Одной из ведущих задач обучения математике младших школьников является формирование у них вычислительных навыков, среди которых самым сложным вопросом является формирование табличного умножения и деления.
Учащиеся должны не только знать таблицу умножения, но и понимать принципы её составления, дающие возможность находить любое произведение. Следовательно, учащийся должен не только выучить и запомнить результаты табличного умножения, но и уметь при необходимости вычислить результаты наиболее удобным способом.
У учащихся часто прослеживаются затруднения при нахождении ошибки в уже произведенных вычислениях и исправлении её. Трудности в этом задании говорят о :
- недостаточном владении учащимся таблицей умножения,
а также среди причин допускаемых детьми ошибок, мы можем назвать
- низкий уровень мыслительной деятельности учащихся,
- недостаточно развитые внимание и память учащихся,
- отсутствие системы в работе над вычислительными навыками и в контроле над овладением данными навыками.
Особенно хочется выделить, возникающие у школьников трудности
- в использовании математической терминологии,
- в вычислениях с применением определённых правил и свойств арифметических действий.
В процессе нашей работы по корректировке знаний табличного умножения и деления мы поставили перед собой задачи:
- закрепить теоретические вопросы, являющиеся основой табличного умножения;
- закрепить знания учащихся наиболее сложных случаев табличного умножения (6, 7, 8, 9);
- продолжить работу по формированию случаев деления, соответствующих случаям табличного умножения.
Задача методики – найти такие способы организации деятельности учащихся, которые позволили бы учесть или устранить трудности, создав тем самым необходимые дидактические условия для эффективного формирования табличных навыков умножения и деления.
В теоретической части исследования мы сформулировали такие условия:
- использование наглядного материала,
- использование различных интересных и содержательных упражнений и заданий,
- выполнение воспроизводимой операции по образцу,
- систематичное использование игровых технологий,
- знакомство с модернизированной таблицей Пифагора.
В период формирующего этапа исследования нами проводились занятия, при проведении которых мы учитывали, практически, все условия для повышения качества вычислительных навыков.
При формировании навыков табличного умножения и соответствующих случаев деления учащимися необходимо предлагать различные интересные и содержательные упражнения и задания – это одно из условий.
Рассмотрим некоторые из упражнений продуктивного характера.
1. Кто быстрее заполнит таблицу?
х 3 5 6 8 4 7 9 4·х
2. Запишите примеры, результатами которых являются следующие числа:
16, 18, 21, 32, 42, 56.
3. Назовите произведения в порядке их возрастания:
3 • 5; 3 • 2, 3 • 8, 3 • 4, 3 • 6, 3 • 7, 3 • 3, 3 • 9.
4. Назовите произведения в порядке их убывания:
5 • 5, 5 • 8, 5 • 2, 5 • 6, 5 • 4, 5 • 9, 5 • 3, 5 • 7.
5. Какие случаи таблицы умножения пропущены? Кто запишет их справа?
4 • 2 = 8
4 • 5 = 20
4 • 6 = 24
4 • 9 = 36
6. Какие случаи таблицы умножения решены неверно? Кто быстрее исправит ошибку?
2 • 7 = 14
3 • 6 = 21
4 • 3 = 16
5 • 7 = 35
7 • 6 = 56
7. Соедини примеры и правильные ответы стрелочкой
5 • 6 =
4 • 9 =
3 •5 =
6 • 8 =
7 • 2 =14
15
48
35
36
8. Вставь в окошки нужные числа:
9. Внимательно прочитай и обведи в кружочек те выражения, которые имеют одинаковые ответы:
1 • 7, 5 • 8, 4 • 6, 2 • 5, 5 • 5, 4 • 9, 7 • 3, 6 • 6, 8 • 3, 5 • 2.
Для уроков нами подбирались упражнения для реализации условия, при котором, систематически используются игровые технологии. Например, ребусы, игры:
10. Внимательно послушай загадку. Чтобы отгадать её, нужно выполнить некоторые вычисления и записать под ними ответ:
“Шёл я лугом по тропинке, видел солнце на травинке, но совсем не горячи солнца этого лучи”.
Что это такое?
11. Найди рисунок, которому соответствует выражение:
Данное упражнение направлено на преобразование рисунка в соответствии с выражением. Здесь мы учитываем другое условие – использование наглядного материала.
12. Игра “Мальчики – девочки”
На карточках крупно написаны примеры. Обратная сторона красная или синяя. Учитель берёт одну из карточек, называет пример классу, и переворачивает её обратной стороной. Если карточка красного цвета, то отвечают девочки, если синего цвета – мальчики.
13. Какими числовыми выражениями можно записать изменения слева направо?
14. Игра “Школа”.
Игра демонстрируется при изучении любых случаев табличного умножения. Учитель вызывает к доске ученика, который будет выступать в роли учителя. Учитель выступает в роли ученика. “Учитель” показывает пример в столбике, а “ученик” – ответ в “домике”, построенном “учителем” на доске. “Ученик” должен умышленно показать один неправильный ответ, чтобы создать ситуацию, когда “учитель” должен исправить “ученика”, напомнить ему ответ.
Созданная игровая ситуация в упражнении № 14 способствует раннему выявлению ошибок, не даёт им укрепиться в памяти детей. Кроме этого повышается ответственность у “учителей” за качество учёбы, вырабатывается желание помочь товарищу, воспитывается доброжелательное отношение детей друг к другу. Таким образом, все учащиеся проверяют друг друга, то есть выполняется взаимопроверка. Кроме этого, организуется самопроверка полученных знаний.
Необходимо предлагать разнообразные задания, которые носят продуктивный характер. С каждым новым упражнением у учащихся повышался интерес, а результаты качества знаний – повышаются.