Фестиваль творчества народов Поволжья. Внеклассное мероприятие по формированию поликультурной компетентности среди параллели 1-х классов.

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • Воспитывать у школьников любовь к родной земле, уважение к традициям своего края и людям труда;
  • уважительное отношение в общении с близкими и сверстниками, способствовать повышению уверенности в себе.
  • Развивать познавательный интерес к народному творчеству родного края, к окружающему миру.
  • Формировать у детей интерес к самобытности, фольклору народов Поволжья.

Оборудование: презентация, фонограмма с записью «Марша» С. Сайдашева, национальные костюмы народов Поволжья, выставка проектов «Народы Поволжья», пазлы в виде сердца для игры «Сердце доброты», фломастеры: красный и синий в каждой группе, средство для обратной связи – «веер» с цифрами: 1, 2, 3.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Звучит «Марш» С. Сайдашева.

Ведущий: Дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня мы являемся участниками фестиваля народов Поволжья. Каждый класс на празднике представляет свою республику, свою народность. Поприветствуем учащихся:

1а – представляет Татарстан.
1б – представляет Башкортостан.
1в – представляет Россию.
1г – представляет Чувашию.
1д – представляет Марий Эл.

(Музыка прекратилась).

– У каждого народа принято при встрече приветствовать друг друга. Сейчас участники фестиваля будут приветствовать нас на языке народа, который они представляют.

1а – «Исенмесез!»
1б – «Хаумыхыгыз!»
1в – «Здравствуйте!»
1г – «Авана!»
1д – «Поро кече!»

1 ученик:

На свете живут разноцветные дети,
Живут на одной разноцветной планете.
И эта планета на все времена
У всех разноцветных всего лишь одна!

2 ученик:

Давайте, ребята, назло непогодам
Обнимем планету своим хороводом!
Развеем над нею и тучи, и дым,
В обиду её никому не дадим!

Ведущий: В этом году в первых классах прошли дни культуры народов Поволжья. На уроках, классных часах мы знакомились с традициями, историей, культурой, бытом. Изучали игры, читали сказки этих народов. Все свои знания мы оформили в проектах «Народы Поволжья». Они представлены на стендах.

(Приглашаются к доске девушки – учащиеся в национальных костюмах.)

На фестиваль к нам пришли ученицы в праздничной национальной одежде. Костюмы яркие, нарядные, с обилием вышивки, говорят о любви народов к своей Родине, своим истокам.

– Хотите побольше узнать о башкирском костюме?

(Выступление 1б класс)

Здесь все прекрасно –
И земля, и небо.
Любовь моя,
Мой солнечный край.
Мне жаль того,
Кто здесь ни разу не был,
Мне жаль того,
Кому не пел курай…

Приложение, 1 слайд: Башкортостан. Столица – Уфа.

1  ученик: Башкирский костюм очень богат декоративной отделкой. Основу башкирского костюма составляет нательное платье (кулдэк) с оборками и жилеткой.
2  ученик: Самым богатым элементом костюма были нагрудники (сэлтэр). Они оберегали девушку от злых духов.
3  ученик: Украшения у женщин: серьги, браслеты, перстни – изготовлялись из серебра, кораллов, бисера и монет. Чем больше украшений. Тем богаче девушка!
4  ученик: Праздничный женский головной убор назывался калябаш. Высокая шапочка с широкой лентой. Расшивалась бисером и серебром.
5  ученик: У древних башкир существовало поверье, как спастись от нечистой силы. Если за девушкой гналась нечистая сила, то она должна была бросить какую-либо дорогую часть из своей одежды и помолиться. Тогда погоня прекращалась.

Приложение, 2 слайд: Вопрос. Какую часть одежды должна была бросить девушка, чтобы спастись от нечистой силы?

а) Кулдэк (платье)
б) Селтэр (нагрудник)
в) Калябаш ( головной убор)

Ведущий: Чтобы создать такие костюмы требуется умение и огромное трудолюбие. Во время работы мастерицы пели песни, рассказывали прибаутки, небылицы, загадывали загадки.

(Выступление 1д класса)

Приложение, 3 слайд: Марий Эл. Столица – Йошкар-Ола.

1 загадка:

Что выше леса, краше света, без огня горит? (Солнце.)

2 загадка:

Меня бьют, колотят, режут, ворочаю
А я всё терплю и всем добром плачу. (Земля.)

3 загадка:

Кто, как только жарко станет,
Шубу на плечи натянет.
А нагрянет холод злой –
Скинет с плеч её долой. (Дерево.)

Приложение, 4 слайд: Солнце.
Приложение, 5 слайд: Земля.
Приложение, 6 слайд: Дерево.

– Послушайте, как звучат отгадки на татарском, марийском, чувашском языках.

Солнце:
«кече» – марийский,
«хевеле» – чувашский,
«кояш» – татарский.

Земля:
«мыланде» – марийский,
«сер» – чувашский,
«жир» – татарский.

Дерево:
«пушенге» – марийский,
«еивсе» – чувашский,
«агач» – татарский.

Ведущий: У марийского народа 3 священных дерева: берёза, дуб и ольха. Их обязательно сажают при рождении детей, так вырастают сады и леса. А марийская пословица гласит: «Люди должны быть вместе, как разные породы деревьев в лесу».

(Выступление 1г класса)

Приложение, 7 слайд: Чувашия. Столица – Чебоксары.

Ведущий: У каждого народа есть свои любимые сказки, которые вводят читателей в мир волшебства, фантазии, богатства и многообразия родного края.
– В дни фестиваля мы прочитали много различных сказок.

Дети рассказывают стихи:

1 ученик:

Сказка по лесу идет, сказку за руку ведет,
Из реки выходит сказка, из трамвая, из ворот.

2 ученик:

И за мной, и за тобой сказки бегают гурьбой,
Обожаемые сказки слаще ягоды любой.

3 ученик:

В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит,
Сказка – умница и прелесть, ей повсюду путь открыт.

Приложение, 8-13 – слайды: Вопросы к сказкам.

– А сейчас мы проверим, как вы внимательно читали сказки.

– Внимание на экран, возьмите вееры, правильный ответ показывайте числом 1, 2, 3.

К кому обращалась мама со словами: «Мы пойдём на работу, принесём тебе булочку, сошьём платьице, купим платочек»?

1. К бабушке.
2. К дочке.
3. К подружке.

Кто говорил слова: «Сказку расскажи, песенку спой да попляши, тогда и огня дам!»

1. Мальчик-богатырь.
2. Юркаби.
3. Старичок с кулачок.

Как звали девочку, которая пела песню:

«Стало в лесу светло,
В небе луна взошла.
Выну из печки беляши,
В гости домой пойду!»

1. Гульчечек.
2. Ленивая девочка.
3. Убыр.

– Как переводиться слово убыр? (Ведьма).

Кто помог спастись мальчику-богатырю:

1. Гуси-лебеди.
2. Гусь-птица.
3. Скворец.

– Кому помогали гуси-лебеди? (Бабе-Яге).

– А скворец? (Гульчечек, отнёс волосок домой и брат её спас).

– Какими словами закончилась башкирская сказка «Ленивая девочка»?

1. «Сказка – туда, я – сюда»
2. «Если собираешься на летнюю кочёвку, прежде засей поле»
3. «Сказка на том берегу – я на этом»

– Молодцы, ребята, вы внимательно слушали сказки.Народ собрал в свою копилку множество чудесных сказок. Сказок много есть на свете, все их очень любят дети. А чему нас учат сказки, отвечайте без подсказки.

(Быть добрыми, справедливыми, помогать друг другу, выручать из беды, уважать старших, не обижать младших, учат послушанию.)

1  ученик:

В мире много сказок, грустных и смешных.
И прожить на свете нам нельзя без них.
Лампа Алладина, в сказку нас веди.
Башмачок хрустальный помоги в пути.
Мальчик-Богатырь, Юркаби ухмах…
Каждый нам в дороге настоящий друг.
Пусть герои сказок дарят нам тепло,
Пусть добро навеки побеждает зло!

Игра “Сердце доброты”

Ведущий: И чтобы добро действительно побеждало зло, я предлагаю собрать большое-большое сердце доброты.

(Дети складывают “пазлы”, получается большое сердце.)

Ведущий: Посмотрите, у нас теперь есть сердце доброты. Оно будет посылать нам свое тепло, желать добра и помогать в учёбе.
Приложите руки к груди и послушайте, как добро проникает в вас, в вашу душу. Поместите в свое сердце как можно больше добра, и вы всегда будете счастливы, потому что рядом с вами всегда будут верные и надежные друзья.

Приложение, 14 слайд: Россия. Столица – Москва.

Ведущий:

Жить в своём доме всегда одному
Скучно и мне, и тебе, и ему!
Ведь сколько на свете хороших друзей!
Сколько на свете хороших затей.

Какой народ не любит отдохнуть после тяжёлого сельского труда. Из поколения в поколение передавались народные игры, забавы и развлечения. «Делу время – потехе час!» Вот и наступило время, когда мы можем отдохнуть и поиграть в русскую народную игру «Где платок?»

Приложение, 15 слайд: «Делу время – потехе час»

(Ребята 1в класса проводят игру со всеми участниками фестиваля)

Кукушки в лесу распевали частушки.
Ку-ку мы кукуем, ку-ку мы кукушки.
Носатые галки выводят считалки.
Я – галка, ты – галка, мы – галки, вы – галки.
И только чернушки, и только белянки
В лесу на полянке играют в молчанку.

Вопрос. Как называется игра «Где платок?» на татарском языке?

Ответ: «Кайда яулык?»

(Выступление 1а класса)

Приложение, 16 слайд: Татарстан. Столица – Казань.

Ведущий: У каждого народа принято приглашать гостя за богатый стол. Сегодня мы хотим угостить участников фестиваля татарскими национальными блюдами.

Приложение, 17 слайд: Продукты.

Но сначала их надо приготовить, используя продукты, которые у вас на рисунке.

Приложение, 18 слайд: Национальные блюда татарской кухни.

– Назовите блюда, которые у вас на разрезных карточках. Какие из них национальные татарские блюда?

Приложение, 19 слайд: Продукты для приготовления очпочмака и чакчака.

– Используя продукты, которые на больших листах, приготовьте очпочмак и чакчак. Для очпочмака обведите продукт красным цветом, а для чакчака – синий цвет.

Приложение, 20 слайд: Проверка задания.

Ведущий: Вот и подошёл к концу наш фестиваль. Всё ли мы узнали друг о друге?... Но самое главное мы поняли все…

Приложение, 21 слайд: Вывод.

«Мы разные – в этом наше богатство,
Мы вместе, в этом наша сила!»

(Под фонограмму все участники фестиваля исполняют песню «Фонарики дружбы» музыка П. Ермишева, слова Д. Иванова.)

Приложение, 22 слайд: Угощение – чакчак.

Ведущий: Как радушные хозяева мы сегодня хотим вас угостить татарским национальным блюдом чакчак.

(Под музыку С. Сайдашева разносятся угощения участникам и гостям фестиваля.)