"Мой край родимый, любовь моя". 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Цели урока:

  • обучение учащихся написанию сочинения по произведениям изобразительного искусства;
  • приобщение их к культуре своего народа;
  • формирование культуроведческой компетенции.

Задачи урока:

  • развитие устной и письменной речи учащихся при помощи интеграции различных видов искусства: произведений живописи, музыки, художественных текстов;
  • обучение приёмам анализа текста и осмысление картины как текста;
  • формирование эстетического вкуса учащихся, чувства любви к родине.

Оборудование:

  • аудиозапись «Вечерний звон», «Колокольный звон»;
  • репродукция картины И.И.Левитана «Вечерний звон»;
  • тихотворения Н.М.Рубцова «Левитан», М.А.Пожаровой «Край родной».

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

2. Вступительное слово учителя

– Ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок. К нам пришли  гости – учителя Орехово – Зуевского района. Запишите в тетрадях  дату. Тему урока я попрошу вас определить самостоятельно. Послушайте стихотворение Пожаровой Марии Андреевны. Найдите в нём ключевые слова.

Лесок весёлый, родные нивы,
Реки извивы,
Цветущий склон,
Холмы и сёла, простор привольный
И колокольный
Певучий звон…
С твоей улыбкой, с твоим страданьем,
С твоим  дыханьем
Сливаюсь я, –
Необозримый, Христом хранимый,
Мой край родимый,
Любовь моя!

– Какие же слова мы выделим? (Совершенно верно: «Мой край родимый, любовь моя!»)
– О чём эти слова? (О любви  к родному краю, к родине)
– Эти слова помогут нам сформулировать тему урока. Итак, формулируем тему урока.

3. Запись темы урока

– Это и будет темой нашего урока. Запишите в тетрадь

4. Беседа

– М.А.Пожарова говорит о любви к своей родине, о слиянии с радостью, страданием родного края.
– А что для вас родина?

5. Слово учителя

– Тема Родины всегда являлась одной из основных для русских поэтов и писателей. Этот образ вызывает у них лучшие чувства: нежность, восхищение, гордость, уважение. Вместе с А.С.Пушкиным, М.Ю.Лермонтовым, Ф.И.Тютчевым, М.М.Пришвиным, К.Г. Паустовским, Н.М.Рубцовым мы любуемся бескрайними  полями, чистыми извилистыми речками, белоствольными березками, лазоревым небом.
Не меньшее внимание образу Родины уделено в изобразительном искусстве. Лирические пейзажи И.И.Левитана, В.Д.Поленова, А.К.Саврасова, И.И.Шишкина пронизаны любовью к родине, к её природе. На полотнах этих художников она предстаёт скромной и неприметной, но такой родной и близкой.
Сегодня мы работать с репродукцией замечательного русского художника и начнём работу над сочинением на тему « Мой край родимый, Любовь моя».
Итак, ребята, пожалуйста ,посмотрите на репродукцию картины И.И.Левитана (Картина дана без названия)

6. Работа с картиной

– Что изображено на картине? Вглядитесь в неё. (Река, лодки у берега, церковь)
– Что ещё вы видите на картине? (Мы видим проплывающих в лодке людей)
– Как вы думаете, какое время  суток изображено на картине?
– Может, кто-то из вас знаком с этой картиной? Как она называется? Предположите.
– Ребята, эта картина И.И.Левитана называется «Вечерний звон». Посмотрите ещё раз на картину, подумайте, почему именно так назвал художник своё полотно. 

(Картина с названием. В это время звучит песня И.Козлова «Вечерний звон»)

7. Беседа

– Каким чувством наполнена песня? О чём она вам рассказала? (О жизни человека, о его воспоминаниях. Настроение радости, песня звучит в мажоре.)
– Что главное в песне? (Главное – воспоминание о родительском доме, где человек получил первые уроки любви и веры, о храме, о звоне его колоколов вечером, на закате, и о несказанной радости, с которой детское сердце отзывалось на него)
– Родительский дом, храм, звон колоколов… что это? (Конечно, это  часть  нашей с вами родины)

8. Продолжение работы над картиной

– Давайте вернёмся к картине Левитана и поговорим о ней подробнее.
– Какое время года изображено на картине? Подтвердите. (Летний, тёплый вечер. Солнце уже опустилось за лес, бросая последние лучи  из-за горизонта и освещая монастырь, лес.)
– Что мы видим на переднем плане? (Спуск к реке. Луг, цветы, тропинка ведёт к реке. У берега – лодки, в которых сидят лодочники, готовые переправить людей на другой берег.)
– Где церковь?
– Опишите храм. Какое место он занимает? (Широкая дорога ведёт к монастырю, по ней уже идут богомольцы. Ворота в виде арки. Собор освещён последним и лучами солнца. Над лесом возвышается колокольня. Храм изображён художником в центре картины)
– Передадим сюжет картины. Какие будут варианты?
– Предлагаю вам свой вариант. Сюжет картины можно передать так: «Солнце почти село, лучи его освещают церковь на берегу реки, луг, лес. К вечерней молитве торопятся прихожане, видимо, из деревни, что уютно расположилась на берегу реки. Доносится колокольный звон, сзывающей людей в храм. Он разносится с противоположного берега – со звонницы, видимой издалека».
– Как на картине передан звук? Колокольный звон?
– Ответить на этот вопрос нам помогает стихотворение Н.М.Рубцова «Левитану». Оно родилось под впечатлением  от картины Левитана «Вечерний звон». Однажды поэт остановился возле этой картины , долго всматривался, и появились такие строки:

В глаза бревенчатым лачугам
Глядит алеющая мгла,
Над колокольчиковым лугом
Собор звонит в колокола!
Звон заокольный и окольный,
У окон, около колонн –
Звон колоколен колокольный
И колокольчиковый звон.
И колокольцем каждым в душу
Любого русского спроси!
Звонит, как колокол, не глуше,
Звон левитановской Руси!

– Каким чувством проникнуто стихотворение? (Радость, восторг от увиденного, любовь к родине, которую поэт 20 века называет Русью)
– Вслушаемся в звучание стихотворения:» Над колокольчиковым  лугом Собор звонит в колокола». В храме за рекой благовестят, мерно ударяя в колокол, возвещая о начале всенощной, наполняя людские сердца великой праздничной радостью.
– Пожалуйста, перечитайте ещё раз стихотворение.

(В это время звучит аудиозапись «Колокольные звоны». «Благовест»)

– Что поражает слух в стихотворении Рубцова? (Имитация колокольного звона. Звуковой  ряд: оло-около-колокол-окон-звон. Повторяется звук [О])
– Какое ощущение создают повторяющиеся гласные звуки [О]? (Мы слышим раскатистый, полнозвучный колокольный звон)
– Почему Рубцов говорит о колокольчиках? Можно ли сказать, что звон звучит повсюду? (Звону колоколов вторят хрупкие колокольчики, растущие на лугу)

9. Подготовка к сочинению

А) Обобщение

– Мы слушали и читали стихотворения о родине, любовались картиной Левитана и постигали её смысл, слушали колокольный звон. А сейчас вам предстоит поделиться впечатлениями индивидуально, то есть написать творческую работу. А что для этого нужно?

– Подобрать  слова и словосочетания, необходимые для описания картины и выражения наших чувств.

1. Словарно-стилистическая работа

– Подберите и запишите синонимы к словам:

Художник (живописец, пейзажист)
Нарисовал (изобразил, изображено)
Картина (полотно, репродукция, произведение живописи)

Подберите и запишите определения к словам:

Грусть      (светлая)
Закат        (пылающий)
Обитель   (светлая)
Покой       (величавый)
Красота    (нетленная)
Просторы   (безбрежная)

2. Орфографическая работа.  Комментированное письмо.
Тёплая зел..нь, з..л..тые купола, в..нчающие церковь кресты, спускающ…ся к рек…  тр..пинка, ря(б,п)ь от плывущ… парома, задумчивый лодоч?ник, филосо..ские размышления.

3. Работа над композицией сочинения

– Какие трудности мы испытываем , когда начинаем писать сочинение?
– Порой бывает трудно найти слова для вступления. Предлагаю примерное начало.

Лесок весёлый, родные нивы,
Реки извивы,
Цветущий склон,
Холмы и сёла, простор привольный
И колокольный
Певучий звон  –

это и есть моя родина, с детства знакомые места. Я люблю смотреть на спокойную гладь реки, на цветущий луг, на белый храм с золочёными куполами, люблю слушать её шорохи и звуки. Смысл этой любви мне помогли открыть произведения искусства.

10. Итоги

– Какая же родина у Левитана?

11. Заключительное слово учителя

– Хорошо, что есть в русском изобразительном искусстве пейзажи, полные великой скромности и тихой силы. Изображённые на них уголки России – подчас самые привычные взгляду. Замечательно, что есть художники, в чьих картинах живёт Россия.

– Итак, ребята, дома вам предстоит написать сочинение на тему: «Мой край родимый, любовь моя» по картине И.И. Левитана «Вечерний звон».

Звучит колокольный звон.