Цель урока: познакомить детей с творчеством нашей землячки С.П. Бауловой.
Задачи:
- Развить интерес к творчеству поэтессы.
- Познакомить с разными жанрами поэтессы.
- Способствовать развитию воображения, речи и расширению кругозора учащихся.
- Учить детей думать и рассуждать.
- Развивать навык выразительного чтения.
- Обогащать словарный запас детей.
Оборудование урока: сборник стихотворений С.П. Бауловой, экран, проектор, ноутбук, портрет С.П. Бауловой, карта страны Поэзия, Знайка, Мудрая Черепаха, Муравьишка Вопросик, поезд, маски Зайца и Кисы, альбомные листы, краски, кисточки, стаканчики с водой, музыкальное сопровождение.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Итак, друзья, внимание!
Ведь прозвенел звонок,
Садитесь поудобнее,
Начнем скорей урок.
II. Сообщение темы урока
– Ребята, вы любите путешествовать? (Ответы
детей.)
– На сегодняшнем уроке мы отправимся
путешествовать в страну Поэзии.
III. Вступительное слово учителя
– Как вы думаете, кто живет в этой стране? (Ответы
детей.)
– Чем они занимаются? (Ответы детей.)
– Любите ли вы стихи? (Ответы детей.)
Тогда не будем тратить время, собираемся в путь.
Ведь только побывав в стране Поэзии мы можем
развить интерес к поэтическим произведениям,
познакомиться с разными жанрами поэзии, развить
речь и расширить кругозор, полюбить поэзию и
приучиться самостоятельно читать стихи. А
поможет нам в пути – вот эта карта. (Приложение,
слайд).
– А на чем мы отправимся путешествовать, попробуйте угадать:
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга прицепились,
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок. (Поезд)
– Правильно. Мы отправимся в путешествие на
поезде.
– Кто из вас будет машинистом?
– Вот у нас сколько желающих.
– Как же нам быть?
– Кого же назначить машинистом?
– А что вы, ребята, делаете, когда выбираете
ведущего какой-то игры? (Ответы детей.)
– Давайте и мы с помощью считалочки выберем
машиниста.
– Но сначала выучим считалочку.
IV. Работа над считалочкой
Мы не жадные. (Приложение, слайд).
Лебедь, лебедь, лебеда –
Лебединая еда
Хочешь каши с лебедой?
Мы поделимся с тобой.
- Чтение учителем.
- Работа над трудным словом (лебеда) (Приложение, слайд).
- Чтение детьми про себя.
- Чтение хором и заучивание наизусть (учим стоя).
- Один из учеников выбирает машиниста с помощью заученной считалочки.
Машинисту вручается игрушечный поезд. (На
экране слайд поезда)
Машинист дает гудок. Звучит г/запись песни
«Голубой вагон». Дети имитируют движение поезда.
V. Работа со стихотворением из раздела «Смышленые»
– Итак, первая остановка город Смышленых.
– Кого называют смышлеными? (Ответы детей.)
– А вот один из них. Это Знайка (Приложение,
слайд).
– Послушайте, какое стихотворение о смышленых
детях он хочет прочитать (Приложение,
слайд).
Досада (Приложение, слайд).
– У тебя в журнале двойка.
Почему не исправляешь?
– Ты меня не ценишь Борька,
Недоумком выставляешь.
Я б исправил, но узнал,
Что у завуча журнал.
а)
1) Выразительное чтение учителем.
2) Жужжащее чтение детьми.
3) Работа над выразительностью чтения.
– Какие знаки препинания видим в конце каждой строки?
4) Выразительное чтение одного из учеников.
б) Беседа по прочитанному.
– Как вы думаете, между кем идет разговор?
– Как понял значение слов «исправить двойку»
ученик?
– А что надо делать, чтобы не получать двойки?
– Можно ли мальчика назвать смышленым? (Ответы
детей.)
– Попрощаемся со Знайкой и в путь.
(Звучит музыка, дети показывают движение поезда.)
VI. Знакомство с загадками поэтессы
– Следующая остановка – станция «Угадайка». На этой станции мы будем отгадывать загадки, а приготовил нам их Муравьишка Вопросик (Приложение, слайд).
1) С чем пирог? (Приложение, слайд).
Куле-бяка, куле-бяка –
Это лакомство, не «бяка».
Было густо, стало пусто,
Съели весь пирог с … (капустой).
а) Чтение детьми про себя.
б) Работа над трудным словом «куле-бяка» (слайд).
в) Чтение детьми вслух.
г) Отгадывание загадки.
2) Вкусно! (Приложение, слайд).
На кусочек хлеба белого
Мы положим ломтик сыра,
Дольки помидора спелого
И говядину без жира.
Отправляем прямо в рот
Этот вкусный… (бутерброд).
3) Полевой цветок России. (Приложение, слайд).
Я сорняк, зато красивый
С давних пор живу в России.Стал орнаментом полей,
Медоносом пчел, шмелей.Обо мне слагают песни
И плетут венок чудесный.Я не лютик, не вьюнок,
Синий, скромный… (василёк)
(Работа ведется, как и над первой загадкой)
– Молодцы, ребята! Угадали все загадки. Муравьишка Вопросик благодарит вас и желает вам доброго пути.
(Звучит музыка. Дети имитируют движение поезда.)
VII. Чтение по ролям наизусть
Сценку показывают заранее подготовленные дети. «О вкусах не спорят».
– Подъезжаем к Театральному заливу. Здесь мы сможем посмотреть маленькую сценку, которую для вас поставили ребята.
- Просмотр сценки.
- Ответы на вопросы увиденного:
– Как вы думаете, правильно ли повела себя Киса
в гостях у Зайца?
– А как вы бы поступили на ее месте?
– Молодцы!
(Отправляемся дальше, звучит музыка.)
VIII. Разучивание скороговорки
– Наконец-то мы прибыли на море Скороговорок.
Здесь, как хлынет волна, так с ней и
выплеснется на берег скороговорка.
– А вот одна из них, которая выплыла вместе с
Мудрой Черепахой (Приложение,
слайд).
Вечером Вареньке весело было: (Приложение, слайд).
Варя – Варюша варенье варила.
- Чтение детьми про себя.
- Чтение детьми шёпотом.
- Чтение хором с движением рук (дети делают хлопок на каждое слово).
- Заучивание наизусть.
- Чтение, как можно быстрее желающего.
– Заучили скороговорку, а теперь пора отправляться на конечную станцию «Историческую». Итак, в путь! (музыка)
IX. Краткое знакомство с биографией С.П. Бауловой
– Вот мы и на «Исторической станции».
– Как вы думаете, почему она получила такое
название? (Ответы детей)
Действительно, здесь можно услышать разные
истории. Одну, из которых, я вам расскажу. Прежде
чем рассказать историю, я хочу вас познакомить с
новым словом, которое встретится в моем рассказе.
Вот это слово.
– Кто его прочитает? (Жанр) (Приложение,
слайд).
– Что это такое?
(Объяснение учителем значения слова.)
– Ну, а теперь послушайте рассказ о человеке,
который написал: стихи, загадки, скороговорку,
считалочку, сценку, которые мы услышали во время
нашего путешествия. Это наша михайловская
поэтесса С.П. Баулова.
– Перед вами фотография (Приложение,
слайд) этого человека.
– Посмотрите, какое у нее доброе и милое лицо, и
произведения, как вы, наверное, заметили такие же
добрые и веселые. Свои произведения она писала в
разных жанрах. Это загадки, считалки,
скороговорки, стихи, сценки.
– С.П. Баулова двухлетней девочкой приехала в
город Михайлов. Стихи начала писать в 12 лет.
Многие годы она печатала свои произведения на
страницах нашей районной газеты, стихи посвящала
в основном детям. Её так и зовут «местной Агнией
Барто».
К сожалению, в 2006 году замечательного и
талантливого человека с нами не стало. Но ее
творчество продолжает радовать читателей.
– Вам понравились ее произведения? Они
напечатаны в сборнике «Веснушки» (показываю
сборник).
– Мы продолжим на других уроках читать
произведения нашей землячки, ведь как прекрасно
знать произведения человека, который жил
рядом с нами, ходил по этим улицам и переулкам.
– Наше путешествие подошло к концу. Давайте
вернемся в класс (музыка).
X. Подведение итога урока
1) Беседа
– Вот мы и в классе. Подведем итог нашего
путешествия.
– С произведениями какой поэтессы мы
встретились во время путешествия?
– Назовите жанры произведений С.П. Бауловой.
– Захотелось ли вам читать произведения С.П.
Бауловой? Почему? (Ответы детей.)
2) Творческая работа
– Давайте с помощью красок нарисуем своё
настроение после путешествия по стране Поэзии, в
которой живут произведения С.П. Бауловой.
– А какое может быть настроение? (Ответы детей)
– С помощью каких красок мы рисуем хорошее
настроение? Плохое? (Ответы детей)
– Приступим к работе.
– По вашим ярким краскам, я поняла. Что у вас
отличное настроение! Спасибо за урок!