Урок одной задачи "Баллистическое движение". 10-й класс

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 10


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (544 кБ)


Цели урока:

  • продолжить изучение движения с постоянным ускорением свободного падения;
  • ввести понятие баллистического движения, описать данное движение с помощью кинематических уравнений;
  • продолжить формирование естественнонаучных представлений по изучаемой теме;
  • создавать условия для формирования познавательного интереса, активности учащихся;
  • способствовать развитию конвергентного мышления;
  • формирование коммуникативного общения.

Оборудование: интерактивный комплекс SMART Board Notebook, на каждом столе лежит «Сборник по физике» Г. Н. Степановой.

Метод ведения урока: беседа с использованием интерактивного комплекса SMART Board Notebook.

Эпиграф урока:

«Из всех знаний наиболее
полезно для нас знание
природы, ее законов»
Ламарк

План урока:

  1. Оргмомент
  2. Проверка знаний, их актуализация(методом фронтального опроса)
  3. Изучение нового материала(каркасом нового материала является презентация)
  4. Закрепление
  5. Рефлексия
  6. Домашнее задание: Г.Я Мякишев «Механика 10 класс» § 1.24, 1.25

Ход урока

учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь. На прошлом уроке мы рассматривали свободное падение. Дайте определение данного движения.

ученик: Движение тела только под влиянием притяжения к Земле называют свободным падением.

учитель: Какие кинематические уравнения описывают данное движение?

Ученик выходит и пишет маркером на интерактивной доске

ученик:

y=y0y+V0yt+gyt2/2
Vy=V0y+gyt

учитель: Открыли «Сборник задач по физике» Г.Н. Степановой на стр. 28 №155. Рассмотрим рисунок 37. Опишите характер движения тела в случае а)

ученик:

y=h-gt2/2
V=-gt

Пишет маркером на интерактивной доске, остальные в тетрадях.

учитель: Какие кинематические уравнения описывают движение в случае б)?

ученик:

y=V0t-gt2/2
V=V0-gt

Пишет маркером на интерактивной доске, остальные в тетрадях.

учитель: Рассмотрим случай г)

ученик:

gyy=-g
V0y=-V0
y=h-V0t-gt2/2
V=-V0-gt

Пишет маркером на интерактивной доске, остальные в тетрадях.

учитель: Молодцы! Эти движения описываются известными Вам кинематическими уравнениями. Движение с ускорением g может быть как прямолинейным, так и криволинейным. С движением тел получивших начальную скорость под углом к ускорению g, приходится встречаться довольно часто. Приведите примеры из жизни такого движения.

ученик: снаряд, выпущенный под углом к горизонту при стрельбе из артиллерийского орудия. Ядро, которое толкнул спортсмен, имеет именно такую начальную скорость.

учитель: откройте тетради, запишите число и тему сегодняшнего урока. (слайд 1). Запишите цель урока. (слайд 3). Рассмотрим движение снаряда, вылетающего с начальной скоростью v0 из орудия под углом α к горизонту. Для решения задачи, что необходимо выбрать?

ученик: выберем систему отсчета.

учитель: нарисуйте в своих тетрадях (слайды 4-5). Тело принимает участие одновременно в двух движениях: вдоль оси ОХ движется равномерно, вдоль ОУ движение равнопеременное.

Предложите свою модель этого движения?

ученики работают парами, показывают модели данного движения.

(слайд 8)

учитель: запишите уравнения данного движения для координаты Х тела в любой момент времени и для проекции его скорости на ось ОХ.

ученик записывают маркером на интерактивной доске(учащиеся в тетрадях; затем сверяют с правильной записью).

(слайд 9)

учитель: а теперь записываем уравнение движения для координаты У.

ученики самостоятельно работают парами(свои записи сверяют с правильными записями, которые поэтапно показывает учитель на интерактивной доске).

(слайд 10)

учитель: решим систему уравнений.

ученик выходит к доске и решает

(слайд 11)

учитель: что же является траекторией движения у (х), полученного вами уравнения.

ученик: траекторией движения является парабола.

(слайд 12)

учитель: определить время подъема снаряда, высоту подъема снаряда.

ученики работаем самостоятельно парами (обсуждают, записывают решение и сверяют его с правильным решением, которое поэтапно появляется на экране интерактивной доски).

(слайд 13)

учитель: найдите время полета, дальность полета.

ученик выходит к доске и записывает

(слайд 14)

учитель: при каком условии будет наибольшая дальность полета ученики обсуждают парами, записывают в тетради правильный ответ.

(слайд 15)

учитель: определим модуль и направление вектора скорости в любой точке параболы.

ученик записывает на интерактивной доске

(слайд 16)

учитель: направление вектора скорости в любой момент времени найдем из формулы.

(слайд 17)

Обсуждают.

(слайд 18)

учитель проводит закрепление, прокручивая поэтапно кадры презентации.

ученики проговаривают основные моменты урока.

учитель: какие выводы можно сделать по уроку?

ученик 1. (слайд 19)

ученик 2. (слайд 20)

учитель: просит подвести итог работы на уроке по плану:

  • Мне больше всего запомнилось…
  • Я хотел бы изменить, добавить…

ученики анализируют свою деятельность на уроке (отвечают желающие или все по цепочке)

учитель: домашнее задание: Г.Я. Мякишев «Механика 10 класс» § 1.24, 1.25

Спасибо за урок!