По итогам диагностики, проделанной за период с 2009–2011 учебный год среди поступающих в школу наблюдается увеличение числа детей со слабой школьной готовностью, также нарушением такого познавательного процесса как внимание.
Дети, обучающиеся в нашей школе, чаще всего страдают от рассеянности, низкой устойчивости, малого объема, недостаточного развития своего внимания, что приводит к их дезадаптации, влияет на выполнение учебной и трудовой деятельности. Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить письму, счету, чтению, это главное условие осуществления познавательной деятельности. Состояние внимания влияет на всю деятельность ребенка. Поэтому данная проблема является одной из актуальных проблем в наше время.
Внимание обеспечивает эффективность обучения детей. В реальной деятельности познавательные процессы функционируют не изолированно друг от друга, а тесно взаимосвязаны и представляют сложную систему. Мыслительные процессы опираются на восприятие и память, сложные формы памяти не возможны без участия мышления, выполнение любого познавательного действия сопровождается вниманием, соответственно внимание включается во все психические процессы и является важной характеристикой познавательной сферы.
Детское внимание, подчеркивал Л.С. Выготский, направляется и руководствуется почти всецело интересом, и поэтому естественной причиной рассеянности ребенка всегда является несовпадение двух линий в педагогическом деле: собственно интереса и тех занятий, которые предлагает учитель как обязательные. Л.С. Выготский высказал интересную мысль о том, что педагогу следует проявлять заботу как о внимании, так и о рассеянности и что глубоко ошибается тот учитель, который в рассеянности видит своего злейшего врага и не понимает, что наиболее внимательным может быть именно тот, кто наиболее рассеян у него в классе [2]. “Секрет превращения рассеянности во внимание есть, в сущности говоря, секрет перевода стрелки внимания с одного направления на другое и достигается он общим воспитательным приемом переноса интереса с одного предмета на другой, путем связывания их обоих. В этом и заключается основная работа по развитию внимания и по превращению непроизвольного внешнего внимания во внимание произвольное”. Перед учителем начальной школы в учебном процессе стоит сложнейшая задача – строго продумывать специальную работу по организации внимания детей, иначе оно окажется во власти окружающих вещей и случайного стечения обстоятельств.
Задачи предлагаемые для развития внимания.
- формировать навыки самоконтроля;
- воспитывать целенаправленность внимания;
- развивать быстрое переключение внимания;
- учить распределению внимания;
- увеличить объем внимания;
- развивать устойчивость внимания;
- развивать силу внимания (не замечать посторонних раздражителей).
Игры и упражнения, направленные на развитие внимания.
- Упражнение на развитие концентрации и распределения внимания “Найди отличие”.
- Предлагаются 2 картинки с изображением двух предметов. На первый взгляд они совсем одинаковые. Но, всмотревшись внимательнее, можно увидеть, что это не так. Дети должны обнаружить различия.
Упражнение, направленное на развитие концентрации внимания.
- Ребенку предлагают находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Это основной тип упражнений, в которых ребенок имеет возможность почувствовать, что значит “быть внимательным” и развивать состояние внутреннего сосредоточения.
- Для проведения данного задания потребуется корректурный бланк с буквами и ручка.
- Корректурные упражнения должны проводиться ежедневно по 5 мин (минимум 5 раз в неделю) в течение 2–4 месяцев.
Упражнение, направленное на тренировку концентрации внимания “Выполни по образцу”.
- Упражнение включает в себя задание на прорисовку достаточно сложных, но
повторяющихся узоров. Каждый из узоров требует повышенного внимания ребенка,
т.к. требует от детей выполнения нескольких последовательных действий:
1) анализ каждого элемента узора;
2) правильное воспроизведение каждого элемента;
3) удержание последовательности в течение продолжительного времени. - При выполнении подобного рода заданий важно не только, насколько точно дети воспроизведут образец (концентрация внимания), но и как долго они могут работать без ошибок. Поэтому каждый раз надо понемногу увеличивать время выполнения одного узора. Для начала достаточно 5 мин.
Упражнение, направленное на увеличение уровня распределения внимания.
- Нужно прочитать вслух небольшое предложение. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Дети должны запомнить текст и сосчитать число ударов.
- Можно провести это упражнение в качестве соревнования: кто правильно сосчитал, тот и выиграл. Выигравшие получают, например, красный кружок. Так как лучше играть несколько раз, подсчет выигрышей проводится в конце этапа урока, и победители как-нибудь поощряются.
Упражнение на развитие переключение внимания.
- Детям предлагается таблица с набором цифр от 1 до 10, которые располагаются в произвольном порядке.
- Задание: "Постарайся как можно быстрее находить, показывать и называть вслух цифры от 1 до 10.
Упражнение на развитие концентрации и устойчивости внимания.
Школьникам предлагается без ошибок переписать следующие строчки:
а) АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА
ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДЕТАЛЛАТА
б) ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ
ЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТА ЛИММОДОРА
КЛАТИМОР
в) РЕТАБРЕРТА НОРАСОТАННА
ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА
ФИЛЛИТАДЕРРА
г) ГРУММОПД
д) ВАТЕРПРООФЕТТА
СЕРАФИННЕТАСТОЛЕ
ЕММАСЕДАТОНОВ
е) ГРАСЕМБЛАДОВУНТ
ж) ГРОДЕРАСТВЕРАТОНА
ХЛОРОФОНИМАТА
Упражнение на развитие концентрации внимания “Скопируй портрет”.
Упражнение, направленное на развитие объема внимания “Внимание”.
Детям предлагают внимательно посмотреть на карточку с фигурами и знаками. Через 3 секунды карточка убирается, а дети должны зарисовать в тетради то, что запомнили. После проверочного воспроизведения на доске детям предлагают еще одну карточку для запоминания и воспроизведения.
Таким образом, на основе анализа собственных наблюдений определены
компоненты, составляющие основные предпосылки развития всех свойств внимания.
Экспериментальным путем выявлены недостатки в развитии свойств внимания у группы
детей младшего школьного возраста. Были определены преимущественные направления
и приемы коррекционно-развивающей работы по развитию свойств внимания у детей.
Результаты работы показали высокую эффективность предложенного подхода, приемов
и индивидуально-дифференцированных упражнений по развитию свойств внимания.
Литература:
- Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – М.: "Ось-89", 1997. – 271с.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М.: Просвещение, 1960. – 159 с.
- Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. – М.: МГУ, 1974. – 99 с.
- Лурия А.Г. Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребёнка. Т.ПМ.,1956. – 259 с.
- Переслени Л. И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников. – М.: Когито-Центр, 1996. – 70 с.