Нумерация двузначных чисел. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  • Закрепить знание нумерации двузначных чисел, навыки сложения и вычитания чисел в пределах 20 без перехода через разряд.
  • Умение решать уравнения и текстовые задачи.
  • Развивать речь, память, логическое мышление, аналитические способности.

Оборудование: Модель 2 треугольников, "блокнот" - карточки с цифрами у каждого ученика, схемы задач, демонстрационный материал (части "комов" снеговика). Учебник "Математика, 1 класс", Петерсон Л.Г.

Ход урока

Организационный момент.

Учитель: Создадим хорошее дружелюбное настроение.

Улыбнитесь друг другу, садитесь!

Учитель: Руки?

Учитель: Ноги?

Учитель: Локти?

Учитель: Спина?

Дети: на месте

Дети: на месте

Дети: у края

Дети: прямая

Введение в сюжет урока.

Мы сегодня отправимся в царство Деда Мороза и исследуем очень важную тему.

Учитель: Пойдем по дорожке. Прочитайте их.

(На доске записаны числа)

4 10 20 18 6 12 2 8 16 14

Учитель: Что общего у этих чисел?

Дети: Эти числа из натурального ряда, четные.

Учитель: Откройте тетради, запишите число и слова Классная работа. Запишите эти числа в порядке возрастания.

(Дети записывают)

2 4 6 8 10 12 14 16 18

Учитель: Прочитайте свою запись. Поставьте "+", если у вас все верно.

Учитель: Что интересного заметили?

Дети: Числа увеличиваются на 2.

Учитель: Можно ли этот ряд назвать натуральным?

Дети: Нет, числа должны начинаться с 1.

Учитель: На какие две группы можно разделить эти числа?

Дети: На однозначные и двузначные.

Учитель: Обведите все однозначные.

(Дети обводят).

Учитель: Что Назовите их.

Дети: 2 4 6 8.

Учитель: Чем отличаются однозначные числа от двузначных?

Дети: Для записи однозначных требуется 1 значок, для двузначных - два значка.

Учитель: Что показывает запись однозначных чисел?

Дети: Количество единиц.

Учитель: А что показывает запись двузначных чисел?

Дети: Количество десятков и единиц.

Учитель: Подчеркните единицы одной чертой, десятки - двумя чертами.

(Дети выполняют).

Учитель: Назовите десятки, единицы.

(Дети называют).

Учитель: Поставьте "+", если вы подчеркнули правильно.

Учитель: Определите тему нашего урока.

Дети: Нумерация двузначных чисел.

Устный счет.

Игра в "снежки".

Учитель: Ребята, давайте поиграем в "снежки".

Я одна против вас всех. Я кидаю вам "снежок" (задание), а вы мне - ответ на "блокноте".

(У каждого ученика "блокнот", в котором по порядку на двух половинках написаны числа от 0 до 9).

Учитель: Покажите число, которое соответствует этой графической модели.

Дети: 29

Учитель: Покажите число, которое следует за этим числом.

Дети: 30.

Учитель: Покажите число, которое соответствует этой графической модели.

Дети: 41.

Учитель: Покажите число предыдущее числу 41.

Дети: 40.

Учитель: Покажите число, в котором 1 десяток и 6 единиц.

Дети: 16.

Учитель: Увеличьте это число на 2 единицы.

Дети: 18.

Учитель: Покажите число, в котором 3 десятка и 5 единиц.

Дети: 35.

Учитель: Уменьшите это число на 2 десятка.

Дети: 15.

Учитель: Покажите число, которое находится между числами 24 и 26..

Дети: 25.

Учитель: Скажите все, что вы знаете об этом числе.

Дети: Оно двузначное, нечетное, в нем 2 десятка, 5 единиц, оно из натурального ряда.

Учитель: Молодцы!

Хорошо играли, дружно и правильно отвечали, умело бросали "снежки".

Встаньте! Кто не ошибся ни разу.

Тема урока.

Учитель: Ребята, давайте из ваших снежков скатаем большой "снежок" - ком.

Что может получиться?

Дети: Снеговик.

(На доске крепится 1 ком)

Учитель: Давайте вспомним, как снеговик строится?

(Физминутка)

(Дети встают, говорят стихотворение и показывают)

А ну, дружок, смелей дружок!
Кати по снегу свой снежок.
Он превратится в снежный ком,
И станет ком сне-го-ви-ком.
Его улыбка так светла:
Два глаза, нос, в руке метла.
Но солнце припекет слегка:
Увы: и нет снеговика!

Учитель: Чтобы построить дальше Снеговика, мы будем выполнять задания.

Работа с учебником.

Учитель: Откройте учебники на странице 64 Задание 2(а).

(Дети открывают).

Прочитайте задание.

(Заполните пустые клетки таблицы и прочитайте числа сначала по строкам, а потом - по столбцам):

26 21 24   27  
56 51   50 57  
86   84 80   82

Учитель: Что общего в каждой строчке?

Дети: Количество десятков.

Учитель: Что общего в каждом столбце?

Дети: Количество единиц.

Учитель: Заполните пустые клетки.

(Дети выполняют).

Учитель: Прочитайте первую строчку.

Дети: 26 21 24 20 27 22

Учитель: Поставьте "+", если верно.

Прочитайте вторую строчку.

Дети: 56 51 54 50 57 52

Учитель: Оцените себя.

Прочитайте третью строчку.

Поставьте "+", если верно.

Встаньте, кто не допустил ошибки. У кого три "+".

Учитель: Молодцы! А задание 2(б) выполните дома.

Еще один ком готов.

(Учитель прикрепляет его на доске).

Физминутка.

Учитель: Погреемся. Посчитаем по 2. Встаньте в пары.

(Счет по 2).

1 - хлопок, 2 - хлопок в паре (проговаривание вслух) и т. д.

Повторение и закрепление пройденного.

Учитель: Продолжаем трудиться. Посмотрим на доску.

(На доске фигуры)

 

2+8

Разбейте фигуры на две группы по заданному выражению.

(Первый у доски выполняет).

Учитель: Как разбили фигуры?

Дети: По форме.

Учитель: Запишите числовые равенства. Обведите целое и части.

(Дети выполняют).

Учитель: Прочитайте и оцените работу "+".

Учитель: Прочитайте задачу

Дети: На ветке сидело 16 птиц. Из них 6 воробьев, а остальные синицы. Сколько синиц сидело на ветке?

Работа над задачей. (Текст - анализ - схема - выбор - решение).

Учитель: Что неизвестно?

Дети: Часть.

Учитель: Как найти часть?

Дети: Действием "-".

(На схеме выставляются числа и ?).

Учитель: Запишите решение задачи в тетрадь.

Дети записывают - Решение: 16-6=10 (пт.)

Ответ: 10 синиц.

(Проверка и оценивание "+").

Учитель: Составьте обратные задачи. Что значит обратная задача?

Дети: Обратная задача - это когда неизвестное становится известным, а известное - неизвестным.

(Дети составляют задачи. На доске появляются схемы задач, проговаривается, что находим, часть или целое, каким действием).

Учитель: Молодцы! И еще одна часть у Снеговика готова!

Закрепление умения решать уравнения.

Учитель:

На деревья, на кусты
С неба падают цветы.
Белые пушистые,
Только не душистые.
Что за цветы? (Снежинки).

(На доске появляются снежинки с уравнениями)

Х - 3 = 12 7 + Х = 19 17 + Х = 6

Учитель: Как называются эти равенства?

Дети: Уравнение.

Учитель: Что такое уравнение?

Дети: Равенство с одним неизвестным.

Учитель: Прочитайте. Найдите уравнение, в котором неизвестно целое.

Дети: Х - 3 = 12

Учитель: Решите уравнение.(Один у доски, все на месте).

Учитель: Проверьте (доска открывается) и оцените свою работу "+".

Встаньте, кто решил правильно. Молодцы.

4) Учитель: Ребята, какого украшения нет у Снеговика?

Дети: Головного убора.

Учитель: У вас на столе 2 фигуры, соедините их и мы узнаем, какая шляпа у Снеговика.

(Дети соединяют. Работа в паре).

Учитель: Из каких геометрических фигур состоит шляпа?

Дети: Из двух треугольников.

Учитель: А какая геометрическая фигура получилась?

Дети: Четырехугольник (многоугольник, трапеция).

Учитель: Найдите шляпу Снеговика. Вокруг посмотрите.

(Дети находят фигуру на стене).

Учитель: Итак, Снеговик готов!

5) Учитель: А теперь отгадайте загадку.

Белые морковки, а зимой растут.

Дети: Сосульки.

Учитель: Мы знаем, что сосульки бывают самые разные - длинные, короткие. Вот посмотрите

(На доске появляются сосульки 9см и 7 см).

Учитель: Какая длина сосулек?

Дети: 9см и 7см.

Учитель: Какой меркой измерим?

Дети: Сантиметром.

Учитель: Начертите в тетради отрезок, который на 1 см короче первой сосульки, но на 1 см длиннее второй.

(Дети чертят 8 см. Проверка задания, оценивание).

Пора возвращаться домой.

Учитель: Вставьте недостающую фигуру.

(Работа в учебнике Холодовой "Умники и умницы".

Учитель: Какой номер домика выбрали?

Дети: 2.

Учитель: Проверьте: раскатайте сугроб на доске (переверните карточку), и мы узнаем, правильно ли выполнили задание.

(Ученик подходит к доске и переворачивает карточку).

Учитель: Молодцы!

Рефлексия.

Учитель: Что запомнилось в царстве Деда Мороза? Что было интересно? А что трудно было выполнить? Встаньте, кто ставил себе только "+". Молодцы!