Интегрированный урок (экономика + география + биология + история) "Факторы производства и их классификация". 8-й класс

Разделы: Экономика

Класс: 8


Цели:

  1. Расширить знания об экономических ресурсах и факторах производства на примере Нижегородского края.
  2. Выявить взаимосвязь природы и жизнедеятельности человека.
  3. Развить экономико-географическое мышление, устную речь, расширить кругозор, научить делать выводы.
  4. Воспитать любовь и уважение к родному краю, бережное отношение к окружающей среде, повысить познавательный интерес.

Форма организации урока: Урок – научная конференция.

Оборудование: На доске – тема урока, карта Нижегородской области, фотографии и рисунки, изображающие природные уголки Нижегородского края , дополнительная литература о Нижегородском крае; на партах – шаблоны таблицы рабочие тетради по экономике 8кл.; на столе учителя – наглядные пособия (образцы полезных ископаемых).

Предварительная подготовка. Класс делится на группы (географы, геологи, почвоведы, ботаники, зоологи, климатологи, экономисты, экологи). Они получают задания: подготовить за несколько дней доклад на изучаемую тему (каждая группа по своей области знаний). Учителя экономики и географии в период подготовки консультируют по возникающим вопросам.

План урока:

  1. Организационный момент. (2 мин.)
  2. Постановка целей и задач урока.
  3. Повторение знаний об экономических ресурсах. (3 мин.)
  4. Знакомство с новыми экономическими понятиями. (5 мин.)
  5. Интеграция экономики с географией в форме научной конференции. (30 мин.)
  6. Подведение итогов. (3мин.)
  7. Домашнее задание. (1 мин.)
  8. Оценки за урок. (1мин.)

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Настрой учащихся на работу.

2. Постановка целей и задач урока:

Сегодня на уроке мы познакомимся с факторами производства и их классификацией. И рассмотрим эту проблему на примере Нижегородского края.

3. Повторение пройденного материала.

Учитель экономики: Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним.

– Что такое экономические ресурсы?
– Какие экономические ресурсы вы знаете?
– Их отличительная черта?

4. Изучение нового: Факторы производства – это экономические ресурсы, приобретенные для производства конкретного товара или услуги.

Учащиеся с помощью рабочей тетради по экономике знакомятся с классификацией факторов производства (см. рабочую тетрадь по экономике для 8 класса стр. 37–38), обобщают и записывают в тетрадь определение и классификацию факторов производства.

5. Учитель экономики: сегодняшний урок мы проведем в форме научной конференции. Задача нашей конференции выявить все имеющиеся на территории Нижегородского края основные виды факторов производства. В результате работы каждым будет заполнена таблица (Приложение 1); шаблоны есть у каждого из вас, а по окончании урока вы их сдадите учителю на проверку. Итак, приступим к работе. На протяжении нескольких дней ученые – специалисты изучали наш родной край. И сейчас они предоставят нам отчет о проделанной работе. Внимательно слушаем и заполняем таблицу (Приложение 1). Но вначале давайте согласуем план действий.

План работы научной конференции:

1. Природные ресурсы или фактор производства “Земля” –
1.1 полезные ископаемые,
1.2 климатические ресурсы,
1.3 водные ресурсы,
1.4 земельные ресурсы,
1.5 растительные и лесные ресурсы;
2. Трудовые ресурсы или фактор производства “Труд” – работники разных профессий;
3. Капитальные ресурсы или фактор производства “Капитал” – средства труда и предметы труда.

Учитель географии: Слово предоставляем геологу (рассказ о полезных ископаемых области при помощи геологической карты – схемы Нижегородской области).

(Приложение 2.)

После выступления заполняются соответствующие графы в таблице.

Учитель географии: Слово – климатологу (рассказ о климатических ресурсах)

(Приложение 2.)

Дети заполняют соответствующие графы и строки таблицы.

Учитель географии: О наличии водных ресурсов нам расскажет специалист – географ, ему слово. (Приложение 2.)

Свой рассказ выступающий иллюстрирует фотографиями рек и показывает их расположение на карте Нижегородской области.

Учитель географии : Переходим к рассмотрению земельных ресурсов. О них нам расскажет специалист-почвовед. Ваша задача – внимательно выслушать и заполнить соответствующую часть таблицы. Он свой рассказ иллюстрирует почвенной картой-схемой Нижегородской области. (Приложение 2.)

Учитель географии: Следующим пунктом мы рассмотрим лесные ресурсы. Слово биологу. Он работает с картой-схемой растительности Нижегородской области.

(Приложение 2.)

Учитель географии: А сейчас специалист зоолог расскажет нам о животном мире нашего края, который также относится к природным ресурсам. Он расскажет о животных обитающих на территории Нижегородского края, сопровождая свой рассказ рисунками и фотографиями с изображением животных. (Приложение 2.)

Учитель: Итак, мы с вами выяснили, какими природными ресурсами богат наш родной край. Внимательно посмотрите на ваши таблицы. Все ли вы заполнили на основании сообщений наших специалистов.

Дети проверяют заполнение своих таблиц.

Учитель экономики: А сейчас, прежде чем перейти к рассмотрению следующих факторов производства, я предлагаю немного отдохнуть и послушать краткую историческую справку о развитии хозяйства в нашей области. Слово историку

(Приложение 3.)

Учитель экономики: Спасибо, уважаемый историк, за полезную информацию. А мы продолжаем нашу научную конференцию по изучению обеспеченности факторами производства Нижегородского края. Следующий вопрос для рассмотрения – трудовые ресурсы. Что мы относим к понятию “трудовые ресурсы”? Слово для доклада предоставляется экономисту. (Приложение  4.)

Учитель: На основании полученной информации заполните, пожалуйста, соответствующие строки таблицы.

Дети выполняют задание.

Учитель экономики: Нам осталось разобрать последний вопрос. Это капитальные ресурсы или фактор производства “капитал”. Прежде чем предоставить слово экономистам , изучавшим этот вопрос, давайте вспомним что понимают под этим термином.

Капитал, (как фактор производства), – это то, что приобретается для производства конкретных товаров и услуг. К нему относятся: основной капитал или средства труда (фабрики, заводы, станки, оборудование, компьютеры, транспортные средства и др.) и оборотный капитал или предметы труда (инструменты, материалы, топливо, электроэнергия и др.)

Учитель экономики: Хорошо. А сейчас давайте послушаем специалистов о состоянии данного фактора производства у нас в области. Экономисты вам слово.

(Приложение 5.) Дети заполняют таблицу до конца и сдают учителю на проверку.

6. Подведение итога урока.

Учитель экономики: Итак, наша научная конференция заканчивает свою работу. Осталось подвести черту всему выше сказанному. Чем же богата и интересна наша Нижегородская земля?

Учащиеся делают выводы о обеспеченности разнообразными природными, трудовыми и капитальными ресурсами Нижегородской области, которые затем превращаются в факторы производства товаров и услуг.

Учитель географии (обобщает выводы детей): Нижегородская область является одной из наиболее развитых в индустриальном отношении областей центрального региона России. Сельскохозяйственная освоенность земель является одной из самых высоких в Нечерноземье, именно поэтому, антропогенная нагрузка на природу чрезвычайно высока, и если человек будет смотреть на природу только как на ресурс, а не как на универсальную ценность, если не будут соблюдаться нравственные нормы по отношению к природе, экологические проблемы будут обостряться. Поэтому только от нас с вами зависит дальнейшее процветание родного края.

7. Домашнее задание:

  1. Подготовить сообщения о четвертом факторе производства – “ предпринимательство” в Нижегородской области или в р. п. Шатки.
  2. На контурной карте области отметить наличие полезных ископаемых нашего края.

8. Оценки за урок.

Литература:

  1. Экономика. 8-й класс. Рабочая тетрадь. – Н.Новгород, Нижегородский гуманитарный центр, 2002.
  2. Сборник программ по экономике для средней школы.– Н.Новгород, Нижегородский гуманитарный центр. 2002.
  3. Лобов М.С. География Нижегородского края.– Арзамас.: АГПИ. 2000.