Урок математики и русского языка с элементами этнокультурного компонента. 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (13 МБ)


Тема: Арифметические действия над числами. Путешествие в Дагестан. Закрепление знаний о глаголе. Между разными народами нет непреодолимых границ (этнокультурный компонент).

Цели:

1. Обобщить и проверить знания и умения в решении задач разного типа, умножении и делении многозначных чисел; повторить и обобщить знания и умения о глаголе как части речи; тренировать умения распознавать глаголы в тексте.

2. Развивать познавательную активность, интерес к изучению математики и русского языка, умение работать в группах, умения правильно употреблять глаголы в устной и письменной речи.

3. Воспитывать толерантное отношение к людям разных национальностей.

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.

Методы обучения.

  • Частично-поисковый.
  • Объяснительно-иллюстративный.

Формы организации познавательной деятельности.

  • Фронтальная.
  • Парная.
  • Групповая.
  • Индивидуальная.

Средства обучения: компьютерная презентация (Презентация), раздаточный материал для работы в парах и группах.

Урок математики с элементами этнокультурного компонента

Ход урока

I. Оргмомент. (Слайд 1)

II. Метод эмоционального погружения. (На фоне музыки учитель читает стихотворение) (Слайд 2)

Над тобою солнце светит,
Родина моя.
Ты прекрасней всех на свете,
Родина моя.
И будет песня звенеть
Над тобой в облаках
На крылатых твоих языках.

Я, ты, он, она
Вместе - целая страна,.
Вместе - дружная семья,
В слове "мы" - сто тысяч "я".
Большеглазых, озорных,
Чёрных, рыжих и льняных.
Грустных и весёлых
В городах и сёлах.

Учитель. Какова основная мысль этого стихотворения? (Ответы учащихся) Мы должны дружить.

Эпиграфом урока станут слова римского философа Цицерона Марка Туллия “Жить – значит мыслить”. (Слайд 3)

III. Объявление темы урока. (Слайд 4)

1. Тема урока математики “Арифметические действия над числами. Путешествие в Дагестан”.

Учитель. Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?

Дети. Интересным, веселым, познавательным, занимательным.

Учитель. Ознакомьтесь с целью нашего урока. (Слайд 5)

2. Учитель. Отправимся в путешествие. В какой стране мы живём? (В России). Как называется наша малая родина? Ставрополь – столица Ставропольского края. (Слайд 6)

Посмотрите на карту и назовите соседние края и республики. (Ответы детей). (Слайд 7)

Сегодня мы побываем в гостях у одного из соседей. Какого – узнаем, поработав в парах. (Приложение 1) Выполните вычисления и расшифруйте ключевое слово. (Слайд 8)

Какое слово у вас получилось? Дагестан. (Слайд 9)

3. Учитель. Что вы узнали об этой республике, входящей в состав России?

Сообщения детей. (Слайд 10)

  • Положение.
  • Герб.
  • Столица.

4. Учитель. Отправляемся в поездку. (Решение задачи). (Слайд 11)

Задача. Автобус и автомобиль одновременно выехали из Ставрополя в Махачкалу. Через 6 часов автомобиль, двигаясь со скоростью 102 км/ч, прибыл в столицу Дагестана. На каком расстоянии от Махачкалы находится автобус, скорость которого 87 км/ч.Каково расстояние между нашими городами? (Ученик работает над задачей у доски)

5. Промежуточная рефлексия. (Слайд 12)

- чему учились;

- необходимость дальнейшей работы;

- где могут пригодиться полученные знания.

6. Закрепление умения решать задачи.

Задача про национальности. (Слайд 13)

Учитель. Дагестан называют “страной гор, горой языков”, а как вы думаете, почему?

Общая численность населения составляет 2 800 000 человек. В Дагестане проживает более 30 коренных народностей и этнических групп, говорящих на разных языках. В нашем крае проживают представители разных народов Дагестана. (Слайд 14)

Круговая диаграмма поможет нам познакомиться с количественным составом дагестанцев, проживающих в Ставропольском крае. Выделим крупнейшие и определим их численность. (Индивидуальная работа). Целое – все народности составляют примерно 128 000 человек.

Учитель. Найдите численность каждого представителя народности.

Проверка решения задачи.

Аварцы – 48.000 = 3/8

Даргинцы – 32.000 = 2/8

Лезгины – 24.000 = 3/16

Табасаранцы – 8.000 = 1/16

Другие – 16.000 = 2/16

Одним из представителей народов Дагестана являются лезгины. Всем известен их танец лезгинка.

IV. 1. Двигательная физминутка. (Слайд 15)

2. Зрительная физминутка. (Слайд 16)

V. Закрепление пройденного материала. (Слайды 17-23)

1. Учитель. Каждый народ богат своими традициями, обычаями и умельцами. Чем же славен Дагестан? Ключиком, откроющим богатства Дагестана, станут правильные ответы.

Решение примеров. (Примеры записаны на доске). (Открываются окна в презентации).

  1. Высоко в горах Дагестана расположен древний аул Кубачи, который прославился художественной обработкой металла. Мировую славу принесло кубачинским мастерам производство оружия, изысканно отделанного серебром, резной слоновой костью, золотой насечкой. Здесь, по преданиям, были созданы двурогий шлем Александра Македонского, меч русского князя Мстислава, щит Александра Невского. Кубачинские изделия всегда были синонимом высочайшего мастерства и качества. ещё одним подтверждением этого стал диплом лауреата конкурса 100 лучших товаров России за 2008 год.
  2. Балхар - центр художественной керамики; кувшины, кружки, миски, игрушки, украшенные белой росписью с тонким геометрическим узором.
  3. Унцукуль (деревянные изделия с серебряной насечкой, инкрустацией костью, перламутром). Трости, портсигары, коробки, стаканы, украшенные геометрическим линейным узором.
  4. Кухня.
  5. На территории республики действуют 18 музеев, в том числе государственный объединенный исторический и архитектурный музей, музей изобразительных искусств.
  6. Но, конечно, главное сокровище и достояние – это жители Дагестана – гостеприимные, доброжелательные и трудолюбивые.

VI. Итог урока.

Мы совершили путешествие в эту горную многонациональную республику, а помогла нам в этом математика. Эпиграфом урока были слова римского философа Цицерона Марка Туллия “Жить – значит мыслить”. (Слайд 24)

VII. Рефлексия. (Слайд 25)

Выскажите свои впечатления от урока, используя опорные слова.

Я – повторил, узнал, удивился, задумался, заинтересовался.

На уроке русского языка нас ждёт встреча с литературным наследием Дагестана.

Динамическая перемена. (Слайд 26)

Урок русского языка с элементами этнокультурного компонента

Ход урока

I. Оргмомент.  (Слайд 27)

II. Метод эмоционального погружения. Учитель говорит, дети хором повторяют. (Слайд 28)

Я – свет.
Я – любовь.
Я – мир и согласие.
Я не буду бояться никого и ничего.
Я буду делить любовь с теми, кто меня любит.
Я всё смогу.

III. 1. Сообщение темы урока. (Слайд 29)

“Закрепление знаний о глаголе. Между разными народами нет непреодолимых границ”.

2. Подумайте и поставьте перед собой цель, используя опорные слова. (Слайд 30)

- Повторить…

- Развивать умения…

- Учиться отличать…

- Узнать новое…

3. Эпиграфом нашего урока станут строки Александра Сергеевича Пушкина. (Слайд 31)

“Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснётся,
Душа поэта встрепенётся,
Как пробудившийся орёл…”.

4. Чтобы связать в логическую цепь все ваши знания о глаголе, мы попробуем составить кластер. Напомните, что это такое.

Кластер – это пучок, созвездие, гроздья.

Для чего он нам нужен? (Для систематизации знаний по какой-либо теме)

Какое главное слово нашего кластера?

Что такое глагол?

Составление кластера “Глагол” учениками на листе ватмана. (Слайд 32)

5. У каждого народа свои традиции, своя история и своя мудрость.

Мудрость народа отражается в его пословицах. С каким народам познакомились на уроке?

Запишем некоторые дагестанские пословицы в тетради.

  • Не приложишь труда, шапки не заимеешь.
  • Как скот накормишь, так и молоко получишь.
  • Наказ старшего ты послушаешь и больше в жизни увидишь.
  • В каком народе ты живёшь и обычая такого держишься.

- Работа на смыслом пословиц.

- Нахождение глаголов, определение лица.

- Морфологический разбор глагола живёшь.

IV. Физминутка. (Слайд 33-43)

1. Зрительная.

2. Двигательная

V. Закрепление пройденного материала.

1. Культура любого народа складывается из многих составляющих. Одна из них – литературная. К литературному наследию Дагестана, несомненно, нужно отнести поэта Расула Гамзатова. (Слайд 44)

Его творчество - это единая книга, книга мудрости и мужества, книга любви и боли, книга молитв и проклятий, книга истины и веры, книга благородства и добра, книга мгновений и вечности. Поэт всегда был большим гуманистом. Его творчество переполнено любовью. Оно украсило мужественный образ Дагестана. С Гамзатовым литература Дагестана прошла огромный путь и заняла достойное место в мировой культуре.

Свежесть восприятия жизни, умение сердечно и выразительно рисовать людей и природу родного края отличают поэзию Гамзатова. “Поэзия без родной земли, без родной почвы – это птица без гнезда”, – говорил Расул Гамзатов.

Поэт Роберт Рождественский так сказал о Расуле Гамзатове: “Поэт он огромный, сделавший знаменитым и Дагестан, и аварский язык, и свои горы. Сердце его мудрое, щедрое, живое. Я видел его во многих выступлениях, где он оставался гражданином, мудрецом, шутником. С врагами он сражался без жалости, бил их мудростью. Поэт он не только дагестанский, но и русский поэт. Его всегда называют в числе любимых поэтов”. Поэтому миллионы людей ощущают себя гражданами удивительного и неповторимого мира поэзии и прозы Расула Гамзатова.

2. Работа в группах.

На уроке мы познакомимся с его творчеством на примере стихотворения “Меня просили”. (Приложение 2)

Поработайте в группах, порассуждайте, вдумайтесь в смысл. Найдите глаголы, выберите двусложные (трёхсложные). Поделитесь своим восприятием этого стихотворения с окружающими.О чём оно? Какие чувства вы испытали, слушая или читая это произведение?

- Распределим глаголы в два столбика по спряжениям.

- Запись глаголов в тетрадь и на доске.

- Выразительное чтение стихотворения.

3. Упоминание журавлей в произведениях Гамзатова не случайно. Находясь в Японии, Расул Гамзатов увидел известный памятник белым журавлям в Хиросиме. Ему рассказали историю о девочке, ставшей жертвой последствий ядерной бомбардировки, так и не успевшей вырезать из бумаги тысячу журавликов. Поэт был потрясен этой смертью. Здесь же, в Японии, он получил телеграмму, в которой сообщалось о кончине его матери. Гамзатов вылетел в Москву и в самолете, думая о матери, вспомнил и умершего отца, и погибших на войне братьев. И та хиросимская девочка с бумажными журавликами не уходила из памяти. Вот так и родилось стихотворение “Журавли”, которое начиналось строчками:

Мне кажется порою, что джигиты,
С кровавых не пришедшие полей,
В могилах братских не были зарыты,
А превратились в белых журавлей...

Каждое литературное произведение имеет свою историю. Стихотворение Расула Гамзатова “Журавли”, стало впоследствии песней – реквиемом по всем погибшим в войнах. Расул Гамзатов немного изменил строки стихотворения, такими мы их знаем теперь.

4. Прослушивание песни “Журавли”. (Слайд 44)

- О ком эта песня?

- С кем сравнил журавлей поэт?

- С какой знаменательной датой в истории России её можно связать? (65-летие великой Победы) О чём надо помнить? (Слайд 45)

5. Составьте свои предложения, выразив своё отношение к этой памятной для всех нас дате. (Слайд 46)

6. Мы живём под мирным небом. Все разные, но есть одно – что может и должно объединить – наша родина – Россия, необъятная, светлая, многонациональная. (Слайды 47-48)

Среди нас есть ребята разных национальностей, но всем нам весело и интересно вместе. Сабина – представитель славного дагестанского народа. (Девочка зачитывает дагестанский кодекс чести). (Слайд 49)

Дагестанский кодекс чести советует развивать следующие качества:

  • любовь к родному народу, родной земле.
  • Справедливость и честность.
  • Доброту, великодушие, милосердие.
  • Честь и собственное достоинство.
  • Скромность.
  • Рассудительность.
  • Уважение к людям.
  • Трудолюбие.
  • Бережливость.
  • Гостеприимство.

Давайте жить дружно! (Слайд 50)

Учитель. Ребята, эти качества должны быть присущи любому человеку, надо только чаще о них вспоминать, тогда не буде раздоров, непонимания между людьми, а мир и согласие поселятся в наших душах и домах.

VI. Итог урока.

1. Подходит к концу наш урок. Главная цель – приобщение к жизни другого народа, его обычаям, традициям, их уважение и принятие.

Вернёмся к эпиграфу урока. (Слайд 51)

“Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснётся,
Душа поэта встрепенётся,
Как пробудившийся орёл…”

(А.С.Пушкин)

- Обратимся к теме урока. (Слайд 52)

- Достигли мы цели урока? (Слайд 53)

2. Поработайте в парах и составьте свои синквейны.

Прослушивание синквейнов.

 Глагол:

  1. Важный, необходимый.
  2. Действует, обозначает, изменяется.
  3. Устами младенца глаголет истина.
  4. Учение. 

 Глагол:

  1. Особенный, главный.
  2. Спрягается, показывает, имеет.
  3. Глаголом жги сердца людей.
  4. Знание.

VII. Рефлексия. (Слайд 54)

Динамическая перемена. (Слайд 55)