Цель: создание совместного учебного проекта по теме «Реформы Петра Великого в сфере общественной жизни конца XVII – первой четверти XVIII веков».
Задачи:
- знакомство с новыми явлениями в области общественной жизни, быта и языка, введенными Петром I; оценка влияния проведенных преобразований и значения реформ
- формирование исследовательских умений, связанных с работой с документами, словарями, специальной литературой
- организация проектной деятельности учащихся по отдельным вопросам темы урока с применением ИКТ
Предварительные задания учащимся:
- подобрать материал, в т.ч. иллюстративный для создания компьютерной презентации на тему «Введение нового гражданского шрифта», подготовить защиту своего проекта (проектная группа 1).
- подобрать материал, в т.ч. иллюстративный, для создания компьютерной презентации на тему «Создание Петром общедоступного театра», подготовить защиту своего проекта (проектная группа 2).
- отобрать из книги «Юности честное зерцало» актуальные для современной молодежи рекомендации и прочитать их; снять видеоролик (проектная группа 3). Техническая часть проекта (съемка, монтаж) выполняется при участии педагогов.
- используя словари, справочную литературу, выяснить значение и этимологию указанных слов (см. конспект урока), подготовить материал для слайда презентации (проектная группа 4).
- используя сочинения историков Соловьева В.С. и Карамзина Н.М., выявить две точки зрения, существующие в исторической литературе, на реформы Петра Великого и их влияние на развитие российского общества. Подготовить слайды по данному вопросу и их представление (проектная группа 5).
- подобрать материал, в т.ч. иллюстративный, для создания компьютерной презентации на тему «Ведомости – первая русская газета», подготовить защиту своего проекта (проектная группа 6).
- используя дополнительную литературу, выявить и осветить взгляды публицистов XVIII века: Феофана Прокоповича, Федора Салтыкова, Ивана Посошкова, подготовить защиту своего проекта (проектная группа 7).
В течение учебной недели координируются действия проектных групп по созданию совместного учебного проекта «Реформы Петра Великого в сфере общественной жизни конца XVII – первой четверти XVIII вв».
Ход урока
Вступительное слово учителей.
Слайд 1.
Учитель истории: цель нашего сегодняшнего урока - познакомиться с новыми явлениями в области общественной жизни, быта, языка, введенными Петром I, используя проекты, созданные учениками класса.
Задачи урока: изучить реформы Петра Великого в области общественной жизни; оценить влияние проведенных преобразований и значение реформ.
Учитель русского языка: нам предстоит сегодня решить, полезны или вредны были эти преобразования, приемлема ли форма их внедрения.
Учитель истории: сегодня на уроке мы будем работать устно.
Учитель русского языка: … а потому очень кстати будет совет-наставление из книги для отроков, выпущенной по распоряжению Петра «Юности честное зерцало»: «…говорить с людьми должно благочинно, учтиво, разумно, а не много говорить, потом слушать, и других речи не перебивать, но дать возможность все выговорить, и потом мнение свое, что достойно, предъявить»
Работа по теме.
Учитель истории: опираясь на изученный материал, вспомните, какие реформы были проведены Петром I в конце XVII – первой четверти XVIII вв.
С какой целью проводилось реформирование российского общества?
Преобразования Петра I в культуре, общественной жизни, быту были наиболее яркими и впечатляющими. Реформы Петра I порождали очень горячие споры современников и историков.
Выступление проектной группы 5: Слайд 2. наиболее распространенной точкой зрения считается, что Петр осуществил поворот средневековой России в сторону западной цивилизации, ввел европейскую семью, дал возможность вкусить плод европейского просвещения.
«Царь - преобразователь», «царь - реформатор» - это мнение поддерживает русский философ Соловьев В.С., отмечая, что положительным итогом петровского времени был выход России, особенно русской культуры, из самоизоляции от европейского мира.
Русский историк Карамзин Н.М. считал, что реформы Петра I не так уж велики, они подвергли Россию значительному западному влиянию, подорвали национальные традиции.
Учитель истории: … и ваша задача сегодня присоединиться к одному из этих мнений, определить свою точку зрения по этому вопросу.
В ряду реформ, сменивших прежнюю систему знаков и символов культуры на первом месте, стоит Указ от 20 декабря 1699 года. Слайд 3.
Прослушав Указ, определите новшества календарной реформы.
Чтец – историк (ученик класса): «Числить годы Генваря с 1 – го числа не от создания мира, за многую рознь и считание в тех летах, а ныне от Рождества Христова, а новым станет 1700 год купно и новый «столетний век».
Учитель истории: Итак, какие новшества вводит календарная реформа?
- Исчисление лет не от сотворения мира (7208 год), а от Рождества Христова. Слайд 4(а).
- Вводится понятие «столетний век». Слайд 4(б).
- Числить годы с 1 января, а не с 1 сентября, как было ранее. Слайд 4(в).
Думаю, вы помните, что при наступлении XXI века были споры о том, какой год является первым годом века: 2000 или 2001?
Вольная или невольная ошибка закралась в определении «столетнего века» в Указе Петра I. Он торопился с введением нового календаря и нового века, так как 1699 год был определен старообрядцами как год конца света. В указе Петр определил 1700 год «купно и новым столетним веком», т. е. первым годом XVIII века.
Еще одно введение календарной реформы – новое исчисление времени суток. Слайд 5. Много раз в день мы смотрим на часы, чтобы определить, который час. Петр ввел в применение на Руси голландские часы, на циферблате которых 12 делений и две подвижные стрелки – часовая и минутная. В допетровское время на Руси пользовались часами, на циферблате которых было 17 делений, одна стрелка, после восхода солнца считали дневные часы, после захода – ночные. В этом суть календарной реформы.
Учитель русского языка: самым популярным изобретением массовой печати XVIII века стал жанр календарей. Их выпуск начался в 1798 году. В календарях удачно соединялись информация, полезные знания в популярной форме и развлечения.
Какая же информация в них помещалась? По математике, истории, агрономии, сведения о погоде, печатались гороскопы, толкования снов, стихи и песни. Календари предназначались для широкого круга читателя и пользовались огромным успехом. Тиражи достигали до 2 тысяч экземпляров.
Прошло уже три века, а подобного рода календари со справочными сведениями, иллюстрациями по-прежнему пользуются спросом.
Учитель истории: календари были предназначены для широкого круга читателей. В связи с этим необходимо рассмотреть такой важный аспект культурной реформы, как введение нового гражданского шрифта.
Учитель русского языка: Cлайд 6.в 1708 году по указу Петра был введен упрощенный гражданский шрифт. До Петра в Московской Руси в качестве письменного языка функционировал церковнославянский. Cлайд 7.
Выступление проектной группы 1: Петр I собственноручно правил начертания букв и предписал: «Сими литерами печатать художественные и мануфактурные книги».Cлайд 8. Новое начертание букв было максимально приспособлено к типографскому способу печати, облегчало обучение чтению. Произошла смена не только букв, но и состава азбуки. В кириллице – 42 буквы, в новом должно было остаться 32. Слайд 9. Петр распорядился убрать надстрочные знаки и 9 букв, имеющих дубликаты. Это были буквы «иже», «земля», «омега», «ук». «ферт», греческие сочетания «кси», «пси».
Реформа шрифта не затронула церковных книг (сохранение кириллицы в церковнославянских книгах оказалось уступкой Петра церковной культуре). Создалась ситуация «двуязычия»: старая кириллица оставлена для церковных книг, а новая гражданская азбука – для светских потребностей.
Кроме того были заменены буквенные обозначения чисел арабскими цифрами. Первые русские книги с арабскими цифрами появились в 1703 году Слайды 10, 11.
Выступление проектной группы 6: Слайд 12, 13. начиная с правления Петра I, власть начинает формировать систему печатной информации. 02 января 1703 года вышла первая русская газета «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и во иных окрестных странах».
Газета была размером с тетрадный лист, печатала официальные сведения: об указах царя, о ходе военных действий, о событиях за рубежом, строительстве заводов и мануфактур и многом другом. Первый номер газеты правился самим Петром Великим. Регулярности в выходе газеты не было, но газету ждали, тираж расходился быстро. За первый год было напечатано 39 номеров.
Учитель русского языка: Cлайд 14. введение гражданской азбуки способствовало распространению не только газеты, но и появлению различной учебной литературы, пособий по грамматике. Появляются также разнообразные лексиконы. (Выясняем значение слова «лексиконы», обратившись к проектной группе 4):
«Лексикон вокабулам» (Выясняем значение слова «вокабулы», обратившись к проектной группе 4); интересны петровские «Приклады» (Выясняем значение слова «приклады», обратившись к проектной группе 4) и «Комплименты…». Они узаконили «Вы», «Ваш» как обращение к одному лицу с формулами «милостивый государь», «господин мой», «высокочтимый приятель», «приятнолюбезный сродственник» и подписями «ваш покорный слуга», «остаюсь к услужению готовый». Согласитесь, есть чему поучиться нам, живущим в XXI веке!
Учитель истории: таким образом, подведем итог: Петр I создавал новую культуру, он дал ей новые средства выражения.
Каким принципом руководствовался Петр, проводя рассмотренные нам реформы? Что они значили для общества?
Реформы были необходимы, полезны, давали возможность просвещения, а значит, возможность проведения дальнейших преобразований. Задача создания нового сильного государства не могла не увлечь наиболее передовую часть российского общества. В работу над поиском оптимальных путей реформирования по собственной инициативе включились представители наиболее мыслящей части общества. Появляются новые идеи и целая серия публицистических произведений. Слайд 15.
Учитель русского языка: вспомните, какова главная цель публицистики? (воздействие на мысли и чувства широкого круга читателя).
Чему посвящены публицистические произведения? Что интересует в первую очередь публициста? (актуальные вопросы, значимые проблемы многих людей: общественные, политические, философские, моральные).
Выступление проектной группы 7: Слайд 16. самым ярким пропагандистом преобразований стал Феофан Прокопович. Свои взгляды он изложил в произведении, восхваляющем царскую власть – «Правда воли монаршей», где ярко обосновал необходимость царской власти и доказал, что власть монарха должна быть абсолютной и безграничной.
Федор Салтыков в письмах к Петру I высказывал суждения, характерные для политических представлений тех лет, а это – превратить Россию в передовую державу. При этом Салтыков дает Петру I ряд советов как этого достичь.
Слайд 17. Талантливый публицист и писатель начала XVIII века Иван Тихонович Посошков считал идеальным государственным устройством для России абсолютную монархию, его перу принадлежит труд «Книга о скудости и богатстве». (Ученики из проектной группы 7 предлагают проанализировать отрывок из произведения Посошкова И.Т.). Слайд 18.
Интересы какого сословия отстаивает автор? (интересы купечества).
Почему автор выделяет это сословие среди других? (деятельностью купечества множится богатство страны, развивается всероссийский рынок, растет внешняя торговля, деятельность купечества также способствует росту мануфактурного производств).
Учитель русского языка: Прослушав выступление проектной группы, постарайтесь выделить особенность публицистики петровского времени. (она была обращена не столько к широкому читателю, сколько к самому Петру и содержала своеобразные «советы»).
Учитель истории: рассмотренные идеи и нововведения в совокупности своей вели к кардинальному изменению общественных отношений. В связи с этим в российском обществе начала XVIII века появляются новые формы общения: театр, Ассамблея, маскарад, праздники с фейерверками. Слайд 19.
Выступление проектной группы 2:Cлайд 20(а) в 1702 году был издан указ о создании «комедийной храмины» в Москве.
До Петра в России не было общедоступного театра. Петр, сам большой любитель театральных зрелищ, распорядился построить на Красной площади «комедийную храмину» (другие названия: «комедиальный амбар», «комедийный дом»),Cлайд20(б) где два раза в неделю давали представления.
А сейчас как называется помещение, где даются спектакли? (театр)
А в то время театром или театрумом называлась сценическая площадка Слайд 20 (в).
В пьесах XVII – начала XVIII есть и другие слова, обозначающие место, где разыгрывались пьесы – «игралище», «позорище». Слайд 20(г).
Например, в пьесе того времени находим интересную ремарку: «Через позорище театра ходит Пашкал». Можно предположить, что «театром» здесь называется вся сцена. А непосредственное место действия актеров именуется «позорищем».
Актерами первоначально были иностранцы, а затем стали набирать в труппу русских. Петр обязал обучать русских «комедианским наукам с добрым рвением и со всяким откровением».
А театральных зрителей обычно называли «охотными смотрельщиками», потому что, видимо, смотрели с охотой! Cлайд 20(д).
Учитель истории: для того, чтобы посетить «комедийную храмину» власть выдавала ярлыки– прообраз современных театральных билетов. У вас на столах подобие театральных ярлыков, которые вы вернете нам, «учебной храмине», оценив свою работу на сегодняшнем уроке.
Учитель русского языка: красный цвет ваших ярлыков означает: активно принимал участие в работе проектной группы при подготовке к уроку.
Учитель истории: зеленый – работал хорошо, но мог лучше.
Учитель русского языка: синий цвет –работал удовлетворительно, но в следующий раз постараюсь!
Учитель истории: Слайд 21. в 1718 году царь подписал Указ об учреждении Ассамблеи.
Чтец–историк: в указе царь дает разъяснения: «Ассамблея – слово французское, обстоятельно сказать - вольное в котором доме собрание или съезд, делается не только для забавы, но и для дела. Ибо тут может друг друга видеть и о всякой нужде переговорить, также слышать, что делается, при том же и забава!»
Учитель истории: далее Петр излагал в указе основные принципы и особенности проведения Ассамблеи, которые вы сможете определить самостоятельно, просмотрев отрывок из художественного фильма. Внимание на экран. Слайд 22 (Видеоролики слайдов №22 и №24 можно получить у авторов статьи). (европейское платье, прически, парики, танцы, угощение, присутствие женщин, веселье, игры).
Проводились Ассамблеи поочередно приближенными царя, начинались в 16 – 17 часов и продолжались до 10 вечера. Приглашалось избранное общество. Для русского вельможи Ассамблея была не только весельем, но и школой светского воспитания, где они могли на практике применить рекомендации, полученные при чтении поучительной литературы.
Учитель русского языка:Cлайд 23. своеобразной энциклопедией культурного поведения молодых людей дома, в гостях, на службе стала книга «Юности честное зерцало», изданная в 1717 году. Некоторые наставления отсюда полезны и современным отрокам! Одной из проектной групп было предложено отобрать из этой книги актуальные для современной молодежи рекомендации и прочитать их.
Посмотрите видеоролик проектной группы 3 и скажите, что современные отроки ХХI века в этой книге XVII – начала XVIII считают значимым. Слайд 24.
Cлайд 25. Обсуждение вопроса: уважительное отношение к родителям, важные качества: скромность, учтивость, трудолюбие, прилежность, девические добродетели – молчаливость, скромность; культура поведения за столом, в общественных местах.
Учитель истории: Слайд 26. определите, кто из дворян будет наказан за недостойное поведение на Ассамблее? (определив, называют номер рисунка).
Коренные изменения коснулись и одежды. Слайд 27. Петр I подписал несколько указов, касающихся вопроса, как должен выглядеть, какое платье должен носить русский вельможа.
Слайд 28. На экране вы видите мужское платье: до петровских реформ – старорусское, московское одеяние; после проведенных преобразований – европейское платье, ставшее модным на Руси в начале XVIII века.
В чем их различие? (длиннополая, широкая шуба, длинная рубаха, ноги не видно, борода; приталенный кафтан, чулки, башмаки на каблуке, парик).
Учитель русского языка: время Петра – время формирования русской модной лексики. Европейское платье, «введенное в моду» указами Петра, было немецким или голландским вариантом французского, поэтому среди названий разных предметов нового стиля были и немецкие, и французские. О значении и происхождении некоторых слов расскажет нам проектная группа 4.
Учитель истории: Слайд 29. женское платье времени до петровских реформ – длинная, широкая нижняя рубаха, прямого покроя, почти такое же верхнее платье, только из более богатой и красивой ткани, часто подпоясывалось кушаком; на голове женщины обязательно платок или кокошник (нарядный убор), с непокрытой головой нельзя было выходить в люди.
Учитель русского языка: теперь же вчерашняя затворница должна была не скрывать, а подчеркивать формы, открывать голову, завивать волосы в локоны. Женщины носили широкое приталенное платье, расширяющееся книзу. Оно называлось контуш. Довольно глубокий вырез платья обнажал шею и верхнюю часть груди. Он назывался декольте.
Учитель истории: Слайд 30. Ассамблея. Какие ошибки художника вы видите на этом рисунке? (старорусское платье, поклоны в пояс).
Слайд 31. Подведем итоги.Определите значение петровских реформ в сфере общественных отношений:
- Петр постарался превратить россиянина в европейца,
- произошло обмирщение русской культуры,
- происходит сближение России с западноевропейскими странами,
- Петр добился того, чтобы увеличилась московская разрозненность,
- покончено с затворничеством женщин,
- формируется культура общения,
- формируется система печатной информации, с новым гражданским шрифтом появляется возможность развития образования,
- преодолена замкнутость России,
- положено начало глубокому разрыву между образом жизни народа и привилегированных слоев российского общества,
- подорваны национальные традиции.
Определяя значение петровских реформ, вы назвали как положительные, так и отрицательные аспекты.
Какую из двух точек зрения, представленных вам в начале урока, вы разделяете? Cлайд 32. Обмен мнениями.
Этот спор мнений можно продолжать долго, так как любое историческое событие, событие современности и даже событие вашей жизни всегда несут в себе положительное и отрицательное.
Подведение итогов.
Каждый член проектной группы в конце урока оценивает свою работу ярлыком.
Объявление результатов.