Цели:
- формировать общеучебное умение осознанно, грамотно, выразительно читать, формировать умение давать оценки происходящему, характеристики действующим лицам, формировать умения видеть особенности языка писателя;
- развивать речь, обогащать словарный запас за счет знакомства с фразеологизмами, развивать умение анализировать текст, выделять главное и существенное, понимать замысел автора;
- воспитывать правильное отношение к таким аспектам как, дружба, взаимовыручка, товарищество.
Ход урока
Организационный момент.
Подготовка к уроку. Приветствие гостей. Эмоциональный настрой.
Подготовительный этап.
Чтение дополнительной литературы "про себя" с кратким изложением прочитанного за 3-5 минут.
Дыхательная гимнастика. Упражнение "Свеча" "3 свечи" "Именинный пирог" "33 Егорки"
Речевая разминка.
а) постановка логического ударения на разных словах (интонирование)
(кадр 1)
Подай мне деревянную ложку!
б) чтение с повышением и понижением голоса
в) работа над дикцией (кадр 2)
Из-под Костромы, из-под Костромищи везёт Сенька c Санькой Соньку на санках.
Везет да скороговорками так и сыплет: мол тетерев сидел на дереве, от дерева - тень тетерева; мол, у гусыни усов не ищи, не сыщешь; мол, каков Савва, таков и Слава.
Скороговорил, скороговорил, да так всех скороговорок и не перескороговорил.
Работа с текстом до чтения.
1. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня на уроке мы начнем с вами читать отрывок из произведения Геомара Георгиевича Куликова "Как я влиял на Севку" (кадр 2). Раньше мы не встречались с этим писателем, кто -то дома, в интернете или энциклопедии посмотрел информацию об авторе. А я заглянула! (кадр 4)
Родился 28 мая 1924 года в Москве. Сначала они жили в Кирове, где Геомар Куликов учился в средней школе, затем в городе Балашиха Московской обл. Там он окончил школу, там же его застало начало Великой отечественной войны. В 1943 году отправился добровольцем на фронт. Участвовал в боевых действиях сначала как радист, затем как переводчик. Награжден орденом Красной звезды.
По окончании войны Геомар Куликов учился в Московском библиотечном институте. С 1951 года работал редактором Всесоюзного радио. В 1956 году начал публиковать рассказы и заметки в юношеских журналах - "Пионер", "Юный натуралист" и др. В 1962 году вышел первый авторский сборник рассказов "Переходящий кубок" Герои рассказов обычные рядовые школьники, сюжеты - разнообразные происшествия в школе, среди друзей и т.д. Однако каждый рассказ по-своему хорош и запоминаем - благодаря яркому юмору, выразительным образам. Еще одна книга на школьную тему - "Как я влиял на Севку" - в советские годы стала классикой школьного жанра наравне с повестями Н. Носова, В. Драгунского, В. Осеевой. По повести было сделано несколько радиопостановок. Тонкий юмор книги, забавные и одновременно жизненные приключения героев и в целом жизнеутверждающий настрой повести не оставляют равнодушными и сегодняшних школьников.
С середины 60 годов Геомар Куликов полностью посвящает себя писательскому творчеству. В этот период в свет вышло 6 исторических повестей: "Повесть о Демидке и медной копейке", "Тайный гонец", "Юрьев день", "У Дона Великого на берегу", "Пушкарь Собинка", "Спокойствие не восстановлено". Все они посвящены истории России, таким значимым ее моментам, как Куликовская битва, стояние на Угре, "медный бунт" и т.д. Главным героем большинства повестей становятся дети, глазами которых и показывается то или иное историческое событие. Занимательный сюжет и яркие запоминающиеся характеры делают каждую книгу не только познавательным, но и очень интересным чтением.
2. Проверка домашнего задания.
Дома вы самостоятельно читали первую главу, определили вы к какому литературному жанру относится произведение? Докажите?
По заголовку повести можно предположить о чем будет идти речь? Влиять-что это значит? Давайте уже узнаем как же будет происходить это влияние.
Работа с текстом по ходу чтения.
Диалог с автором.
Вы помните, чтобы лучше разобраться и осознать о чем читаем мы используем прием "Диалог с автором". С.33 часть 1, в тетради с.25.(в ходе чтения идут ответы на вопросы)
Кто это я? От чьего имени ведется повествование?
Кто такой председатель совета отряда? Что мы узнали об Игоре Булавине? Какой он? Какие нотки должны звучать в его голосе?(серьезность, строгость, командирский тон) Располагает он к себе? Почему?(зазнается, дает задание не спрашивая мнения Горохова)
Что значит кандидатура? Кого из повести Э. Успенского напоминает Игорь?(товарища Помидорова) А где ребята могли вести такую работу "слушали и постановили"? (на пионерском сборе)
Кто такой Всеволод Мымриков? Почему Игорь называет его так официально?
Почему на него надо влиять?
Что значит читать нотации и морали?
Прочитайте последнюю реплику рассказчика. Что она обозначает? Как она характеризует героя? (готов помочь)
Какие вопросы к автору вы дописали дома?(2 вопроса)
Работа над образом Севки.
Что из 1части мы узнали о самом Севке? Почему автор повести так пренебрежительно называет его "Севка"? Какой прием использовал автор дав Севке такую смешную фамилию(говорящая фамилия, мымра - скучный, мрачный, неинтересный человек) А такой ли на самом деле Севка мы узнаем из 2 части. Читаем без комментариев.
У вас на столах лежат листы. Возьмите лист 1. Прочтите задание. (кадр 5)
Подчеркните из перечисленных черт характера только те , которыми по -вашему мнению обладает Мымриков.
- отличный ученик
- постоянно скучающий на уроке
- серьезный
- нарушитель дисциплины
- обидчивый
- смешной
- обладает актерскими способностями
- неунывающий
- активно работает на уроках
А как вы думаете, какие черты характера Севки подсмотрены Куликовым у детей? А вы так делаете?
Кто хочет побывать в роли Мымрикова и изобразить его поведение на уроке?
Развитие умения видеть информацию данную в неявном виде, "читать между строк" Возьмите лист 2.
На что потратил урок Севка, мы увидели. А на что его потратил рассказчик? Не боитесь ли вы, что наш спаситель отстающих, сам превратится в отстающего?
Для чего же Костя Горохов весь урок смотрел на Севку?
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Писатель нам не дает прямого ответа на этот вопрос. Попробуйте 1-2 предложениями записать свой ответ (зачитывают 2-3 ученика).
Чтение 3 части (работа с карандашом).
В этой части, мы попробуем увидеть, какие языковые средства использовал автор. А с какими изобразительно - выразительными средствами мы уже знакомы? (фразеологизмы, сравнения, гиперболы, олицетворение) По ходу чтения работаем с карандашом , ищем языковые средства.
Озвучьте, что вы подчеркнули. Возьмите лист 3. Маленький тренинг на понимание того, что вы выделили: (кадр 6)
Как ты понимаешь выражение "голыми руками не возьмешь"?
Выдели галочкой нужный ответ.
- нужно одеть что-то на руки
- будет непросто справится
- не трогай, горячо
Допиши слово: Мне дали поручение _________________тебя.
- поднять
- приблизить
- подтянуть
Какие фразеологизмы вы еще подчеркнули, допишите:
___________________________________________________
___________________________________________________
Найдите в тексте и выпишите какую тактику решил использовать рассказчик, чтобы наладить контакт с Мымриковым?
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
Подведение итогов.
Мы прочитали первую главу, можете ли вы спрогнозировать как будут развиваться события в повести?
Захотелось ли вам прочитать повесть полностью?
Домашнее задание.
Прочитать 2 главу, и подумать, какие проблемы поднимает автор в этой главе.
На столах у вас лежат 3 кружка: (кадр 7)
синий - урок был интересный
зеленый - урок познавательный
красный - урок поучительный
Оцените нашу с вами работу на уроке. Спасибо за внимание.