В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года сказано: «Базовое звено образования – общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей».
В современном постоянно меняющемся, динамическом мире на первый план выходит не просто обучение предметным знаниям, умениям и навыкам, некоторые из которых могут оказаться либо устаревшими, либо невостребованными, а личность учащегося, как будущего активного деятеля. В условиях информатизации общества в целом и образования в частности важную роль в формировании необходимых ЗУН, а также качеств личности учащегося играет предмет информатика и ИКТ.
В основе моего педагогического опыта лежит творческое сочетание и применение различных элементов современных педагогических технологий в процессе обучения информатике, отраженных в таблице:
Современные педагогические технологии или основа | Элемент технологии, применяемый на уроке | Дидактические задачи, решаемые с помощью данного элемента технологии |
Модульная технология. (Шамова Т. И., Юцявичене П.) | Использование учебных модулей. | Развитие способности к самообразованию, изучение большого объёма материала, создание условий для развития познавательной активности и самостоятельности, коррекция самооценки. |
Проектная технология (в основе лежат идеи Д. Дьюи об организации учебной деятельности по решению практических задач, взятых из повседневной жизни). | Создание творческого проекта. | Развитие творческих способностей, обучение навыкам межличностного взаимодействия, развитие навыков работы в группе. |
Проблемное обучение. (Матюшкин А. М., Махмудов М. И., Кудрявцев Т. В. и др.) | Проблемная ситуация. | Создание условий для развития познавательной активности и самостоятельности. |
Игровые технологии. | Дидактические игры, урок-игра. | Развитие мышления, формирование положительного эмоционального фона, формирование учебной мотивации. |
Технологии дистанционного образования. | Участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах. | Развитие интеллектуальных и творческих способностей, совершенствование умений и навыков поиска и обработки необходимой информации. |
Компетентностный подход. | Компетентностно-ориентированные задания. | Формирование ключевых компетентностей. |
С целью содействия развитию самостоятельности учащихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала на уроках информатики я использую работу с учебными модулями. Модуль – это программа обучения, состоящая из учебных элементов (Приложение 1).
Опыт применения модульной технологии говорит о том, что использование модульной технологии позволяет ученику самостоятельно организовывать свой труд на уроке, формирует навыки самоанализа, самоконтроля, самооценки, позволяет ученику работать свободно в индивидуальном по времени режиме. Применяемые мной в модуле учебные элементы направлены как на получение теоретических знаний, так и на получение практических умений и отработку практических навыков по теме учебного модуля.
Китайская пословица гласит: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я понимаю». Поэтому для отработки навыков практической деятельности в рамках применения модульного обучения мною реализуется метод проектов (Приложение 2).
Метод проектов является исследовательским методом, который позволяет мне сформировать у учащихся опыт творческой деятельности. В процессе подготовки проекта, обучающиеся самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, работая в группах, развивают исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации, наблюдение, анализ и т.д.), системное мышление.
Работая над проектом, обучающиеся проходят следующие основные этапы:
- выбор темы, постановка проблемы, формулировка задачи;
- изучение проблемной области, подбор необходимого материала;
- подготовка проекта, оформление материалов;
- подготовка и оформление отчета;
- защита проекта.
На уроках информатики учащиеся создают различные типы проектов, отраженные в таблице.
Типология проектов
Типологические признаки | Типы проектов |
По доминирующей деятельности. |
|
По предметно-содержательной области. |
|
По характеру контактов. |
|
По количеству участников проекта. |
|
По продолжительности выполнения проекта. |
|
Проектная деятельность способствует глубокому, осознанному усвоению базовых знаний, что обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Опыт использования данного метода дает возможность сделать вывод о том, что метод проектов ориентирован не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, порой и путем самообразования.
«Мышление обычно начинается с проблемы, или вопроса, с удивления или недоразумения, с противоречия.» (С.Л. Рубинштейн.) Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. С целью возникновения такой потребности у обучающихся на уроках информатики я создаю проблемные ситуации, когда они не могут достичь цели с помощью известных им знаний и способов действий (Приложение 3). Доктор педагогических наук А. В. Хуторской сказал: «…никакая внешне предлагаемая информация не может быть перенесена внутрь его, если у школьника нет соответствующей мотивации и личностно значимых образовательных процессов». Эмоциональная атмосфера, создаваемая проблемной ситуацией, способствует появлению личной заинтересованности и внутренней потребности разобраться в данной проблеме.
Развитию мышления, формированию положительного эмоционального фона, формированию учебной мотивации на уроках информатики способствуют игровые технологии. А. Франс сказал: «Учиться можно только весело... Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». А советский педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В процессе игры можно выработать у детей умение сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание и стремление к знаниям. Увлекшись, ребенок и не замечает, что учится – он познает, запоминает новое, ориентируется в необычной ситуации. А.М. Горький писал: «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».
Опыт применения на уроках информатики дидактических игр показывает, что они являются ценным средством воспитания умственной активности детей, позволяют активизировать деятельность учащихся на уроке и могут применяться на различных этапах урока (Приложение 4).
Особое место на уроках информатики занимают компетентностно-ориентированные задания, которые носят деятельностный характер, моделируют практическую жизненную ситуацию, строятся на актуальном для обучающихся материале и имеют следующие структурные элементы: стимул, задачную формулировку, источник информации и инструмент проверки (Приложение 5). Эти задания способствуют формированию ключевых компетентностей, под которыми применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем. Формирование ключевых компетентностей – это задача каждого педагога.
Полученные на уроках информатики знания и практические навыки обучающиеся реализуют, участвуя в дистанционных конкурсах и олимпиадах, что, несомненно, является достаточно серьёзным стимулом для познавательной деятельности (Приложение 6).
Участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах дает обучающимся возможность раскрыть свои творческие способности, отслеживать развитие приобретаемых умений как относительно самого себя и своих творческих достижений, так и по отношению к работам учащихся разных регионов. Дистанционные олимпиады и конкурсы стимулируют обучающихся к самопознанию и реализации своего творческого потенциала, формируют у обучающихся устойчивые положительные эмоции, способствующие повышению мотивации к обучению, создают условия для разновозрастного обучения, развивают фантазию, воображение и творческое мышление, обучают навыкам создания творческой продукции и анализа своей деятельности, развивают технические навыки использования компьютерных программ.
На мой взгляд, такая система работы позволяет максимально раскрыть способности учащихся, привлечь к процессу творчества, реализовать интеллектуальные запросы и потребности каждого.
Применение элементов современных педагогических технологий в своей педагогической деятельности даёт мне огромное поле деятельности для творческого конструирования уроков, обеспечивающих развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.
Статью мне хотелось бы закончить словами одного из героев Евгения Львовича Шварца из фильма «Золушка»: «Я не волшебник. Я только учусь. Но ради тех, кого люблю, я способен на любые чудеса».
Список литературы:
- Агеева И. Д. Занимательные материалы по информатике и математике. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Обработка текстовой информации: Практикум / О. Б. Богомолова, А. В. Васильев. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- Практические работы по MS Excel на уроках информатики: Практикм / О. Б. Богомолова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Хуторской А.В. Дистанционные олимпиады. Специфика, подготовка и проведение. [Электронный ресурс]. Версия 1.0. – М.: Центр дистанционного образования «Эйдос», 2004.
- Интернет-ресурс: http://www.nic-snail.ru/