Развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей через комплексное использование элементов современных педагогических технологий на уроках информатики

Разделы: Информатика


В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года сказано: «Базовое звено образования – общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей».

В современном постоянно меняющемся, динамическом мире на первый план выходит не просто обучение предметным знаниям, умениям и навыкам, некоторые из которых могут оказаться либо устаревшими, либо невостребованными, а личность учащегося, как будущего активного деятеля. В условиях информатизации общества в целом и образования в частности важную роль в формировании необходимых ЗУН, а также качеств личности учащегося играет предмет информатика и ИКТ.

В основе моего педагогического опыта лежит творческое сочетание и применение различных элементов современных педагогических технологий в процессе обучения информатике, отраженных в таблице:

Современные педагогические технологии или основа Элемент технологии, применяемый на уроке Дидактические задачи, решаемые с помощью данного элемента технологии
Модульная технология. (Шамова Т. И., Юцявичене П.) Использование учебных модулей. Развитие способности к самообразованию, изучение большого объёма материала, создание условий для развития познавательной активности и самостоятельности, коррекция самооценки.
Проектная технология (в основе лежат идеи Д. Дьюи об организации учебной деятельности по решению практических задач, взятых из повседневной жизни). Создание творческого проекта. Развитие творческих способностей, обучение навыкам межличностного взаимодействия, развитие навыков работы в группе.
Проблемное обучение. (Матюшкин А. М., Махмудов М. И., Кудрявцев Т. В. и др.) Проблемная ситуация. Создание условий для развития познавательной активности и самостоятельности.
Игровые технологии. Дидактические игры, урок-игра. Развитие мышления, формирование положительного эмоционального фона, формирование учебной мотивации.
Технологии дистанционного образования. Участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах. Развитие интеллектуальных и творческих способностей, совершенствование умений и навыков поиска и обработки необходимой информации.
Компетентностный подход. Компетентностно-ориентированные задания. Формирование ключевых компетентностей.

С целью содействия развитию самостоятельности учащихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала на уроках информатики я использую работу с учебными модулями. Модуль – это программа обучения, состоящая из учебных элементов (Приложение 1).

Опыт применения модульной технологии говорит о том, что использование модульной технологии позволяет ученику самостоятельно организовывать свой труд на уроке, формирует навыки самоанализа, самоконтроля, самооценки, позволяет ученику работать свободно в индивидуальном по времени режиме. Применяемые мной в модуле учебные элементы направлены как на получение теоретических знаний, так и на получение практических умений и отработку практических навыков по теме учебного модуля.

Китайская пословица гласит: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я понимаю». Поэтому для отработки навыков практической деятельности в рамках применения модульного обучения мною реализуется метод проектов (Приложение 2).

Метод проектов является исследовательским методом, который позволяет мне сформировать у учащихся опыт творческой деятельности. В процессе подготовки проекта, обучающиеся самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, работая в группах, развивают исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации, наблюдение, анализ и т.д.), системное мышление.

Работая над проектом, обучающиеся проходят следующие основные этапы:

  • выбор темы, постановка проблемы, формулировка задачи;
  • изучение проблемной области, подбор необходимого материала;
  • подготовка проекта, оформление материалов;
  • подготовка и оформление отчета;
  • защита проекта.

На уроках информатики учащиеся создают различные типы проектов, отраженные в таблице.

Типология проектов

Типологические признаки Типы проектов
По доминирующей деятельности.
  • Исследовательские.
  • Поисковые.
  • Творческие.
  • Ролевые, игровые.
  • Прикладные (практико-ориентированные).
  • Информационные (ознакомительно-ориентированные).
По предметно-содержательной области.
  • Монопроекты.
  • Межпредметные.
По характеру контактов.
  • Внутренние.
  • Открытые.
По количеству участников проекта.
  • Личностные.
  • Парные.
  • Групповые.
По продолжительности выполнения проекта.
  • Краткосрочные.
  • Средней продолжительности.
  • Долгосрочные.

Проектная деятельность способствует глубокому, осознанному усвоению базовых знаний, что обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Опыт использования данного метода дает возможность сделать вывод о том, что метод проектов ориентирован не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, порой и путем самообразования.

«Мышление обычно начинается с проблемы, или вопроса, с удивления или недоразумения, с противоречия.» (С.Л. Рубинштейн.) Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. С целью возникновения такой потребности у обучающихся на уроках информатики я создаю проблемные ситуации, когда они не могут достичь цели с помощью известных им знаний и способов действий (Приложение 3). Доктор педагогических наук А. В. Хуторской сказал: «…никакая внешне предлагаемая информация не может быть перенесена внутрь его, если у школьника нет соответствующей мотивации и личностно значимых образовательных процессов». Эмоциональная атмосфера, создаваемая проблемной ситуацией, способствует появлению личной заинтересованности и внутренней потребности разобраться в данной проблеме.

Развитию мышления, формированию положительного эмоционального фона, формированию учебной мотивации на уроках информатики способствуют игровые технологии. А. Франс сказал: «Учиться можно только весело... Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». А советский педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В процессе игры можно выработать у детей умение сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание и стремление к знаниям. Увлекшись, ребенок и не замечает, что учится – он познает, запоминает новое, ориентируется в необычной ситуации. А.М. Горький писал: «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».

Опыт применения на уроках информатики дидактических игр показывает, что они являются ценным средством воспитания умственной активности детей, позволяют активизировать деятельность учащихся на уроке и могут применяться на различных этапах урока (Приложение 4).

Особое место на уроках информатики занимают компетентностно-ориентированные задания, которые носят деятельностный характер, моделируют практическую жизненную ситуацию, строятся на актуальном для обучающихся материале и имеют следующие структурные элементы: стимул, задачную формулировку, источник информации и инструмент проверки (Приложение 5). Эти задания способствуют формированию ключевых компетентностей, под которыми применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем. Формирование ключевых компетентностей – это задача каждого педагога.

Полученные на уроках информатики знания и практические навыки обучающиеся реализуют, участвуя в дистанционных конкурсах и олимпиадах, что, несомненно, является достаточно серьёзным стимулом для познавательной деятельности (Приложение 6).

Участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах дает обучающимся возможность раскрыть свои творческие способности, отслеживать развитие приобретаемых умений как относительно самого себя и своих творческих достижений, так и по отношению к работам учащихся разных регионов. Дистанционные олимпиады и конкурсы стимулируют обучающихся к самопознанию и реализации своего творческого потенциала, формируют у обучающихся устойчивые положительные эмоции, способствующие повышению мотивации к обучению, создают условия для разновозрастного обучения, развивают фантазию, воображение и творческое мышление, обучают навыкам создания творческой продукции и анализа своей деятельности, развивают технические навыки использования компьютерных программ.

На мой взгляд, такая система работы позволяет максимально раскрыть способности учащихся, привлечь к процессу творчества, реализовать интеллектуальные запросы и потребности каждого.

Применение элементов современных педагогических технологий в своей педагогической деятельности даёт мне огромное поле деятельности для творческого конструирования уроков, обеспечивающих развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.

Статью мне хотелось бы закончить словами одного из героев Евгения Львовича Шварца из фильма «Золушка»: «Я не волшебник. Я только учусь. Но ради тех, кого люблю, я способен на любые чудеса».

Список литературы:

  1. Агеева И. Д. Занимательные материалы по информатике и математике. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  2. Обработка текстовой информации: Практикум / О. Б. Богомолова, А. В. Васильев. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  3. Практические работы по MS Excel на уроках информатики: Практикм / О. Б. Богомолова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  4. Хуторской А.В. Дистанционные олимпиады. Специфика, подготовка и проведение. [Электронный ресурс]. Версия 1.0. – М.: Центр дистанционного образования «Эйдос», 2004.
  5. Интернет-ресурс: http://www.nic-snail.ru/