Работа по корректировке знаний табличного умножения и соответствующих случаев деления

Разделы: Начальная школа


Одной из ведущих задач обучения математике младших школьников является формирование у них вычислительных навыков, среди которых самым сложным вопросом является формирование табличного умножения и деления.

Учащиеся должны не только знать таблицу умножения, но и понимать принципы её составления, дающие возможность находить любое произведение. Следовательно, учащийся должен не только выучить и запомнить результаты табличного умножения, но и уметь при необходимости вычислить результаты наиболее удобным способом.

У учащихся часто прослеживаются затруднения при нахождении ошибки в уже произведенных вычислениях и исправлении её. Трудности в этом задании говорят о :

  • недостаточном владении учащимся таблицей умножения,

а также среди причин допускаемых детьми ошибок, мы можем назвать

  • низкий уровень мыслительной деятельности учащихся,
  • недостаточно развитые внимание и память учащихся,
  • отсутствие системы в работе над вычислительными навыками и в контроле над овладением данными навыками.

Особенно хочется выделить, возникающие у школьников трудности

  • в использовании математической терминологии,
  • в вычислениях с применением определённых правил и свойств арифметических действий.

В процессе нашей работы по корректировке знаний табличного умножения и деления мы поставили перед собой задачи:

  1. закрепить теоретические вопросы, являющиеся основой табличного умножения;
  2. закрепить знания учащихся наиболее сложных случаев табличного умножения (6, 7, 8, 9);
  3. продолжить работу по формированию случаев деления, соответствующих случаям табличного умножения.

Задача методики – найти такие способы организации деятельности учащихся, которые позволили бы учесть или устранить трудности, создав тем самым необходимые дидактические условия для эффективного формирования табличных навыков умножения и деления.

В теоретической части исследования мы сформулировали такие условия:

  • использование наглядного материала,
  • использование различных интересных и содержательных упражнений и заданий,
  • выполнение воспроизводимой операции по образцу,
  • систематичное использование игровых технологий,
  • знакомство с модернизированной таблицей Пифагора.

В период формирующего этапа исследования нами проводились занятия, при проведении которых мы учитывали, практически, все условия для повышения качества вычислительных навыков.

При формировании навыков табличного умножения и соответствующих случаев деления учащимися необходимо предлагать различные интересные и содержательные упражнения и задания – это одно из условий.

Рассмотрим некоторые из упражнений продуктивного характера.

1. Кто быстрее заполнит таблицу?

х 3 5 6 8 4 7 9
4·х              

2. Запишите примеры, результатами которых являются следующие числа:

16, 18, 21, 32, 42, 56.

3. Назовите произведения в порядке их возрастания:

3 • 5; 3 • 2, 3 • 8, 3 • 4, 3 • 6, 3 • 7, 3 • 3, 3 • 9.

4. Назовите произведения в порядке их убывания:

5 • 5, 5 • 8, 5 • 2, 5 • 6, 5 • 4, 5 • 9, 5 • 3, 5 • 7.

5. Какие случаи таблицы умножения пропущены? Кто запишет их справа?

4 • 2 = 8
4 • 5 = 20
4 • 6 = 24
4 • 9 = 36

6. Какие случаи таблицы умножения решены неверно? Кто быстрее исправит ошибку?

2 • 7 = 14
3 • 6 = 21
4 • 3 = 16
5 • 7 = 35
7 • 6 = 56

7. Соедини примеры и правильные ответы стрелочкой

5 • 6 =
4 • 9 =
3 •5 =
6 • 8 =
7 • 2 =
14
15
48
35
36

8. Вставь в окошки нужные числа:

9. Внимательно прочитай и обведи в кружочек те выражения, которые имеют одинаковые ответы:

1 • 7, 5 • 8, 4 • 6, 2 • 5, 5 • 5, 4 • 9, 7 • 3, 6 • 6, 8 • 3, 5 • 2.

Для уроков нами подбирались упражнения для реализации условия, при котором, систематически используются игровые технологии. Например, ребусы, игры:

10. Внимательно послушай загадку. Чтобы отгадать её, нужно выполнить некоторые вычисления и записать под ними ответ:

“Шёл я лугом по тропинке, видел солнце на травинке, но совсем не горячи солнца этого лучи”.

Что это такое?

11. Найди рисунок, которому соответствует выражение:

Данное упражнение направлено на преобразование рисунка в соответствии с выражением. Здесь мы учитываем другое условие – использование наглядного материала.

12. Игра “Мальчики – девочки”

На карточках крупно написаны примеры. Обратная сторона красная или синяя. Учитель берёт одну из карточек, называет пример классу, и переворачивает её обратной стороной. Если карточка красного цвета, то отвечают девочки, если синего цвета – мальчики.

13. Какими числовыми выражениями можно записать изменения слева направо?

14. Игра “Школа”.

Игра демонстрируется при изучении любых случаев табличного умножения. Учитель вызывает к доске ученика, который будет выступать в роли учителя. Учитель выступает в роли ученика. “Учитель” показывает пример в столбике, а “ученик” – ответ в “домике”, построенном “учителем” на доске. “Ученик” должен умышленно показать один неправильный ответ, чтобы создать ситуацию, когда “учитель” должен исправить “ученика”, напомнить ему ответ.

Созданная игровая ситуация в упражнении № 14 способствует раннему выявлению ошибок, не даёт им укрепиться в памяти детей. Кроме этого повышается ответственность у “учителей” за качество учёбы, вырабатывается желание помочь товарищу, воспитывается доброжелательное отношение детей друг к другу. Таким образом, все учащиеся проверяют друг друга, то есть выполняется взаимопроверка. Кроме этого, организуется самопроверка полученных знаний.

Необходимо предлагать разнообразные задания, которые носят продуктивный характер. С каждым новым упражнением у учащихся повышался интерес, а результаты качества знаний – повышаются.