Класс птиц. Особенности строения внутренних органов в связи с полетом

Разделы: Биология


Цель: создать условия для эффективного усвоения знаний об особенностях внутреннего строения птиц в связи с полетом.

  • Обучающие задачи: расширить знания учащихся о процессах жизнедеятельности на примере птиц, об особенностях строения внутренних органов в связи с функциями.
    Установить особенности строения внутренних органов птиц в связи с полетом.
  • Развивающие задачи: продолжить развитие умений работать с текстом учебника, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, делать выводы.
    Развивать умения самоконтроля и взаимоконтроля.
  • Воспитывающие задачи: продолжить формирование эмоционально-ценностного отношения к изучению окружающего нас мира.
    Формировать коммуникативность учащихся через совместную работу.

Оборудование: интерактивная доска, компьютерная презентация, электронный учебник, методички с вопросами, оценочный лист.

Основополагающий вопрос. Как различные животные адаптировались к средам их обитания?

Проблемные вопросы.

В чем секрет птиц, помогающий им летать?
Чем отличаются птицы от других животных?

Формируемые компетенции:

  • Коммуникативная (работа в группах, взаимообучение)
  • Информационная (работа с учебником, составление табличного конспекта, использование компьютерной презентации, электронного учебника)

Ход урока

I. Актуализация знаний.

“Над седой равниной моря ветер тучи собирает. Между тучами и морем гордо реет Буревестник, черной молнии подобный…”
М.Горький

Полет птиц всегда привлекал внимание человека. Несомненно, первые мысли о воздухоплавании, зародились у людей при взгляде на птиц.

Что же позволяет им летать?

Задание 1. Составьте коллективный рассказ, в котором в логической последовательности вы называете особенности внешнего строения и скелета птиц, связанные с полетом.

II. Изучение нового материала.

“Знанию всегда предшествует предположение”
А. Гумбольт

1. Проблемный вопрос.

Есть ли связь между строением внутренних органов птиц и полетом? Постарайтесь высказать предположения, в чем она может заключаться?

(Учащиеся высказывают предположения.)

2. С целью проверки правильности высказанных предположений проведем работу с текстом учебника по группам. (Работа в группах сменного состава.)

Стол А – 1 группа. Пищеварительная система. Выделительная система.
Стол Б – 2 группа. Дыхательная система.
Стол В – 3 группа. Кровеносная система
Стол Г – 4 группа. Нервная система. Органы чувств.
Стол Д – 5 группа. Особенности размножения.

Каждому ученику в группе дается жетон с номером, после подготовки они пересаживаются таким образом, что за столом “А” собираются все ученики с № 1; за столом “Б” – с № 2 и т.д. В новой группе каждый представитель рассказывает свой материал. В оценочный лист выставляется взаимооценка.

По результатам работы в группе составляется табличный конспект.

Образец.

Системы органов Особенности строения, связанные с полетом
Пищеварительная отсутствие челюстей и зубов, двухкамерный желудок, быстрое пищеварение и частое освобождение кишечника
Дыхательная двойное дыхание
Кровеносная четырехкамерное сердце, большая частота сердечных сокращений
Выделительная отсутствие мочевого пузыря
Нервная сильно развиты большие полушария, мозжечок, средний мозг
Органы размножения у самок функционирует только левый яичник, птица откладывает сразу только одно яйцо
Обмен веществ высокий уровень, постоянная температура тела.

3. Подведение итогов работы.

Отчет учащихся о проделанной работе с использованием компьютерной презентации.

Анимация “Схема кровообращения птиц” (Электронный учебник)

III. Закрепление полученных знаний.

На столах учащихся методички с заданиями:

Задание 1. Выберите правильные утверждения.

(Взаимоконтроль. Оценка выставляется в оценочный лист.)

  1. Птицы – высокоорганизованные теплокровные позвоночные, приспособленные к полету.
  2. Частичное переваривание пищи начинается во рту.
  3. В воздушных мешках птиц происходит активный газообмен.
  4. По телу птицы распространяется артериальная кровь.
  5. Толстый кишечник и мочеполовые протоки впадают в клоаку.
  6. У птиц хорошо развит средний мозг, особенно зрительные доли.
  7. У всех птиц птенцы выводятся беспомощными, слепыми и голыми.
  8. Сердце трехкамерное, с неполной перегородкой.
  9. По форме клюва можно определить характер питания птиц.
  10. Наука о птицах – птицеводство.

Работа в парах.

Задание 2. Полет птиц требует интенсивной работы мышц, которые для этого должны обильно снабжаться кислородом. Однако птицы не могут иметь большого количества крови, доставляющей кислород мышцам, так как увеличение массы крови затруднило бы сам полет. Иными словами крови хорошо бы иметь поменьше, а кислорода хорошо бы получать побольше. Как это сделать? (Обсуждение.)

Образец ответа.

Кровь у птиц движется по сосудам очень быстро, за счет этого она быстрее меняется в легких. Кроме того, кислород, благодаря системе воздушных мешков, проходит через легкие, как при выдохе, так и при вдохе.

Задание 3. Пищеварение у птицы происходит очень быстро. Сочные ягоды у воробьиных проходят через кишечник за 8–10 минут. Домовой воробей переваривает зерно за 3–4 ч, жука за 1 час, гусеницу за 15 минут. Насекомоядные птицы наполняют свой желудок 5–6 раз в сутки. Один – два раза в сутки едят хищники.

Какое значение для природного сообщества имеет большая скорость пищеварения у птиц?

Образец ответа:

Быстрый процесс пищеварения у птиц заставляет их часто наполнять свой желудок. В природном сообществе прожорливые насекомоядные птицы уничтожают много насекомых вредителей.

Задание 4. Общий объем воздушных мешков в несколько раз превышает объем легких. Например, у пеликанов он равен 10,5л

Определите функции воздушных мешков с точки зрения физики. (Обсуждение.)

Образец ответа.

Уменьшение плотности тела, облегчающего полет. Сохранение тепла в состоянии относительного покоя благодаря малой теплопроводности воздуха. Охлаждение внутренних органов в полете за счет теплообмена между внутренними органами птиц и более холодным воздухом, поступающим в воздушные мешки. Увеличение плотности тела у ныряющих птиц при уменьшении объема воздушных мешков.

Подведение итогов.
Опрос-итог.

Прочитайте цель урока. Достигли ли вы цели урока? В какой степени?
Оцените свою работу на уроке: “отлично”, “хорошо”, “удовлетворительно”, “неудовлетворительно”
Что на уроке было главным? Что интересным? Что нового узнали? Чему научились?

Задание на дом §51. Творческое задание: подготовить компьютерные презентации.

Темы:

1. Бескилевые птицы.
2. Плавающие птицы.
3. Килевые птицы:

  • Птицы вводно-болотных угодий,
  • Лесные птицы,
  • Птицы открытых пространств.

Оценочный лист.

Ф. И.

Оценка

Итоговая оценка
Работа в группе
(взаимооценка)
1 задание 2 задание 3 задание 4 задание