Цели урока:
- обучение учащихся написанию сочинения по произведениям изобразительного искусства;
- приобщение их к культуре своего народа;
- формирование культуроведческой компетенции.
Задачи урока:
- развитие устной и письменной речи учащихся при помощи интеграции различных видов искусства: произведений живописи, музыки, художественных текстов;
- обучение приёмам анализа текста и осмысление картины как текста;
- формирование эстетического вкуса учащихся, чувства любви к родине.
Оборудование:
- аудиозапись «Вечерний звон», «Колокольный звон»;
- репродукция картины И.И.Левитана «Вечерний звон»;
- тихотворения Н.М.Рубцова «Левитан», М.А.Пожаровой «Край родной».
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
2. Вступительное слово учителя
– Ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок. К нам пришли гости – учителя Орехово – Зуевского района. Запишите в тетрадях дату. Тему урока я попрошу вас определить самостоятельно. Послушайте стихотворение Пожаровой Марии Андреевны. Найдите в нём ключевые слова.
Лесок весёлый, родные нивы,
Реки извивы,
Цветущий склон,
Холмы и сёла, простор привольный
И колокольный
Певучий звон…
С твоей улыбкой, с твоим страданьем,
С твоим дыханьем
Сливаюсь я, –
Необозримый, Христом хранимый,
Мой край родимый,
Любовь моя!
– Какие же слова мы выделим? (Совершенно
верно: «Мой край родимый, любовь моя!»)
– О чём эти слова? (О любви к родному краю, к
родине)
– Эти слова помогут нам сформулировать тему
урока. Итак, формулируем тему урока.
3. Запись темы урока
– Это и будет темой нашего урока. Запишите в тетрадь
4. Беседа
– М.А.Пожарова говорит о любви к своей родине, о
слиянии с радостью, страданием родного края.
– А что для вас родина?
5. Слово учителя
– Тема Родины всегда являлась одной из
основных для русских поэтов и писателей. Этот
образ вызывает у них лучшие чувства: нежность,
восхищение, гордость, уважение. Вместе с
А.С.Пушкиным, М.Ю.Лермонтовым, Ф.И.Тютчевым,
М.М.Пришвиным, К.Г. Паустовским, Н.М.Рубцовым мы
любуемся бескрайними полями, чистыми
извилистыми речками, белоствольными березками,
лазоревым небом.
Не меньшее внимание образу Родины уделено в
изобразительном искусстве. Лирические пейзажи
И.И.Левитана, В.Д.Поленова, А.К.Саврасова,
И.И.Шишкина пронизаны любовью к родине, к её
природе. На полотнах этих художников она
предстаёт скромной и неприметной, но такой
родной и близкой.
Сегодня мы работать с репродукцией
замечательного русского художника и начнём
работу над сочинением на тему « Мой край родимый,
Любовь моя».
Итак, ребята, пожалуйста ,посмотрите на
репродукцию картины И.И.Левитана (Картина дана
без названия)
6. Работа с картиной
– Что изображено на картине? Вглядитесь в неё. (Река,
лодки у берега, церковь)
– Что ещё вы видите на картине? (Мы видим
проплывающих в лодке людей)
– Как вы думаете, какое время суток
изображено на картине?
– Может, кто-то из вас знаком с этой картиной? Как
она называется? Предположите.
– Ребята, эта картина И.И.Левитана называется
«Вечерний звон». Посмотрите ещё раз на картину,
подумайте, почему именно так назвал художник
своё полотно.
(Картина с названием. В это время звучит песня И.Козлова «Вечерний звон»)
7. Беседа
– Каким чувством наполнена песня? О чём она вам
рассказала? (О жизни человека, о его
воспоминаниях. Настроение радости, песня звучит
в мажоре.)
– Что главное в песне? (Главное – воспоминание
о родительском доме, где человек получил первые
уроки любви и веры, о храме, о звоне его колоколов
вечером, на закате, и о несказанной радости, с
которой детское сердце отзывалось на него)
– Родительский дом, храм, звон колоколов… что
это? (Конечно, это часть нашей с вами
родины)
8. Продолжение работы над картиной
– Давайте вернёмся к картине Левитана и
поговорим о ней подробнее.
– Какое время года изображено на картине?
Подтвердите. (Летний, тёплый вечер. Солнце уже
опустилось за лес, бросая последние лучи из-за
горизонта и освещая монастырь, лес.)
– Что мы видим на переднем плане? (Спуск к реке.
Луг, цветы, тропинка ведёт к реке. У берега –
лодки, в которых сидят лодочники, готовые
переправить людей на другой берег.)
– Где церковь?
– Опишите храм. Какое место он занимает? (Широкая
дорога ведёт к монастырю, по ней уже идут
богомольцы. Ворота в виде арки. Собор освещён
последним и лучами солнца. Над лесом возвышается
колокольня. Храм изображён художником в центре
картины)
– Передадим сюжет картины. Какие будут варианты?
– Предлагаю вам свой вариант. Сюжет картины
можно передать так: «Солнце почти село, лучи его
освещают церковь на берегу реки, луг, лес. К
вечерней молитве торопятся прихожане, видимо, из
деревни, что уютно расположилась на берегу реки.
Доносится колокольный звон, сзывающей людей в
храм. Он разносится с противоположного берега –
со звонницы, видимой издалека».
– Как на картине передан звук? Колокольный звон?
– Ответить на этот вопрос нам помогает
стихотворение Н.М.Рубцова «Левитану». Оно
родилось под впечатлением от картины
Левитана «Вечерний звон». Однажды поэт
остановился возле этой картины , долго
всматривался, и появились такие строки:
В глаза бревенчатым лачугам
Глядит алеющая мгла,
Над колокольчиковым лугом
Собор звонит в колокола!
Звон заокольный и окольный,
У окон, около колонн –
Звон колоколен колокольный
И колокольчиковый звон.
И колокольцем каждым в душу
Любого русского спроси!
Звонит, как колокол, не глуше,
Звон левитановской Руси!
– Каким чувством проникнуто стихотворение? (Радость,
восторг от увиденного, любовь к родине, которую
поэт 20 века называет Русью)
– Вслушаемся в звучание стихотворения:» Над
колокольчиковым лугом Собор звонит в
колокола». В храме за рекой благовестят, мерно
ударяя в колокол, возвещая о начале всенощной,
наполняя людские сердца великой праздничной
радостью.
– Пожалуйста, перечитайте ещё раз стихотворение.
(В это время звучит аудиозапись «Колокольные звоны». «Благовест»)
– Что поражает слух в стихотворении Рубцова? (Имитация
колокольного звона. Звуковой ряд:
оло-около-колокол-окон-звон. Повторяется звук [О])
– Какое ощущение создают повторяющиеся гласные
звуки [О]? (Мы слышим раскатистый, полнозвучный
колокольный звон)
– Почему Рубцов говорит о колокольчиках? Можно
ли сказать, что звон звучит повсюду? (Звону
колоколов вторят хрупкие колокольчики, растущие
на лугу)
9. Подготовка к сочинению
А) Обобщение
– Мы слушали и читали стихотворения о родине, любовались картиной Левитана и постигали её смысл, слушали колокольный звон. А сейчас вам предстоит поделиться впечатлениями индивидуально, то есть написать творческую работу. А что для этого нужно?
– Подобрать слова и словосочетания, необходимые для описания картины и выражения наших чувств.
1. Словарно-стилистическая работа
– Подберите и запишите синонимы к словам:
Художник (живописец, пейзажист)
Нарисовал (изобразил, изображено)
Картина (полотно, репродукция, произведение живописи)
Подберите и запишите определения к словам:
Грусть (светлая)
Закат (пылающий)
Обитель (светлая)
Покой (величавый)
Красота (нетленная)
Просторы (безбрежная)
2. Орфографическая работа. Комментированное
письмо.
Тёплая зел..нь, з..л..тые купола, в..нчающие церковь
кресты, спускающ…ся к рек… тр..пинка, ря(б,п)ь
от плывущ… парома, задумчивый лодоч?ник,
филосо..ские размышления.
3. Работа над композицией сочинения
– Какие трудности мы испытываем , когда
начинаем писать сочинение?
– Порой бывает трудно найти слова для
вступления. Предлагаю примерное начало.
Лесок весёлый, родные нивы,
Реки извивы,
Цветущий склон,
Холмы и сёла, простор привольный
И колокольный
Певучий звон –
это и есть моя родина, с детства знакомые места. Я люблю смотреть на спокойную гладь реки, на цветущий луг, на белый храм с золочёными куполами, люблю слушать её шорохи и звуки. Смысл этой любви мне помогли открыть произведения искусства.
10. Итоги
– Какая же родина у Левитана?
11. Заключительное слово учителя
– Хорошо, что есть в русском изобразительном искусстве пейзажи, полные великой скромности и тихой силы. Изображённые на них уголки России – подчас самые привычные взгляду. Замечательно, что есть художники, в чьих картинах живёт Россия.
– Итак, ребята, дома вам предстоит написать сочинение на тему: «Мой край родимый, любовь моя» по картине И.И. Левитана «Вечерний звон».
Звучит колокольный звон.