Актуальность
Сегодня многие учителя отмечают, что у первоклассников часто возникают серьезные трудности в формировании навыков письма, причина чего – слабо развитая моторика.
Уровень развития мелкой моторики руки является одним из показателей школьной зрелости ребенка. Обычно у ребенка, имеющего высокий уровень развития мелкой моторики, достаточно развиты внимание, память и связная речь.
В свою очередь недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, снижению мотивации к обучению, нарушению общения, повышения уровня школьной и общей тревожности, что в последствии может привести к школьной дезадаптации. Этот момент в дальнейшем оказывает негативное воздействие и в подростковом возрасте.
Для изучения актуальности проблемы было проведено мониторинговое исследование развития мелкой моторики руки первоклассников за период с 2006/07 по 2010/11 учебные года.
Результаты представлены в таблице № 1 (% от общего количества обследованных детей).
Таблица 1
Учебный год | Общее число первоклассников | Уровни развития мелкой моторики руки | ||
Высокий | Средний | Низкий | ||
2006/07 | 153 | 25 – 16% | 82 – 54% | 46 – 30% |
2007/08 | 167 | 42 – 25% | 111 – 66% | 14 – 8% |
2008/09 | 184 | 47 – 27% | 102 – 55% | 35 – 19% |
2009/10 | 180 | 35 – 19% | 122 – 68% | 23 – 13% |
20010/11 | 119 | 31 – 26% | 76 – 64% | 12 – 10% |
В графической форме это выглядит следующем образом (Приложение 1)
Анализируя данные можно сделать следующие выводы:
- процентное соотношение детей со средним уровнем развития мелкой моторики примерно одинаковое и колеблется в пределах от 54 до 68%;
- значительные колебания отмечены в низком уровне: если 2007/08 уч.г. было снижение процентного соотношения детей с низкими показателями на 22%, то в 2008/09 уч.г отмечено повышение данного показателя на 11%;
- несмотря на улучшение % высокого уровня, в среднем 1/5 часть детей, поступающих в первый класс уже запрограммированы на неуспех.
Данные выводы подтверждают наличие остроты проблемы в формировании у первоклассников умений мелкой моторики.
С целью разрешения данной проблемы разработана программа “Я учусь писать и красиво рисовать”, которая выступает одним из направлений работы школы по коррекции качеств школьной зрелости.
Данная программа выступает как один из моментов, позволяющих детям со слабо развитой моторикой в адаптации к школьному обучению, способствует более успешному освоению навыков письма и развитию ручной умелости. В свою очередь это ведет к развитию речи и мышления, и как результат более успешной школьной и социальной адаптации.
Принципы построения программы:
- использование максимально разнообразного материала по развитию мелкой моторики руки;
- принцип постепенности, плавного перехода от простых заданий к более сложным;
- принцип индивидуализации (полнота реализации программы зависит от особенностей умственного развития детей, темпа работы каждого ребенка, скорости выполнения тренировочных упражнений).
Цель программы: развитие мелкой моторики и координации движений рук.
Разнообразные формы деятельности на развитие
мелкой моторики руки учащихся, включенные в
занятия, позволят решить следующие задачи:
Контингент детей: учащиеся первых классов со слабо развитой моторикой.
Основные формы работы:
– коррекционно-развивающие занятия с детьми с использованием разнообразных форм работы для развития мелкой моторики руки;
– консультативная работа с родителями и педагогами.
Методические приемы: игры и упражнения на тактильные ощущения, пространственную ориентировку и зрительно-моторную координацию, упражнения на развитие межполушарного взаимодействия. Использование пальчиковой гимнастики, ниткописи, бисерографии. Работа с пластилином, применение массажера “Каштан”.
Периодичность: занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут. Количество занятий 14, два из них диагностических.
Мониторинг успешности программы проводится по показателям определенным в следующих диагностических методиках.
№ | Методика | Цель | Источник |
1 | Тест Куглера | Диагностика наличия элементов легкой формы энцефалопатии | Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать. Ярославль, 1997 с.93 |
2 | Бендер-тест | Исследование зрительно-моторной координации. | ИМАТОН. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах. Методика Л.Я. Ясюковой. |
3 | Дорисуй узор | Выявление умения анализировать образец, устанавливать принцип построения ряда на основе выделения его элементов. | Ильина М.В. развиваем внимание и память. М., 2005 с.101 |
Ожидаемые результаты:
В процессе реализации программы учащиеся покажут положительную динамику развития мелкой моторики и научаться:
- строить свою деятельность по словесной инструкции взрослого;
- скорректируется зрительно-моторная координация;
- анализировать образец и устанавливать принцип построение ряда на основе выделения его элементов.
Структура занятия предусматривает:
- Вступление (приветствие, работа с пиктограммой настроения, рефлексия предыдущего занятия)
- Разминка (гимнастический комплекс для мышц рук)
- Тренировочные упражнения на развитие мелкой моторики руки
- Пальчиковая гимнастика
- Упражнение на развитие восприятия, внимания, воображения
- Итог занятия
Работа с родителями: первичное консультирование по диагностическому исследованию уровня развития мелкой моторики руки; рекомендации (в виде индивидуальных листов с заданиями); повторное консультирование (эффективность проведенной работы) и стратегия дальнейшего поведения родителя с ребенком (рекомендации).
Работа с педагогами: индивидуальное консультирование по поводу индивидуальных особенностей развития учащегося, информация об индивидуальном продвижении учащегося; стратегия поведения педагога с ребенком.
Содержание занятий
Занятие 1
Диагностический блок.
Исследование уровня развития мелкой моторики
руки.
Занятие 2
Тема: “Знакомство. Наши пальчики”.
Создание положительного эмоционального фона,
чувство единения среди участников группы и
определение правил работы в ней.
Повторение и закрепление названий пальцев руки.
Пальчиковая гимнастика.
Понятие “штриховка”, правила выполнения
различных видов штриховки. Обведение и
штрихование предмета (трафарет). Ориентировка на
плоскости и в пространстве: закрепление понятий:
“право”, “лево”, “верх”, “низ”.
Анализ образца и нанизывание бусин на леску в
определенной последовательности.
Занятие 3
Тема: “Помощница-рука”.
Статические и динамические упражнения для
кистей и пальцев.
Обведение изображений по контуру.
Копирование узоров по образцу.
Правила ухода за руками.
Занятие 4
Тема: “Волшебные узоры”.
Использование (применение) массажера “Каштан”.
Выкладывание узоров из разноцветных
геометрических фигур по словесной инструкции.
Исследование и описание предмета путем
тактильных ощущений (игра “Чудесный мешочек”).
Выкладывание изображений различных предметов с
помощью ниток.
Занятие 5
Тема: “Учимся копировать”
Упражнения на развитие межполушарного
взаимодействия – рисование геометрических
фигур одновременно двумя руками.
Рисование по зрительным ориентирам (по точкам).
По словесной инструкции выполнение графического
изображения по клеточкам.
Занятие 6
Тема: “Что за чудо клеточка?”
Пальчиковая гимнастика.
Рисование по зрительным ориентирам (по
клеточкам).
Выкладывание из счетных палочек различных
изображений по образцу.
Занятие 7
Тема: “Волшебные ниточки”.
Статические и динамические упражнения для
кистей и пальцев.
Выкладывание контуров различных геометрических
фигур, букв с помощью ниток.
Исследование и описание предмета путем
тактильных ощущений (игра “Чудесный мешочек”).
Занятие 8
Тема: “Собираем бусы”.
Использование (применение) массажера “Каштан”.
Анализ образца и нанизывание бусин на леску в
строгой последовательности.
По словесной инструкции выполнение графического
изображения по клеточкам.
Занятие 9
Тема: “Пластилиновая картина”.
Упражнения на развитие межполушарного
взаимодействия – рисование геометрических
фигур одновременно двумя руками.
Рисование по зрительным ориентирам (по точкам).
Работа с пластилином. Создание различных
изображений путем вдавливания в пластилин
мелких деталей (бисер, пуговицы) или разных круп.
Занятие 10
Тема: “Фантазия”.
Пальчиковая гимнастика.
Дорисовывание второй половины предмета.
Дорисовывание фигуры до образа какого-либо
предмета (игра “Закорючка”).
Выкладывание изображений различных предметов с
помощью ниток.
Занятие 11
Тема: “Умные узоры”.
Статические и динамические упражнения для
кистей и пальцев.
Анализ образца и нанизывание бусин на леску в
строгой последовательности.
Выкладывание узоров из разноцветных
геометрических фигур по словесной инструкции.
Занятие 12
Тема: “Ох, уж эти ладошки!”
Использование (применение) массажера “Каштан”.
Копирование изображения по клеточкам.
Исследование и описание предмета путем
тактильных ощущений (игра “Чудесный мешочек”).
Занятие 13
Тема: “Золотые руки”.
Упражнения на развитие межполушарного
взаимодействия – рисование геометрических
фигур одновременно двумя руками.
Коллективная работа – создание плаката
“Развиваем наши руки”. Каждый первоклассник
выполняет наиболее интересный вид деятельности
и результаты оформляются на общем плакате.
Правила ухода за руками.
Занятие 14
Диагностический блок.
Повторное исследование уровня развития мелкой
моторики, с целью отслеживания динамики
(изменений) в развитии детей в процессе
реализации данной программы.
Литература:
- 150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе. “Издательство АСТ”, 2002.
- Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. “Издательство АСТ”, 2000
- Ануфриев А.Ф., Костромитина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М., “ОСЬ-89”, 2006.
- Доскин В.А., Голубева Л.Г. Здоровье ребенка и его готовность к школе. М.. 2007
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. С-П., 1999.
- Ковалев В.И. Развивающие игры. 10 шагов к успеху. М., “Просвещение”, 2000
- Готовимся к школе. Книга для родителей будущих первоклассников. “Издательство АСТ”, 1999
- Екжанова Е.А., Фроликова О.А. Коррекционная педагогика. Эффективная коррекция для первоклассниках в играх и упражнениях. С-Пб., 2007
- Ковалева Е.С., Синицына Е.И. Готовим ребенка к школе. М., 2001.
- Безруких М.М. Готов ли ребенок к школе. М., “Вентана-Граф”, 2004.
- Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учиться говорить. Пальчиковый игротренинг. С-Петербург, 1998.
- Шевердина Н.А., Сушинская Л.Л. Тестирование будущих первоклассников. Ростов-на –Дону, “Феникс”, 2004.
- Кувашова Н.Г., Нестерова Е.В. Методика подготовки детей к школе (психологические тесты, основные требования, упражнения). Волгоград, 2007.
- Начальная школа № 23/1999. Подготовка руки к письму детей седьмого года жизни.
- Узорова О.В., Нефедова Е.А. 350 упражнений для подготовки детей к школе. М., “Аквариум”, 1998.
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать. “Академия развития”, Ярославль, 1997.
- Гризик Т.И. Подготовка ребенка к обучению письму. М., “Просвещение”, 2007.
- Тесты для детей. Готов ли ваш ребенок к школе? М.Н. Ильина, Л.Г. Парамонова, Н.Я. Головнева. “Дельта”, 1997.