Написание слов-предметов с основой на шипящий звук. 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель: знакомство с написанием слов - предметов с основой на шипящий звук.

Задачи:

  • научить правильно, делать выбор при написании мягкого знака в словах с основой на шипящий, учитывая род, закрепить знания детей о мягком знаке;
  • развивать фонематический слух, внимание, речь. память;
  • воспитывать желание заботиться о своём доме, быть гостеприимным, прививать любовь к изучению родного языка.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Форма урока: урок с разнообразными видами занятий.

Приёмы: определение буквы по описанию, выделение общего, найди лишнее, сравнение слов, корзина идей, сказка, работа по составлению схем, работа с обратным словарём, составление синквейна, игровые ситуации.

Формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Оборудование: сигнальные карточки, учебник "Русский язык" - часть I, часть II.

Ход урока

I. Орг момент. (Слайд 1)

Дети:

Прозвенел звонок,
Начался урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.

Учитель: Русский язык - это увлекательная страна открытий. Каждое слово в нем - загадка, а за его словами прячутся великие тайны, которые мы постепенно открываем. Мы сегодня мы откроем еще одну: (Слайд 2)

Учитель: Что это? Пропущены слова. Буква есть, а чего нет?

Дети: Звука

Учитель: Кто догадался, о какой букве идет речь?

Дети: О мягком знаке

Учитель: В какую строку вставим слова "мягкий знак"?

Дети: Во вторую.

Учитель: На что похож мягкий знак?

Дети: На крючок

Учитель: Подберите рифму и отгадайте последнее слово.

Дети: Секрет

Учитель: Чьи секреты-тайны мы будем открывать?

Дети: Мягкого знака

Учитель: Первую тайну вы уже назвали. Озвучьте ее.

Дети: Мягкий знак не обозначает звука

II. Минутка чистописания

Учитель: Пропишем мягкий знак. (показ на доске)

(в: р:б:и, т:трад:, п:л:то, учител: ,к:н:ки, к:рабл:, к:ртоф:л:) (Слайд 3)

Учитель: Прочитайте данные слова. Что в них общего?

Дети: Во всех словах есть мягкий знак.

Дети: Эти слова словарные, с непроверяемой безударной гласной.

Дети: Слова являются предметами.

Учитель: Какие есть различия в этих словах?

Дети: Различия в нахождении и роли мягкого знака. В словах тетрадь, корабль, картофель, учитель - мягкий знак стоит в конце слова после согласных, а в словах коньки, пальто - в середине, после согласных, и обозначает их мягкость.

Дети: В слове воробьи, мягкий знак является разделительным.

Учитель: цепочку букв для минутки чистописания вы составите самостоятельно, используя первые буквы слов - предметов во мн.ч. и мягкий знак. Какая цепочка у вас получилась?

Дети: вькь

Учитель: Пропишите полстрочки мягкий знак и цепочку букв, которую вы получили.

Составьте и запишите предложение, используя одно из слов. Подчеркните основу предложения. (Взаимопроверка)

III. Актуализация опорных знаний. (Слайд 4. "Тайны мягкого знака")

Учитель: Обсудите в паре и составьте общий ответ на вопрос: Какие секреты есть у мягкого знака? (Обсуждают 2 минуты, готовность групп оповещают сигнальными карточками)

Учитель: Что у вас получилось? Ответы не повторяйте, а добавляйте новые.

Дети:

  • Обозначает мягкость согласных в середине слова
  • Разделяет согласный и гласный
  • Не обозначает звука
  • Обозначает мягкость согласных на конце слова

Учитель: Сколько тайн мягкого знака мы уже знаем?

Дети: Четыре (Слайд 5)

Учитель: Приведите примеры к каждой открытой ранее тайне и запишите каждую группу слов с новой строчки. Зелёной пастой выделите мягкий знак вместе с согласной

[Дети называют слова, записывают их в тетради.]

Учитель: А как вы думаете, есть ли еще тайна у мягкого знака?

IV. Стадия вызова.

1. Определение темы и цели урока.

Учитель: Чтобы развеять наши сомнения мы с вами побываем в сказке.

Давно это было. Однажды встретились два брата - твёрдый и мягкий знаки. Почему они братья? (Слайд 6)

Дети: Не имеют звука.

Учитель: Сели за большой стол. Поставили самовар, стали чай пить с калачами, да кренделями. Разговор завели о дружбе, о друзьях - товарищах своих. Стали буквы друг дружке доказывать, у кого из них друзей больше.

- У меня друзей больше! - кричит твердый знак.

- Нет, братец, у меня! - не отстает от него мягкий знак.

Надолго затянулся их спор: никак друзей подсчитать не могут. Но тут твердый знак хлопнул ладошкой по столу и крикнул:

- А почему нет у тебя друзей среди слов - предметов женского и мужского рода с шипящими на конце?

Промолчал мягкий знак, не знал, что и ответить: не водил он дружбы с этими словами. И досталась победа твердому знаку.

Тогда мягкий знак решил подружиться с предметами женского и мужского рода с шипящими на конце. Разузнал о том, что живут они далеко за рекою, на краю леса темного.

Долго собирался он в дорогу. Встал утром пораньше, из дома вышел и отправился в путь-дорогу.

Шел он, шел. Солнышко высоко поднялось, припекать стало. Ножки у мягкого знака устали, пот выступил, горлышко пересохло: пить захотелось. (Слайд 7)

Но тут увидел он домишко глиняный, с соломенной истрёпанной крышей, трубой сломанной. Забор набок покосился, а кое - где досок не хватает, На земле камней видимо- невидимо.

- Ай! Вскликнув мягкий знак, больно стукнувшись о камень. Прихрамывая, подошёл он к двери: ни замка, ни ручки. Стал в дверь стучать, хозяев звать. Никто не откликнулся, не вышел гостя встретить. А в этом домике жили слова - предметы мужского рода с шипящими на конце. Они были такие лодыри, что целыми днями лежали на печи, калачи ели. Поленились они гостя впустить в дом.

Отправился дальше мягкий знак. (Слайд 8)

Идёт и видит: неподалёку другой домик стоит, бревенчатый, с кирпичной трубой, с дверью резной, в оконцах цветочки видны. К домику дорожка ведёт, песочком посыпанная. Вокруг цветов - видимо-невидимо. И всё так чисто и красиво! А на заборе петушок кукарекает, в гости зазывает. В этом доме жили предметы женского рода с шипящими на конце.

- Ой! - радостно воскликнул мягкий знак. Наверно в этом домике будут рады гостю! В дверь постучал. Впустили мягкий знак, накормили, напоили, на постель дорогого гостя уложили. Долго гостил мягкий знак в этом домике, да так подружился, что никогда не расстаётся со словами - предметами женского рода с шипящими на конце.

2. Подведите итог сказки.

Дети: Мягкий знак подружился со словами - предметами женского рода, у которых шипящий на конце.

Учитель: Определите тему и цель нашего урока

Дети: Мягкий знак в словах с основой на шипящий

Научиться писать слова, оканчивающие на буквы Ж, Ш, Щ, Ч

Учитель: Чему учит сказка?

Дети: Сказка учит доброте, выручке, гостеприимству, аккуратности, иметь много хороших друзей, быть другом для других.

V. Стадия осмысления.

1. Распределение слов по группам.

Учитель: Помогите словам с основой на шипящий найти свои домики (Слайд 9).

Разделите слова на две группы и запишите в тетрадь.

Шалаш, мышь, гараж, молодежь, кирпич, полночь, помощь, лещ, ночь, обруч, малыш, пейзаж, рожь, брошь. ( Самопроверка, самооценка, работа с сигнальными карточками. Слайд 10).

Учитель: Что общего в словах каждого столбика?

Дети: У слов с основой на шипящий в одном столбике есть мягкий знак, а в другом нет

Учитель: Почему в одних словах пишется мягкий знак, а в других не пишется?

Дети: Cлова женского рода с основой на шипящий пишутся с мягким знаком.

Дети: Cлова мужского рода с основой на шипящий пишутся без мягкого знака.

Учитель: Сделайте вывод: когда после шипящих мягкий знак пишется, а когда не пишется.

(Дети делают вывод, сравнивают его с учебником. "Русский язык" часть I, стр.156 . Слайд 11).

2. Составление схемы-модели для запоминания нового правила.

Учитель: Какой мы с вами секрет открыли о мягком знаке? Сформулируйте.

Дети: Мягкий знак пишется на конце слов-названий предметов с основой на шипящий в словах женского рода.

Учитель: Для лучшего запоминания нового правила попробуем составить схему-модель.

(Работа в группах. Анализируются разные варианты)

Учитель: Как мы сможем применить модель при выполнении упражнений? (Слайд 12).

Дети: Найти слово-предмет с шипящим на конце, определить его род

3. Физминутка.

Учитель: Потренируемся в правописании слов с новой орфограммой, используя модель.

Я буду называть слова, а вы выполнять движения. Если в слове мягкий знак пишется, то вы приседаете, если же мягкий знак не пишется - выполняете прыжки с хлопками над головой.

Ночь, нож, ключ, мяч, матч, плащ, мышь, рожь, камыш, малыш, пейзаж, брошь.

4. Первичное закрепление.

(Предупредительный диктант)

Товарищ принес мне нужную вещь. Луч солнца пробился сквозь щель сарая. В густом лесу водится разная лесная дичь. Из-за туч выглянула луна.

5. Самостоятельная работа (с последующей взаимопроверкой.)

Учитель: Добавьте существительное с шипящей на конце в словосочетание, укажите его род. (Слайд 13).

Морозная : (ночь), острый : (нож), русская :(речь), колючий :(еж), футбольный :(мяч, матч), непромокаемый :(плащ).

Индивидуальная работа.

Работа с обратным словарём. Русский язык" часть II. Выписать по пять слов - предметов на на -ь, на -чь, указать род. с.135) (задание для сильных учеников)

Вставьте пропущенные буквы в слова с шипящей на конце. (карточки для слабых учеников)

Мелоч:, скрипач:, лож:, борщ:, грач:, врач:, уж:, туш:, гореч: .

Проверка: Игра "Да" и "Нет". (Озвучивается слово. Если в нем есть мягкий знак, то дети говорят "да" и поднимают руки вверх, если нет - "нет", опускают руки вниз. Ошибки анализируются.)

VI. Рефлексия.

1. Итог урока.

Учитель: Что вы узнали о разделительном мягком знаке?

Дети: Слова-предметы с основой на шипящий звук в женском роде пишется мягкий знак, а в мужском роде не пишется.

Учитель: Какие трудности могут возникнуть в работе над новой орфограммой и почему?

Дети: Определить род предметов: Нужно помнить про шипящие звуки

Учитель: Зачем нам нужно открывать тайны ь знака?

Дети: Тайны русского языка нужно знать, чтобы писать правильно.

2. Составление синквейна. (Слайд 14).

Учитель: Попробуйте составить синквейн о словах - предметах с основой на шипящий звук, отобразив в нём полученные на уроке знания. (Работа выполняется в парах)

Зачитайте свои синквейны. (Слайд 15).

3. Оценивание работы на уроке

Учитель: Оцени свою работу на уроке: что было трудным, что не вызвало затруднений?

Какая работа вызвала интерес? (Оценивание работы учеников)

4. Домашнее задание. (Дифференцированное).

Составить и записать рассказ, используя слова-предметы с основой на шипящий звук.

Записать слова, обозначающие: (Слайд 16 карточки)

  • Известный музей картин в Санкт-Петербурге.
  • Человек, который играет на трубе.
  • Колючее животное.
  • Очень сильный человек.
  • Человек, который выступает в цирке.
  • Крупное морское северное животное.
  • Помещение, где стоят автомашины.
  • Житель Москвы.