Цели урока:
Образовательная: Закрепить навыки работы учащихся с графиками функций при подготовке к ЕГЭ.
Развивающая: развивать у учащихся познавательный интерес к учебным дисциплинам, умение применять свои знания на практике.
Воспитательная: воспитывать внимание, аккуратность, расширять кругозор учеников.
Оборудование и материалы: компьютер, экран, проектор, презентация “Чтение графиков. ЕГЭ”
Ход урока
1. Фронтальный опрос.
1) <Презентация. Слайды 3,4>.
Что называется графиком функции, областью определения и областью значений функции? Определить область определения и область значений функций.\
2) <Презентация. Слайды 5,6>.
Какая функция называется четной, нечетной, свойства графиков этих функций?
2. Решение упражнений
1) <Презентация. Слайд 7>.
Периодическая функция. Определение.
Решить задание: Дан график периодической функции, x принадлежит интервалу [-2;1]. Вычислить f(-4)-f(-6)*f(12), T=3.
Решение:
f(-4)=f(-4+T)=f(-4+3)= f(-1)=-1
f(-6)=f(-6+T)= f(-6+3*2)=f(0)=1
f(12)=f(12-4T)= =f(12-3*4)=f(0)=1
f(-4)-f(-6)*f(12)=-1-1*1=-2
2) <Презентация. Слайды 8,9,10>.
Решение неравенств с помощью графиков функций.
а) Решите неравенство f(x) 0, если на рисунке изображен график функции y=f(x), заданной на промежутке [-7;6]. Варианты ответов: 1) (-4;-3) (-1;1) (3;6], 2) [-7;-4) (-3;-1) (1;3), 3) [0;4], 4) (-6;0) (2;4) +
б) На рисунке изображен график функции y=f(x), заданной на отрезке [-4;7]. Укажите все значения Х, для которых выполняется неравенство f(x) -1.
- [-0,5;3], 2) [-0,5;3] U [3;7], 3) [-4;0,5] U [3;7] +, 4) [-4;0,5]
в) На рисунке изображены графики функций y=f(x),и y=g(x), заданных на промежутке [-3;6]. Укажите все значения Х, для которых выполняется неравенство f(x) g(x)
- [-1;2], 2) [-2;3], 3) [-3;-2] U [3;6] +, 4) [-3;-1] U [3;4]
3) <Презентация. Слайд 11>.
Возрастающая и убывающая функции
На одном из рисунков изображен график функции, возрастающей на отрезке [0;2], на другом - убывающей на отрезке [-2;0]. Укажите эти рисунки.
4) <Презентация. Слайды 12,13,14>.
Показательная и логарифмическая функции
а) Назовите условие возрастания и убывания показательной и логарифмической функций. Через какую точку проходят графики показательной и логарифмической функции, каким свойством обладают графики этих функций?
б) На одном из рисунков изображен график функции y=2-x .Укажите этот рисунок.
График показательной функции проходит через точку (0, 1).Так как основание степени меньше 1, то данная функция должна быть убывающей. (№3)
в) На одном из рисунков изображен график функции y=log5 (x-4). Укажите номер этого графика.
График логарифмической функции y=log5x проходит через точку (1;0) , тогда, если х -4 = 1, то у=0, х=1+4, х=5. (5;0) – точка пересечения графика с осью ОХ. Если х -4 = 5, то у=1, х=5+4, х=9,
5) <Презентация. Слайды 15, 16, 17>.
Нахождение числа касательных к графику функции по графику ее производной
а) Функция y=f(x) определена на промежутке (-6;7). На рисунке изображен график производной этой функции. К графику функции проведены все касательные, параллельные прямой y=5-2x (или совпадающей с ней). Укажите количество точек графика функции, в которых проведены эти касательные.
K = tga = f’(xo). По условию k=-2.Следовательно, f’(xo) =-2. Проводим прямую у=-2. Она пересекает график в двух точках, значит, касательные к функции проведены в двух точках.
б) Функция y=f(x) определена на промежутке [-7;3]. На рисунке изображен график ее производной. Найдите число точек графика функции y=f(x), в которых касательные к графику параллельны оси абсцисс или совпадают с ней.
Угловой коэффициент прямых, параллельных оси абсцисс или совпадающих с ней равен нулю. Следовательно, К=tg a = f `(xo)=0. Ось ОХ пересекает данный график в четырех точках.
в) Функция y=f(x) определена на промежутке (-6;6). На рисунке изображен график ее производной. Найдите число точек графика функции y=f(x), в которых касательные к графику наклонены под углом 135о к положительному направлению оси абсцисс.
6) <Презентация. Слайды 18, 19>.
Нахождение углового коэффициента касательной по графику производной функции
а) Функция y=f(x) определена на промежутке [-2;6]. На рисунке изображен график производной этой функции. Укажите абсциссу точки, в которой касательная к графику функции y=f(x) имеет наименьший угловой коэффициент.
k=tga=f’(xo). Наименьшее значение у=-3 производная функции принимает в точке х=2. Следовательно, касательная к графику имеет наименьший угловой коэффициент в точке х=2
б) Функция y=f(x) определена на промежутке [-7;3]. На рисунке изображен график производной этой функции. Укажите абсциссу точки, в которой касательная к графику функции y=f(x) имеет наибольший угловой коэффициент.
7) <Презентация. Слайд 20>.
Нахождение значения производной по графику функции
На рисунке изображен график функции y=f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой хо. Найдите значение производной f `(x) в точке хо
f’(xo) =tga. Так как на рисунке а - тупой угол, то tg a < 0. Из прямоугольного треугольника tg (1800 -a)=3:2. tg (1800 -a)= 1,5. Следовательно, tg a= -1,5. Отсюда f `(xo)=-1,5
8) <Презентация. Слайд 21>.
Нахождение минимума (максимума) функции по графику ее производной
В точке х=4 производная меняет знак с минуса на плюс. Значит, х=4 является точкой минимума функции y=f(x)
В точке х=1 производная меняет знак с плюса на минус. Значит, х=1 является точкой максимума функции y=f(x))
3. Самостоятельная работа
<Презентация. Слайд 22>.
1 Вариант
1) Найти область определения функции.
2) Решить неравенство f(x) 0
3) Определить промежутки убывания функции.
График производной функции y=f(x)
4) Найти точки минимума функции.
5) Укажите абсциссу точки, в которой касательная к графику функции y=f(x) имеет наибольший угловой коэффициент.
2 Вариант
1) Найти область значений функции.
2) Решить неравенство f(x) 0
3) Определить промежутки возрастания функции.
График производной функции y=f(x)
4) Найти точки максимума функции.
5) Укажите абсциссу точки, в которой касательная к графику функции y=f(x) имеет наименьший угловой коэффициент.
4. Подведение итогов урока