Цели:
- Закрепить знание нумерации двузначных чисел, навыки сложения и вычитания чисел в пределах 20 без перехода через разряд.
- Умение решать уравнения и текстовые задачи.
- Развивать речь, память, логическое мышление, аналитические способности.
Оборудование: Модель 2 треугольников, "блокнот" - карточки с цифрами у каждого ученика, схемы задач, демонстрационный материал (части "комов" снеговика). Учебник "Математика, 1 класс", Петерсон Л.Г.
Ход урока
Организационный момент.
Учитель: Создадим хорошее дружелюбное настроение.
Улыбнитесь друг другу, садитесь!
Учитель: Руки? Учитель: Ноги? Учитель: Локти? Учитель: Спина? |
Дети: на месте Дети: на месте Дети: у края Дети: прямая |
Введение в сюжет урока.
Мы сегодня отправимся в царство Деда Мороза и исследуем очень важную тему.
Учитель: Пойдем по дорожке. Прочитайте их.
(На доске записаны числа)
4 10 20 18 6 12 2 8 16 14
Учитель: Что общего у этих чисел?
Дети: Эти числа из натурального ряда, четные.
Учитель: Откройте тетради, запишите число и слова Классная работа. Запишите эти числа в порядке возрастания.
(Дети записывают)
2 4 6 8 10 12 14 16 18
Учитель: Прочитайте свою запись. Поставьте "+", если у вас все верно.
Учитель: Что интересного заметили?
Дети: Числа увеличиваются на 2.
Учитель: Можно ли этот ряд назвать натуральным?
Дети: Нет, числа должны начинаться с 1.
Учитель: На какие две группы можно разделить эти числа?
Дети: На однозначные и двузначные.
Учитель: Обведите все однозначные.
(Дети обводят).
Учитель: Что Назовите их.
Дети: 2 4 6 8.
Учитель: Чем отличаются однозначные числа от двузначных?
Дети: Для записи однозначных требуется 1 значок, для двузначных - два значка.
Учитель: Что показывает запись однозначных чисел?
Дети: Количество единиц.
Учитель: А что показывает запись двузначных чисел?
Дети: Количество десятков и единиц.
Учитель: Подчеркните единицы одной чертой, десятки - двумя чертами.
(Дети выполняют).
Учитель: Назовите десятки, единицы.
(Дети называют).
Учитель: Поставьте "+", если вы подчеркнули правильно.
Учитель: Определите тему нашего урока.
Дети: Нумерация двузначных чисел.
Устный счет.
Игра в "снежки".
Учитель: Ребята, давайте поиграем в "снежки".
Я одна против вас всех. Я кидаю вам "снежок" (задание), а вы мне - ответ на "блокноте".
(У каждого ученика "блокнот", в котором по порядку на двух половинках написаны числа от 0 до 9).
Учитель: Покажите число, которое соответствует этой графической модели.
Дети: 29
Учитель: Покажите число, которое следует за этим числом.
Дети: 30.
Учитель: Покажите число, которое соответствует этой графической модели.
Дети: 41.
Учитель: Покажите число предыдущее числу 41.
Дети: 40.
Учитель: Покажите число, в котором 1 десяток и 6 единиц.
Дети: 16.
Учитель: Увеличьте это число на 2 единицы.
Дети: 18.
Учитель: Покажите число, в котором 3 десятка и 5 единиц.
Дети: 35.
Учитель: Уменьшите это число на 2 десятка.
Дети: 15.
Учитель: Покажите число, которое находится между числами 24 и 26..
Дети: 25.
Учитель: Скажите все, что вы знаете об этом числе.
Дети: Оно двузначное, нечетное, в нем 2 десятка, 5 единиц, оно из натурального ряда.
Учитель: Молодцы!
Хорошо играли, дружно и правильно отвечали, умело бросали "снежки".
Встаньте! Кто не ошибся ни разу.
Тема урока.
Учитель: Ребята, давайте из ваших снежков скатаем большой "снежок" - ком.
Что может получиться?
Дети: Снеговик.
(На доске крепится 1 ком)
Учитель: Давайте вспомним, как снеговик строится?
(Физминутка)
(Дети встают, говорят стихотворение и показывают)
А ну, дружок, смелей дружок!
Кати по снегу свой снежок.
Он превратится в снежный ком,
И станет ком сне-го-ви-ком.
Его улыбка так светла:
Два глаза, нос, в руке метла.
Но солнце припекет слегка:
Увы: и нет снеговика!
Учитель: Чтобы построить дальше Снеговика, мы будем выполнять задания.
Работа с учебником.
Учитель: Откройте учебники на странице 64 Задание 2(а).
(Дети открывают).
Прочитайте задание.
(Заполните пустые клетки таблицы и прочитайте числа сначала по строкам, а потом - по столбцам):
26 | 21 | 24 | 27 | ||
56 | 51 | 50 | 57 | ||
86 | 84 | 80 | 82 |
Учитель: Что общего в каждой строчке?
Дети: Количество десятков.
Учитель: Что общего в каждом столбце?
Дети: Количество единиц.
Учитель: Заполните пустые клетки.
(Дети выполняют).
Учитель: Прочитайте первую строчку.
Дети: 26 21 24 20 27 22
Учитель: Поставьте "+", если верно.
Прочитайте вторую строчку.
Дети: 56 51 54 50 57 52
Учитель: Оцените себя.
Прочитайте третью строчку.
Поставьте "+", если верно.
Встаньте, кто не допустил ошибки. У кого три "+".
Учитель: Молодцы! А задание 2(б) выполните дома.
Еще один ком готов.
(Учитель прикрепляет его на доске).
Физминутка.
Учитель: Погреемся. Посчитаем по 2. Встаньте в пары.
(Счет по 2).
1 - хлопок, 2 - хлопок в паре (проговаривание вслух) и т. д.
Повторение и закрепление пройденного.
Учитель: Продолжаем трудиться. Посмотрим на доску.
(На доске фигуры)
2+8
Разбейте фигуры на две группы по заданному выражению.
(Первый у доски выполняет).
Учитель: Как разбили фигуры?
Дети: По форме.
Учитель: Запишите числовые равенства. Обведите целое и части.
(Дети выполняют).
Учитель: Прочитайте и оцените работу "+".
Учитель: Прочитайте задачу
Дети: На ветке сидело 16 птиц. Из них 6 воробьев, а остальные синицы. Сколько синиц сидело на ветке?
Работа над задачей. (Текст - анализ - схема - выбор - решение).
Учитель: Что неизвестно?
Дети: Часть.
Учитель: Как найти часть?
Дети: Действием "-".
(На схеме выставляются числа и ?).
Учитель: Запишите решение задачи в тетрадь.
Дети записывают - Решение: 16-6=10 (пт.)
Ответ: 10 синиц.
(Проверка и оценивание "+").
Учитель: Составьте обратные задачи. Что значит обратная задача?
Дети: Обратная задача - это когда неизвестное становится известным, а известное - неизвестным.
(Дети составляют задачи. На доске появляются схемы задач, проговаривается, что находим, часть или целое, каким действием).
Учитель: Молодцы! И еще одна часть у Снеговика готова!
Закрепление умения решать уравнения.
Учитель:
На деревья, на кусты
С неба падают цветы.
Белые пушистые,
Только не душистые.
Что за цветы? (Снежинки).
(На доске появляются снежинки с уравнениями)
Х - 3 = 12 7 + Х = 19 17 + Х = 6
Учитель: Как называются эти равенства?
Дети: Уравнение.
Учитель: Что такое уравнение?
Дети: Равенство с одним неизвестным.
Учитель: Прочитайте. Найдите уравнение, в котором неизвестно целое.
Дети: Х - 3 = 12
Учитель: Решите уравнение.(Один у доски, все на месте).
Учитель: Проверьте (доска открывается) и оцените свою работу "+".
Встаньте, кто решил правильно. Молодцы.
4) Учитель: Ребята, какого украшения нет у Снеговика?
Дети: Головного убора.
Учитель: У вас на столе 2 фигуры, соедините их и мы узнаем, какая шляпа у Снеговика.
(Дети соединяют. Работа в паре).
Учитель: Из каких геометрических фигур состоит шляпа?
Дети: Из двух треугольников.
Учитель: А какая геометрическая фигура получилась?
Дети: Четырехугольник (многоугольник, трапеция).
Учитель: Найдите шляпу Снеговика. Вокруг посмотрите.
(Дети находят фигуру на стене).
Учитель: Итак, Снеговик готов!
5) Учитель: А теперь отгадайте загадку.
Белые морковки, а зимой растут.
Дети: Сосульки.
Учитель: Мы знаем, что сосульки бывают самые разные - длинные, короткие. Вот посмотрите
(На доске появляются сосульки 9см и 7 см).
Учитель: Какая длина сосулек?
Дети: 9см и 7см.
Учитель: Какой меркой измерим?
Дети: Сантиметром.
Учитель: Начертите в тетради отрезок, который на 1 см короче первой сосульки, но на 1 см длиннее второй.
(Дети чертят 8 см. Проверка задания, оценивание).
Пора возвращаться домой.
Учитель: Вставьте недостающую фигуру.
(Работа в учебнике Холодовой "Умники и умницы".
Учитель: Какой номер домика выбрали?
Дети: 2.
Учитель: Проверьте: раскатайте сугроб на доске (переверните карточку), и мы узнаем, правильно ли выполнили задание.
(Ученик подходит к доске и переворачивает карточку).
Учитель: Молодцы!
Рефлексия.
Учитель: Что запомнилось в царстве Деда Мороза? Что было интересно? А что трудно было выполнить? Встаньте, кто ставил себе только "+". Молодцы!