Цели урока:
- продолжить изучение движения с постоянным ускорением свободного падения;
- ввести понятие баллистического движения, описать данное движение с помощью кинематических уравнений;
- продолжить формирование естественнонаучных представлений по изучаемой теме;
- создавать условия для формирования познавательного интереса, активности учащихся;
- способствовать развитию конвергентного мышления;
- формирование коммуникативного общения.
Оборудование: интерактивный комплекс SMART Board Notebook, на каждом столе лежит «Сборник по физике» Г. Н. Степановой.
Метод ведения урока: беседа с использованием интерактивного комплекса SMART Board Notebook.
Эпиграф урока:
«Из всех знаний наиболее
полезно для нас знание
природы, ее законов»
Ламарк
План урока:
- Оргмомент
- Проверка знаний, их актуализация(методом фронтального опроса)
- Изучение нового материала(каркасом нового материала является презентация)
- Закрепление
- Рефлексия
- Домашнее задание: Г.Я Мякишев «Механика 10 класс» § 1.24, 1.25
Ход урока
учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь. На прошлом уроке мы рассматривали свободное падение. Дайте определение данного движения.
ученик: Движение тела только под влиянием притяжения к Земле называют свободным падением.
учитель: Какие кинематические уравнения описывают данное движение?
Ученик выходит и пишет маркером на интерактивной доске
ученик:
y=y0y+V0yt+gyt2/2
Vy=V0y+gyt
учитель: Открыли «Сборник задач по физике» Г.Н. Степановой на стр. 28 №155. Рассмотрим рисунок 37. Опишите характер движения тела в случае а)
ученик:
y=h-gt2/2
V=-gt
Пишет маркером на интерактивной доске, остальные в тетрадях.
учитель: Какие кинематические уравнения описывают движение в случае б)?
ученик:
y=V0t-gt2/2
V=V0-gt
Пишет маркером на интерактивной доске, остальные в тетрадях.
учитель: Рассмотрим случай г)
ученик:
gyy=-g
V0y=-V0
y=h-V0t-gt2/2
V=-V0-gt
Пишет маркером на интерактивной доске, остальные в тетрадях.
учитель: Молодцы! Эти движения описываются известными Вам кинематическими уравнениями. Движение с ускорением g может быть как прямолинейным, так и криволинейным. С движением тел получивших начальную скорость под углом к ускорению g, приходится встречаться довольно часто. Приведите примеры из жизни такого движения.
ученик: снаряд, выпущенный под углом к горизонту при стрельбе из артиллерийского орудия. Ядро, которое толкнул спортсмен, имеет именно такую начальную скорость.
учитель: откройте тетради, запишите число и тему сегодняшнего урока. (слайд 1). Запишите цель урока. (слайд 3). Рассмотрим движение снаряда, вылетающего с начальной скоростью v0 из орудия под углом α к горизонту. Для решения задачи, что необходимо выбрать?
ученик: выберем систему отсчета.
учитель: нарисуйте в своих тетрадях (слайды 4-5). Тело принимает участие одновременно в двух движениях: вдоль оси ОХ движется равномерно, вдоль ОУ движение равнопеременное.
Предложите свою модель этого движения?
ученики работают парами, показывают модели данного движения.
(слайд 8)
учитель: запишите уравнения данного движения для координаты Х тела в любой момент времени и для проекции его скорости на ось ОХ.
ученик записывают маркером на интерактивной доске(учащиеся в тетрадях; затем сверяют с правильной записью).
(слайд 9)
учитель: а теперь записываем уравнение движения для координаты У.
ученики самостоятельно работают парами(свои записи сверяют с правильными записями, которые поэтапно показывает учитель на интерактивной доске).
(слайд 10)
учитель: решим систему уравнений.
ученик выходит к доске и решает
(слайд 11)
учитель: что же является траекторией движения у (х), полученного вами уравнения.
ученик: траекторией движения является парабола.
(слайд 12)
учитель: определить время подъема снаряда, высоту подъема снаряда.
ученики работаем самостоятельно парами (обсуждают, записывают решение и сверяют его с правильным решением, которое поэтапно появляется на экране интерактивной доски).
(слайд 13)
учитель: найдите время полета, дальность полета.
ученик выходит к доске и записывает
(слайд 14)
учитель: при каком условии будет наибольшая дальность полета ученики обсуждают парами, записывают в тетради правильный ответ.
(слайд 15)
учитель: определим модуль и направление вектора скорости в любой точке параболы.
ученик записывает на интерактивной доске
(слайд 16)
учитель: направление вектора скорости в любой момент времени найдем из формулы.
(слайд 17)
Обсуждают.
(слайд 18)
учитель проводит закрепление, прокручивая поэтапно кадры презентации.
ученики проговаривают основные моменты урока.
учитель: какие выводы можно сделать по уроку?
ученик 1. (слайд 19)
ученик 2. (слайд 20)
учитель: просит подвести итог работы на уроке по плану:
- Мне больше всего запомнилось…
- Я хотел бы изменить, добавить…
ученики анализируют свою деятельность на уроке (отвечают желающие или все по цепочке)
учитель: домашнее задание: Г.Я. Мякишев «Механика 10 класс» § 1.24, 1.25
Спасибо за урок!