Введение новых государственных стандартов в образовании способствовало не только открытию широкого дискуссионного поля, но и серьёзному, подчас лихорадочному, самоопределению педагогов в поле своего собственного предмета. Возможно ли на этом давно знакомом, родном, вдоль и поперёк исхоженном пространстве взрастить что-то действительно новое, оригинальное, отвечающее современным требованиям?
Проблема осмысления усугубляется тем, что некоторые флагманы нового эксперимента слишком быстро и уверенно взяли курс на реформирование прежде всего, образовательных технологий. Отсюда такое преувеличенное, на наш взгляд, внимание к использованию в учебном процессе ИКТ. Энтузиазм вдохновителей процесса внедрения компьютеризации в начальную школу поражает простого учителя: обычный процессор может уже представляться чем-то вроде волшебного ларца – обеспечь им рабочее место каждого ученика, и все учебные, развивающие и воспитывающие задачи будут решены автоматически в полном объёме.
Ни для кого не секрет: критерии оценки сформированных у выпускника начальной школы универсальных учебных действий пока столь размыты и призрачны, что преобразовать их в конкретный ориентир для прохождения лабиринта новейших веяний практически невозможно. Особенно для учителей, ведущих предметы эстетического цикла, из которых, пожалуй, самым многострадальным является изобразительное искусство. Именно его периодически пытаются вытеснить из числа обязательных предметов образования, сократить часы, заменить более «полезной» и прагматичной деятельностью, например, материальной технологией. Автор данной статьи не ставит своей целью критиковать подобные губительные процессы и доказывать необходимость присутствия ИЗО в сетке предметов начальной школы. Такой труд уже брали на себя многие выдающиеся педагоги-художники, в частности, автор государственной программы «Изобразительное искусство и художественный труд» Б. М. Неменский.
В данной статье речь пойдёт о возможностях, открывающих перед учителями изобразительного искусства пути к формированию не специфических художественных, а тех самых универсальных учебных действий, диктуемых новыми стандартами в образовании.
В 2010-2011 учебном году образовательный процесс у первоклассников в ГОУ Прогимназии № 1754 г. Москвы осуществляется в формате двойного эксперимента. На базе нашей школы открыты две ГЭП: «Лингвистический компонент обучения и его роль в формировании ключевых компетентностей школьников» и «Компетентностный подход в формировании образовательной среды начальной школы». Каждый урок изобразительного искусства по программе Кузина В. С. ориентирован на решение как предметных задач, так и на формирование личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. Лингвистический аспект экспериментальной работы играет здесь очень важную роль: язык рассматривается как ключ к пониманию искусства. Поэтому чрезвычайно важным на уроках ИЗО становится слово: здесь оно является не столько носителем информации, как на других уроках, сколько носителем художественно-поэтического образа.
Метафоричность произведений искусства сама по себе стимулирует образность мышления. Учитель выступает одновременно и в роли художника, и сказочника, и поэта. Конечно, не просто всякий раз самому создавать литературно-художественные образы. Вот здесь как раз и пригодятся уже упоминавшиеся ИКТ, открывающие доступ к поиску и обработке литературно-художественного наследия всех времён и народов. Но все же главным оружием учителя, несмотря на все новшества, остаётся слово. Яркая, образная, метафоричная речь учителя обостряет наблюдательность детей, пробуждает фантазию. Например, в диалоге можно спросить учащихся: как выглядят деревья зимой? Вопрос прост и совершенно понятен, но если метафоризировать его и попросить детей рассказать, в какие одежды холодная королева-зима укутала деревья, суть будет не менее понятна и даже более близка ребёнку, потому что в таком вопросе присутствует сказка - неотъемлемая часть мышления ребенка, которую психолог и философ В. Зеньковский называл детским мифологизмом.
Вдохновляемые примером учителя, учащиеся охотнее делают попытки объяснить свои впечатления от той или иной картины, подыскать слова для выражения своих чувств и переживаний, рассказать учителю и товарищам об увиденном. Художественные образы находят отражение в словесных высказываниях и творческих работах.
Совместное парное и коллективное творчество детей на уроках позволяет интенсивно накапливать положительный опыт в решении коммуникативных и регулятивных задач: здесь важно и умение вести диалог, и отстаивать свою точку зрения, и считаться с мнением партнёра, и ориентироваться на конечный результат, причём не индивидуальный, а общий.
Заинтересованность учащихся, достигаемая особой атмосферой эмоционального проживания тем программы, побуждает их к познавательной деятельности. Так, образ осени, созданный итальянским художником Дж. Арчимбольдо, вдохновил некоторых детей на самостоятельный поиск других картин этого автора, а кто-то захотел сам создать работу в подобном стиле.
В качестве конкретного примера реализации новых образовательных стандартов на уроках ИЗО в первом классе начальной школы автор данной статьи представляет конспект одного из уроков по программе В. С. Кузина «Сказка про осень» (см. Приложение). Зрительным рядом для урока служит компьютерная презентация, т. е. опять налицо использование ИКТ. И в этом нет противоречия с тем, что было высказано в начале статьи. Просто главное – не заблудиться в дебрях задач и помнить, что приоритетом художественного образования в школе всё-таки остаётся духовно-нравственное развитие ребёнка, и самые новые эксперименты, а также технологии их внедрения не должны подменять собой эту цель.
Конспект урока изобразительного искусства в 1 классе
Тема «Сказка про осень»
Цели предметные:
- закрепить полученные ранее навыки работы гуашью, смешивая цвета и создавая живую связь красок на работе;
- пробовать строить композицию, исходя из собственного замысла;
- дать начальное представление о художественном образе — «продукте» литературного и изобразительного творчества, раскрыв его метафоричность.
Формирование универсальных учебных действий (УУД).
Личностные УУД:
- повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;
- ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
- развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства;
- духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе — источнику красоты и вдохновения.
Регулятивные УУД:
- развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;
- вырабатывать способность различать способ и результат действия;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
Познавательные УУД:
- развивать способность смыслового восприятия художественного текста;
- осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;
- задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов;
- адекватно оценивать свою роль в коллективной (парной) творческой деятельности.
Оборудование и материалы:
- бумага А4 (для пейзажа);
- бумага А5 (для создания образа осени);
- гуашь, крупная и тонкая кисти, вода, тряпка;
- мультимедийная установка.
Зрительный ряд. Компьютерная презентация «Сказка про осень» (тематический подбор фотографий и рисунков). По желанию учителя слайд-презентация может быть заменена наглядным созданием картинок-иллюстраций в процессе рассказывания сказки, но в этом случае работа должна выполняться учителем практически мгновенно, чтобы не притупилось восприятие сюжета.
Ход урока
1. Организационный момент.
Подготовка рабочих мест.
2. Диалог учителя и детей о сказке, сказочном образе.
Учитель. Сегодня я хочу спросить у вас: любите ли вы сказки? А как вы думаете, можно ли сочинить сказку о каком-нибудь времени года, например, об осени? (Включение показа слайдов презентации. (Приложение. Слайд 1. «Сказка про осень».)
Приходилось ли вам слышать, какими красивыми словами говорят об осени писатели и поэты? Да и названия картин многих художников очень интересные. Вот уже знакомая вам картина замечательного русского живописца Исаака Левитана. (Слайд 2. И.Левитан «Золотая осень».) Как она называется, вспомните.
Учитель. Часто осень называют красавицей, царицей, а про осенние грибы и плоды говорят, что это её подарки. Но разве может время года подарки дарить? Или быть царицей? Оно ведь не живое. Да и золота вы на деревьях осенью не найдёте. Но почему же тогда про осень так говорят?
Дети. Потому что осенью очень красиво. Листья похожи на золотые. Самое красивое время года, поэтому царица.
Учитель. А вы заметили, что у нас получается уже почти сказка? Ведь только в сказках неживые предметы могут действовать, как живые: думать, разговаривать, радоваться, грустить. Оживают и явления природы, и времена года. Они предстают перед нами в виде какого-то волшебного существа, или человека, или животного. Приходилось вам читать такие сказки? Вспомните.
Дети приводят примеры сказок Г. Х. Андерсена, А. С. Пушкина и др.
3. Сказка про осень (автор Огарева Е.В.).
Учитель. А вот какая история произошла с нашим старым знакомым, Медвежонком (на предыдущих уроках уже появлялся персонаж Медвежонок, который помогал детям знакомиться с новым материалом).
Однажды Медвежонок вышел погулять и увидел в лесу Необыкновенного Зверя. (Слайд 3. Лисёнок.) Хотя вообще-то сначала ему показалось, что зверь вполне обыкновенный, и даже не зверь, а зверёк: лисёнок.
- Привет, - сказал Медвежонок. – Я Медвежонок. Очень рад тебя видеть. Давай поиграем?
- Здравствуй, - ответил лисёнок. – К сожалению, играть мне некогда: очень много работы.
- Работы? – удивился Медвежонок и подумал: «Где это слыхано, чтобы лисята не играли, а работали?». Потом ещё подумал и предложил:
- А хочешь, я тебе помогу? Я тоже работать умею. И вдвоём веселей!
- Но моя работа совсем особенная, - сказал лисёнок. – А впрочем, ты прав: вдвоём веселее. Давай попробуем. Ты будешь мне ветки деревьев и кустов в стороны раздвигать, особенно те, которые запутались.
Медвежонок с радостью согласился: очень он любил по деревьям лазать. Но вот чтобы лисята это умели, он не слышал. Однако его новый знакомый так и мелькал среди веток. И ещё заметил Медвежонок, что шёрстка у лисёнка необыкновенная: то рыжим мелькнёт, то красным, то бордовым, а то засияет золотым-золотым. (Слайд 4. Лисёнок на фоне желто-зеленых деревьев.)
Долго они вместе работали. Медвежонок запыхался, устал и был очень рад, когда лисёнок остановился и промолвил:
- Ну вот, кажется, управились. Спасибо тебе, Медвежонок.
- Уф! Рад был помочь, - ответил Медвежонок. - Только скажи: зачем мы с тобой по веткам так долго прыгали?
- А ты сам взгляни,- улыбнулся необыкновенный лисёнок и махнул своим разноцветным хвостом. (Слайд 5. Осенний лес.)
Медвежонок оглядел лес и ахнул: были деревья зелёные, а стали золотые, оранжевые, красные, всякие.
- Нравится? - спросил волшебный лисёнок.
- Ещё бы! Красота! – с восторгом отвечал Медвежонок. – Только ведь это… осень наступила. Золотая осень!
- Я и есть золотая Осень, - сказал необыкновенный лисёнок, и опять махнул хвостом, и лёгкий вихрь красивых листьев плавно в воздухе прокружился. - Ну а теперь прощай, друг Медвежонок! Мне ещё во многих лесах побывать надо!
- А разве через год мы с тобой не встретимся? - спросил медвежонок.
- Наверное, встретимся. Только не знаю, кем я буду в другой раз. Ведь Осень может в самых разных обличьях явиться. Такой уж характер у меня. До свидания, Медвежонок!
И волшебный лисёнок, который оказался самой золотой Осенью, прыгнул в расцвеченную им чащу и сразу исчез. А Медвежонок отправился домой, размышляя по пути, как здорово, что он Осени помогал, и пытался угадать, кем она обернётся в следующий раз, через год, когда снова придёт в его родной лес.
4. Образы осени в художественных произведениях.
Теперь давайте посмотрим, какой увидели осень художники и фотографы, и в каких образах они представили её потом в своих произведениях. Ведь образ создаётся с помощью фантазии человека. Без фантазии нельзя и сказку сочинить. (Слайд 6. «Образы осени».) Вот такой прекрасной дамой является осень в воображении художника. А вот внимательный фотограф заметил, что полёт осеннего листа очень похож на полёт птицы в небе. (Слайд 7. «Лист-птица.) Художник из листьев создал образ осени, представив её в виде волшебной птицы. (Слайд 8. «Птица-осень».) Кто-то сравнил стремительное появление осени с бегом прекрасного коня и этот образ вдохновил юную художницу из нашей Прогимназии: её конь-осень взвился до небес, рассыпая над землёй разноцветные листья. (Слайд 9. «Осень-скачущий конь».)
Осенью часто бывают дожди, и от этого немного грустно. (Слайд 10. «Осень раскрывает зонты».) Мокрые листья, одинокая фигура с зонтом вдали… Но совсем другое настроение возникает, когда представишь, как пёстро и весело выглядит множество раскрытых цветных зонтов! Именно такой, бодрой и праздничной, царицей разноцветных зонтиков вообразил осень художник. А другой художник, настоящий сказочник Джузеппе Арчимбольдо, создал совершенно необыкновенный образ осени: её портрет он сложил из осенних плодов. (Слайд 11. Д.Арчимбольдо «Осень».) Видите, какие разные, непохожие друг на друга и волшебные получились образы, рождённые фантазией. А теперь настал и ваш черёд вообразить, в виде какого существа может явиться прекрасная осень. Это и будет ваша собственная сказка, которую вы создадите вдвоём.
5. Творческая работа детей в парах.
Учитель. Сейчас вы будете рисовать свою собственную сказку про Осень. Вы будете работать в парах со своим соседом по парте. Посовещайтесь, обсудите, кто будет изображать главного героя сказки – Осень, а кто – пейзаж, который Осень украсила. И то, и другое должно получиться очень красивым, чтобы сказка удалась. Ведь осень – самое красочное время года. Когда волшебное существо Осень будет готово, вы вырежете его ножницами и вклеите в пейзаж. Очень важно правильно выбрать место для него: на земле, на деревьях или в воздухе. Подумайте, ведь это ваша история, ваша сказка, рассказанная вашей общей картиной.
6. Выставка и коллективная оценка работ. Подведение итогов: без чего невозможно создание сказки, образа.
Давайте посмотрим, у кого получились самые интересные образы. Объясните, почему. Что нам пришлось сделать, чтобы создать свою сказку, без чего сказки не бывает?
Чья пара не смогла договориться о сюжете общей картины? Получилась ли у вас интересная работа, как вы думаете?
7. Домашнее задание (по желанию).
А кто хотел бы рассказать свою сказку целиком, дома запишет ее или напечатает (с помощью родителей), и на следующем уроке мы эту сказку прочтём.