Урок чтения по произведениям михайловской поэтессы С.П. Бауловой "Путешествие в страну Поэзии". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель урока: познакомить детей с творчеством нашей землячки С.П. Бауловой.

Задачи:

  • Развить интерес к творчеству поэтессы.
  • Познакомить с разными жанрами поэтессы.
  • Способствовать развитию воображения, речи и расширению кругозора учащихся.
  • Учить детей думать и рассуждать.
  • Развивать навык выразительного чтения.
  • Обогащать словарный запас детей.

Оборудование урока: сборник стихотворений С.П. Бауловой, экран, проектор, ноутбук, портрет С.П. Бауловой, карта страны Поэзия, Знайка, Мудрая Черепаха, Муравьишка Вопросик, поезд, маски Зайца и Кисы, альбомные листы, краски, кисточки, стаканчики с водой, музыкальное сопровождение.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Итак, друзья, внимание!
Ведь прозвенел звонок,
Садитесь поудобнее,
Начнем скорей урок.

II. Сообщение темы урока

– Ребята, вы  любите путешествовать? (Ответы детей.)
– На сегодняшнем уроке мы отправимся путешествовать в страну Поэзии.

III. Вступительное слово учителя

– Как вы думаете, кто живет в этой стране? (Ответы детей.)
– Чем они занимаются? (Ответы детей.)
– Любите ли вы стихи? (Ответы детей.)
Тогда не будем тратить время, собираемся в путь. Ведь только побывав в стране Поэзии мы можем развить интерес к поэтическим произведениям, познакомиться с разными жанрами поэзии, развить речь и расширить кругозор, полюбить поэзию и  приучиться самостоятельно читать стихи. А поможет нам в пути – вот эта карта. (Приложение, слайд).

– А на чем мы отправимся путешествовать, попробуйте угадать:

Братцы в гости снарядились,
Друг за друга прицепились,
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок. (Поезд)

– Правильно. Мы отправимся в путешествие на поезде.
– Кто из  вас будет машинистом?
– Вот у нас сколько желающих.
– Как же нам быть?
– Кого же назначить машинистом?
– А что вы, ребята, делаете, когда выбираете ведущего какой-то игры? (Ответы детей.)
– Давайте и мы с помощью считалочки выберем машиниста.
– Но сначала выучим считалочку.

IV. Работа над считалочкой

Мы не жадные. (Приложение, слайд).

Лебедь, лебедь, лебеда –
Лебединая еда
Хочешь каши с лебедой?
Мы поделимся с тобой.

  1. Чтение учителем.
  2. Работа над трудным словом (лебеда) (Приложение, слайд).
  3. Чтение детьми про себя.
  4. Чтение хором и заучивание наизусть (учим стоя).
  5. Один из учеников выбирает машиниста с помощью заученной считалочки.

Машинисту вручается игрушечный поезд. (На экране слайд поезда)
Машинист дает гудок. Звучит г/запись песни «Голубой вагон». Дети имитируют движение поезда.

V. Работа со стихотворением из раздела «Смышленые»

– Итак, первая остановка город Смышленых.
– Кого называют смышлеными? (Ответы детей.)
– А вот один из них. Это Знайка (Приложение, слайд).
– Послушайте, какое стихотворение о смышленых детях он хочет прочитать (Приложение, слайд).

Досада (Приложение, слайд).

– У тебя в журнале двойка.
Почему не исправляешь?
– Ты меня не ценишь Борька,
Недоумком выставляешь.
Я б исправил, но узнал,
Что у завуча журнал.

а)

1) Выразительное чтение учителем.
2) Жужжащее чтение детьми.
3) Работа над выразительностью чтения.

– Какие знаки препинания видим в  конце каждой строки?

4) Выразительное чтение одного из учеников.

б) Беседа по прочитанному.

– Как  вы думаете, между кем идет разговор?
– Как понял значение слов «исправить двойку» ученик?
– А что надо делать, чтобы не получать двойки?
– Можно ли мальчика назвать смышленым? (Ответы детей.)
– Попрощаемся со Знайкой и в путь.

(Звучит музыка, дети показывают движение поезда.)

VI. Знакомство с загадками поэтессы

– Следующая остановка – станция «Угадайка».  На этой станции мы будем отгадывать загадки, а приготовил нам их Муравьишка Вопросик (Приложение, слайд).

1) С чем пирог? (Приложение, слайд).

Куле-бяка, куле-бяка –
Это лакомство, не «бяка».
Было густо, стало пусто,
Съели весь пирог с … (капустой).

а) Чтение  детьми про себя.
б) Работа над трудным словом «куле-бяка» (слайд).
в) Чтение детьми вслух.
г) Отгадывание загадки.

2) Вкусно! (Приложение, слайд).

На кусочек хлеба белого
Мы положим ломтик сыра,
Дольки помидора спелого
И говядину без жира.
Отправляем прямо в рот
Этот вкусный… (бутерброд).

3) Полевой цветок России. (Приложение, слайд).

Я сорняк, зато красивый
С давних пор живу в России.

Стал орнаментом полей,
Медоносом пчел, шмелей.

Обо мне слагают песни
И плетут венок чудесный.

Я не лютик, не вьюнок,
Синий, скромный… (василёк)

(Работа ведется, как и над первой загадкой)

– Молодцы, ребята! Угадали все загадки. Муравьишка Вопросик благодарит вас и желает вам доброго пути.

(Звучит музыка. Дети имитируют движение поезда.)

VII. Чтение по ролям наизусть

Сценку показывают заранее подготовленные дети. «О вкусах не спорят».

– Подъезжаем к Театральному заливу. Здесь мы сможем посмотреть маленькую сценку, которую для вас поставили ребята.

  • Просмотр сценки.
  • Ответы на вопросы увиденного:

– Как вы думаете, правильно ли повела себя Киса в гостях у Зайца?
– А как вы бы поступили на ее месте?
– Молодцы!

(Отправляемся дальше, звучит музыка.)

VIII. Разучивание скороговорки

– Наконец-то мы прибыли на море Скороговорок. Здесь, как хлынет волна, так  с ней и выплеснется на берег скороговорка.
– А вот одна из них, которая выплыла вместе  с Мудрой Черепахой (Приложение, слайд).

Вечером Вареньке весело было: (Приложение, слайд).
Варя – Варюша варенье варила.

  1. Чтение детьми про себя.
  2. Чтение детьми шёпотом.
  3. Чтение хором с движением рук (дети делают хлопок на каждое слово).
  4. Заучивание наизусть.
  5. Чтение, как можно быстрее желающего.

– Заучили скороговорку, а теперь пора отправляться на конечную станцию «Историческую». Итак, в путь! (музыка)

IX. Краткое знакомство с биографией С.П. Бауловой

– Вот мы и на «Исторической станции».
– Как вы думаете, почему она получила такое название? (Ответы детей)
Действительно, здесь можно услышать разные истории. Одну, из которых, я вам расскажу. Прежде чем рассказать историю, я хочу вас познакомить с новым словом, которое встретится в моем рассказе. Вот это слово.
– Кто его прочитает? (Жанр) (Приложение, слайд).
– Что это такое?
(Объяснение учителем значения слова.)
– Ну, а теперь послушайте рассказ о человеке, который написал: стихи, загадки, скороговорку, считалочку, сценку, которые мы услышали во время нашего путешествия. Это наша михайловская поэтесса С.П. Баулова.
– Перед вами фотография (Приложение, слайд) этого человека.
– Посмотрите, какое у нее доброе и милое лицо, и произведения, как вы, наверное, заметили такие же добрые и веселые. Свои произведения она писала в разных жанрах. Это загадки, считалки, скороговорки, стихи, сценки.
– С.П. Баулова двухлетней девочкой приехала в город Михайлов. Стихи начала писать в 12 лет. Многие годы она печатала свои произведения на страницах нашей районной газеты, стихи посвящала в основном детям. Её так и зовут «местной Агнией Барто».
К сожалению, в 2006 году замечательного и талантливого человека с нами не стало. Но ее творчество продолжает радовать читателей.
– Вам понравились ее произведения? Они напечатаны в сборнике «Веснушки» (показываю сборник).
– Мы продолжим на других уроках читать произведения нашей землячки, ведь как прекрасно знать произведения человека,  который жил рядом с нами, ходил по этим улицам и переулкам.
– Наше путешествие подошло к концу.  Давайте вернемся в класс (музыка).

X. Подведение итога урока

1) Беседа

– Вот мы и в классе. Подведем итог нашего путешествия.
– С произведениями какой поэтессы мы встретились во время путешествия?
– Назовите жанры произведений С.П. Бауловой.
– Захотелось ли вам читать произведения С.П. Бауловой? Почему? (Ответы детей.)

2) Творческая работа

– Давайте с помощью красок нарисуем своё настроение после путешествия по стране Поэзии, в которой живут произведения С.П. Бауловой.
– А какое может быть настроение? (Ответы детей)
– С помощью каких красок мы рисуем хорошее настроение? Плохое? (Ответы детей)
– Приступим к работе.
– По вашим ярким краскам, я поняла. Что у вас отличное настроение! Спасибо за урок!