; под ред. В.И. Теренина. - 7-е
изд., перераб. - М.: Дрофа, 2005.
Презентация
Приложение 1
Литература